В эссе автор размышляет о современном звучании классического произведения древнерусского искусства «Слово о полку Игореве», которое преодолело время и прочно утвердилось в нашем сознании как воплощение истинной красоты. В век всеобщей глобализации и компьютеризации «Слово» представляется неким «островком вечности», дающим нам возможность понять: если у нас есть прошлое, значит, есть и будущее. В своих размышлениях ученик опирается на высказывания известных исследователей, писателей и поэтов, высоко ценивших это произведение. Особое внимание уделяется мнению Д.С.Лихачёва – известного учёного-филолога, чьи многочисленные труды посвящены изучению «золотого слова русской литературы».
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mgei_alefirov.doc | 75 КБ |
Алефиров Владислав, ученик 10 Б класса МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды Научный руководитель: Сегеда Г.Н., учитель русского языка и литературы
НАМ НУЖНЫ ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Нам нужны вечные ценности, классическое же искусство – это то, что существует в нашей художественной культуре вечно. Истинная красота – вечна. <…> Классика – важнейшая двигательная сила воспитания. Она альтернативно противостоит массовой культуре, вульгарным ее проявлениям.
Д.С.Лихачёв
Можно ли представить вечность? Пожалуй, этот вопрос интересует только маленьких детей и философов. Все же остальные, то есть взрослые люди, живущие в своём мире, ограниченном повседневными заботами о хлебе насущном, просто не думают об этом. Им некогда. Их занимают важные, по их мнению, проблемы: материальный достаток, карьера, популярность… Напрасно с такой лёгкостью они пренебрегают понятием вечности – связь времён может прерваться! Сиюминутное беззастенчиво вытесняет вечное. И сейчас особенно важно сохранить классическое искусство, которое, по утверждению Д.С.Лихачёва, вечно. А что такое классика? Это произведения искусства, которые отметила вечность. Нельзя «назначить», «объявить» те или иные произведения классическими. Не получится! Какими бы премиями ни отмечало их действующее правительство, они неизбежно рассыпаются от дыхания времени. У произведений, ставших классическими, иная судьба: их можно запрещать, уничтожать, критиковать, но они всё выдержат и через десятки и сотни лет поразят нас своей новизной, яркостью, духовностью. Постигать классику нелегко. Она не призвана развлекать. Классика воспитывает, заставляя и ум, и душу трудиться. Именно она, уверен Д.С.Лихачёв, «альтернативно противостоит массовой культуре, вульгарным её проявлениям». [3:43]. Благодаря классическому искусству подрастающее поколение будет знать свою историю, которая вмещает в себя не только важнейшие события, но и жизнь души народной, и, возможно, эти знания помогут избежать ошибок в будущем. Д.С. Лихачев писал: «Произведения искусства существуют вне времени. Но для того, чтобы ощутить их вневременность, необходимо понять их исторически. Исторический подход делает произведения искусства вечными, выводит за пределы своей эпохи, делает их понятными и действенными в наше время. Это – на грани парадокса» [2:219].
Я хотел бы остановиться в своей работе на классическом произведении древнерусского искусства, преодолевшем время и прочно утвердившемся в сознании современного человека как воплощение истинной красоты. Это «Слово о полку Игореве». Очень важно, что в век всеобщей глобализации и компьютеризации сохранился «островок вечности», дающий нам возможность понять: если у нас есть прошлое, значит, есть и будущее. Представим на мгновение, что «Слово о полку Игореве», созданное в 1187 году, не было найдено собирателем древностей А.И.Мусиным-Пушкиным и не было опубликовано в начале XIX века. Что бы изменилось в нашей жизни и в нашем знании истории родной страны? О неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году мы всё равно бы узнали: о нём сообщали летописи. Ипатьевская – с сочувствием, Лаврентьевская – с изрядной долей сарказма. То есть, этот исторический факт стал бы известен и без «Слова». Но произведение гениального древнерусского автора, имени которого мы не знаем, - это не пересказ известных событий. Перед нами поэтическое размышление о родной земле и причинах её бедствий. Эмоциональное послание обращено не столько к современникам автора, сколько к потомкам. Трагедия князя Игоря, по мнению создателя «Слова», должна напоминать о необходимости единства и предостерегать от необдуманных поступков, последствия которых могут стать трагическими не только для непосредственных участников событий, но и для всего народа. Вот почему, по мнению Д.С.Лихачёва, «интерес к «Слову» не только не уменьшился, но становится всё более и более широким, всё более и более глубоким», а «протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стёрли красок»[7: 5]. Многочисленные труды известного учёного-филолога посвящены изучению произведения, которое он называет «золотым словом русской литературы». Дмитрию Сергеевичу принадлежит также перевод «Слова» на современный русский язык и комментарии к нему, статьи, в которых затрагивается вопрос о подлинности этого произведения. В одной из работ Д.С. Лихачёва сказано: «Никто никогда не спросит, фальшив ли лежащий на дороге булыжник, но жемчуг может оказаться фальшивым. «Слово о полку Игореве» так хорошо, что хочется спросить себя: да может ли быть на свете такая красота? Драгоценный его блеск гипнотизирует, тревожит, возбуждает любопытство. Настоящее произведение большого искусства всегда кажется до известной степени загадочным, необъяснимым. Отчасти поэтому и в отношении «Слова» время от времени возникал вопрос: да могло ли оно быть написано в двенадцатом веке?» [5: 21]. Но ни сам Д.С.Лихачёв, ни великие русские поэты (в том числе А.С.Пушкин, в последние годы жизни серьёзно увлёкшийся изучением «Слова») нимало не сомневались в его подлинности. Каждое слово, каждый образ этого произведения поражают такой силой и мощью, какую мы встречаем лишь в самых вдохновенных, особой духовностью проникнутых творениях литературы. Имя Новгород-Северского князя Игоря звучит уже в самом заглавии. Отважный, решительный и порывистый, он решает выступить против половцев втайне от великого князя Святослава: «Хочу, - сказал,- копьё преломить /на границе поля Половецкого;/с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,/либо шлемом испить из Дону» [7: 53]. Нетрудно догадаться, чем закончился этот поход: Игорь терпит поражение только потому, что действует по феодальной формуле: каждый себе. Д.С.Лихачёв считает: «Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли» [7: 21]. Давно уже нет феодализма, а призыв к единству по-прежнему актуален! Своё мнение автор «Слова» вкладывает в уста великого князя Святослава Киевского, который упрекает князей в том, что они без сговора с ним отправились в поход, ища себе славы. Читая «Слово о полку Игореве», вместе с князем и его войском пройдём этот трагический путь…
23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский со своим сыном, племянником и с «милым братом Всеволодом» выступил в далёкий степной поход на половцев. Ни князя, ни его дружину не остановило даже зловещее предзнаменование – затмение солнца. Храбрые русичи отправляются в путь, «ища себе чести, а князю славы» [7:57]. Мы понимаем, что Игорь любит Родину, но в данном случае им движет честолюбие. Нам передаётся тревога автора, который, прерывая повествование, не раз взволнованно восклицает: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» [7: 59,63]. Первое столкновение с половецкими войсками приносит лёгкую победу и показывает, что главное для Игоря – слава, а не захваченные богатства. Однако решающий бой впереди: «На другой день спозаранок / кровавые зори свет возвещают;/ чёрные тучи с моря идут,/ хотят прикрыть четыре солнца, /а в них трепещут синие молнии./Быть грому великому!/Пойти Дождю стрелами с Дона великого!»[7:63]. Когда читаешь эти тревожные, полные мрачного очарования строки, понимаешь, почему многие исследователи считают, что автор «Слова» сам был непосредственным участником трагического похода. Он словно заново переживает то, чему стал свидетелем в далёкой враждебной степи, заставляя читателя испытывать те же чувства. Храбро бьются князья и дружина, но силы неравны: «на третий день к полудню пали стяги Игоревы». Сердце сжимается от боли у каждого, кто читает полные горечи строки: «Чёрная земля под копытами костьми была засеяна,/и кровью полита:/горем взошли они по Русской земле» [7:69]. Как же часто за восемь веков, прошедших со дня создания «Слова», повторялась эта картина! Д.С.Лихачёв, отмечая связь «Слова» с народной поэзией, пишет: «В «Слове» и народной поэзии противопоставляется война мирному труду, разрушение – созиданию, смерть – жизни…» [7:33].
Автор и сочувствует Игорю, и осуждает его, ведь недальновидность князя, его честолюбие обернулись горем для всей русской земли: погибла храбрая дружина, сам князь оказался в плену, скорбь разлилась по Русской земле. Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли, которая и является главным героем произведения. Он ощущает родину как единое целое, к ней обращены все лучшие чувства.
Не случайно эта героическая и трагическая песнь нашла своё отражение в живописи, музыке и литературе XIX и XX веков. Знаменитое полотно Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) заставляет нас ещё раз пережить трагедию неудачного похода. Среди иллюстраторов и авторов картин на сюжет памятника — И.Я.Билибин, В.А.Фаворский, Д.С.Бисти, Серго Кобуладзе и другие. «Слово о полку Игореве» легло в основу известной оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Долгие восемнадцать лет работал над ней великий русский композитор и всё же не успел завершить. То, что мы имеем сейчас возможность наслаждаться этим произведением, – заслуга его друзей. Римский-Корсаков и Глазунов завершили после смерти Бородина это грандиозное эпическое полотно. Гениальное «Слово о полку Игореве», произведение могучей патриотической и поэтической силы, обрело новую жизнь в музыке. Существует несколько сотен переводов «Слова» на различные языки мира. В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов - В.А.Жуковский, А.Н.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А.Евтушенко и многие другие.
Не могу удержаться, чтобы не привести отрывок из письма Н.А.Заболоцкого Н. Л. Степанову от 20 июня 1945 (Караганда): «Сейчас, когда я вошел в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо…Читаешь это Слово и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!» [1].А я думаю, какое счастье, если человек может так погружаться в произведение искусства, чувствовать его и через это чувство ощущать свою кровную связь с родной землёй!
Так «Слово о полку Игореве» обретает своё особое звучание в каждую эпоху. Можно не сомневаться, что новые и новые поколения будут обращаться к гениальному памятнику древнерусской литературы, черпать в нём духовные силы. Вслед за поэтом Николаем Рыленковым хочется повторить: «Мне сейчас трудно представить то время, когда я не знал о существовании «Слова о полку Игореве». Кажется, что оно сопутствует мне всю жизнь» [5: 27]. Не случайно классику Д.С. Лихачёв считал «важнейшей двигательной силой воспитания». Классика ничего не навязывает, но требует неспешного осмысления, вживания. Лишь в этом случае она может оказать положительное влияние на формирование души. А мы всё время куда-то спешим. Великих русских писателей читаем в кратком пересказе для особо ленивых школьников, а философские тексты Д.С.Лихачёва, И.А.Ильина и других замечательных мыслителей помещены в сборники для подготовки к экзаменам по русскому языку, где мы старательно ищем словосочетания разных типов, изобразительные средства и много чего ещё, а между тем суть ускользает! Ускользает именно то, ради чего эти произведения были написаны! В рамках ежегодного Интернет-фестиваля «Сочи - МОСТ» проходит форум «Читать русскую классику вредно для здоровья и для карьеры». На предложенную организаторами провокационную тему уже откликнулось много книгочеев из разных регионов страны. Большинство участников форума считают, что нельзя стать «хорошим программистом, экономистом, просто человеком, если не выстрадаешь то, чем болели наши великие писатели и поэты». Но есть и мнения, подобные этому: «Nik: A-kunin@ Я не специалист, не методист и не литературовед. Я вообще учусь на отделении курортного бизнеса сочинского госуниверситета. По школьной программе скрупулёзно читала все, что задавали. И даже больше. Но, откровенно говоря, я не думаю, что тексты Достоевского или, скажем, Лермонтова укрепляют дух моих соотечественников. Наши классики «грузят» читателя своими болезнями, комплексами, фобиями... Где позитив?! Так что, если хотите быть здоровенькими, преуспевающими, конкурентоспособными, адекватными духу времени, то, сдав ЕГЭ по литературе, живите не по книжке, а наоборот»[6]. Вот так! Книги читаем одни, а восприятие разное. Д.С.Лихачёв призывает нас к чтению классики не «для школьных ответов» или для какой-то сугубо практической цели, а к чтению «незаинтересованному», то есть для души. Он уверяет: «Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени»[4:99]. Нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачёва о том, что именно классика «противостоит массовой культуре, вульгарным её проявлениям»[3:43]. И от нас самих во многом зависит, будем мы дружить с классикой или нет. Встреча с классическими произведениями всегда радость, открытие и труд души. Будем трудиться! Надо помнить о том, что вечные ценности заключены в культуре. Вот почему закончить свою работу я хочу высказыванием Д.С.Лихачёва: « Перед культурой будут стоять особенно большие задачи в будущем. Когда техника удовлетворит материальные потребности человечества, потребности в комфорте и прочем, наступит век создания культурных ценностей» [2:267]. Может быть, этот век уже наступил?
Библиография
1.Заболоцкий Н. Письмо Н.А.Степанову от 20 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.trinitas.ru/ (дата обращения: 01.03.2011). 2.Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет . – Л.: Сов. Писатель, 1989. – 608 с. 3.Лихачёв Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – М., 2006. 4.Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2007. – 256с. : ил. 5.Осетров Евг. Живая древняя Русь: Кн. для учащихся. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 304 с., ил. 6. Сайт молодых читателей России. [Электронный ресурс]. URL: http://most.avalonstudio.ru/ (дата обращения: 16.03.2011). 7.Слово о полку Игореве/ Вступительная статья, редакция текста, дословный и объяснительный перевод с древнерусского, примечания Д.С.Лихачёва. - М.: Издательство детской литературы, 1961. – 230 с.
Ласточка. Корейская народная сказка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Госпожа Метелица
Ёжикина Радость
Волшебная фортепианная музыка