Тезисы
к исследовательской работе
по литературе
«Образы вампиров в литературе и фольклоре»
Автор: Александрова Кристина,
ученица 5 «А» класс
ГБОУ лицей № 144
Руководитель: Манаенко Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
В 2008 году в США на экраны кинотеатров вышел фильм по первой книге Стефани Майер «Сумерки». Его успех был очевиден. В одном из журналов, где автор давала свое интервью, она уверенно говорила, что писала свой вампирский роман для 18-20 летней публики, а читателями оказались люди от 12-39 лет. Главные герои книги – необычные существа. Мне сразу вспомнились образы похожих героев, но из литературных произведений: Кощей из русских народных сказок, Волан- де – Морт, Картаус Рыжий Ус. Так была предопределена тема моего исследования: «Образы вампиров в литературе и фольклоре». Мы часто встречаемся с такими персонажами, но особый интерес представляет сопоставление героев в их фольклорном варианте и авторской литературе.
Проблема: мифологический образ вампира может являться источником не только фольклорных, но и авторских произведений.
Гипотеза: всегда ли вампир ассоциировался в литературе со злом.
Цель: определить, как мифологический образ вампира интерпретируются в литературных произведениях разных эпох и в фольклоре.
Задачи:
Предметные области: литература.
Объекты исследования: вампир, Кощей Бессмертный, Волан- де - Морт, Картаус Рыжий Ус.
Методы исследования:
Слово «вампир» впервые встречается в английских фольклорных произведениях в 1734 г. и объясняется следующим образом: «Тела умерших людей, одушевленные злыми духами, которые выходят из могил в ночное время, сосут кровь живых и губят их». И гораздо позже, в 1762г., оно стало применяться к летучим мышам, которые нападали на животных. С начала ХIХ в. вампир стал героем многих серьезных произведений, видимо, под влиянием ученых трудов о вспышках вампиризма по всей Восточной Европе на протяжении XVIII в, который стал переломным в развитии европейской культуры: она открыла для себя всю прелесть народных суеверий. Устные предания стали активно записывать и издавать. Рассказы о вампирах появлялись не только в сборниках народных преданий, но и в газетных новостях и официальных донесениях. Так формировался образ вампира литературного, который довольно сильно отличается от вампира фольклорного. Во многим источниках его иногда называли Хладный Демон, он считался одним из самых опасных ночных хищников. Помимо огромной физической силы, он обладал уникальной способностью бесшумно передвигаться с невероятной скоростью. Когда вампир отказывается пить людскую кровь и начинает пить кровь животных – его глаза приобретают золотисто – медовый цвет, а когда мучает жажда, его глаза становятся черные. Чтобы убить Хладного Демона, нужно его распять и сжечь. Другие мифические способы, такие как чеснок, деревянный и серебряный кол, священная вода для него не опасность. Такой образ возник не случайно: люди не могли объяснить странные исчезновения и убийства, беды и эпидемии, мор животных. В ненаучной атмосфере деревенской жизни роль вампира — объяснить различные формы непредсказуемого и незаслуженного зла, которое обрушивалось нa людей.
Образ вампира нашел свое место и в мировоззрении народов Восточной и Центральной Европы. Он был связан со смертью и являлся существом, которого надо было избегать. Однако он не был универсальным символом зла, каким он станет в Западной европейской литературе XIX века.
В славянском язычестве похожий персонаж — хранитель подземного царства (аналог Аида). Он Царь, колдун, даже целитель, советчик, иногда изображался в образе всадника на волшебном говорящем коне. Это странное существо, таинственное, но его не боялись, а чаще им пугали непослушных детей.
В русским фольклоре «аналог» вампира – Кощей (Кащей) Бессме́ртный, хранитель казны и несметных подземных богатств. Силу придает ему вода. Он хитрый, злой, но глупый, поэтому чаще изображался как сатирический персонаж. Очень напоминает этого героя европейский герой народных сказок - Картаус Рыжий Ус.
Оборотень или Демон Ночи встречается в легендах североамериканского племени индейцев Квилетов. Это ослепительно прекрасное существо с гладкой и холодной, словно мрамор, бледной кожей и глазами темно-красного цвета. Он одинок, его прогнали люди, поэтому мстит, но может и сопереживать и помогать, если вопрос касается справедливости и чести.
Самым ярким, на мой взгляд, в современной литературе является образ создателя семи крестражей Волана -де- Морта, злого волшебника из книг Джоаны Роулинг про Гарри Поттера. Ему дана похожая магическая способность: чтобы стать бессмертным, он создает 7 крестражей, в которых спрятана частичка его души. Только уничтожив все 7 магических предметов (медальон, чаша, диадема, и.т.д), можно победить злого волшебника.
Проанализировав, как развивался образ вампира в произведениях разных эпох, пришла к выводам:
В результате опроса я узнала:
Библиография:
1. Дж. К. Ролинг Гарри Поттер. Перевод с англ. И. В. Оранского Москва, РОСМЭН 2012.
2. Усачев Андрей Большая книга Кощея Бессмертного, Издательство: "Оникс" (2007)
3. Стефани Майер «Сумерки». Перевод с англ. А. Ахмеревой.- М. Аст. Москва 2010 год. 4. fanbio.ru›mif/84-2010-04-22-16-05-16.html
5. Сборник «Русские Народные Сказки» под редакцией А. Н. Афанасьева, Лениздат, 1983
6 literatura/stati…bessmertnyi_nostradam/
7. http://dreamworlds.ru/intersnosti/64609-tajny-slavyanskix-skazok.html
8. ru.wikipedia.org›wiki/Кощей
9. legendami.ru›bod/russia/russia40.htm
10. Forever-Young.ru›myths-and-legends/mythical
11. ru.harrypotter.wikia.com›Волан-де-Морт
12. tronastya.narod.ru›Personazhi/Volan-de-mort/
Три загадки Солнца
Заяц, косач, медведь и весна
Рождественские подарки от Метелицы
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рисуют дети водопад