Презентация "М. Ю. Лермонтов", созданная ученицами 9 класса, очень пригодится при обобщении темы "Лермонтов. Жизнь и творчество"
Вложение | Размер |
---|---|
m._yu._lermontov_9_a_prezentaciya.pptx | 1.85 МБ |
Слайд 1
Презентация на тему: В мире М. Ю. ЛермонтоваСлайд 2
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
Слайд 3
Биография Семья Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду - пророку Томасу Лермонту . Сохранились документы относительно прадеда Михаила Лермонтова по отцовской линии, Юрия Петровича Лермонтова, воспитанника шляхетского кадетского корпуса.)Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив ». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана. У Юрия Петровича Лермонтова были сёстры, проживавшие в Москве . Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев (1768—1810), отставной гвардии поручик. Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии» Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных . Её отец несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии
Слайд 4
. Арсеньева Елизавета Алексеевна. ( 1773-1845гг.), бабушка великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. М. М. Лермонтова (1795—1817 гг.), мать М. Ю. Лермонтова Ю. П. Лермонтов (1787—1831 гг.), отец поэта
Слайд 5
Воспитание Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни . М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой . М. Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет
Слайд 6
Первая любовь К 1830 году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ивановой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть Ираклию Андроникову. Ей посвящён цикл из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймет их, удивленный свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твое: на что им мертвых разлучать?
Слайд 7
В гвардии Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк , Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет к своему другу Марии Лопухиной, но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его гамлетовских настроений.
Слайд 8
Первое пребывание на Кавказе и его влияние на творчество Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк , расположенный в Новгородской губернии , а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк . С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана ( Шуша ( Нуха ?), Куба , Шемаха ) ] . Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова . «Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…» Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло.
Слайд 9
Первая дуэль 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838 год
Слайд 10
Пятигорск. Вторая дуэль Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту. Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова, рассказал историю дуэли. Домик М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, где он прожил последние два месяца своей жизни
Слайд 11
Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Портрет Лермонтова в гробу.
Слайд 12
Титульный лист собрания сочинений в 4 томах. Библиотека « Огонёк », 1969 Обложка самого массового в мире издания Лермонтова. « Правда », 1989 Выходные данные самого массового издания Лермонтова. Тираж 14 миллионов, 1989
Слайд 13
Лермонтов-художник Перестрелка в горах Дагестана (1840—41; холст, масло; ГЛМ ). Воспоминания о Кавказе Конный горец со знаменем. 1836. Акварель Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828—1831.
Слайд 14
Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом “Демон” В основу поэмы “Демон” положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшим поражение и изгнанном из рая. Своеобразно она проявлялась и на русской почве, например у Пушкина (“Демон”, “Ангел”) и Подолинской (“Див и Перы”). “Демон” это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Поэма вобрала в себя лучшие достижения русской и мировой поэзии. Отдельные исследователи утверждают реалистичность “Демона” (С.Н.Дурыгин), но большинство относят его к романтическому направлению, например, А.М. Докусов. Созданное под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устно-поэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии. Основной идейный пафос поэмы “Демон” возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет Белинский, “отрицает для утверждения, разрушает для созидания. Это тема движения вечного обновления, вечного возрождения”. В поэме “Демон” широко используются символика. В ее фантастическо“космическом” сюжете о “духе изгнания”, полюбившем смертную деву, ясны земные приметы.
Слайд 15
“Мцыри ” В поэме “Мцыри” использованы строки поэм “Исповедь” (1829) и “Боярин Орша” (18351836). Это произведение несомненно связано с поэмами кавказского цикла, в частности с “Измаилбеем”. Поэма “Мцыри” была завершена в 1839 году. Она появилась в первом собрании стихотворений поэта, изданном в 1840 г. В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Темы поэмы – свобода и шире – смысл человеческого бытия. Основной идейный ее пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение признания внешнего бессилия при оправданности своих ничем неистребимых влечений к воле. Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нем воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав .
Слайд 16
“Герой нашего времени” Романы “Вадим” и “Княгиня Лиговская”, отрывок “Я хочу рассказать вам”, сказка “Ашик Кериб” этапы формирования искусства прозаического изображения жизни, с блеском раскрывшего в романе “Герой нашего времени”. Это произведение задумано в конце 1837 года. Основная работа над ними развернулась 1838 году и была завершена в 1839 году. Отдельными частями роман публиковался в “Отечественных записках” 1839 г., №3 и 11, и в 1840, №2, и полностью был издан в 1840 г. Главная тема романа – социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль – осуждение этой личности, а еще резче породившей его социальной среды. Прогрессивная позиция Лермонтова обозначилась с самого начала романа – с обрисовки “записывающего путешественника-изгнаника”, “проезжего офицера”, издателя дневника Печорина. Это самое положительное лицо романа. В нем убедительно сочетаются черты гуманиста, правдолюба, патриота, восторженного поклонника природы, разочарованного в окружающей его жизни и твердо уверенного в том, что счастье в ней “не в порядке вещей”. Именно ему, а также в какой-то мере и Печорину Лермонтов “отдает” собственные мысли и чувства.
Слайд 17
ПАРУС Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Слайд 18
УТЁС Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 19
Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой .
Слайд 20
. Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания
Слайд 21
Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
Слайд 22
Память о Лермонтове В 1862 году в Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории запечатлён М. Ю. Лермонтов. В 1892 году благодаря усилиям образовавшегося в том же году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова в городе Пензе в сквере имени М. Ю. Лермонтова был установлен бронзовый бюст поэта на четырехгранном гранитном пьедестале. В 1889 году по всероссийской подписке по проекту скульптора Опекушина поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. В XX веке открыты государственные музеи-заповедники М. Ю. Лермонтова в Пензенской области и в Пятигорске. Город Лермонтов в Ставропольском крае Сёла Лермонтово в Краснодарском крае , Пензенской области и в Армении Имя Лермонтова носят сотни улиц в населённых пунктах России, СНГ и других стран мира, например, Лермонтовские улица , площадь и проспект в Москве , проспект в Санкт-Петербурге , улицы в Пензе , Спасске-Дальнем , Баку , Риге , Угличе , Петрозаводске , Праге и др. Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра. Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате . Памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища (по адресу Лермонтовский проспект , 54). Памятники в Москве и области , Санкт-Петербурге , Пензе , Пятигорске , Ставрополе , Геленджике и других городах России. Малая планета (2222) Лермонтов . Кратер на Меркурии . Мыс Лермонтова в Крыму .
Слайд 23
Памятники
Слайд 24
Презентацию выполнили: Соломатина виктория и бидбунова кристина Спасибо за внимание!) 9 «А»
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рождественский венок
Фокус-покус! Раз, два,три!
10 осенних мастер-классов для детей
Сказка "Дятел, заяц и медведь"