Прочитайте, вам понравится. Достоверные, исторические факты. Огромное спасибо в создании этой работы научному сотруднику ЕГПУ Разживину Анатолию Ильичу, Именно он предоставил эти уникальные сведения.
Вложение | Размер |
---|---|
Елабужская легенда в литературной сказке 19 века. | 35.5 КБ |
Разживина Ульяна (3 класс, школа №8)
Елабужская легенда в литературной сказке 18 века
(исследовательская работа)
Я, как и мои родители, родилась в Елабуге. Мы очень любим свой старинный город и гордимся им. Нам интересна его история и люди, которые жили здесь прежде. Начиная с первого класса, мы со свой учительницей Ниной Геннадьевной посещаем городские музеи, выставки, где нам рассказывают об истории города. Участвуем мы и в старинных праздниках, например, в Масленице, которую организует музей Надежды Дуровой. Однажды, когда я рассказала дома о празднике в музее, мой дедушка спросил, а знаю ли я, что в одной сказке 18 века упоминается наш город, река Кама и Чертово городище. Мне стало интересно: кто же написал эту сказку?
Из словаря русских писателей я узнала, что в 18 веке сказки сочинял Василий Алексеевич Лёвшин (слайд 1). Он прожил долгую жизнь с 1746 до 1826 года. В молодости был военным, затем служил судьей, руководил театром, был членом экономического общества, увлекался науками – написал много трудов по медицине, сельскому хозяйству, садоводству. Он также любил заниматься литературой, переводил с иностранных языков на русский различные произведения и сам сочинял. Ему нравилась старина, различные легенды и мифы. Поэтому он стал сочинять сказки. В одной из них, которая называется «Повесть о славном князе Владимире Киевском и о сильном его могучем богатыре Добрыне Никитиче», действие происходит в Древней Булгарии, под Казанью и на Каме близ Елабуги. В этой сказке и появляется елабужская легенда о Чертовом городище.
Но сначала нужно объяснить, что такое легенда. В толковом словаре отмечается, что легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии, а переносное значение – вымысел, нечто невероятное. В сказке Лёвшина описываются события конца 10 века, когда киевский князь Владимир конфликтовал с Волжской Булгарией. Здесь исторические события соседствуют с вымыслом. Действующими лицами являются чародей Сарагур, волшебница Добрада, могучий богатырь Тугарин Змеевич, крылатый змей Зилант, который опустошал земли, пожирал стада животных и людей (слайд 2). Зилант позднее будет изображен на гербе Казани. В сказке показано, как за красавицу болгарскую княжну Милолику борются чародей Сарагур, богатырь Тугарин, посол князя Владимира богатырь Добрыня Никитич.
Для нас интересно, что действие перемещается из-под Казани на Каму к Елабужскому городищу. Лёвшин называет это место «боговещалищем Елабужским, находящимся не в дальности от столичного города на берегу Камы». В сказке читаем: «Сие боговещалище или оракул находилось близ городка Елабуги, при речке Тойме, впадающей тут же в Каму» (слайд 3). Лёвшин пишет, что и до сего времени видны еще каменные развалины, известные под именем Чертова городища. Современный облик городища нам хорошо знаком (слайд 4). Но в 18 и 19 веках городище выглядело по-другому. Это были действительно развалины. Их мы можем увидеть на картине художника 19 века Карла Гуна (слайд 5). Современный вид городища был восстановлен отцом художника Ивана Ивановича Шишкина, который был городским головой.
Левшин пишет, что на месте этого городища обитал Оракул. В толковых словарях мы узнаем, что Оракул – это предсказатель судеб людей и будущих событий. Древние люди думали, что Оракул является посланником бога. Оракулом называют и место, где происходят разные мистические события, по которым предсказывается будущее или исход каких-либо событий. Левшин в своей сказке пишет, что Змей-оракул жил в храме, стоявшем на высокой горе на правом берегу Камы. Он был известен на всю округу своими предсказаниями. (слайд 6). Его предсказания славились точностью. Поэтому к нему шли со всех сторон те люди, которые желали знать свое будущее. В качестве платы за предсказания Змею-оракулу приносились быки и человеческие жертвы из пленных врагов.
В сказке Лёвшина Оракул предскажет, что Булгарский князь помирится с князем Владимиром, а злой Тугарин Змеевич будет побежден богатырем Добрыней Никитичем. Мне показалось, что его сказки были написаны не для детей, а для взрослых, потому что в них изображаются исторические события и верования древних людей.
Последний вопрос, который мне был интересен: был ли Василий Левшин в Елабуге, откуда он взял сведения о елабужских легендах? Оказывается, что он в Елабуге не был, нашего городища не видел. Но он читал исторические труды ученых, которые в 18 веке изучали историю различных мест в России, историю народов, их культуры, их легенд, обычаев, праздников. В своих сказках Левшин использовал труды историка Николая Петровича Рычкова, который изучал историю разных губерний России – Уфимскую, Оренбургскую, Казанскую, Пермскую, Вятскую. Он описал жизнь народов, которые проживали по берегам рек Белая, Кама. Елабуга в те времена входила в Вятскую губернию.
В результате работы я узнала:
- новое имя писателя, жившего в 18 веке, это сказочник Василий Алексеевич Лёвшин;
- новое имя историка 18 века, это Николай Петрович Рычков;
- Елабуга, её легенды и история были известны более трехсот лет назад в 18 веке и привлекали к себе многих людей;
- Cовременных туристов Елабуга привлекает богатой тысячелетней историей; тысячелетних городов в России немного – среди них Елабуга.
Литература:
1. Лёвшин В.А. Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения // Приключения славянских витязей: Из русской беллетристики XVIII века.- М.: Современник, 1988.- 493 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
3. Русские писатели, XVIII век: Биобиблиогр. слов. – М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
4.Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 годов. Ч. 1-2. - СПб., 1770-1772.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Три орешка для Золушки
Зимовье зверей
Твёрдое - мягкое
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари