... В отечественной литературе, пожалуй, ещё не было значительной личности со столь необычной творческой и жизненной судьбой...А Кутилов поистине уникальное явление современной русской поэзии. Уникальное - до невероятности. Соматизмы, используемые поэтом в стихотворениях, помогают А.Кутилову отразить место человека в мире, его (человека) сущность, его взаимодействие с миром.
Вложение | Размер |
---|---|
somatizmy.doc | 129.5 КБ |
prezentaciya_somatizmy.ppt | 159 КБ |
Департамент Образования Администрации города Омска
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Городская конференция обучающихся 5-11классов города Омска,
подведомственных департаменту образования
Администрации города Омска,
«Шаги в науку»
Направление : Филология
Тема работы:
«Соматизмы в творчестве Аркадия Кутилова
Выполнила: Безрядина Екатерина
Обучающаяся 9а класса
БОУ «СОШ №61»г.Омска
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Любовь Сергеевна Боркивец
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1
Параграф 1………………………………………………………………………5
Параграф 2………………………………………………………………………6-8
Глава 2
Параграф 1………………………………………………………………………8-10
Параграф 2………………………………………………………………………10-12 Параграф 3………………………………………………………………………12-14
Параграф 4………………………………………………………………………14-15
Заключение………………………………………………………………………….16-18
Список литературы…………………………………………………………………19 Приложение №1……………………………………………………………………..20
Приложение №2……………………………………………………………………..21
Приложение №3……………………………………………………………………..22
Приложение №4……………………………………………………………………..23
Приложение №5……………………………………………………………………..24
Приложение №6……………………………………………………………………..25
Введение
В отечественно литературе, пожалуй, еще не было значительной личности со столь необычной творческой и жизненной судьбой: семнадцать лет непризнания, гонений, абсолютной бездомности, в конце концов, сделали свое дело… Аркадий Кутилов поистине уникальное явление современной русской поэзии. Уникальное – до невероятности.
Истинный масштаб этого поэта еще не осознан современниками. «Кого-то до сих пор сильно беспокоит, что А. Кутилов никак не умещается в тесные, но такие привычные рамки «областного поэта». (с.196 А. Е. Лефер, «Вокруг Достоевского» и другие очерки. – Омск, 1996.)
Сегодня приходится говорить, что имя Аркадия Кутилова до сих пор продолжает оставаться малоизвестным, малоизученным.
Осмыслить особенности поэтических стихов А. Кутилова можно лишь, погружаясь в их чтение и изучение «соматической» идеологии, которая имеет определенный содержательный смысл, отражающий понимание места человека в мире, сущности и смысла бытия.
На наш взгляд проблемой малой известности в широких кругах читателей имени Аркадия Кутилова является то, что «А. Кутилов дрался с Системой всерьез, насмерть, но достойным оружием – стихами. Система же убивала его трусливо и подло, медленно и долго – всю жизнь…». Поэтому нам хотелось представить свою точку зрения, свой взгляд на творчество Аркадия Кутилова, в частности, на использование соматизмов поэтом в своих стихотворениях, через которые он пытается отразить место человека в мире, его (человека) сущность, его взаимодействие с миром. Использование поэтом соматизмов позволяет читателю представить настроение поэта, его душевное состояние, его оценку себя в обществе людей, в мире – это, как нам кажется, является актуальным.
Цель работы:
Проанализировать использование соматизмов поэтом А. Кутиловым в разных разделах сборника «Скелет звезды», чтобы попытаться понять насколько активно использование соматизмов в разных разделах сборника, и как они помогают понять читателю настроение автора, его отношение к себе, «Системе», к миру.
Задачи:
Объект исследования – лирика Аркадия Кутилова.
Предмет исследования – соматизмы в поэтических текстах Аркадия Кутилова.
Методы:
Гипотеза: если читатель, имеющий хоть какой-то языковой багаж, будет знать хотя бы некоторую символику слов – соматизмов, то, как нам кажется, именно слова-соматизмы
Помогут создать впечатление более полного понимания художественного произведения,
помогут понять настроение автора, отношение его к миру, к себе.
Глава 1
Параграф 1
Особенности коннотативного значения переосмысления слов, обозначающих части тела.
Некоторой основой теоретической интерпретации содержательных аспектов соматизмов, их роли, ассоциации являются те положения, которые прописаны в книге «История античной эстетики итоги тысячелетнего развития», том 8, книги 1-2 под редакцией А. Ф. Лосева.
«Соматизм» - греческое слово, которое обозначает «тело».
Название частей тела является одним из наиболее древних в лексике любого языка. Кроме предметного значения имеют национально-культурный компонент, поэтому часто входят в состав фразеологизмов. Высокий удельный вес соматизмов, по-видимому, общая черта многих, если не всех фразеологических систем. Интересно, что соматизмы проявляются не только во фразеологизмах, но и в художественных текстах. Произведения Аркадия Кутилова не являются собственно исключением. Их употребление во многом влияет на понимание произведения в целом.
На первых местах по фразообразовательной активности оказываются слова, обозначающих руку, глаз, голову. Вряд ли это обстоятельство объяснимо внутрилингвистическими причинами. Названные компоненты наиболее прямо соответствуют чувственной (глаз), логической (голова) ступеням познания, а также мерилу его истинности – практики (рука), Части тела и их названия в разных языках фигурируют не только в буквальном смысле: они имеют и символический характер.
Используя названия частей тела в переносном значении, как сравнение, метафоры, в идиомах, пословицах, люди стараются полнее передать свои мысли или произвести большее впечатление от сказанного. Носители языка прибегают при помощи слов, называющих их органы, для описания самых разных сфер в действительности, включая эмоции. Собственное тело для человека ближе всего, с ним сравнивают, когда говорят о чем – то максимально знакомом.
Параграф 2
Классификация соматизмов по разным признакам.
Органы человеческого тела можно по-разному классифицировать и выделять их в группы по разным признакам:
Все части тела необходимы для деятельности человека. Выделяют два основных семантических типа жестов:
- коммуникативные
- симптоматические.
К первой группе относятся жесты, несущие информацию, которую жестикулирующий намеренно передает адресату. По своей природе это диалогические жесты ( погрозить кулаком, поманить рукой, показать язык, показать пальцем, подмигнуть и другие ).
Жесты второй группы – симптоматические – свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего ( открыть рот, сжать губы, барабанить пальцем по столу и другие ). Симптоматические жесты занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами. С движениями их сближает их то, что проявление любой эмоции изначально физиологично.
В разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультурном общении и объясняет наличие псевдоэквивалентов в сопоставляемых языках.
Мимика представляет собой изменение выражения лица человека. Она позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.
В анатомическом смысле частей очень много. Но большинство из них стали известны едва ли раньше, чем 100-150 лет назад. Эти названия не распространены в речи непрофессионалов, не вошли в поговорки, идиомы, пословицы, художественные произведения, в легенды и мифы. Символическое значение имеют только части тела, в традиционно языковом понимании, которое можно определить как внешние органы тела, за исключением органа «сердце». Рассмотрим коннотивные оттенки значений некоторых из них.
«Голова, а иногда «мозги» - основное коннотативное значение соматизма обозначает рассудительность и ум или их отсутствие; значение способности сосредоточиться. Зачастую «голова» приобретает значение «жизни» поскольку является жизненно-важным органом. Дополнительное значение вносит тема превосходства заложенная в понятии «высоко держать голову».
«Волосы» можно рассматривать как атрибут головы и самостоятельно. Обычно соматизм приобретает значение какой-либо эмоции, например, страха, досады. Отдельной семантикой обладает один «волос» или «волосок»: он имеет значение чего-то малого, иногда неважного, значение – придираться к мелочам.
«Глаза» и их открытость символизируют получение информации и ее достоверность; значение – быть внимательным, бдительным. Глаза являются и важным выразителем эмоций и чувств: удивления, желания, зависти и недоброжелания, даже смерти.
«Нос» - сравнительно малый орган и единственный, который выступает на лице. Первое его значение – обозначение близости, часто сопряженное с получением информации. Вторая символика соматизма «нос» - нездоровое любопытство, пороки, важничанье. К этому соматизму применим термин М. М. Бахтина «впуклости».
«Рот» - символическое значение производить речь.
«Зубы» - это древнейшая эмблема агрессивной и защитной силы.
«Язык» - символизирует общение, передачу информации – это его первый символический смысл, но часто имеет значение органа, виновного в излишней болтливости. В этом случае у него отрицательная семантика (второй символический смысл).
«Ухо», как и глаз, - орган, воспринимающий информацию извне. Значение – обозначить способность узнавать и слушать. Интересно, что «уши» ассоциируются с тайной, с желанием ее выведать. «Уши» являются символом чего-то крайнего, видимо, это связано с их маркированным расположением на голове, так и в вертикальном отношении эта часть тела расположена почти выше всех других.
«Сердце» - орган с символикой чувств, переживаний, настроений, искренности, боли, удачи. Часто используются для описания характера людей. Частое употребление слова «сердце» говорит о положительных качествах человека. Достаточно часто сердце связано с понятием любви. Следует отметить эквивалентность русского слово «душа», у русских оно ассоциируется с «сердцем».
«Рука» играет практически универсальную роль. Слово употребляется с различными значениями: общение, мастерство, обмен, т.е. практическое применение мысли. Руки обозначают и материальное воплощение намерений. Особый интерес представляет подразделение на правую и левую руки.
«Плечи» символизируют ответственность, трудолюбие, ношу, которая на них ложится.
«Нога», в русском языке, - основное слово для обозначения нижней конечности целиком. Нога символизирует движение, скорость. В установившихся выражениях «ноги» часто противопоставляются «голове» и связанному с ней ментальному началу в человеке, как действующий и механический орган – «разумному». Соматизмы отражают значение устойчивости и неустойчивости, как в прямом значении, так и в прямом значении, так и в переносном и уверенности в себе.
«Пятка» - часть ноги. Семантика правого и левого в отношении ноги (как и руки), видимо, универсальна для всех языков. «Левый» означает что-либо неправильное.
«Колено» - часто является символикой унижения, подчинения, рабства, трусости.
Итак, основой теоретической интерпретации содержательных аспектов соматизмов, из роли, ассоциации являются те положения, которые прописаны в книге Лосева А. Ф. «История античной эстетики, итоги тысячелетнего развития». К сожалению, книгу Топорова В. А. «Миф. Ритуал. Символ. Образ.», а также словарь символов не предоставилась возможность изучить, хотя в интернете они были найдены.
Глава 2
Методика исследования
Параграф 1
Раздел «Первоцвет»
Наше восприятие художественного текста целиком и полностью зависит от степени его понимания, а правильно понять текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан, ведь язык – это «первоэлемент литературы».
Я очень люблю поэзию. Сборник стихов «Скелет Звезды» поразил меня необычной творческой жизненной судьбой Аркадия Кутилова. А Кутилов мыслит и пишет неординарно.
А.Кутилова можно назвать, как нам кажется, поэтом-пророком. Его волнуют вечные вопросы: в чем смысл жизни? что такое счастье? как его обрести? что я оставлю после себя? нужно ли «знать свое место и не высовываться»? «нужно ли не позволять себе лишнего и быть как все»? и, конечно же, петь гимны Системе…( с.11. Кутилов А. П. Скелет Звезды.- Омск.- 1998.)
Первым этапом исследовательской работы явилось внимательное прочтение сборника стихотворений «Скелет Звезды» и выделение соматизмов в текстах каждого раздела.
Раздел «Первоцвет», которым открывается сборник «Скелет Звезды», представлен ранними произведениями А.Кутилова ( «таежная лирика» ), созданные преимущественно в 60-годах. Название раздела –«Первоцвет»- по существу принадлежит самому поэту, - на обложках многих своих рукописей, сборников тех времен он выносит именно это слово.
Поэтическое наследие давнего периода, самого лирического в творчестве А.Кутилова, к сожалению, наименее сохранилось, поэтому сделать наиболее полное исследование данного раздела на использование соматизмов не предоставляется возможным. Однако, проведенное нами исследование всех разделов сборника, в том числе и раздела «Первоцвет», мы разделили на три большие группы:
1.органы, принимающие информацию извне;
2.органы, не участвующие в передаче информации;
3.органы, передающие информацию.
Отдельной группой можно выделить единственный соматизм «сердце» и его синоним ( у русских душа ) «душа», как внутренний орган, т.е. «духовное начало» в человеке.
После изучения каждого раздела сборника на наличие соматизмов у нас, читателей, создалось особое восприятие текстов. Эффект восприятия соматизмов первой группы – поэт еще не отделяет себя от мира, и не противопоставляет себя миру и смыслу бытия. Доминирующий соматизм «глаза», который является важным выразителем эмоций и чувств. Можно предположить, что поэт воспринимает окружающий мир в большей степени через зрительные ассоциации: «пятьсот пар озорных глаз», «невинные глаза», «зеленые глаза», «глазами пустыми», «с раскосыми глазами», «через меня в глаза входило солнце»… Наблюдается, как нам кажется, гармония между «разумным» началом и «духовным».
Во второй группе доминируют соматизмы: «рука», он несет значение деятельности «охраняю от преступной руки»; «нога» - эффект восприятия – путь выбран, есть движение, есть успех, но, как нам кажется, появляется преграда, которая не дает развитию динамики. Это подтверждается цитатой «не кровь, а тревога по жилам бежит…».
Соматизм «сердце» - единственный внутренний орган, который тоже по-особенному передает начинающее нарастать волнение «сердце», сердце, что с тобой?», боли «убивать разрешили, душ ножи обнажили».
В разделе «Первоцвет» употребляемые соматизмы представлены нейтральной лексикой (глаза, голова, мозг, рука, сердце, нос, щека, лицо) за исключением слова «рыло».
Наиболее продуктивны соматические компоненты «глаза», «голова», «сердце», что интересно, именно они образуют своеобразный треугольник взаимозависимости одного от другого, который проходит через все разделы сборника «Скелет Звезды». У нас читателей, создается впечатление, что поэт хочет показать взаимозависимость «жизни души» и «жизни тела», а понять это помогают нам используемые поэтом соматизмы.
Не будем уверять, может быть, мы ошибаемся, но А.Кутилов называет этот раздел «Первоцвет», поэтому что стихи этого раздела воспринимаются как первые весенние цветы. И как говорил сам поэт: «Книги жизни – мой цвет-первоцвет!
Имена, как цветы на полянке…»
«Мой цвет» - цвет жизни и творчества, с которым связаны мечты, надежды, уверенность и, как мы считаем, нужность «я человек, я сын земли…», готовность принять удары и выстоять «не обнеси ж ударом грома…» и «вот так под грохот жить бы вечно! Вот так!»
Следует отметить, что А.Кутилов следовал традициям русских классиков «поэзии серебряного века». Точность эпитетов, ясность поэтических образов, умение зримо рисовать поэтический мир – делают весь раздел «Первоцвет» самым лиричным.
Итак, «соматизмы» дают социально-психологический образ человека. Концепция человеческого тела формируются, как результат взаимодействия естественно данного человеку организма с социальной средой. Русскому арго больше присуще внешнее проявление». (Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.,1990.) Параграф 2
Раздел «Провинциальная пристань»
В этом разделе сборника собраны поэтические произведения конца 60-х начало 70-х годов – относительно благополучного периода жизни А.Кутилова. Поэт уже не имеет крыши над головой, но еще, как может, сопротивляется своему «статусу» бомжа. Угол у друзей, больничная палата, лагерный барак, - становится единственными местами, где можно отдаться творчеству. Однако, именно данный период является наиболее плодотворным во всей творческой биографии, а стихотворения этого времени, так же как и «таежная лирика» - наиболее публикуемыми автором произведениями.( с.389 Кутилов А.П. Скелет Звезды.- Омск, 1998.)
Название раздела, как нам кажется, «Провинциальная пристань» - это недолгая остановка «заплутавшего» поэта:
А драма – всего и драма,
Что славы пока ни грамма
Да порванная рубаха…
При изучении этого раздела мы выяснили, что происходит нарастание количественного употребления соматизмов всех трех групп, и начинают четко вырисовываться атрибуты доминирующих соматических компонентов:
«голова» - волосы, локоны, челка, хохолок, лоб, уши;
«рука» - кулак, пальцы, ногти, ладонь;
«нога» - колени, пятка;
«глаза» - слезы;
Появляются соматизмы, связанные с мимикой лица – губы, улыбка, лоб, щеки.
Соматизмы, обозначающие части тела – это не только нейтральная лексика, но большое количество разговорной и жаргонизмы, а так же слова высокого стиля:
«голова» - башка, черепная коробка;
«лицо» - лик, мордочка, морда, рожа.
Такое большое смешение лексики разных стилей позволяет читателям представить: насколько было бесправным положение поэта, его обездоленность, бездомность, непонятность и невосприимчивость окружающими, но в поэте еще живет вера в людей в их разумность. А.Кутилову важно было прописывать эти соматизмы. Чтобы показать усиливающуюся взаимозависимость «жизни тела» от «жизни души». Мы уверены, что это жизнь поэта: высокая поэзия и нищенское существование. Всякая деталь важна, потому что соматизмы, соматические атрибуты творят одну всеобщую цель и отражают на себе одну всеобщую тему.
У соматизма «голова» неспроста появляются просторечные синонимы «башка», «черепная коробка», они символизируют негативные эмоции, пренебрежение к человеку, его плоти, а может быть, и к самому себе. Соматизм «лик» представлен поэтом с нарастающим выражением протеста, а может быть, буйства, но осознанного «стихами рожу бил толпе». Соматизмы, обозначающие атрибуты лица, еще ярче подчеркивают значимость принимаемой информации и реакцию на нее. Не менее важным здесь становится и соматизм «уши». Этот соматизм ассоциируется с тайной и огромным желанием ее выведать «не ласкаться к чужим ушам… от страсти уши прилегли…»
Эмоции от принимаемой информации через глаза настолько велики, что поэт не отделяет соматизм «глаза» от атрибута «слезы», подчеркивая изменение эмоционального состояния: любовь «люблю сияние знойное зрачков», смерть «убиты разом и глаз у глаза», печаль «и слезы вечно летят за глазами», принятие решений «выбирают по глазам», ненависть «а боярам – пулю в глаз».
Соматизмы, обозначающие органы, не участвующие в приеме информации извне, играют практически универсальную роль, т.е. практическое применение мысли «пусть взрыв букет цветет в руках у смерти»;значение деятельности «сточились когти». А.Кутилов, используя соматизм «когти», подчеркивает бессилие, поражение в жестокой, физической борьбе. Это же состояние подчеркнуто использованием соматизмов «нога – колени- пятка». Дорисовывается надломленность души героя. Соматизмы отражают значение неустойчивости, давления со стороны: отсюда появление «горба», «сутулости» от невыносимо тяжелой «душевной ноши»: «я твой раб со лба до пят». Напряжение между «жизнью тела» и «жизнью души» растет. Агрессивность и защитная сила проявляются через использование соматизмов «зубы-оскал», «горло-горлышко-глотка». Что интересно, соматизм «язык» выступает в значении передачи информации, но и он же является «виновником в излишней болтливости».
В результате анализа раздела «Провинциальная пристань» были сделаны выводы:
- в разделе продолжают доминировать соматизмы «глаза – голова - сердце», их взаимозависимость не прерывается, а наоборот усиливается за счет большого количества соматических атрибутов, использования синонимических жаргонов и просторечной лексики;
- появляется эффект восприятия мимического изменения лица героя;
- растет разлад, напряжение между «жизнью тела» и «жизнью души»;
- автор отказывается от многословия, мастерски осуществляет представление сюжета и настроения через использование соматизмов. Поэтический цикл миниатюр под общим названием «ромашка» - один из ярких тому примеров. Это цикл высказываний о простом и знаменитом, скромном и популярном цветке, своеобразный исторический обзор философских, нравственных и эстетических взглядов, которые помогают нам, читателям, понять и представить использованные поэтом соматизмы.
Параграф 3
Раздел «Снег на ладони»
В этом разделе сборника стихов собраны стихотворения, написанные в основном в первой половине семидесятых годов. В этот период редкие публикации стихов А.Кутилова в омских газетах становятся возможными только под псевдонимами. Название этого раздела, как нам кажется, не случайно:
…Нет повести
Печальнее на свете,
Чем быть никем – тем же умереть…
Снег может прожить дольше, если попадет в среду ему родственную, но ладонь – гибель. Снег обречен – погибает. Так и человек свободен, а может, и не свободен в своем выборе судьбы. Предоставленный сам себе, т.е. зависящий, в конечном счете, неизвестно от чего.
А это и значит, мы уверены, от судьбы.
Анализ данного раздела на наличие соматизмов показал, что количественное их употребление растет. Появляются новые обозначения частей тела. У нас, читателей, создается впечатление некой расчлененности тела на его составляющие, и это, как нам кажется, доказывает какое-то предопределение, фатальность. Взаимозависимость между основными соматизмами «глаза-голова-сердце» не ослабевает, а усиливается, достигает наивысшей точки напряжения, где разлад «жизни души» и «жизни тела» уже необратим и приближает смерть.
А.Кутилов использует большое количество слов-соматизмов «голова» и ее атрибутов – это, как нам кажется, прямое указание на присутствие здравого ума и отсутствие разумности «… разум гость, а тело бренно…». Тело в полной зависимости от состояния головы. Наблюдается большое количество соматизмов с указанием на «тело-плоть-трупы» и «атрибутов тела» ( скелет, плечо, костяшки, спина, кожа, брюхо, грудь, признак пола, пуповина, кровь, желудок ). Создается впечатление, что наш читательский взгляд рассматривает тело через рентгеновский аппарат.
Интересен другой соматизм «пуповина» - реально воспринимается как «нить судьбы», начертанная каждому от рождения «… вот и ты не отвергни / пуповину судьбы …».
«Пуповина» - дающая жизнь, отсутствие ее – смерть «…пусть кукушка - Есенину / а транзисторы мне…».
Появление соматизма «труп» не случайно, напряжение на самом пике. Здесь поэт-пророк предсказывает свою смерть и жизнь после нее «… если бы бабы дружно запели, /значит труп понесли со двора…». «Гибель души» неизбежно ведет к «гибели тела».
Использование соматизмов «ноги-бедро-колени-пятки-костяшки» со значением, как нам кажется, «отдельной жизни» от тела: «ноги без тела», «тело без ног», «не тем более ног». Этот действующий механический орган стал не нужен началу «разумного» (голове) и собственно самому телу. Это воспринимается читателями, как отсутствие движения (из-за поломки) и его ненужность во всех направлениях, потому что «тело» не живет, а существует. Зачем ему движение и скорость? Зачем если существование ведет к смерти тела – труп…
Соматизм «рука» представлен поэтом как нечто действенное, практически выполняющее ударную роль. «Рука – кулак – лапа – копыта – это ряд соматизмов выражают физическое воплощение намерений, мы в этом уверены. Это можно рассматривать либо как угрозу нападения, либо как защиту от чего-то, кого-то, вплоть до проявления звериных инстинктов.
Душевное напряжение настолько велико, что оно тяготит тело. Множественное использование соматизма «плечо» указывает на тяжесть взвалившейся ноши.
Соматизмы «сердце-душа» выражают особую боль. Боль усиливающуюся, не проходящую, терзающую: «сердечко щемит», «лезть в галактику души» - душа как некое
Другое измерение. Она протестует, кричит надрывно «но с торжествующим успехом/ нам служит рация души».
Соматизмы «рот-горло-язык-зубы-клыки» помогают ярче воспринимать отчаянный крик души, крик с агрессивностью, которая направлена против «Системы».
Достоверность получаемой информации извне через «глаза-очи-слезы-ресницы» воздействуют на голову и сердце; бдительно всматривается поэт в кадры современной ему жизни. Соматизм «глаза» являются выразителем таких эмоций и чувств, который как импульсы получает из органов головы и сердца. Глаза воспринимают, а голова и сердце понимают, что нет никакой надежды на изменение статуса «бомжа».
Стихотворения этого раздела становятся многоплановыми, всеохватными, отражают в себе, казалось бы, все проблемы, какие только могут взволновать сердце истинного поэта: нравственность и духовность, экология и пацифизм, философия и история, война и политика, наука и искусство – все эти темы поэт пропускает через свою метущуюся, ранимую душу: «Не мешай! Я сознаньем рыщу- / И в толпе и в идейной глуши./ Я готовлю духовную пищу / Из продуктов распада души». Заметно меняется лексика и интонация стихотворений, а так же количество используемых соматизмов.
Поэт А.Кутилов не перестает восхищать нас, читателей, своим особым свойством, свойством – удивлять, да так, что мороз по коже… «Зима пришла… Ружье на плечи вскину/ Вернусь под вечер пьяный, без ружья/. Душа моя! Садись скорей к камину!/ Упейся горем, русская моя!...»
Параграф 4
Раздел «Тема для песни»
Это заключительный раздел сборника «Скелет Звезды». Стихотворения этого раздела относятся к 70-80 годам. «Тема для песни»… А вот, интересно, для какой песни? Вероятно, что эти песни-поминки по себе… «Меня убили. Мозг втоптали в грязь. И вот я стал обыкновенный «жмурик». Моя душа, паскуда матерясь, Сидит на мне. Сидит и падла, курит! ...»
Количество соматизмов растет. Увеличилось использование соматизма «рука», который проходит через все творчество А.Кутилова. Но мы знаем, что А.Кутилов обладал исключительно редкой психической уравновешенностью. Он всегда был спокоен и убийственно ироничен, не способен был поднять руку на человека даже в целях самозащиты. Но именно соматизм «рука» помогает понять физическое напряжение, готовность к борьбе и саму борьбу, у нас, читателей, создается впечатление, что поэт всю жизнь дрался с «Системой» и дрался честно- стихами.
Соматизм «язык» символизирует голос поэта, и как нам кажется, с звериным рыком. Голос, которого побаивались очень многие: и власти, и журналисты, и собратья по перу.
В этом разделе сборника А.Кутилов написал, мы уверены в этом, и свою смерть и то, что произойдет после нее. Этот эффект восприятия его стихов возникает от большого количества появившихся соматизмов и атрибутов разных групп. Слова, обозначающие эти части тела, можно увидеть только при анатомическом вскрытии трупа. Чтобы мы, читатели, могли себе представить гибель «тела», поэт вводит эти соматизмы. Именно поэтому появляется большое число соматизмов со значением «труп» и атрибутов тела «кишки-вены-кровь». Душевное напряжение настолько высоко, что происходит гибель «души», за которой последует и гибель «тела». Настроение поэта мрачное…И так, анализ последнего раздела сборника «Скелет Звезды» на использование поэтом соматизмов показал, что «в арготической субкультуре человеческое тело осознается и признается одной из основных ценностей бытия. Не мало важным является тот факт, что телесность является отправным пунктом – она встраивается в самые основания бытия человека, его взаимодействия с миром». Соматизмы помогают понять социально-психологический образ человека, авторское настроение, отношение к себе, к Системе, к миру.
Заключение.
В результате проведенного нами исследования по теме : «Соматизмы в творчестве Аркадия Кутилова» мы делаем выводы о том, что использование соматизмов поэтом А.Кутиловым делает его лирику узнаваемой среди других произведений. А.Кутилов – настоящий поэт с мощным поэтически голосом.
Несомненно, только внимательное детальное наблюдение над текстами и выделение соматизмов помогли нам вскрыть и понять, истинный масштаб этого поэта, еще не осознанного современниками.
Во-первых, все соматизмы мы разделили на три группы:
Доминирующие соматизмы во всех разделах сборника «Скелет Звезды» - это «глаза-голова-сердце», которые образуют замкнутый треугольник, где каждый из этих соматизмов взаимозависим.
Во-вторых, мы узнали, что А.Кутилов обладал не только поэтическим талантом, но и художественным. (приложение 4) Мы решили объединить рисунки В.Кутилова и свои исследования, чтобы наглядней показать роль соматизмов в его творчестве и продемонстрировать изменение настроения поэта в разных разделах сборника.
Рисунки мы взяли те, которые показывают использование соматизмов, условно разделенные нами на три группы, несущие определенную смысловую нагрузку.
Первый раздел «Первоцвет».( Приложение 1) Название этого раздела принадлежит самому автору: «Книга жизни – мой цвет первоцвет!» Эффект восприятия соматизмов – поэт еще не отделяет себя от мира, и не противопоставляет себя миру и смысл бытия. Обращаясь к условным рисункам, мы можем предположить, что мир воспринимается через зрительные ассоциации, еще наблюдается гармония между «разумным» и «духовным» началами, так как соматизм «глаза» присутствует, но от части они закрыты. Поэт изобразил себя влюбленным и женатым. Соматизмы второй группы этого раздела воспринимаются нами, читателями, следующим образом: путь выбран, есть движение, есть успех, но появляется преграда, которая не дает развитию движения вперед. Эта преграда – безжалостная Система.
Соматизмы представляют социально-психологический образ человека. Начинает проявляться взаимодействие организма человека с социальной средой. Далее происходит нарастание количественного употребления соматизмов всех трех групп. Начинают вырисовываться доминирующие соматические компоненты, которые усиливают значение взаимозависимых соматизмов «глаза-голова-сердце». Раздел «Провинциальная пристань» яркое тому подтверждение. (Приложение №2) На рисунке мы видим соматизмы воспринимающие информацию: открытые «глаза», «уши» и атрибут «слезы». Нарушена гармония между «разумным» и «духовным». Напряжение растет. Это же подтверждается на диаграмме. (Приложение №6) Эмоции настолько высоки, что происходит изменение эмоционального состояния: любви, печали, принятия решений, ненависти.
Были сделаны выводы:
-доминирование соматизмов «глаза-голова-сердце» ярко выражено. Их взаимозависимость не прерывается, а усиливается за счет использования синонимических жаргонизмов и просторечной лексики;
-появляется эффект восприятия мимического изменения лица героя;
-Растет разлад, напряжения между «жизнью тела» и «жизнью души»;
-автор отказывается от многословия, мастерски осуществляет представление сюжета и настроения через использование соматизмов. Поэтический цикл миниатюр под общим названием «Ромашка» - один из ярких тому примеров. Этот цикл высказываний о простом и знаменитом, скромном и популярном цветке, своеобразный исторический обзор философских, нравственных и эстетических взглядов, которые помогают нам, читателям, понять и представить использованные поэтом соматизмы. Заставляет нас погружаться в вечные вопросы: в чем смысл жизни? что такое счастье? Нужно ли «знать свое место и не высовываться»? «нужно ли не позволять себе лишнего и быть как все»? и, конечно же, петь гимны Системе…
«Нет повести печальнее на свете,
Чем быть никем – и тем же умереть…»
Свободен ли человек в выборе судьбы? Да, свободен, а может быть, и нет, предоставленный сам себе, то есть зависящий, в конечном счете, неизвестно от чего. А это значит, мы уверены, от судьбы.
В разделе «Снег на ладони» появляется интереснейший рисунок А. Кутилова, где обозначены соматизмы воспринимающие информацию извне: «глаза-уши-нос». Но, что интересно, «глаза покинули» глазницы. Создается впечатление, что «глаза» висят на нитях, которые в любой момент могут оборваться. Это воспринимается, как угроза потерять зрение, либо как желание героя – ослепнуть, так как есть какое-то предопределение (фатальность). Напряжение растет: разлад неизбежен между «жизнью души» и «жизнью тела», что необратимо приближает смерть. Увеличиваются соматизмы со значением «тело» и его атрибуты. Создается впечатление что наш читательский взгляд рассматривает тело через рентгеновский аппарат. Интересен здесь соматизм «пуповина», как прямое указание «как нить судьбы».
Множественные соматизмы, передающие информацию «язык-зубы-клыки», воспринимаются нами, читателями, как крик души, крик с агрессивностью, который направлен против Системы.
Глаза воспринимают, а сердце и голова понимают, что нет никакой надежды на изменение судьбы «Душа моя! Садись скорей к камину.\ Упейся горем, русская моя!»
Последний раздел сборника «Тема для песни» (Приложение №5) не снижает количественного употребления соматизмов. Это видно и на вычерченной кривой. (Приложение №4) Что интересно, происходит увеличение количества соматизма «рука», но мы то знаем, что А. Кутилов обладал исключительно редкой психической уравновешенностью, не способен был поднять руку даже в целях самозащиты. Но именно соматизм «рука» помогает понять физическое напряжение, готовность к борьбе и саму борьбу. И это убеждает нас в том, что поэт А. Кутилов действительно всю жизнь дрался с Системой и дрался честно – стихами. В этом разделе Кутилов выступает как поэт-пророк, предсказавший свою смерть и «жизнь» после нее. Перед нами лик, над которым обозначен нимб. Но лик – пуст, нет обозначения соматизмов, которые передают и воспринимают информацию. Сам поэт обозначил лик, как смерть: «Меня убили. Мозг втоптали в грязь.
И вот я стал обыкновенный «жмурик»…»
Данная работа помогла лучше овладеть понимаем значения слова, освоить новые понятии связанные с темой работы; увидеть, как автор достигает своей цели, используя соматизмы и различные языковые средства. Работа познакомила с творчеством Большого Поэта, имеющим бунтарский голос, и его стихами, темы которых актуальны и сегодня.
За пределами нашей работы осталось очень много вопросов, которые требуют изучения. В частности, «Традиции русских классиков «поэзии серебряного века» в лирике А. Кутилова». Работа в этом направлении будет продолжена.
Соматизмы, как слова обозначающие части тела, действительно помогают понять субъективные взаимоотношения человека с окружающим миром, его желание установить ценностно-оценочные отношения с предметным миром. Нам, читателям, стали понятны попытки поэта: отразить место человека в мире, его, человека, сущность, его взаимодействие с миром; стало понятным настроение поэта, душевное состояние, его оценка себя в обществе людей, в мире.
Список литературы.
Приложение №1
Раздел «Первоцвет»
Органы, принимающие информацию извне | Органы, участвующие в приеме информации | Органы передающие информацию |
Голова (2)=мозг (2) Глпзп (11) Нос (2) Атрибуты: Щека (2) Борода (1) Мимика: Лицо (2)=рыло (1) Чело (1) Внутренний орган тела: Сердце (5)=душа (2) | Плечи (2); спина (2); горб (2); Нога (3)=протезы (1) Руки (6)=ладонь (1) Жилы (1) Кровь (3) | Горло (2) |
Приложение №2
Раздел «Провинциальная пристань».
Органы, принимающие информацию извне | Органы, участвующие в риеме информации | Органы передающие информацию |
Голова (2)=башка (2)=черепная коробка (1); Глаза (19)=очи (3)=слёзы (12); уши (2) Атрибуты: Волосы (2)=локоны (2); Щёки (4); чёлка (1), хохолок (1); Мимика: уста (2)=губы (4), улыбка (4); лоб (4)=чело (1); Лицо (2)=лик (1)=мордочка (2)=морда (5)=рожа(1) Внутренний орган тела: Сердце (18)=душа(16) | Рука (7)=Кулачок (2)=ладонь (1); нога (7)=колени(1)=пятка(1); горб (2)=сутулость (2); Грудь (1), живот (1), рёбра (1); Тело=плоть=кровавый хлам (3); жилы (2), кровь (5), кожа (1); Атрибуты: Пальцы (4), ногти=когти (2). | Язык (2) Зубы (3) Оскал (2) Горло (2)=горлышко (1) Глотка (1) |
Приложение №3
Раздел «Снег на ладони».
Органы, принимающие информацию извне | Органы, участвующие в приеме информации | Органы передающие информацию |
Глаза (11)=очи (4)=ресницы (1) Слезы (60 Голова (8)=мозг(6)=башка (1) Уши (4), ноздри(3), Мимика: Лицо (10)=морда (1)=харя (1) Губы (3), улыбка (6), лоб (6), Бровь (2); Атрибуты: Макушка (2); бородка (2); Усы (1) Кудри (5) Внутренний орган тела: Сердце (4)=сердечко (2)= душа (12) | Рука (20)=кулак (4)=лапы (1)=копыта(1); Ладонь (1), горсть (1); Ноги (5), бедро (1), колено (1), пятки (1); Плечо (6), скелет (1), костяшки (1), спина (2), грудь (1); Тело=плоть (9); Трупы (2); Брюхо (1), признак пола (1); Кожа (2); пповина (1), Желудок (1); Атрибуты: Кровь (5), слюна (1); Пальцы (5), ноготь (1). | Рот (6), горло (2), Язык (1), Зубы (1)=клыки (1). |
Приложение № 5
Раздел «Тема для песни».
Органы, принимающие информацию извне | Органы, участвующие в приеме информации | Органы передающие информацию |
Глаза (8)=очи (2)=слёзы (5); Голова (5)=мозг (1)=Башка (1) Череп (1) Ухо (1); нос (2)=клюв(1); Мимика: Лицо (2)=морда(2)=личина(1), Улыбка(3), лоб (4), бровь (2). | Руки (8)=кулаки (5)=ладонь(4)=длань(1)= ладошка(1)=лапа(1) Плечи (3), шея (4); Нога (2)=бедро (1); Горб (1)=спина (1); Грудь (1); Животик (2)=брюхо (1). Тело (3)=плоть (1), утроба (1), трупы (5). Атрибуты: Кишки (2), вены. Кровь (10). Внутренний орган: Сердце (11)=душа (4). | Уста (3)=рот (3), горло (1)=гортань (1), зубы (2), язык (3). |
Сказочные цветы за 15 минут
Убунту: я существую, потому что мы существуем
10 осенних мастер-классов для детей
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Волшебная фортепианная музыка