Цель моей работы – поговорить о проблемах, которые имеют в наше время первостепенное значение, о проблемах взаимодействия человека и природы и о том, как они отражаются в современной художественной литературе. Можно только удивляться, как быстро мы убиваем то, благодаря чему живем, радуемся, влюбляемся, растим детей…
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_publicistika_priroda.doc | 75.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Публицистика в защиту природы и культуры.
Культура, природа, человек. Проблемы и пути их решения.
Святому храму природы посвящается
Автор:
Путилина Лейла Анатольевна
10 «А» класс МБОУ СОШ №6
г.Морозовск
Руководитель:
Калмыкова Наталия Петровна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6
г.Морозовск
город Морозовск
2011 год
Окружающая среда… В значение этого слова необходимо вкладывать не только понятия атмосфера, биосфера, гидросфера и литосфера. Нет. Окружающая среда - это тот живой мир, что нас окружает, в котором мы растем, у которого учимся жить. Природа - это такое же живое существо, как и мы, которое тоже может любить, оберегать или же мстить за неподобающее к ней отношение. «Даже камень имеет душу…»
Данная проблема взаимоотношений была затронута многократно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах природы, культуры и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности. Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек... ". Так если много - значит ли это, что природные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.
Цель моей работы – поговорить о проблемах, которые имеют в наше время первостепенное значение, о проблемах взаимодействия человека и природы и о том, как они отражаются в современной художественной литературе. Можно только удивляться, как быстро мы убиваем то, благодаря чему живем, радуемся, влюбляемся, растим детей…
Ещё один факт, доказывающий мою осознанность и необходимость выбора этой темы. В течение всей истории человечества, в любой стране, при любом режиме и лидере тема экологии была актуальна – это само собой, это естественно. Также, у всех народов и просто отдельно взятых людей всегда было искусство и творчество. Если совместить две этих «константы», то получим, что всегда были песни, рисунки, танцы, публицистика и художественные произведения, посвящённые природе (а значит и экологии) родного края, страны.
В Америке 60х годов тема была очень актуальна. Пацифизм и общественный протест, охвативший тогда всю молодёжь, породил такие ассоциации, как «Гринпис». Проводилось очень много культурных мероприятий, посвящённых экологическим проблемам, как локальным, американским, так и мировым. Апогеем движения стала песня Джоан Баез (Joan Baez) «A calm song of protest» («Тихая песня протеста»).
В России, к очень большому сожалению, нет ничего подобного. Экологическая борьба с помощью гуманитарных сил – звучит смешно для русского человека. Ведь пока «гром не грянет…».
Именно поэтому я и пишу эту работу. Хочется доказать людям, что надо срочно что-то менять, что так больше не может продолжаться… Если я хоть на йоту приближусь к конечной своей цели, меня это будет очень радовать.
Сейчас наша страна переживает трудное время, все мы наблюдаем за переломным этапом, становлением чего-то нового. А что придёт взамен? Что остаётся? Мы вероломно и сознательно уничтожаем последние ареалы дикой природы, уже не подлежащие восстановлении. Так почему же не перестать видеть в природе лишь только средства к существованию? Сейчас создаются многие заповедники, оберегающие природу. Я считаю это очень позитивным процессом. Но если сами люди не поймут свою причастность к природе прямо сейчас и не перестанут мусорить на улицах, уничтожать животных и птиц, выбрасывать вредные вещества в окружающую среду, то я не знаю, что будет дальше…
Пришло время задуматься…
Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании рек, источниках озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за границей. Мы должны признать, что настал тот момент, когда природа, вынужденная защищаться от агрессии человека, начинает его уничтожать. Уничтожать по-разному: небывалыми наводнениями, катастрофическими землетрясениями, угрожающим повышением среднегодовой температуры.
Но самое страшное, что делает природа с человеком, - это то, что она лишает его разума. Человек деловито подрубает сук, на котором сидит, не осознавая этого. А ведь без чистой воды и воздуха, без плодородной, живой земли человечество обречено на медленную и мучительную смерть. И с каким же убийственным постоянством люди загрязняют именно воздух, воду и землю!
Давно ли это началось?
С того самого момента, как человек пошел по пути цивилизации.
А ведь были времена, когда природа и человек понимали друг друга, были единым целым.
План.
Колдует автор, нанося мазки.
Легко, светло, размашисто и плотно,
Ликует и, отчаясь, рвёт полотна,
И вместе с ними сердце - на куски.
А тихий Дон в излучине течет,
и журавли пронзают небо клином,
И столько боли в крике журавлином,
Что боль своя в сравненьи с ней, не в счёт!
История Подонья уводит нас в далёкую древность. Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово "казак" начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке. "Казак" в переводе с тюркского означает "вольный человек", удалец". Так называли себя беглые крестьяне и посадские люди, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.
Длительное время юг России украшали целинные степи. Их процветанию способствовали климат, равнинный рельеф, чистые реки, плодородные почвы, разнообразный растительный и животный мир, отсутствие активного вмешательства человека. Люди занимались в основном охотой, ловлей рыбы, сбором растений, ягод и плодов. Разводили домашних животных. Земледелие лишь зарождалось, укладываясь на незначительных площадях. Вот как описывает территорию Ростовской области того исторического периода степной природы в своём очерке Сторона Донская, наш земляк, писатель В. А. Закруткин: «Диким полем и Великим лугом называли когда-то наши пращуры этот полдневный край Древней Руси. И кого только не было в нашем диком, еще непокоренном краю! Неведомое племя пастухов-киммерийцев, воинственные скифы, сарматы, пришельцы с далекой полуночи - готы, полчища гуннов, хазары, половцы, печенеги… Почти ничего не осталось от хищных кочевников, грабивших некогда Русь. Лишь погребальные и сторожевые курганы в степи, каменные бабы, утварь и покрытое ржой оружие в музеях да поросшие травой валы городищ. Это сюда, на край Дикого поля, обороняя Русь, вел храбрые полки князь Игорь Святославович… В конце 18 века на свободный юг бегут крепостные. С ними приходит земледелие. А в 19 веке, когда отменили крепостное право и многие безземельные крестьяне устремились к плодородным почвам Донского края, начался период интенсивной распашки степей.» Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами.
Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живем.
Первый из дошедших до нас величайших памятников древнерусской литературы, действие которого в большей или меньшей мере связано с Доном - “Слово о полку Игореве” - содержит удивительные эпизоды, свидетельствующие о традиции изображения человека в единстве со всем окружающим миром. Неизвестный древний автор “Слова” говорит о том, что природа принимает самое активное участие в человеческих делах. Сколько предупреждений о неизбежном трагическом финале похода князя Игоря она делает: и лисицы лают, и раздражается зловещая небывалая гроза, и кровав был восход и заход солнца.
Эту традицию донесли до нас многие мастера художественного слова. Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие классические произведения, будь то “Кавказский пленник” А. С. Пушкина или “Война и мир” Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова или “Степь” А. П. Чехова, совершенно немыслимы без замечательных описаний природы. Природа в них участвует в поступках людей, помогает формированию мировоззрения героев.
Отличительная черта современной литературы - ее “приближенность” к жизни, ее публицистичность. И именно в этой черте таится то зерно, которое даст жизнь новым реалиям и мировоззрениям. Нельзя не отметить, что тема природы получает в современной публицистике более расширенное, глобальное значение. Это тема не только о самой природе, а о ее взаимосвязи с человеком. Все в мире цело, неразрывно и взаимосвязано. Вот эту мысль и развивают в своих произведениях современные писатели, чтобы показать читателю: только при учитывании этого закона можно “осваивать” природу.
Нас окружает большой, чудесный, очень сложный, противоречивый, такой знакомый и вместе с тем полный загадок мир природы. Земля и природа исторически связаны с жизнью народа. Всей своей сутью литература призвана вести борьбу за осознание человеком своего родства с природой.
Свою публицистическую статью писатель Анатолий Ананьев назвал "Человек на земле". Уже в названии заложена идея. Автора беспокоит, что нарушилась взаимосвязь между землей и крестьянством.
"Самым бесценным богатством, каким обладает человек, является земля. Она вскормила человека, поставила его на ноги и открыла дорогу к цивилизации и прогрессу. Человек много веков проливал пот, работая на земли, лелеял ее. Бесхозяйственное отношение к земле нельзя допустить". Крестьянский труд обезличен. Нужно дать крестьянину настоящую власть над землей, сделать его рачительным хозяином земли.
Примечательно, что еще А. П. Чехов, размышляя о причинах несчастливости, “недотепистости” человека, считал, что при нынешних взаимоотношениях между человеком и природой человек обречен быть несчастным при любой социальной системе, любом уровне материального благополучия. Чехов писал: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.
И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы так много внимания. Из писателей-прозаиков можно выделить А.И.Куприна, М. Пришвина, В.А.Гиляровского, Ф.Д.Крюкова, В.С.Моложавенко, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В.А.Закруткина, В. Распутина, В. Шукшина, В. Солоухина, Б.Н.Куликова А. С.Серафимовича и других.
Многие поэты писали о красоте родной земли, о бережном отношении к матери-природе. Это Д. Кедрин, С. Есенин, Н. Рубцов, С. Евтушенко, А.А.Леонов и другие стихотворцы.
Есенин кровно ощущал единство с Родиной, природой, которые были для него единым неразделимым целым, написал уникальные, единственные в мировой поэзии по степени понимания природы стихи: «Песнь о великом походе». Есенин прекрасно чувствовал, что наступление цивилизации на мир живой природы ведет к необратимым, страшным последствиям. Особенно ярко эта мысль выражена в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний...”:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Природа, которую человек в своей гордыне бросился покорять, не прощает ему насилия над собой. И огромная заслуга литературы состоит в том, что она бьет тревогу, борется за человека, старается пробудить его душу от спячки, в очередной раз говорит ему о возможности того счастья, о котором писал Сергей Есенин:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Хорошо бы, на стог, улыбаясь,
Мордой, месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
Особенно острое и пристальное внимание к проблеме экологического бедствия, варварскому отношению человека к природе, к “братьям нашим меньшим” уделял в своем творчестве донской поэт и прозаик Борис Николаевич Куликов (повести «На отшибе», «День поминовения», «Облава», «Быстрина», «Последние раки»). Повести «На отшибе» и «Облава» пронизывает мысль о необходимости бережного отношения к родной природе, необходимости преумножать ее богатства. Сюжет «Облавы» прост. Дед Иван и Митька Кужелевы стерегут зимой в степи кошару с овцами. Заледеневшая от мороза степь гонит к кошаре волчицу, ищущую пищу себе и волчатам надеясь на помощь начальника шахты Ступкина в приобретении дефицитных стройматериалов, председатель колхоза Плахоткин организует облаву на волчицу в угоду страстному охотнику Ступкину. Загнанное до изнеможения, животное убито. В повести – классическая параллель мира людей и мира зверей, природы. Волки способны любить, заботиться о потомстве, но у них нет понятия о добре и зле. Люди же в повести делятся на две категории: придерживающихся нравственных законов и алчных, неразборчивых в средствах. Плахоткин всю жизнь ловчит, выкручивается, старается не попасть в западню, борясь за выживание. Он зависим как от мнения «сверху», так и от односельчан. Ступкин – влиятельный человек в районе, корыстолюбивый, извлекающий выгоду из своего положения. Антиподом им выступает молодой ветфельдшер Митя Кужелев, отказывающийся подписать акт, по которому волчица якобы похитила четырех овец. Волчица – центральный образ повести – и степь неразлучны. Степь для нее – это мир свободы, который, начинаясь как необъятное пространство, сужается до терновой балки, а потом до «круглого потного лица человека», целящегося в нее. Участники облавы – люди, которые находятся каждый в собственном, хотя и невидимом кольце беззащитности и одиночества. Успех облавы подсознательно воспринимается ими как крах свободы каждого. Как выйти из-под власти волчьих законов? Таков вопрос, который ставит повесть перед читателями.
В заключение хотелось бы сказать, что культура, человек и природа находятся в теснейшем взаимодействии: культура влияет на человека, а через него на природу; человек влияет непосредственно на природу и культуру; природа в свою очередь является домом человека и через него влияет на культуру. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым переменам и оказывает сильнейшее влияние друг на друга. Настолько сильное, что иногда трудно найти выход из создавшейся ситуации...
Когда я писала данную работу, у меня в голове все время звучала одна мысль – почему же, несмотря на многочисленные художественные и публицистические произведения в защиту природы, люди продолжают относиться к ней потребительски?
Так в чем же проблема?
Главная проблема здесь, конечно основы нравственного воспитания детей 8 - 13 лет. Почему я говорю о детях, спросите Вы? Все очень просто. Дети, чья личность еще не до конца сформирована, будут поддаваться влиянию извне, а значит легко усваивать данные им пункты поведения. Например, ребенку говорят, что нельзя выбрасывать мусор на природе, объяснят почему, и это уже закладывает в нем необходимый кирпичик защиты окружающей среды. Ребенок, которому сказали отломать ветку от дерева или убить таракана воспринимает данное действие как норму. Однако же - жестокость начинается с малого…
Вторая проблема - это дезинформация. В основном это относится к подросткам от 14 до 18, которые уже самостоятельные и сформировавшиеся в своих желаниях и целях личности. Молодые люди, не получая всей необходимой информации, недостаточно осознают всю важность защиты природы, вследствие чего - безответственность по отношению к ней и не осознание последствий, грядущих за их действиями.
Третья проблема - недостаточное количество мероприятий, направленных на сохранение природы. Привлечь внимание молодежи к проблемам экологии можно при помощи различных учреждений, но я считаю, что самое эффективное из них, это, несомненно, школа. Каждый 3-й школьник задумывается о проблемах окружающей среды, но далеко не каждый принимает какие-либо меры по её сохранности. Проведение мероприятий в школе полезно тем, что школьники получают возможность понять проблему углубленно, серьезно о ней задумавшись, рассмотрев все её аспекты и стороны. И уроки или лекции по основам экологии в школах должны вести научные сотрудники, которые каждый день сталкиваются с решением проблем по восстановлению экологии и природного баланса, а также с непониманием как простых людей, так и чиновников. Уроки должны проводиться людьми – профессионалами, которые видят проблему изнутри, которые должны объяснить детям, что разрушить гораздо легче, чем восстановить.
Есть еще одна немаловажная проблема, характерная как для детей, так и для подростков - они не видят конкретных способов защиты окружающей среды, что, конечно, огорчает. Сохранить природу очень просто. Для этого нет необходимости участвовать в митингах по спасению китов или платить огромные деньги на содержание природоохранных организаций. Достаточно того, чтобы, например, каждый человек отказывался от чего-то определенного. Это может быть сэкономленный лист бумаги, использование тканевых сумок вместо полиэтиленовых пакетов, выбрасывание мусора в положенном месте и т.д. Ведь все это не так сложно, как может показаться. Для начала необходимо делать маленькие шаги на пути к спасению окружающей среды, а потом уже можно будет задуматься и о вегетарианстве, и об отказе от меха, кожи.
Вообще - охранять природу - это дело, заслуживающее похвалы. Не все могут отстаивать точку зрения по защите окружающей среды и быть активными участниками этой деятельности. Я считаю, что эту тему необходимо затронуть, потому что надлежит воспитать в детях и подростках отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные минералы и ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку.
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с помощью одной спички можно уничтожить миллион деревьев…»
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда! Будь сердцем чуток!
Не оскверняй его святынь!
Список литературы.
Два Мороза
"Морская болезнь" у космонавтов
Басня "Две подруги"
Сторож
Рисуем весеннюю вербу гуашью