Эссе анализирует жизнедеятельность великого русского ученого, мысли и работы которого находят свое подтверждение и в современное время, имеют большое практическое значение. О всесторонних интересах этого человека также свидетельствует его активная общественная деятельность.
Вложение | Размер |
---|---|
vernadskiy.doc | 39.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №35 города Белгорода
Городской конкурс эссе, посвященный 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского
«В.И. Вернадский – ученый, мыслитель, общественный деятель»
Выполнила: ученица
8 А класса средней школы № 35
г. Белгорода
Гусева Ирина
Научный руководитель –
преподаватель химии
Черных Вера Николаевна
Белгород - 2013
Ученый, мыслитель, общественный деятель – немаловажные направления жизнедеятельности человека. Многие люди проживают жизнь, так и не раскрывшись в этих направлениях. А каким должен быть человек, сочетающий в себе выдающегося ученого, мыслителя и активного общественного деятеля? Какова роль таких личностей в истории и современной жизни? Ответить на эти вопросы нам поможет исследование жизнедеятельности Владимира Ивановича Вернадского.
Современный технологичный мир нуждается во всесторонне развитых деятельных личностях. Но, к сожалению, леность ума и бытия мешают многим людям раскрыть свои потенциальные возможности. О врожденных талантах известно немало. Одаренные дети, способные прекрасно играть на музыкальных инструментах, рисовать, изучать иностранные языки, часто не раскрываются во взрослой жизни и не становятся великими людьми. И, наоборот, проложившие трудом путь к знаниям, иногда наперекор судьбе создают самого себя и добиваются всемирного признания. Судьба была благосклонна к Владимиру Ивановичу Вернадскому. Он родился в семье профессора экономики Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины политэконома Марии Николаевны Вернадской, урожденной Константинович. Родители были известны не только как экономисты, но и как публицисты, и либералы шестидесятничества. Поэтому они привили сыну способность к всесторонним научным познаниям. Помимо родителей на формирование личности Вернадского повлияли тесные взаимоотношения с русской научной элитой в лице профессоров А.Н. Бекетова, А. М. Бутлерова, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева. Особую роль в становлении ученого и мыслителя Вернадского сыграл его дядя Евграф Максимович Короленко, который был личностью незаурядной. Служил он некогда офицером на Кавказе, заболел, вышел в отставку и увлекся научно-философскими изысканиями. «Самолюбивый до крайности, остроумный и обидчивый, он в то же время был человеком глубокой доброты. Был человеком хорошо образованным, хотя образование сам себе добыл», - писал Вернадский. Е.М.Короленко был знаком с трудами великих естествоиспытателей - Дарвина, Ляйеля, Бюффона, Ламарка. Более всего волновали его проблемы, связанные с жизнью каждого человека и всего человечества. При этом он не признавал никаких авторитетов - ни философских, ни религиозных, ни научных, до всего пытаясь дойти, как говорится, своим умом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Владимира Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество. Юноша не отличался гениальностью, всего он добивался терпеливым трудом и жаждой познания. Существуют разные взгляды на процесс обучения. По мнению некоторых ученику и студенту требуется втолковать как можно больше фактов, сведений, начинить их знаниями. Но, современное общество все более склоняется к тому, что куда важнее пробудить или поддержать интерес к исследованиям, открывая перед молодыми людьми мир природы, полный тайн, и мир науки, полный сомнений. Для молодого Вернадского подобное ощущение тайны, знакомое с детских лет, не угасло в годы университетской учебы и первых научных работ. Оно, прежде всего, было связано с мыслями о Земле и космосе. На это нацеливали его, в частности, лекции Д. И. Менделеева. По-видимому, как раз тогда зародились у Вернадского первые мысли об особенностях химии планеты и ее отличии от лабораторной и космической химии. Мысли эти были новыми для того времени и вели в неизведанные области двух новых наук, достигших расцвета лишь в нашем веке: геохимии и космохимии. В.И.Вернадский был геологом, занимался кристаллографией и биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, радиоактивных элементов…. Не просто интересовался всем на свете, но очень многое исследовал, осмысливал, открывал. Обладая необычайно обширными знаниями, он умел сам вырабатывать новые идеи - интересные, неожиданные и глубокие. Зачастую он высказывал мысли гораздо опережающие свое время. Например, не будучи узким специалистом в физике, он высказал физическую идею за 20 лет до того, как она была экспериментально подтверждена. Он предвидел возможность различия правого и левого в мире мельчайших частиц материи. Вот как он излагал по этому поводу свои мысли «Пространство-время глубоко неоднородно, и явления симметрии могут в нем проявляться только в ограниченных участках».
С детских лет Вернадский проявлял интерес к общественной деятельности: в университетские годы работал в научно – литературном обществе, интересы которого были связаны не только с наукой и литературой, но и политикой. Позже он был избран членом Государственного Совета от Московского университета, а через пять лет после этого в числе многих профессоров покинул Московский университет в знак протеста против антидемократических действий правительства. Владимир Иванович всегда принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадающие на долю родной страны. В голодные годы он не пожалел сил, времени и средств для организации помощи голодающим. Активно участвовал В.И. Вернадский в народном просвещении. С этой целью им был создан либеральный кружок «Братство «Приютино»» и в издательстве «Посредник» были напечатаны ряд статей. Он бывал за границей и мог остаться там, но всегда стремился на Родину, так как был настоящим патриотом и гражданином. Даже, сначала не приняв власть большевиков, не эмигрировал, а смирился, понимая, что работает для своего народа, а не для власти.
Вернадский продолжает оставаться для многих поколений современником. Со слов академика А.П. Виноградова « Как путники, которые, чем дальше отходят от горы, тем лучше ее видят, так и мы… видим сейчас все растущий на наших глазах образ ученого огромной силы» В последние годы его все чаще цитируют, на него ссылаются, им восхищаются. Продолжают работать организованные им институты, лаборатории, комиссии. Новым поколениям суждено «открыть» Вернадского, переосмыслить его идеи, научиться у него искусству синтеза наук.
"Морская болезнь" у космонавтов
Мать-и-мачеха
Кто чем богат, тот тем и делится!
Лупленый бочок
В какой день недели родился Юрий Гагарин?