В сочинении затрагивается проблема репрессированной литературы на примере жизни и творчества Анатолия Жигулина.
Вложение | Размер |
---|---|
a._zhigulin.docx | 18.84 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательной школы п. Красный Текстильщик
Саратовского района Саратовской области»
Межрегиональный конкурс сочинений «Репрессированная литература»
Сочинение на тему:
«Книга жизни Анатолия Жигулина»
Выполнила: ученица 11 класса
Селивановских Марина
Руководитель: Комарова Л.А.
2013г.
К тем заснеженным скалам,
Где когда-то давно
Под конвоем ходил.
Я поеду один,
Чтоб ты снова меня не искала,
На реку Колыму
Я поеду один...
Анатолий Жигулин родился в 1930 году и прожил долгую и трудную жизнь, воплотив в своей судьбе все особенности нелегкого времени. Он не был забыт во времена «перестройки», но истинное его значение в истории русской литературы странным образом трансформировалось. Прозаическая книга памяти «Черные камни», опубликованная в 1988 году, попала в волну общественного интереса к «сталинской» теме. Она вызвала большой читательский интерес и привлекла внимание критики (о «Черных камнях» напечатано более 250 статей, рецензий, разборов и откликов). Поэтому у многих современных читателей, и в особенности у молодого поколения, его имя прочно ассоциируется только с автобиографической повестью, между тем как весь основной творческий путь А.Жигулин прошел как поэт. Ни одна обзорная статья по поэзии 1960 - 1970-х годов не обходилась без упоминания имени А.Жигулина.
В конце сороковых провал воронежской нелегальной коммунистической партии молодежи — Жигулин был членом ее бюро, — вознамерившейся противостоять сталинскому всевластию. И это в атмосфере всеобщего раболепия и страха!
Автор объяснял, почему организация называлась коммунистической: “Живя в тиранической, наглухо закрытой стране, мы, 16—17-летние юноши, просто не знали никакой другой идеологии, кроме марксизма. У нас не было альтернативы. Главная суть, однако, не в названии, а в сопротивлении режиму тоталитарной власти”. А. Жигулин и его друзья действительно пострадали за дело, за вину. Организация была разгромлена. Началась другая жизнь, если это вообще называется жизнью: арест, 11 месяцев ада в сырых подвалах и карцерах воронежской тюрьмы, где на следствии дважды избивали почти насмерть, затем лагеря — Тайшет, Бутугычаг, урановая рудообогатительная фабрика — страшное, гробовое место. Как он скажет спустя годы, “без Колымы понятие Родины будет неполным”.
“Черные камни” получили естественно огромный общественный резонанс и столь же естественно вызвали поток хулы и клеветы со стороны тех, кто предал КПМ и кто по сей день вопреки неоспоримым фактам чудовищных преступлений коммунистической партии, сталинской фашизации страны грезит о новых, то бишь старых, тоталитарных, советских временах.
Работу над своей книгой жизни поэт начал еще в 1954-м, сразу же после возвращения. Именно тогда А. Жигулин стал записывать все, что представлялось ему интересным, необходимым, важным, чем были заполнены его дни, и на воле, еще в воронежском детстве и юности, и потом, за колючей проволокой. Эти записи, составившие четыре толстые общие тетради, сам он называет условно заметками, хотя, скорее, их стоит именовать миниатюрами. Число их приближается к полутора тысячам. И далеко не все они вошли в “Черные камни”, а между тем многие из этих записей не только раскрывают творческую лабораторию — они имеют самостоятельную документальную и художественную ценность.
Анатолий Жигулин был ярким представителем мемуарного направления «лагерной прозы». Его повесть «Черные камни» — произведение сложное, неоднозначное. Это документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с обожествлением Сталина. Она построена как воспоминания автора о своей молодости. Поэтому в отличие от произведений других авторов в ней много так называемой «приблатненной романтики». Но в то же время Жигулин сумел точно передать ощущение той эпохи. С документальной достоверностью писатель пишет о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие. Писатель очень наглядно обрисовал проведение допросов: «Следствие вообще велось подло... Подло велись и записи в протоколах допросов. Полагалось записывать слово в слово — как отвечает обвиняемый. Но следователи неизменно придавали нашим ответам совсем иную окраску. Например, если я говорил: «Коммунистическая партия молодежи», — следователь записывал: «Антисоветская организация КПМ». Если я говорил: «собрание», — следователь писал «сборище». Жигулин как бы предупреждает, что главной задачей режима было «проникнуть в мысль», еще даже не родившуюся, проникнуть и задушить ее до колыбели. Отсюда заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За игру в организацию, игру полудетскую, но смертельно опасную для обеих сторон (о чем обе стороны знали) — десять лет тюремно-лагерного кошмара. Так функционирует тоталитарная система.
Лирика Жигулина рождается из его собственного душевного и жизненного опыта. Две темы варьируются в его творчестве: природа Средней России, Северо-Восточной Сибири и заключение в лагере. При этом он всегда избегает публицистичности. Даже в исполненных боли строках у него преобладает позитивный общий тон и постоянным остается стремление преодолевать выпавшие испытания судьбы. Он рассказывает с максимальной точностью о лично пережитом, последовательно развивая свои мысли. Жигулин пользуется в работе записными книжками, окончательные варианты его стихов, благодаря неоднократной переработке, приобретают законченность и цельность, когда нельзя заменить ни одного слова. Его поэзия убеждает простотой и ясностью языка, близостью к природе и нравственно-гуманистической позицией немало пережившего человека.
Стеклянный Человечек
5 зимних аудиосказок
Машенька - ветреные косы
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Ералаш