Работа была подготовлена для конкурса творческих работ старшеклассников "В чужих словах скрывается пространство...", посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева. На районном уровне работа была признана лучшей и получила 1 место; на городском уровне - 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_508_saveleva_v_chuzhih_slovah_skryvaetsya_prostranstvo.doc | 382 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов
образовательных областей «Искусство» и «Технология» №508
Путевые заметки
«В чужих словах скрывается пространство…»
(по следам Серебряного века)
Выполнила:
Ученица 11 «А» класса
Савельева Анастасия Александровна
Руководитель:
Учитель литературы
Воскобоева Елена Владимировна
Санкт-Петербург, 2012
Путевые заметки «В чужих словах скрывается пространство…»
(по следам Серебряного века)
Уроки литературы в одиннадцатом классе начались с изучения литературы Серебряного века. Мы последовательно проходили символизм, акмеизм и футуризм, в частности, творчество их основных представителей. Впоследствии мы с учителем литературы разработали маршрут экскурсии: литературное путешествие «По следам Серебряного века». Наш класс гулял по Петербургу Блока, Ахматовой, Есенина, Мандельштама, Мережковского, Гиппиус… Мы бродили по тихим улочкам, где сто лет назад в этих же местах искали вдохновение писатели и поэты. Подходя к домам, в которых жили и творили петербуржцы начала XX века, мы будто заходили к ним в гости. Но что самое интересное: оказывается, эти знаковые для культуры места оказались знаковыми и для каждого из авторов. По моим ощущениям, из трех периодов наиболее петербургскими поэтами являются А.А.Блок, А.А.Ахматова и, как ни странно, В.В.Маяковский. Приглашая героем в свои тексты Петербург, авторы создавали особое пространство – культурное, мифопоэтическое, петербургское. И не случайно, что пространство это в литературе и искусстве назвали «петербургским текстом».
Безусловно, множество адресов в культурной столице связано с Серебряным веком. Я хочу рассказать о наиболее ключевых и понравившихся мне местах петербургского пространства и «петербургского текста». Обратим теперь внимание на карту-схему и сделаем самые интересные остановки.
Таврический сад и Таврическая, 35
Я объединила две остановки, потому что хочу рассказать историю, связанную с ними. Таврический сад – один из моих любимых садов в Петербурге. Неподалеку от него по адресу: Таврическая, 35 - с 1905 по 1912 год жил известный поэт-символист Вячеслав Иванов. Также на фасаде здания установлена мемориальная доска в честь этого философа и поэта и посещавших его деятелей русской культуры. В «башне» Вячеслава Иванова, по рассказам К.И.Чуковского, каждую среду собирался для «всенощного бдения» аристократический Петербург: великие поэты, художники, философы, артисты двадцатого века.
В своих дневниках Корней Иванович делится впечатлениями об этих средах. Особенно ему запомнилось чтение А. Блоком «Незнакомки»: «Я помню ту ночь, перед зарей, когда он впервые прочитал “Незнакомку” <…> Блок, медлительный, внешне спокойный, взобрался на большую железную раму, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу свои сдержанным голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, и вдруг, едва только произнес он последнее слово, из Таврического сада, который был внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение». Разве это не прекрасно? По-моему, такие воспоминания остаются в памяти на всю жизнь, как и произошло с Корнеем Чуковским. Теперь каждый раз, когда я гуляю по Таврическому саду, то любуюсь красотами дворца, лебедями и водой, прекрасным памятником Есенину, вспоминаю о Серебряном веке и думаю: до чего же талантливые люди собирались в знаменитой «башне», гуляли в этом саду и жили в Петербурге!
Шпалерная, 36
Этот дом не зря называли «домом призрения вдов и сирот придворного духовенства». Рядом с ним находится церковь Всех скорбящих. Неподалеку - напротив «Крестов» на Арсенальной набережной - в 2006 году был воздвигнут памятник А.А. Ахматовой как символ вечного материнского ожидания. Именно здесь отбывали наказание Н.С. Гумилев и сын, Л.Н.Гумилев. В поэме «Реквием» поэтесса пишет о переживаемых ею событиях и памятнике (в строках указывая на место для будущей скульптуры):
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
… здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Безусловно, сталинские репрессии наложили отпечаток на судьбу этой маленькой и хрупкой женщины и семью Гумилевых в целом. Но Ахматова не сдалась, несмотря ни на что, и поэтому воздвигнутый ей памятник является историческим символом.
Дом Мурузи (Литейный проспект, 34)
Дом недолго принадлежал князю Мурузи (отсюда и название). Самыми знаменитыми жильцами конца XIX века были Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. В их квартире организовался литературный салон, в котором за четверть века побывали, познакомились, поспорили практически все поэты, писатели, художники, философы Серебряного века. Также в этом здании Н. Гумилев создал «Цех поэтов», участниками которого были: Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Городецкий, Нарбут, и сам Гумилев. Из всех зданий, которые отмечены на карте-схеме, наибольшее впечатление на меня произвел именно Дом Мурузи. Он необычный: построен в модном для того времени мавританском стиле, к тому же – угловой; я заметила, что это одна из интересных особенностей зданий, в которых жили авторы XX века.
Маяковского, 52
С 1918 года по 1919 год по адресу: Надеждинская, 52 - жил В.В. Маяковский. В 1936 году её переименовали в улицу Маяковского. Гуляя по городу, я прошлась вдоль улицы Маяковского, дошла до пересечения её с улицей Некрасова, внимательно рассмотрела памятник Маяковскому. Памятник, непосредственно сама улица и станция метро «Маяковская» создают особую атмосферу, футуристическую, будто микромир поэта.
Фонтанка, 34
«Так под кровлей Фонтанного дома,
Где вечерняя бродит истома
И связкой ключей,
Я аукалась с дальним эхом <…>»
«Тридцать пять лет я прожила в одном из самых замечательных Петербургских дворцов <…> и радовалась совершенству пропорций этого здания XVIII века», - вспоминала А.А. Ахматова. Фонтанный дом занял особое место в жизни и творчестве поэтессы. Квартира Анны Андреевны находилась в южном флигеле, с тыловой стороны главного корпуса, на третьем этаже. Именно в ней она переживала тяжелые дни, когда на нее обрушились несчастья: арест сына, блокада и т.д.
С точки зрения архитектуры, Шереметьевский дворец является достоянием своего века. Фасад потрясающей красоты, изумительная решетка и малые флигели по бокам – все меня в нем притягивает. Когда я проходила мимо него во время школьной экскурсии, мне вдруг захотелось написать его на холсте. Дворец вдохновляет, поражает красотой и сдержанностью.
Моховая, 35
«Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете! <…>»,-
в здании Тенишевского училища из уст Любови Дмитриевны Менделеевой, жены А.А. Блока, впервые прозвучала поэма «Двенадцать». В свое время здесь учился О.Э. Мандельштам, а в 1900-х годах на литературных вечерах читали свои произведения А.А. Блок, Н.С. Гумилев, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, И. Северянин. Сейчас это здание является памятником архитектуры.
Фонтанка, 2 и Летний сад
В 1920-х годах в этом доме жила А.А. Ахматова. Друзья вспоминают, что квартира была одной из самых любимых у поэтессы: Ахматова, сидя на подоконнике, любовалась закатом и Невой. Кстати, в «петербургском тексте» Нева и закат относятся к положительному аспекту природного состояния. В стихотворении «Летний сад» поэтесса писала о том, как из окон этого дома она наблюдала за наводнением 1924 года:
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Итальянская, 4
Здесь, в маленьком подвале, когда-то располагалось знаменитое арт-кафе «Бродячая собака». С. Городецкий так писал про «подвальчик»:
Бродячая собака».
И тем ты хороша,
Что всякая со всякой
Здесь встретиться душа.
Так и было. Множество гениальных и известных людей посещали «Бродячую собаку», встречались, читали и обсуждали свои произведения. Вдохновленные встречами со своими друзьями и товарищами по письму, нередко оставляли стихотворные воспоминания о них. Вот, например, какой Ахматову запомнил Осип Мандельштам в один из вечеров 1914 года:
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела,
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
К слову говоря, в этом году арт-кафе исполняется сто лет. В честь этого события будут прочитаны стихотворения и поэмы А. Ахматовой, В. Маяковского и М. Цветаевой.
Невский, 15
Красивейшее угловое здание было построено для Н.И. Чичерина в 1768-1778 годах. В помещениях с окнами на Мойку и во двор жили и работали Н.С. Гумилев, В. Рождественский, К. Петров-Водкин, а также выступали М. Горький, А.А. Блок, А. Белый, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский… Здесь А.С. Грин написал роман-феерию «Алые паруса». Жизнь в Доме искусства (ДИСКе) сильно изменилась после ареста Н. Гумилева.
Происходящие в доме события подробно описала О. Форш в романе «Сумасшедший корабль», в котором писательница рассказвала о жизни петербургской интеллигенции начала XX века. Достаточно прочесть несколько строк из этого романа, чтобы почувствовать себя на этом «сумасшедшем» корабле.
Исаакиевская и Сенатская площади
С этими двумя площадями связано стихотворение В.В. Маяковского «Последнее Петербургская сказка» (1916). В нем описаны гостиница «Астория», Исаакиевская и Сенатская площади, а также архитектурный памятник «Медный всадник». К слову говоря, в гостинице «Астория» трагически оборвалась жизнь С. Есенина.
Обе площади присутствуют в лирике поэтов Серебряного века. На меня бóльшее впечатление произвела Исаакиевская площадь с великолепным собором, убранство которого украшают живописные полотна и различные мозаики. Не зря она является главным кафедральным собором бывшей Российской столицы!
«Остров Блока»
На нашей карте-схеме не указана остановка «Остров Блока», но я объединила Университетскую набережную (где расположен дом, в котором родился Блок) и 7-10 линии В.О., потому что они связаны с рождением, детством и юностью поэта. Дом, в котором Александр Александрович провел детство, описан в первой главе поэмы «Возмездие»: это «старинный дом над Невой». В стихотворении «Пять изгибов сокровенных» (1901) Блок зашифровал свои любимые улицы на В.О.:
Пять изгибов вдохновенных,
Семь и десять по краям,
Восемь, девять, средних храм –
Пять стенаний сокровенных <…>
По этим улицам ходила Л.Д. Менделеева, будущая жена А. Блока…
***
Наше литературное путешествии, к сожалению, подходит к концу… Вспоминая об экскурсии, я снова будто оказалась в плену «серебряных» мест и «петербургских» слов: пространство вдохновляло поэтов на Слово, и слова оживляли места их жизни, дружбы, любви и творчества. Рождение Слова невозможно без Петербурга, и Петербург невозможно не заключить в объятия волшебных слов.
Сладость для сердца
Лиса-охотница
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Как нарисовать небо акварелью
Знакомимся с плотностью жидкостей