Анализ стихотворения Н.Дмитриева "Не топчите мухоморы""
Вложение | Размер |
---|---|
анализ стихотворения | 35.5 КБ |
Осеннее мгновение.
Carpe diem!
Гораций
Природа средней полосы России! Что может быть проще? Ни экзотических цветов, обласканных жарким солнцем, ни бескрайних морских просторов, ни гористых рельефов… Здесь лишь леса, поля, реки, озера… Неяркие тона, простые линии…Но для русского человека, пожалуй, нет ничего милее и роднее хрупкой березки, запаха скошенного сена, таинственной синевы леса где-то на горизонте, журчания первого весеннего ручья… Многие русские поэты в своей лирике обращались к родной природе. Кто-то видел в ней властительницу, а кто-то пытался разгадать её тайну.
Н. Ф. Дмитриев, певец балашихинской земли, в стихотворении «Не топчите мухоморы…» изобразил свою природу.
Какой она предстает перед нами?
Очень знакомой. А ещё любимой и родной.
Поэту удалось изобразить природу на границе между временами года, запечатлеть волшебные минуты между «листопадной усталостью» и порошей. Мы чувствуем мгновение природы, которое вот-вот ускользнет в бездну бытия. Это беспрерывное движение естества создано с помощью обилия глаголов, именно они преобладают в лексическом составе. Образность и зримость достигается существительными, которые формируют «картинку» в голове. Всего лишь пять прилагательных во всем стихотворении подчеркивают основные детали.
Природа передана через образ мухомора- вестника осени. Развитие образа происходит посредством экстериоризации: в первом катрене внимание концентрируется на одном грибе, во втором катрене художественное пространство расширяется до уровня «грибного царства», а в заключительном четверостишии осень уже вовсю царствует в лесу, охватывает все пространство, наполняет собой воображение читателя.
Какие образы возникают при чтении стихотворения?
Теплый осенний день. Приглушенное солнце протягивает свои лучики к хвойной подстилке леса. На зеленом моховом ковре пестреют грибочки. В воздухе веет прозрачной осенью… Зыбкость осеннего воздуха, его свежий хвойно-дождевой аромат передан ассонансом: гласные а, о в первом четверостишье дополняют образность картины.
Красочность возникнувшего в голове образа вызвана не обилием троп, а уникальным применением лексических средств. Казалось бы, в стихотворении нет ни одного цветового эпитета, а в воображении сохраняется яркость и цвет. «Так отчаянно краснеют», - глагол, произведенный от качественного прилагательного, помогает прочувствовать оттенок. Метафора «носят платьица в горошек» придает картине пестроты. Таким образом, всего пара штрихов создала выразительный образ.
Финальный катрен в стихотворении - самый яркий.
В листопадную усталость,
В обложной косой дождище
Авторский эпитет «листопадная» в сочетание с «усталостью» превращается в экспрессивную метафору, которая оживляет пейзаж, возвещает о скором наступлении зимы. Листопад - это череда падающих листьев, это плавно уходящие годы, утекающая куда-то жизнь. Благодаря аллитерации ( звуки ж, с, д, ф) мы слышим шелест опавших листьев, свист ветра, хруст еловых иголок под ногами… Гул осеннего ветра, унылый шепот еловых крон передается ассонансом ( гласные о,у).
Вот и прошла пора золотой осени. Что чувствуем мы, когда с дерева опускается на землю последний кленовый лист? Когда теплый дождь сменяется «обложной, косой дождище»? Когда стаи птиц улетают на юг? Мы грустим.
1Лови мгновение!
Лирический герой стихотворения также испытывает ностальгические чувства по ушедшим мгновениям, ощущает холодное дыхание зимы. Мы чувствуем, с каким умилением лирический герой относится к природе: уменьшительно - ласкательные суффиксы (горошек, платьица) передают нежность чувств лирического субъекта. Беззащитным мухоморам противопоставлен дождище. Суффикс –ищ- придает грозности. Стихотворение проникнуто элегическим пафосом: лирический герой обращается к неизбежно ушедшему прошлому, он со сладкой грустью вспоминает о знойном лете и, наверное, о лете своей жизни. Природные циклы схожи с течением человеческой жизни. Об этом говорили многие философы и поэты. Осень - это не только поэтичное увядание природы, но и медленное угасание жизни, молодости… Здесь возникает аллюзия на стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»:оба лирических субъекта переживают по поводу ушедшей молодости:
Где моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств?
Лирика Дмитривева по своей тематике и стилистике схожа с творчеством Есенина. Та же простота, неброскость, но в то же время невероятная глубина и чувственность стиха.
Трехстопный хорей и сложные женские рифмы в каждой строке стихотворения «Не топчите мухоморы…» придают интонации фактурность. Интонационный акцент делается на первых слогах, поэтому речь звучит взволнованно, стихийно. Пиррихий на второй стопе создает эффект сбивчивой речи. Перекрестная рифмовка словно уводит за собой, завлекает в заманчивые чащи, указывает дорогу на пустынную лесную тропку- строфа открыта. Эта открытость строфы придает речи легкую незавершенность, будто ещё есть надежда удержаться в очаровании лета… Инверсии придают гармоничности стихотворению: каждое слово находится на своем месте. Синтаксический параллелизм обогащает образною систему.
Лирический герой не хочет принимать наступления зимы: его мысли, душа все ещё там, в мимолетных мгновениях прошлого.
Это все, что нам осталось,
Мухоморы- последняя надежда. В этих словах звучит пессимизм, проступают даже ноты разочарования.
Тем, кто в чащах лето ищет
Но в заключительной строке пессимизм рассеивается, и в душу лирическому герою пробирается вера, как луч света после грозы пробивает густые тучи и озаряет мрачное окружение. Это вера- вера в счастье, в торжество радости над унынием. Пройдет зима, и снова потеплеет, зазеленеет трава, засветит теплое солнце, наступит новая жизнь. Потому что жизнь человека - это беспрерывный поток энергии.
Лирический герой не один охвачен надеждой на счастье: местоимение «нам» объединяет героя и ещё многих людей, которые также любят природу, ценят мгновения жизни… Поэтому: «не топчите мухоморы»!
Слышится грусть, тоска.
…Снежинка прикоснулась к земле. И ещё одна, и ещё…Скоро подует колючий ветер, и поднимется метель. Наступает зима. Но не стоит забываться в прошлом, лучше жить сегодняшним моментом: даже в зимней стуже можно узреть прелесть… Из мгновений складывается вся наша жизнь. Проходит дождь, заходит за горизонт солнечный диск, зима сменяет осень, год летит за годом,- это целая вечность, состоящая из крошечных моментов, каждый из которых ценен и неповторим…
Н.Ф. Дмитриеву удалось запечатлеть русскую природу. Наверное, он любил собирать грибы, вдыхать запах леса, слушать чириканье птиц, следить за шустрой белкой… Мне кажется, что вдохновение поэт черпал в наших балашихинских лесах, ведь многие годы он творил в Балашихе. Часто, прогуливаясь по лесным аллейкам, я тоже вижу мухоморы в ярких платьицах, наблюдаю смену времен года. Когда-то и Н.Ф. Дмитриев гулял так же, как и я. И мне будто все видится глазами поэта…
Лиса и волк
Мастер-класс "Корзиночка"
Хрюк на ёлке
Хитрость Дидоны
Зимняя сказка