Проект ученицы представляет собой исследование различных источников и выводы
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obraz_untera_prishibeeva_po_rasskazu_a.p._chehova.docx | 35.35 КБ |
Колоколова Анастасия Андрияновна, «Образ унтера Пришибеева (по рассказу А.П. Чехова «Унтер Пришибеев»)» Краснодарский край г. Белореченск, МБОУ СОШ № 5, 10 класс
Научный руководитель: Пшеничникова З.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5
конкурс учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика » Малой академии наук учащихся Кубани
Образ унтера Пришибеева (по рассказу А.П. Чехова
«Унтер Пришибеев»)
Секция «Литературоведение»
Колоколова Анастасия Андрияновна
Краснодарский край, г. Белореченск,
МБОУ СОШ № 5, 10 класс
Научный руководитель: Пшеничникова З.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ 5
Аннотация
Цель моей работы: раскрыть образ унтера Пришибеева из рассказа А.П. Чехова «Унтер Пришибеев». Для этого были изучены литературоведческие работы, информационные источники, посвященные творчеству писателя, перечитаны рассказы Чехова, рассказ Г. Щербаковой «Унтер Пришибеев», стихотворение А. Ломунова «Унтер Пришибеев».
Во вступлении рассказываю, о чём и для чего писал А.П. Чехов.
Затем знакомлю с образом главного героя из рассказа «Унтер Пришибеев»: показываю его портрет, социальное происхождение, отношение к крестьянским мужикам и подробно характеризую его речь, так как, по мнению Чехова, именно речь ярко раскрывает умственное и духовное убожество Пришибеева.
Далее привожу примеры, что чеховский герой – не единичное явление и в доказательство знакомлю с историей создания рассказа.
В заключении привожу примеры, что «злые семена» пришибеевщины продолжают прорастать и в наше время, о чём свидетельствуют произведения современных авторов: Г. Щербаковой и А. Ломунова.
Краткая аннотация.
Тема исследования актуальна и интересна.
Опираясь на изученные источники, автор согласно своему возрасту умело раскрыл образ главного героя рассказа А.П. Чехова «Унтер Пришибеев», также указал, что пришибеевщина, к сожалению, продолжает давать свои «всходы» и сегодня. В доказательство ученица приводит современные произведения, в которых нашла отражение эта тема.
Оглавление
5.Типичность образа Пришибеева.
6. История создания рассказа «Унтер Пришибеев».
Заключение.
Чехов—изумительный мастер малого жанра. С самого начала своей творческой деятельности он стремился к предельной краткости, экономии художественных средств. Менялись приемы его письма, но основное оставалось: лаконизм, сжатость формы, уменье немногими словами сказать многое. Таковы и заглавия рассказов Чехова.
Цель моей работы: раскрыть образ главного героя из рассказа А.П. Чехова «Унтер Пришибеев»
Задача: показать, что пришибеевщиной может давать «всходы» и в наше время.
В процессе работы использовались следующие методы и приёмы:
- изучение литературоведческих работ;
- исследование Интернет – ресурсов по данной теме;
- ознакомление с современными произведениями, посвященными теме пришибеевщины.
О чем пишет Чехов в своих рассказах? Он пишет о взяточничестве, бюрократизме, подхалимстве, протекционизме, общественном равнодушии и других гримасах тогдашней уродливой жизни. Простым, ясным языком крупного художника Чехов разоблачает тупого, сонного, а иногда и рабски-лукавого российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Сначала кажется, что
А.П. Чехов пишет о всяких мелочах, о недоразумениях, происшествиях, иногда забавных, а иногда и не очень. Но это только на первый взгляд. Если задуматься, то получается, что эти и многие другие чеховские рассказы — не о случайных происшествиях, а о чем-то гораздо более важном — о смысле жизни, о том, зачем, ради чего живет человек. Задумаемся еще вот над чем: почему так легко и просто оскорбляют многие чеховские герои других людей? Это говорит о привычке не считать человеческое достоинство чем-то важным, ценным, значительным. И, пожалуй, эта привычка — самое страшное, потому что благодаря ей человек, совершающий подлость, не чувствует этого, полагает, что поступает правильно и справедливо.. Он убежден в своей правоте, и начни доказывать ему, что человек не имеет права издеваться над другим человеком.Их самоуверенная тупость может быть смешной, но может быть и мрачной, страшной. Это бывает тогда, когда с уверенностью в собственной правоте человек вмешивается в жизнь других людей, заставляет их жить так, как ему хочется, распоряжается чужой судьбой. Тогда возникают фигуры, подобные унтеру Пришибееву. Именно такая фигура возникает в рассказе «Унтер Пришибеев».
Герой рассказа - отставной унтер – добровольный шпион и тупой самозваный администратор. Он по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Этот человек терроризирует деревню, где живет, считает, что он один знает порядки, как необходимо обращаться с людьми низшего звания. Фигура Унтера вырастает в фигуру всероссийского городового, олицетворяя самодержавную власть в России.
Облик Пришибеева раскрывается уже в начальных строках рассказа, где дается портрет обвиняемого. «Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивания каждое слово, точно командуя». Здесь, что ни деталь, то характеристика: лицо- «колючее», не располагающее к себе, не открытое, а, наоборот, - лицо придиры, забияки, жестокого человека.
По своему социальному происхождению Пришибеев из крестьян, из наиболее отсталых слоев деревни. До военной службы он жил в деревне., На службе Пришибеев получил закалку и военную выправку – он «делает руки по швам»- и особую манеру речи – «отчеканивает каждое слово, точно командуя».
В армии Пришибеев дослужился до чина унтер-офицера, второго высшего солдатского чина; по занимаемой должности он был в армии каптенармусом, т.е. заведовал солдатским провиантом и обмундированием в роте, в гражданской службе он был сначала пожарным, а потом служил швейцаром в мужской классической прогимназии.
Но при всех занимаемых им должностях Пришибеев был неизменным доносителем по начальству. Добровольный соглядатай, непрошеный администратор, он всегда вмешивался даже в мирные частные дела граждан, отличаясь собачьей преданностью по отношению к власти и беспощадной, тупой жестокостью ко всем тем, кто, по его мнению, «смел власть унижать» или идти «против власти».
В городе, будучи швейцаром в прогимназии, он занимался подслушиванием чужих разговоров и, заслышав «неподходящие слова», доносил о них жандармам.
Вернувшись в деревню, он стал пренебрегать деревенской жизнью и начал отделять себя от простых мужиков, превращаясь в добровольного жандарма.
Пришибеев полон сознания своего превосходства над крестьянами, он смотрит на себя как на человека образованного, единственного в деревне, кто «все понимает», знает законы и порядки.
«Я не мужик, - говорит он, - я унтер-офицер, отставной каптенармус»… «Все порядки знаю-с. А мужик-простой человек, он ничего не понимает и должен меня слушать, потому – для его же пользы». Он вынес из армии и крепко усвоил одно: надо служить власти, охранять «закон», «порядки вводить». Поэтому он считает себя вправе во все вмешиваться, во все входить, всем мешать, всем читать наставления, не стесняясь в средствах вразумления, на всех и на все доносить. Пришибеев, по его мнению, действует в защиту закона. Закон не позволяет народу «табуном ходить» - и он, увидав собравшихся около трупа, кричит: «Разойдись!» Он запрещает вечером с огнем сидеть, потому что нет закона, разрешающего это. Сотскому приказывает гнать народ «взашей», пускает в ход кулаки, считая, что «без того нельзя, чтоб не побить. Ежели глупого человека не побьешь, то на твоей же душе грех». Низкий уровень его развития подчеркивается и его записной книжкой, где внесён список крестьян, «которые сидят с огнем» («Игнат Сверчок занимается волшебством, и жена его Мавра есть ведьма, по ночам ходит доить чужих коров»), и непониманием приговора судьи.
Пятнадцать лет Пришибеев наводит страх на деревню, наблюдая, «чтоб чего не вышло». «Житья от него нету, вашескородие! « Пятнадцать лет от него терпим!.. Замучил всех!»- жалуются судье крестьяне.
- Именно так, вашескородие! – говорит свидетель староста. – Всем миром жалимся. Жить с ним никак невозможно. С образом ли ходим, свадьбу ли, или, положим, случай какой, везде он кричит, шумит, все порядки заводит. Ребятам уши дерет, за бабами подглядывает, чтоб что не вышло, словно свекор какой… Намеднись по избам ходил, приказывал, чтоб песней не пели и чтоб огней не жгли. Закона, говорит, такого нет, чтоб песни петь».
Он решительный противник воли для народа: «Где это в законе написано, чтобы народу волю давать»? – исступленно восклицает Пришибеев. – «Я не могу дозволять-с».
Несмотря на стремление везде и всюду устанавливать порядки, Пришибеев не имеет о них никакого понятия и вместо них насаждает тюремный режим. Воплощенное ничтожество, он до смешного высокомерен. Тупой, он считает себя самым умным человеком в деревне.
Для того чтобы довершить характеристику Пришибеева, необходимо обратить внимание на его манеры и речь. В его манерах есть что-то марионеточно - деревянное: говоря, он «отчеканивает каждое слово, точно командуя» и неизменно « делает руки по швам» Все это признаки морального уродства духовно опустошенного казарменной муштрой человека.
В речи, по мнению Чехова, очень ярко раскрывается умственное и духовное убожество героя. Поэтому рассказ построен так, что основное место в нем занимает речь Пришибеева в камере мирового судьи. Только изредка она прерывается отдельными возгласами и репликами крестьян, присутствующих на разборе дела. Но она построена Чеховым так, что мы видим всю дикость понятий унтера и в то же время время страшную силу этого человека в деревне. По форме его речь категорична, тавтологична и отрывиста. По содержанию лишена здравого смысла: в ней совершенно нет внутренней логики. Пришибеев изъясняется алогизмами, т.е. бессмысленными выражениями. Вот примеры его лишенных смысла речений:
«Все это дело вышло из-за, царство ему небесное, мертвого трупа».
«…смотрю – стоил на берегу куча разного народа людей».
«Разгоню я народ, а на берегу, на песочке, утоплый труп мертвого человека»
«Может, этот утоплый покойник сам утоп…»
«Может, тут уголовное смертоубийство…»
«Нешто в таких делах, когда утопшие, или удавившие, или прочее тому подобное, - нешто в таких делах становой может?»
Своим словарем и синтаксисом речь Пришибеева прекрасно характеризует указанные черты этого образа. Сознание, что он блюститель порядка в деревне, охранитель закона, раскрывается в частом употреблении им слов: «закон» («по всем статьям закона», «нешто в законе сказано», «где это в законе написано», «по какой статье свода законов» и т.д.),»право» ( «по какому полному праву»), «порядок» ( «нешто это порядок») и т.п.
Окриком звучит в его устах полицейская фраза: «Наррод, расходись!» Свою «образованность» он демонстрирует как введением в свою речь «умных» слов вроде «аттестовать», «эстафет», «акт», «классическая», так и построением отдельных фраз: «Господин мировой судья, ежели пожелают, могут тебя за такие слова в иберское жандармское управление по причине твоего неблагонадежного поведения»; «Как же, говорю, ты смеешь власть уничижать?»
5.Типичность образа Пришибеева.
Образ Пришибеева – не единичное явление, а тип и в то же время – символ. Пришибеевых было много. Недаром от Пришибеева возникло нарицательное понятие – пришибеевщина. Пришибеевщина как опасное социальное явление возможна там, где нет общественного мнения, нет «гласности», где налицо одна лишь бесправная и безгласная масса людей, где никто не может дать отпора ни одному мерзавцу, вооруженному атрибутами власти или угрозой клеветы и доноса. Пришибеевы – порождение и воплощение полицейской системы царизма со всей ее дикостью и произволом. В армии они проходили школу беспрекословного послушания царской власти и бесцеремонного обращения с ее подданными.Пришибеевы были главной опорой режима подавления и растления общественного сознания. Это Пришибеевы бессмысленно расстреливали народ. Это из них формировались кадры тайных соглядатаев и доносителей.
Рассказ «Унтер Пришибеев», как и другие рассказы Чехова, представляет собою художественное обобщение явлений жизни. Наблюдения самого Чехова над окружающей действительностью, а также газеты, давали писателю богатый материал о жизни его времени.
6. История создания рассказа «Унтер Пришибеев».
Рассказ «Унтер Пришибеев» написан в 1885 г., а окончательно обработан в 1900г. Однако еще в 1983г. Чехов работает над образом полицейского не по служебному его положению, а по призванию, из любви к делу.
Среди заметок Чехова имеется одна под заглавием «случаи помешательства».
Случай первый:
- Я знаю одного отставного капитана, бывшего станового. Этот человек помешен на теме: «Сборища воспрещены» И только потому, что сборища воспрещены, он вырубил свой лес, не обедает с семьей, не пускает на свою землю крестьянское стадо ит.п. Когда его пригласили однажды на выборы, он воскликнул: « А вы разве не знаете, что сборища воспрещены?»
Случай второй:
- Один отставной урядник…помешан на теме: « А посиди-ка, братец!» Он сажает в сундук кошек, собак, кур и держит их взаперти определенный срок. В бутылках у него сидят тараканы, клопы, пауки.
Уже в этих набросках намечаются основные черты унтера Пришибеева. Но вот Чехов читает в «Петербургской газете» от 9 февраля 1883г. следующую заметку: Изюм. Из Изюменского уезда в газете «Южный край» пишут: «Урядник Гавриловской волости проявляет свое усердие к службе до того, что не позволяет сельской молодежи и повеселиться в длинные зимние праздничные вечера. Вооруженный нагайкой, блюститель общественного спокойствия расхаживает в сопровождении десятников каждый вечер по селу и, застав молодежь в домах, в которых замечает светящийся огонек… «парубков» разгоняет нагайкой, а «дивчат» отправляет под конвоем десятников на ночевку в кутузку при волостном правлении».
При работе над рассказом Чехов использует из этой корреспонденции, кроме необычного усердия урядников к службе, еще одну характерную деталь - светящиеся окна. В связи с идейным замыслом рассказа эта деталь получает глубокий смысл: Пришибеев боится света. Приведенная справка из истории создания рассказ ясно говорит, как стремился Чехов через конкретные, отдельные явления раскрыть общее, существенное, характерное в жизни своего времени.
Чехов много думает и над заглавием рассказа. Сначала рассказ носил название «Сверхштатный блюститель». Потом в «Петербургской газете», где был впервые напечатан рассказ, он носит название «Кляузник». В конце-концов Чехов остановился на том заглавии, которое, как теперь нам кажется, удачнее всего. Кто сейчас не знает, что такое пришибеевщина? Фамилия образована по давней традиции от слова, обозначающего главную черту характера героя — от глагола «пришибать» (вспомним Скотинина, Собакевича, Держиморду, будочника Мымрецова). Легко понять, почему Чехов отбрасывает первые два заглавия. Они его не удовлетворяют из-за отсутствия в них конкретности. Название «Унтер Пришибеев» получает нужную писателю конкретность через фамилию Пришибеев.
Так в 1900г в собрании сочинений появляется рассказ «Унтер Пришибеев».
Заключение.
В современной литературе также можем найти продолжение галереи образов Пришибеевых. Александр Ломунов в своём сатирическом стихотворении «Унтер Пришибеев» пишет: «А гонору, а спеси и амбиций?/...Везде нас встретит «Унтер Пришибеев»,/ И от него спасенья - просто нет!».
В рассказе Галины Щербаковой предстаёт перед нами современный тупой, самоуверенный блюститель порядка в посёлке Щербиновка. Автор вспоминает об одном случае из своей жизни, который свёл её с представителем власти. Читая рассказ, поражаешься сходству поселкового милиционера с чеховским героем: та же вседозволенность, та же уверенность во всём, что делает. «Ему бы жезл,…чем не царь…», - пишет автор. Далее мы читаем: «Вы что ведёте себя как унтер Пришибеев?»
Сравнивая образы Пришибеевых, показанных на страницах литературы XXI века с Чеховским Пришибеевым, можно сделать вывод, что, к сожалению, «злые семена» пришибеевщины продолжают давать всходы.
Список литературы
1. Воробьёв П.Г. А.П. Чехов. Рассказы. М., 1954
2. Паперный З. А.П.Чехов. М., 1960
3. Русские писатели. Библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 2. М – Я/Под ред. П.А.Николаева. М., 1990
4. Флоринский С.М. Русская литература XIX-XX веков. М., 1935
5. Чехов А.П.Рассказы. Повести. М., 2002 . М., 1954
7. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. М., 1979
8. Энциклопедия. Чехов А.П.Собрание сочинений. Русская литература, от былин и летописей до классики 19 века. М., 1987
Информационные источники
2.http://chehov.niv.ru/chehov/bio/biografiya.htm
Иван Васильевич меняет профессию
Мороз Иванович
Рисуем подснежники гуашью
Самый богатый воробей на свете
Галка в чужих перьях