Цель: - создать учебное пособие для практического применения на уроках русского языка, окружающего мира и во внеурочное время.
Вложение | Размер |
---|---|
"Из жизни одного слова" | 407.5 КБ |
ХIV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Русский язык»
ТЕМА:
«Из жизни одного слова»
Выполнила:
Васильева Вероника
ученица 2 «Б» класса
МБОУ Школы № 156
Красноглинского района.
Научный руководитель:
Борисова Е.Г.
учитель начальных классов
Самара
2013 г
Содержание
стр.
Введение. 3
1. Работа со словарями. 4
2. Исследование «Фразеологические обороты». 5
3. Исследование «Детские ассоциации» 6
4. Исследование «Какое это слово?»
5. Исследование «Дерево из слов». 7
6. Пословицы и поговорки. 7
7. Лингвистический портрет слова «язык» 8
8. Язык – наш орган. 8
9. Эксперимент «Многонациональный коллаж». 9
10. Самое интересное о языке. 10
11. Тайный язык – язык животных. 11
12. Язык цветов – искусство дарить цветы. 12
13. Функции языка. 13
14. Что говорят выдающиеся люди о языке? 13
Заповеди для учащихся.
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
Введение
Мир полон чудес. Рождение ребенка, печатание книги, полет человека в космос, появление компьютеров…
Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш родной язык. Давным-давно люди стали задумываться над загадкой языка.
Одни считают, что язык – это бесценный дар Бога; другие убеждены, что способность к речи возникла сама по себе; третьи рассматривают язык, как результат многовекового превращения обезьяны в человека, ведь именно способность мыслить и говорить отличает нас от других живых существ. [1]
Предметом моего исследования является одно-единственное слово – «язык».
Цель: - создать учебное пособие для практического применения на уроках русского языка, окружающего мира и во внеурочное время.
Задачи:
Проблемные вопросы:
1)Что можно рассказать о слове «ЯЗЫК»?
2) Что означает слово «ЯЗЫК»?
3) Какие неожиданные сюрпризы таит в себе это самое обыкновенное слово?
Гипотеза: если проявить интерес к слову «язык», то можно раскрыть множество секретов, тайн из жизни слова.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ справочной литературы, беседа, наблюдение, сравнительный анализ, социологический опрос.
1. Работа со словарями.
Что можно рассказать о языке?
Слово «язык»… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное слово!
Второй год учимся в школе. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает нас там. Живые беседы учителей, родителей и окружающих нас людей. Через слово впервые узнаем о том, чего ещё не видели глазами.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Язык… Что же это такое? В поисках истины решили обратиться к словарю. Оказалось словарей много, задачи у них разные.[12]
О значении и употреблении слова «язык» узнали из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова, Н.Ю Шведовой и «Современного толкового словаря». [5] Оказывается, это слово является многозначным. (табл. 1)
значение в прямом смысле | значение в переносном смысле |
а) звуки, издаваемые животными; б) система сигналов, знаки. | 1) пленный, захваченный для получения нужных сведений; 2) о чем-либо вытянутом, удлинённой формы (язык пламени); 3) металлический стержень в колоколе, ударяясь о стенку, производит звон. |
О грамматике написания выяснили из «Орфографического словаря»:
Слово «язык» – неодушевлённое существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
Язык – 2 сл., 2 гл., 2 согл., 4 б., 5 зв.
Нельзя переносить с одной строки на другую.
Исследуемое слово является словарным.[4]
А если интересоваться происхождением, то на помощь придет «Этимологический словарь».
Разлагая сие славянское слово «язык» находим, что оно составлено из местоимения я и имени зык, так что заключает в себе выражение: я (есмь) зык, т. е. звук, голос, гул. На современном языке означает: я есть орудие голоса.
2. Исследование «Фразеологические обороты».
Фразеологические обороты в народе называют «крылатыми выражениями» (табл. 2)
«крылатые выражение» | значение этих выражений |
злой язык | сплетник |
длинный язык | говорить лишнее |
язык без костей | слишком много говорить |
распустить язык | заниматься пустой болтовнёй |
трепать, чесать языком | пустословить |
укорачивать язык | заставить прекратить разговор |
языком чесать | судачить попусту |
давать волю языку | говорить, не стесняясь |
сорвалось с языка | сказать не подумав |
Табл. 2
Фразеологические обороты употребляются в переносном значении.[3]
3. Исследование «Детские ассоциации».
Когда одноклассники слышат слово «язык», ассоциации у них разные: у одних (16% уч-ся) – это здание с резными сводами и выступами,
у других (13% уч-ся) – волшебный клубок со скрученными разноцветными нитями, а третьи (10 %) - представляли сундук с множеством закодированных замков, для многих (26%) – странный музыкальный инструмент.
4. Исследование «Какое это слово?»
5. Исследование «Дерево из слов»
Сердцевиной слова является корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево (рис.1)
Вот одно из таких деревьев:
Справедливы слова одного из героев Максима Горького: «Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!»
Рис. 1
6. Пословицы и поговорки.
Родились пословицы и поговорки в глубокой древности.[6]
В пословицах и поговорках выражен народный опыт. В повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к их помощи:
Качество человека (болтливость) | Качество человека (нерадивость) | Житейский опыт, советы, наставления | Повседневный быт |
Языком болтает, а голова не знает. | Языком гору свернёт, на работе места не найдёт. | Язык – весы ума. | Язык без костей – потешает гостей. |
Языком, что решетом, так и сеет. | Языком не торопись, а делом не ленись. | Языком мели, а руками не разводи. | Язык один и будни, и в праздники. |
7. Лингвистический портрет слова «язык».
Зная, что русский язык представляет систему и состоит из единиц, связанных друг с другом, составили портрет слова «язык».
1. Толкование (значение слова в прямом и переносном значении).
2. К истокам слова.
3. Грамматические особенности слова.
4.Звукобуквенный состав слова.
5.Морфемный состав слова. ( Однокоренные слова).
6.Изобразительно-выразительные возможности слова.
7. Загадки.
8. Язык – наш орган.
1. Язык - орган, при помощи которого человек издает различные звуки, в том числе - речь, от него во многом зависит тембр голоса.
2. Язык распределяет пищу в полости рта .
3. Язык - орган вкуса (имеет вкусовые сосочки).
4. Благодаря чувствительным сосочкам мы отличаем холодную пищу от горячей.
5. Язык - мышечный орган, который не только участвует в акте жевания, но и закрывает вход в носоглотку, в дыхательную трубку (трахею), препятствует попаданию пищи в полость носа или трахеи, то есть выполняет защитную функцию.
6. Язык участвует в осуществлении мимических функций.
9. Эксперимент «Многонациональный коллаж».
Сначала в Интернете нашли слово «привет» на разных языках. Затем составили коллаж из иллюстраций детей из разных стран, написали над каждым слово «привет» на одном из языков и указали, в какой стране так здороваются (рис.2)
10. Самое интересное о языке
В настоящее время на земном шаре насчитывается свыше 6.000 различных «живых» языков. [8]
В мире универсальным языком стал английский язык.
Исследование «Для чего нам нужен латинский язык?
Латынь называют «мертвым» языком, поскольку на ней никто не говорит в повседневной жизни.
Однако латынь по-прежнему необходима:
11. Тайный язык животных.
Считается, что человек отличается от животных тем, что умеет разговаривать. А вот у наших братьев меньших «языка» вроде бы нет. В силу своих особенностей, болтать они, конечно, не могут. Но это вовсе не значит, что животные не «разговаривают.
Разглядывая иллюстрации по детской энциклопедии «Животные» (Лоранс Букобза, Анник Мулинье)[9], поняли, что животным есть что «сказать» друг другу. Оказывается, просто мы не замечаем их особого сигнального языка. А ведь каждое движение животного что-нибудь да означает
(рис.3,4,5,6)
Рис. 3 ,4, 5,6
12. Язык цветов – искусство дарить цветы.
Язык цветов «Селам» зародился на Востоке. Согласно ему каждый цветок, его цвет и аромат имеют особое значение.
Цветы могут рассказать о многом, например: значение цветка незабудки – память, фиалки – скромность и т. д.
Далеко не всегда бывает, возможно, выразить словами всё то, что мы чувствуем и понимаем. Тут на помощь приходит язык цветов. Тем, кто владеет этим языком, легче подобрать слова, вручая букет.
13. Функции языка в современном мире.
В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций:
Вывод: функции языка тесно переплетаются с разнообразным миром языка.
14. Что говорят выдающиеся люди о языке?
Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка, на котором они творят.
Как тонко подметил Константин Паустовский:
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»
Высказывания и стихотворения великих людей о языке нам помогли почувствовать волшебство знакомого всем слова «язык» и вдуматься в неисчерпаемую глубину многозначного слова.
В ходе исследования часто попадались мудрые советы. Под руководством учителя я составила заповеди для учащихся.
Заповеди для учащихся.
Заключение
Работа со словом «язык» была для нас очень интересной, поскольку язык представляет собой структуру, универсальную по всем параметрам:
Эта работа позволила увидеть удивительное, неповторимое чудо – язык в разных ракурсах. Своими исследованиями смогли доказать, чем больше разгадываешь тайн, тем больше становится новых загадочных секретов в жизни исследуемого слова.
Вот оно, какое таинственное и загадочное чудо – язык!
Нам бы очень хотелось, чтобы все люди, получающие щедро раздаваемые им сокровища, относились бы к русскому языку с любовью и уважением, бережностью и интересом, чтобы слава его была не только в прошлом, но и в будущем.
Список использованной литературы.
3. Жуков В.П. .«Фразеологический словарь русского языка» 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1994.—431 с
4.«Орфографический словарь», Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин.
5. Ожегов И.С.«Толковый словарь русского языка», 41089 словарных статей. Издательство "Азъ", 1992.
6. Соболев А. И. .«Народные пословицы и поговорки», собранные В.И. Далем. Полный список русских пословиц и поговорок. … Сайт-календарь "12 месяцев"
7.Тихонов А.Н.«Школьный словообразовательный словарь русского языка» М.: Просвещение, 1997. – 350 с.
8.Ушаков Н.Н.«Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2001г
9.Энциклопедия «Животные» Лоранс Букобза, Анник Мулинье (2003 г.), 128 стр., Россия
10. artbull.ru›content/chto-oznachaet-slovo-yazyk
11. fictionbook.ru›author/kollektiv_avtorov/russkiyi_
12. slovari.yandex.ru
бессмертное
божественное
чудесное
неразгаданное
загадочное
тайное
священное
уму непостижимое
Функции языка
знак национальной идентичности
средство сообщения информации
орудие усвоения знаний
школьниками
средство связи между людьми
способ передачи
чувств и эмоций
хранитель исторической памяти народа
величайшее творение человеческого разума
Разлука
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Будьте как солнце!
И тут появился изобретатель
Невидимое письмо