Презентация представляет собой виртуальную экускурсию по страницам жизни и творчества М.И. Цветаевой.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_rity.pptx | 2.86 МБ |
Слайд 1
Виртуальная экскурсия «По страницам произведений М.И. Цветаевой» Работу выполнила Попова Маргарита, учащаяся 9 класса МБОУ ООШ № 15 г. Балаково Саратовской области Руководитель: Ларина Ольга НиколаевнаСлайд 2
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет… «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет», - писала М. Цветаева.
Слайд 3
Отец Марины Цветаевой, Иван Цветаев Родился в 1846 году, был сыном сельского священника из Владимирской губернии. Его семья была так бедна, что Иван и его братья обычно бегали босиком, приберегая ботинки для поездок в город и на праздники. Мальчики учились много работать и жить согласно строгим моральным правилам.
Слайд 4
Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким. Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного ребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатый прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой Тьо , на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала других детей и заполняла одиночество книгами, легендами и музыкой.
Слайд 5
Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, невнимательность мужа и разочарование во всем ,мать увлекалась романтической музыкой, поэзией, искусством. Одно из ранних стихотворений Марины - «Скучные игры»: Глупую куклу со стула Я подняла и одела. Куклу я на пол швырнула: В маму играть - надоело! Не поднимаясь со стула, Долго я в книгу глядела. Книгу я на пол швырнула: В папу играть - надоело!
Слайд 6
В этом стихотворении Цветаева передает свое восприятие отношений между родителями. Как они прячутся за условностями, никогда в действительности не принимая участия в семейной жизни. Показывает отдельный мир отца и матери. Их отчужденность друг от друга и от семьи. Таковы они: маме интересны романтические грезы, папа прячется за своими книгами. Ни эмоциональной близости, ни связи с жизнью. Скука, которую видит Марина в жизни родителей, страшит ее больше всего.
Слайд 7
«Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя Марина, Я- бренная пена морская.» Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Слайд 8
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Рябина стала символом судьбы. Через всю жизнь она пронесла любовь поэтессы к родине, к Москве, к отчему дому .
Слайд 9
Марине было пятнадцать, когда она впервые почувствовала свою готовность к дружбе с мужчиной. Этим мужчиной был Лев Львович Кобылинский – поэт, литературный критик, переводчик Бодлера , известный под псевдонимом Эллис. Вдвое старше Марины, он был блестящим собеседником, дерзким и увлекающим. Его визиты оживляли дом, пустой для Марины и Аси; отец был в отъезде по делам музея, и отсутствие матери все еще порождало зияющую пустоту. Эллис оставался у них часами. Сестры соперничали за любовь Эллиса, как и за любовь матери.
Слайд 10
Осенью в 1910 году вышел ее первый сборник стихов «Вечерний альбом». Стихи из первого сборника напоминают письма Марины: личные, крайне откровенные, исповедальные. На «Вечерний альбом» вскоре появились отзывы Брюсова и Волошина, а также Николая Гумилева. Все критики признали силу Цветаевой. Большинство стихов романтизируют детство Цветаевой и оплакивают его потерю. В то время как отец Цветаевой мало упоминается в этих стихах, мать появляется во всей своей соблазнительной силе: ее печальные глаза, губы, ее слезы, ее книги, ее музыка. Стихотворение «Маме» лучше всего выражает угнетенное состояние матери и покорность дочерей.
Слайд 11
К детским снам, клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров - детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о, мама девочкам своим!
Слайд 12
За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник Цветаевой «Волшебный фонарь», другой по истокам и переживаниям, но в основном сходный по настроению и стилю. Оба сборника выражают противоречивое отношение Цветаевой к роли женщины и ее чуждое условностей видение женской судьбы. Первые сборники были опубликованы, но жизнь Марины, по-видимому, не изменилась. Ее отец, не подозревающий о ее жизни поэта, ожидал, что она продолжит обучение в школе, станет «дочерью профессора Цветаева».
Слайд 13
Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века, но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, свое преклонение она пронесла через всю свою жизнь… Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… «Стихи к Блоку».
Слайд 14
Ей было 19,любовь пришла, когда она однажды, гуляя по берегу Черного моря, встретила Сергея Эфрона. Сергей был на год моложе ее и очень красив. Есть такие голоса, Что смолкаешь, им не вторя, Что предвидишь чудеса. Есть огромные глаза Цвета моря. Вот он встал перед тобой: Посмотри на лоб и брови И сравни его с собой! То усталость голубой , Ветхой крови. Торжествует синева Каждой благородной веной…
Слайд 15
Своеобразной клятвой верности можно назвать стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»: Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь. О милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь. Любовь, по Цветаевой, раскрепощает душу, даёт ощущение внутренней свободы, заново открывает человеку его самого. Любовь раскрывает огромные душевные силы - силы , способные противостоять самой смерти: ...Стан упругий Единым взмахом из твоих пелён, Смерть, выбью! - Вёрст на тысячу в округе Растоплены снега - и лес спалён.
Слайд 16
Осенью 1912 года у Эфронов родилась дочь Ариадна. «Аля - Ариадна Эфрон - родилась 5 сентября 1912 года, в половину шестого утра под звон колоколов. Я назвала ее Ариадна, вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит простые имена, друзьям, которые находят, что это «салонно». Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью». (Из воспоминаний М. Цветаевой).
Слайд 17
Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой. Пленительной амазонкой, Стремительной госпожой. Все будет тебе покорно, И все при тебе - тихи. Ты будешь, как я – бесспорна- И лучше писать стихи…
Слайд 18
Ты, меня любивший фальшью Истины – и правдой лжи, Ты, мена любивший – дальше Некуда! – За рубежи! Ты, меня любивший дольше Времени. – Десницы взмах! Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах. Марина знала, что любила Родзевича, как никогда прежде, но у нее не было другого выхода, как расстаться с ним. Он просил ее о простой обычной жизни. Он хотел жену, брак, дом, в то время как Цветаева никогда не думала о том, чтобы развестись с Эфроном. Простая жизнь у нее была с Сергеем, с Родзевичем же ей хотелось страсти, эмоций, накала чувств. Когда Эфрон узнал о романе с Родзевичем, он предложил Марине расстаться, но испугавшись того, что она может покончить с собой, Эфрон остался с ней.
Слайд 19
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами… Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк. Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году и обращены к будущему мужу сестры М. Минцу .
Слайд 20
В апреле 1930года один из близких друзей Марины - Маяковский -покончил жизнь самоубийством. Она написала поэтический цикл “ Маяковскому”, простым повествовательным, жаргонным языком. Цветаева была шокирована этим происшествием. Двумя месяцами позже Марина испытала еще один удар. Она узнала, что Пастернак оставил жену, потому что полюбил другую, замужнюю женщину. ..
Слайд 21
В августе 1932 года она услышала, что ее лучший друг Волошин умер. Она немедленно села за работу над эссе “Живое о живом”. К этому времени Цветаева была такой несчастной во Франции, что она решила: « Мур не будет, не должен стать французом». В одном из стихов, посвященных сыну, она советует ему вернуться на родину. Езжай, мой сын домой – вперед - В свой край, в свой век, в свой час,- от нас – В Россию - вас, в Россию – масс. Был 1933 год, жизнь была ужасной .
Слайд 22
1937 год стал роковым в жизни Марины. Аля и Эфрон уехали на родину в Советский Союз. Позже, 18 июня 1939 года, Марине Цветаевой с сыном с трудом удалось вернутся обратно домой. Москва не встретила ее радостно и дружелюбно. Эфрона, а затем и Алю арестовали. В тюрьме Сергей пытался покончить жизнь самоубийством, Аля же сходила с ума. Цветаева с Муром переехала жить поближе к тюрьмам, где были заключены ее муж и дочь.
Слайд 23
Марина лишилась всего: дочери, мужа, друзей и даже желания писать. В августе началась эвакуация членов Союза писателей. Цветаева с Муром отправилась в Елабугу. Здесь Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Она повесилась. Друзья Цветаевой винили в ее смерти себя. Пастернак чувствовал, что никогда не простит себя за то, что покинул ее. Дочь Аля винила в этом критиков, сестра Ася обвиняла Мура в том, что он довел мать до самоубийства. Ее смерть стала логическим концом ее жизни. Точное расположение могилы Цветаевой не известно, но Ася в начале 60-х поставила крест на приблизительном месте смерти своей сестры.
Слайд 24
Последнее стихотворение М.И. Цветаевой Робкая как вор, О - ни души не задевая!- За непоставленный прибор Сажусь незваная, седьмая. Раз!- опрокинула стакан! И всё. что жаждало пролиться,- Вся соль из глаз, вся кровь из ран - Со скатерти - на половицы. И - гроба нет! Разлуки - нет! Стол расколдован, дом разбужен. Как смерть - на свадебный обед, Я - жизнь, пришедшая на ужин. ...Никто: не брат. не сын, не муж, Не друг - и всё же укоряю: - Ты, стол накрывший на шесть - душ, Меня не посадивший - с краю.
Слайд 25
Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение Потому что это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды. Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки Лермонтова : Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?
Петушок из русских сказок
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Самодельный телефон
Машенька - ветреные косы