Сравнительный анализ "Смерти Долгушова" (И. Бабель) и смерти Фролова (А.Фадеев), написанный ученицей 11 класса
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_dvuh_smertey.doc | 33 КБ |
Анализ двух смертей
Что такое война? Война – это всегда смерть, кровь и разрушения. Человек морально гибнет под тяжестью военных правил и законов. Человек идет против себя, ломается сам, ломается и его судьба, а жизнь, порой, просто прерывается. Смерть – это обыкновенное явление на войне, как бы печально это не звучало. Но смерть бывает разной: человек может пасть смертью храбрых на поле боя, в человека может попасть шальная пуля, а может, он и сам не выдержит всего ужаса войны и тогда… Никто и ничего не может знать заранее.
Роман И. Бабеля «Конармия» и роман А.Фадеева «Разгром» - произведения, посвященные одной теме. И тема эта, пожалуй, одна из самых острых в русской литературе 20-ых годов прошлого века. Гражданская война – самая страшная из «всех войн»: брат встает против брата, отец – против сына, сын – против отца, и каждый (каждый!) готов убить. Война – она вообще убивает: морально, физически. Она заставляет научиться убивать, убивать даже тогда, когда ты вынужден лишить жизни того, кто всё это время был рядом с тобой. И в романе Бабеля, и в романе «Разгром» Фадеева есть такие сцены: «Смерть Долгушова» и «Смерть Фролова» соответственно. Вроде бы, что тут описывать? Смерть – не лучшая тема. Но, как мы уже заметили, смерть бывает разной. Что же заставило авторов рассмотреть конец жизненного пути именно этих героев?
Обстоятельства, в которых герои отходят в мир иной, отличны друг от друга. Долгушова находят на дороге: «Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени, и удары сердца были видны». С Фроловым же дело обстоит иначе: он тяжело ранен, и надежд на выздоровление нет, но Левинсон со Сташинским отчаянно пытаются сохранить ему жизнь, однако поставленная перед командиром отряда задача требует другого решения. Нужно отступать. А это означает лишь одно: Фролов – обуза для отряда.
И одного, и другого нужно убить, ведь жизнь для них уже «закрыла двери». Оба это осознают. Только вот Долгушов, сидя полумертвый на дороге, мечтает о смерти, но смерти не от руки врага, а от руки «своего» (ведь это единственный способ избежать насилия над его изувеченным телом); Фролов же хочет жить, хочет, несмотря ни на что, но понимает, что его судьба предрешена, и просит лишь об одном: «Сынишка там у меня есть на руднике... Федей звать... Об нем чтоб вспомнили, когда обернется все, -- помочь там чем или как... ». Фролов в данной ситуации становится заложником судьбы: от него уже ничего не зависит, и решение о том, что его нужно убить, принимают Левинсон и Сташинский. Им нелегко дается это решение, но основная задача – сохранение отряда – в этот момент ставится превыше всего, и одна жизнь уже ничего не значит, приносится «в жертву» для осуществления главной цели. Долгушов же сам, без советчиков и судей, решает, что ему нужно умереть, ему нужно, чтобы кто-то прекратил его мучения. И кто же становится так называемым «спасителем» Долгушова? Его убивает Афонька Бида. Но так ли просто убить человека? Конечно, нет. И у Бабеля есть герой, который не смог убить товарища - Лютов. Он против смерти, против войны. Лютов пытается в условиях этого страшного, военного времени сохранить в себе человечность, пытается мерить военную жизнь мерками обыкновенной. Но война не была бы войной, если бы позволила человеку сохранить себя. Лютов остро реагирует на просьбу Долгушова о смерти: он отказывает, и Бабель очень точно отражает чувства героя в этот момент: «Испарина ползла по моему телу. Я поехал шагом, не оборачиваясь, чувствуя спиной холод и смерть».
За принятием же решения о смерти Фролова наблюдает Мечик. И известие о том, что Фролова собираются отравить, просто сводит Мечика с ума. Он не может этого допустить, так как считает это бесчеловечным поступком. Он пытается предотвратить смерть Фролова, но нельзя предотвратить неизбежное. «"Неужели они сделают это?.." - Обождите!.. Что вы делаете?.. - крикнул Мечик, бросаясь к нему с расширенными от ужаса глазами. - Обождите! - Вон!.. - сказал он зловещим, придушенным шепотом. - Убью!.. Мечик взвизгнул и, не помня себя, выскочил из барака». Принять решение об убийстве человека – это нелегко, и тем, кто убивал Долгушова и Фролова, пришлось тяжело. А еще сложнее воплотить в жизнь принятое решение. Афонька, убивая Долгушова, заглушает все свои эмоции и делает это, отключив чувства (ведь так проще), тем более, кто, если не он? Лучшая смерть – это быстрая смерть, поэтому Афонька стреляет прямо в рот. «Они говорили коротко, - я не слышал слов. Долгушов протянул взводному свою книжку. Афонька спрятал ее в сапог и выстрелил Долгушову в рот». Сташинский же пытается сохранить хладнокровие, убеждач Левинсона, что он готов, но на деле все оказывается не так просто: «Кривя побелевшие губы, знобясь и страшно мигая одним глазом, Сташинский поднес мензурку». Вот какое на самом деле внутреннее состояние Сташинского: страх и нерешительность. Но лишь сила воли, спокойствие и покорность Фролова позволили завершить это «нелегкое дело».
Разные люди, разные убеждения и разные основания для убийства. Все это составляет комплекс факторов, влияющих на сам процесс. Смерть может быть безболезненной и быстрой либо долгой и с обилием крови. На войне ничего нельзя предугать. Ничего, кроме одного: на войне придется убивать – себя, врага, своего товарища. И по каким законам можно судить того, кто вынужден брать на себя Святую Божью волю: отбирать жизнь, не давая её.
Назаровой Анастасии
11 А
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Акварель + трафарет = ?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Ель
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"