Реферат посвящён празднованию православного праздника - Покрова Пресвятой Богородицы.
Вложение | Размер |
---|---|
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы | 307 КБ |
Республиканский конкурс творческих работ
«Святыни Земли Мордовской»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА – РЕФЕРАТ:
«Праздники православного календаря как источник обретения глубинной памяти веры на земле Мордовской»
Выполнила: ученица 7 класса
МОУ «Акчеевская СОШ»
Ельниковского муниципального
района Республики Мордовия
Чебырова Наталья
Руководитель работы:Мещерова С.В.
Руководитель кружка «Основы
Православной культуры»
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Покров Пресвятой Богородицы.
ГЛАВА II. Покров Божией Матери в судьбах России.
ГЛАВА III. Православные верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ВВЕДЕНИЕ.
В самом слове «праздник» заключена радость или хотя бы ожидание радости. Много замечательных дат было в жизни народов и государств: победа греков над персами, римлян над Кафогеном, Московского царства над Казанским, рождение Перикла, Сократа, Шекспира, Пушкина, Александра Македонского и корсиканца Наполеона, открытие Америки, первый полет аэроплана и бесчисленное множество других событий, постепенно уплывающих в туман веков. Они не задевают глубоко чувств, не возбуждают мыслей о смысле жизни и в конце концов сохраняются в памяти лишь у специалистов-историков.
Среди этого множества множеств событий, происшедших на земле, яркими, согревающими нас огоньками горят праздники святой Церкви. Они вспоминаются не как некогда происшедшие исторические события, подобно нашествию Наполеона или великой французской революции, а переживаются нами снова и снова, как имеющие произойти сейчас…
Откуда эти различия в воспоминании событий светской истории – и событий, отмеченных в церковных праздниках? Первые из них с течением времени теряют свой смысл и актуальность, - со вторым связана личная судьба каждого отдельного человека. Они происходили для каждой вступающей в мир души, в какой бы год и час она не родилась на земле для жизни в вечности. Вот от чего мы ежедневно переживаем христианские праздники как вновь происходящие события». Церковные праздники - не просто воспоминания, а продолжающиеся взаимодействие Бога с людьми.
Каждый, кто ощутил вкус церковных праздников, кому посчастливилось стать их участником (а дорога–то открыта всем!), знает, что радость от них - совершенно особенная, настоящая. И глубина в них совсем другая…
Чтобы получить от праздника радость и пользу, надо понимать его смысл. Мало нахвататься знаний об обычаях и даже поучаствовать в обрядах – вдохнуть запах троицкой березки или выстоять огромную очередь за крещеной водой, покрасить яйца и приготовить кулич на Пасху. Надо понять, почему храм украшается на троицу зеленью и что в нем (и в мире) в этот день происходит, почему именно на Крещение святится вода и что это такое – освящение воды. Иначе получится не праздник, а пустая конфетка – одна видимость и обман. Нет, праздник-то останется, но мы пройдем мио.
ГЛАВА I.
По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
Он от скорбей и бед защитит.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитается Восточной Церковью и относится к числу великих. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери в Константинополе в 910 году. А в России Праздник Покрова Божией Матери уже более восьмисот лет празднуют почти как двунадесятый. На Руси это один из самых любимых праздников. Почему же греки не праздновали его так как русские? Попробуем ответить, обратившись к истории.
В царствование Льва VI Философа (886-911 гг.), сарацины вторглись в пределы Греческой империи. В воскресный день во Влахернской церкви (где хранилась риза, головной покров Богоматери, и Ее часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке) собралось множество прихожан.
Среди пришедших на службу были Андрей юродивый и его благоговейный ученик Епифаний. Ни патриарх, ни священники, ни царь со своими вельможами, никто из мужей «ученых и разумных», которыми столь богата была Византия; никто из именитых граждан столицы не был избран зреть великое и страшное видение. Господь открыл духовные очи святым Андрею и Епифанию и они сподобились видеть Пречистую Деву Богородицу озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан; затем подойдя к Престолу, продолжая молитву сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над людьми молящимися в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных".
Во храме Богородицу узрел в ночи святой Андрей,
Как омофором пречестным Она покрыла всех людей.
И ныне всех молящихся, ходящих в храм Христов,
Спасает Матерь Божия святым покровом от врагов.
Во храме Матерь Божия явила первый Свой Покров,
Во храме и теперь Она являет нам Свою любовь.
Утешьтесь, все скорбящие, обидимые от врагов,
В сей день прострет Владычица над нами Свой покров.
За милосердный Твой покров, за помощь и любовь
Тебя мы, Богородице, прославим все во век веков.
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Чистая Дева стояла "на воздусе молебно простирающу всечестнии Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших", - поется в стихире сегодняшнего праздника. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила там Божию благодать". Во Влахернской церкви до сих пор сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
Жители Константинополя, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Богородицы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин.
Упование было не ложно: враги Церкви Христовой вскоре были побеждены и прогнаны. Произошло это в 911 году, но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесён в число праздничных. Есть и еще одно возможное объяснение того, почему Покровское явление не нашло такого отклика в Византии, как на Руси. Греки могли попросту не отделять его от главного чуда во Влахернском храме, где сохранялись риза, пояс и мафорий Пресвятой Девы. Для наших же предков, как менее ухищренных и обладавших более непосредственным взглядом, самое большое значение, по-видимому, имело явление Пресвятой Девы с омофором в руках (в русской иконографии, помимо этого, существует и другой распространенный сюжет Покрова, в котором Божия Матерь запечатлена молящейся, с воздетыми кверху руками, по типу Оранты, омофор же поддерживают ангелы над Ее главою).
Установление праздника в честь чудесного явления Божией Матери отмечено в русском Прологе XII века. Святой благоверный Князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, узнав о том, что св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой Покров над православными, воскликнул: "Не может такое великое событие остаться без празднования ему". Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над землей Русской. Православная Церковь, то есть весь русский православный народ, от иерархов до крестьян (христиан) согласились с князем.
Что для обычного человека случайное совпадение, то для православного промысел Божий… Дело в том, что именно 14 октября по новому стилю в 1552 году, в праздник Покрова Богородицы, русские войска одержали решающую победу над татарами, это событие было очевидным знаком того, что Сама Пречистая Богородица охраняет Русь Своим покровом.
Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и многочисленные явления благодатной помощи Матери Божией верующим. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее видел святой Андрей. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное явление, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.
Праздновать Покров на Руси начали в XII веке, а тексты церковных служб создавались еще позже: они не переводились с греческого языка, а сразу были написаны по-церковнославянски; в них мало греческой риторики, зато много теплоты и поэзии. «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша» (Тропарь праздника).
Церковь молиться и следующими словами обращаясь к Богородице: "Покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи сына Твоего, Христа - Бога нашего, спасти души наша".
Мы так же молим Пречистую: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Ее ходатайство сильно облегчает скорбь и беды нашей жизни. Если же они необходимы как спасительное горькое врачевство против самых опасных болезней греховных, то Божия Матерь облегчает нам перенесение горестей жизни, помогает оказать свое целительное действие. Ее ходатайство уменьшает меру назначенных нам скорбей жизни, озаряет лучами небесной, не обманчивой радости. “Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором”, обращаемся мы вновь и вновь к нашей Ходатаице, зная, что Она всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего о даровании нам вечного спасения. Молитва большинства православных верующих – это ещё одна возможность попросить Богоматерь о защите и заступничестве.
«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь».
ГЛАВА II.
Мать Пречистая Собой нашу Русь хранит Святую.
Защитит от всех врагов и раскинет Свой покров.
Хоть невидим он глазами, сердце чувствует слезами.
Не промолвить, не сказать, как прекрасна благодать.
Сколько раз Божия Матерь Своим покровом спасала нашу родную страну! Когда казалось, что страна гибнет, Она через Свои чудотворные иконы проявляла особую заботу о нас и помогала освободить нашу Родину от завоевателей.
Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушает наши слезы.
В 1155 году сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собой образ Божией Матери, привезенный из Константинополя. В десяти верстах от Владимира, лошади княжеские, везшие святую икону, вдруг остановились и не шли вперед, перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея (18 июля), явилась ему Богоматерь и объявила, что икона Ее должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбове, как ознаменованное знамением любви небесной. Вскоре после того он сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицей. Сам князь сподобился мученической кончины, признан в лике святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 июня).
Около 1160 года инок Киево-Печерского монастыря Еразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На восьмой день внезапно встал и поведал братии: «видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Еразм, так как ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царствии Сына Моего, встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Еразм встал, исполнил повеленное ему — и на 3-й день скончался.
В 1170 г. Великий Новгород подвергся страшному нападению суздальцев и их многочисленных союзников. Но у новгородцев был защитник — архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (память его 7 сентября). На третью ночь он слышит голос: «иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение». С наступлением дня архиепископ послал за иконой архидиакона своего с клирошанами, но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с собором духовенства, совершил молебенное пение, повергнулся пред святой иконой на колени и, плача и рыдая, молился: «о, Пречистая Мати, упование наше! грешные мы молимся Тебе со слезами — не предай нас!» С этими словами он взял ее на руки, казалось, она сама о себе подвигнулась. Народ в умилении восклицал лишь: «Господи, помилуй!» Икона перенесена была на городскую стену. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Одна ударилась в икону, и икона оборотилась к городу. Слезы потекли из очей Божией Матери и падали на фелонь святителя: они были знамением Ее молитв и плача пред Сыном и Богом. На суздальцев внезапно напал страх, и в суматохе они поражали друг друга, новгородцы стремительно ударили по ним и нанесли ужасное поражение.
Свое спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель установил праздник Ее честному Знамению, который доселе совершает вся Россия 27 ноября. Тому же святителю Новгородскому Иоанну, строившему храм (в 1185 г.), явилась Владычица и обещала даровать средства для постройки храма, только бы люди молились с верой: и на другой день неизвестно от кого присланы были мешки с золотом и серебром.
Около 1212 года дочь князя-мученика Михаила Черниговского, Евфросиния, дарована была родителям явлением и обещанием Пресвятой Богородицы. Достигнув совершеннолетия и уже обрученная суздальскому князю Мине, она со слезами молилась Богоматери, да соблюдет ее девство; Царица Небесная явилась ей, повелевая, да послушает родителей своих и идет в Суздаль. И действительно, княжна не дошла еще до Суздаля, как обрученный Ее скончался, а она постриглась в Суздальском монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы, где потом была и игуменьей.
В 1238 году, во время приступа Батыя к Смоленску, благородный воин князя смоленского и благочестивый подвижник Меркурий слышал глас от чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, повелевавший ему выйти на единоборство против татарского вождя-великана, который приводил в робость полки княжеские. Меркурий сразился с ним и одолел его, и сам потом принял венец мученика (память его 24 ноября).
Перед святой иконой столько молилось людей!
Клали земные поклоны, слова шептали ей.
Просили Ее с надеждой: «Спаси, сохрани, научи!»
И лик Ее кроткий и нежный любви озаряли лучи.
И тех, кто пред Нею стояли и руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях, смягчала страданья и боль.
Скорбящим, больным, усталым, согнувшимся от забот
Шептала, как детям малым: «Земное скоро пройдет!»
В 1380 году ополчился на Россию Ордынский хан Мамай и подобно опустошительному потоку, грозил покрыть полчищами своими всю землю Русскую. Навстречу ему выступил великий князь Димитрий Иоаннович с многочисленным отборным войском. Присоединившиеся к великому князю на пути Донские казаки принесли икону Успения Богоматери. Во время знаменитой Куликовской битвы, происходившей в день Рождества Богородицы, эта икона находилась в стане православных воинов, для помощи им против врагов. Одержав силой и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принес чудотворную икону в свою столицу. Благочестивая же супруга Димитрия Донского, Евдокия, желая увековечить день Куликовской битвы и выразить свою благодарность Богоматери, положила соорудить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1399 году, близ своего дворца, на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Летописец называет эту церковь чудной и говорит, что подобная ей была только во Владимире. Сам Димитрий Иоаннович, приписывая заступлению Богоматери победу свою над Мамаем, положил устроить обитель во имя Божией Матери, и просил содействия преподобного Сергия. Святой Сергий нашел для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Богоматери и вручил игуменство ученику своему Леонтию. Так основался Стромынский монастырь.
Около 1385 г. прп.Сергий Радонежский пел пред иконой Богоматери акафист и молил Небесную Царицу, да призрит Она на обитель его. Окончив, он сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо, — мы будем иметь чудное посещение». Едва произнес он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядет». Он поспешил из кельи в сени, и его ослепил великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую Апостолами Иоанном и Петром… Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его и сказала: «не бойся, избранник Мой! молитва твоя об учениках твоих и о месте сем услышана, при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать ее». Сказав это, Она стала невидимой. Святой, придя в себя, нашел ученика своего от страха полумертвым и поднял его. «Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог еще говорить, только лицо его сияло радостью. Спустя несколько минут, велел он призвать двух благоговейных братий и рассказал им, что было. Все вместе совершили молебенное пение Богоматери, святой же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу.
В 1395 году Тамерлан вступил в пределы России, привел ее в смятение и распространил везде ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии россиян, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Димитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля, и остановился за Коломной, на берегу Оки. Между тем москвитяне, устрашенные слухом о несметных силах и свирепости Тамерлана, молились усердно об избавлении их от нашествия иноплеменников, проливали слезы пред алтарями и постились. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве, митрополит почти не выходил из церкви; то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к всесильной помощи Пресвятой Богородицы, и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконой Богоматери, принесенной туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополитом во Владимир духовенство, 15 августа приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотворной иконы из Владимира в Москву было зрелищем умилительным. Народ в бесчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: «Матерь Божия! спаси землю Русскую». В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека — говорит летописец — который бы не плакал и не воссылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и все духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города, поставили в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы и, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божия спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встретили икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти в Москву. Он увидел во сне — пишут летописцы — великую гору и с вершины Ее идущих многих святителей со златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. «Величественная Жена, — отвечали мудрейшие из них, — есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан». «Итак, мы не побеждаем их» — сказал Монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России. С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедуя милость Божию, все восклицали: «не воеводы наши прогнали его, не воинства наши устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской». В память чудесного заступления Богоматери сооружен храм в честь Ее и монастырь Сретенский, и учреждено празднество 26 августа, с крестным ходом из Успенского собора, через Спасские ворота, в Сретенский монастырь.
В 1408 году осадил Москву Едигей. Угрожаемый великими бедствиями, народ со слезами прибегал к чудотворной иконе Богоматери, вопия к ней: «милосердая Госпожа, Дево Богородице! Пресвятая наша Владычице и Заступнице всегдашняя! не предай нас в руки врагам нашим, но избави нас, на Тебя надеющихся». Митрополита тогда не было в Москве, так как бывший митрополит Киприан незадолго пред тем отошел к блаженной вечности. Но в стенах кремлевских тогда был святой муж Иоанн, архиепископ Суздальский; и в то время как в отверстых храмах священники пели молебны, он в приделе храма Успения молился пред иконой Богоматери. Усердные молитвы спасли город: к Едигею пришла весть о возмущении в Орде; взяв откуп с города, он удалился в свои пределы.
Около 1420 года основатель обители Коневской прп.Арсений отправился на Афонскую гору — испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всем недостаток и готовы были оставить обитель; но старец обители Иоаким крепко молился за них. Ему явилась во сне Богоматерь и сказала: скажи сетующим братьям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие. И точно, скоро прп. Арсений возвратился и привез с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах (память его 2 июля).
В 1451 году подступил к Москве Ногайский царевич Мазовша, с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь удалился из столицы; главным защитником Ее остался свт. Иона. Подойдя к городу 2 июля, в день Положения ризы Пресвятой Богородицы, татары зажгли посад и начали приступ. Время было сухое и жаркое, ветер нес густые облака дыма прямо на Кремль, где, воины, осыпаемые искрами и пылающими головнями, задыхались. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестный ход по стенам Кремля. Между тем, стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря, Антоний, уважаемый святителем за святость своей жизни, пал перед его глазами, успев только сказать, что Господь, ради молитв святительских, спасет Свой город. Вечером москвитяне сделали вылазку и бились с татарами до ночи. Несмотря на усталость, никто в Кремле не думал отдыхать; ждали нового приступа; готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но восходит солнце — и москвитяне не видят неприятеля. Все тихо и спокойно. Посылают лазутчиков к неприятельскому стану, и там нет никого; стоят одни телеги, наполненные железными и медными вещами, поле усеяно оружием и разбросанными товарами. Неприятель ушел ночью, взяв с собой только легкие повозки, а все тяжелое оставил в добычу осажденным. Татары — по сказанию летописца — услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском и в смятении устремились в бегство. Великий князь, узнав о спасении города, исповедал перед всеми. Прибыв в столицу, он поспешил прямо в храм Богоматери к Ее чудотворной иконе Владимирской, и с умилением славил Заступницу Москвы, а св. митрополит Московский Иона повелел создать на своем дворе церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления от врагов молитвами Ее, так как в Ее праздник Москва освободилась от осады.
Около 1480 г., на реке Яхроме, прп. Козме является на дереве икона Успения Богоматери; он слышит от нее глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь. Поступив в Киево-Печерскую обитель, он потом, следуя воле Богоматери, идет с явившеюся ему иконой на реку Яхрому и сооружает храм в честь Успения Богоматери. Явившаяся преподобному икона, ознаменованная чудесами, существует и доныне.
В 1480 году двинулся на Россию татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III решился дать отпор ему в открытой битве. Русские войска стали против полчищ татарских: их разделяла только река Угра, которую русские называли «поясом Богоматери», охраняющим пределы наши. Две неделе татары и русские смотрели друг на друга через эту реку. Иоанн медлил вступить в битву. Наступили морозы, Угра покрылась льдом. Иоанн велел отступить своим войскам. И воины оробели. Думая, что Иоанн страшится битвы, они не отступали, а бежали от неприятеля, который мог на них ударить с тыла. Но совершилось чудо: татары, видя левый берег Угры оставленным русскими, вообразили, что их манят в засаду. Объятый странным ужасом, хан поспешил удалиться, не сделав России никакого зла. Летописцы славят милость Божию и говорят: «да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». По этому случаю был установлен крестный ход в Сретенский монастырь. Великий князь Иоанн III выразил свое почитание к Богоматери построением в честь Ее успения величественного храма, в котором венчались на царство русские самодержцы.
Иго татарское было свергнуто Россией. Но окруженная с юго-восточных границ ордами монгольскими, она часто подвергалась их нападениям. В 1521 году, предводимые Крымским ханом Махмет Гиреем, крымские и ногайские татары, в соединении с казанскими, двинулись к Московским пределам с такой поспешностью, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод русских, враги предали огню все селения от Нижнего Новгорода до Москвы, пленили несметное число жителей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыни храмов Божиих. 29 июля, Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей со своими семействами и имуществом. Улицы заполнились обозами, пришельцы и граждане, жены, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Все предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит Варлаам усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец, по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум, и вместе с тем увидел церковные двери открытыми, и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшуюся со своего места. От иконы слышан был глас: «выйду из града с Российскими святителями», — и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось как бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. При вести о нашествии врагов, вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от надлежащей скорби, вдруг услышала она как бы великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она обрелась как бы вне ограды, и отверзлись вместе очи Ее мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей и других святолепных мужей, в священных одеждах; среди них несен был чудотворный образ Божией Матери, шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать свв.Петра, Алексия, Иону, митрополитов Московских, и других. И вот, в то время как это шествие выходило из ворот кремлевских, навстречу ему от торга Ильинского устремился великий угодник Сергий, с другой стороны — преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их: «зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в это нашествие врагов»? Святители отвечали со слезами: «много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собой чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, вот попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, — и начали вместе с ними петь молебен, произнесли молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения еще два года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для нее, и вместе с тем с радостью увидела, что опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: Крымский хан отступил от Москвы, не сделав ей никакого вреда и довольствовавшись только обязательством платить ему дань по прежнему уставу. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их донесения: но и эти видели то же. Наконец и доверенный вельможа, тоже засвидетельствовал, говоря: «хан, зачем ты медлишь? на нас идет безчисленное войско из Москвы». И побежали. Это видение, устрашившее врагов, было следствием заступления Божией Матери, неоднократно уже ранее спасавшей столицу Русского православного царства от неприятельских нападений.
В 1579 г. в Казани явилась в видении Богоматерь одной девице Матроне, повелевая возвестить властям духовным и мирским, чтобы они вынули из земли икону Ее, и указала место, где икона была в земле. Это видение повторялось несколько раз, и девица рассказывала о нем матери своей, но мать не придавала этому значения. Видение повторилось с угрозой, — мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных видениях. Власти не поверили им. Тогда сама мать начала копать в указанном месте, копали и другие, — и ничего не находили. Когда же стала копать девица, она скоро откопала икону Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем. С торжеством понесли икону в церковь, и ряд чудесных исцелений от нее излился по всей России.
В 1581 г., во время нашествия польского короля Стефана Батория на Псков, было чудесное видение Богоматери благочестивому старцу Дорофею: Она явилась ему грядущая по воздуху и сопутствуемая прп.Антонием Печерским и Корнилием, игуменом Псково-Печерским; вошедши в Покровскую церковь, Она подозвала Дорофея, повелела ему объявить людям, чтобы они молили Бога о прощении грехов и указала средства для избавления от осады, — и Псков был спасен.
В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 году, шведы вторглись в пределы Новгородской области, а крымские татары, под предводительством Казы Гирея, проникли к Москве. Царь Феодор Иоаннович, устрашенный внезапным вторжением врагов и, не надеясь восторжествовать над многочисленностью крымцев по причине разделения войск своих, прибегнул с усердной молитвой о помощи к Взбранной Воеводе, Донской Богоматери, и повелел, совершив крестный ход вокруг города, поставить икону Ее среди воинских рядов. Ночью, во время усердной молитвы, благочестивый царь получил известие от скорой Помощницы христиан, что, по Ее предстательству, силой Христа Спасителя, он одержит победу над врагами. В самом деле, уже целые сутки горела битва, неприятели дрались с ожесточением; но вдруг, устрашенные невидимой силой, побежали. Православные воины устремились за ними, многих положили на месте, других взяли в плен и овладели всем станом неприятельским. В благодарность к усердной Заступнице, государь в том же году, на месте, где во время битвы в рядах православного воинства стоял чудотворный образ, основал Донской монастырь. В нем поставлена святая икона и учрежден ежегодный праздник в честь Божией Матери, бывшего ради милосердия от святой Ее Донской иконы, 19 августа, с того же времени учрежден и крестный ход в эту обитель.
Настали смутные времена неурядиц и самозванства. Москва была в руках поляков, в северных областях господствовали шведы. Верные отечеству москвитяне приглашали русских грамотами к освобождению Москвы. «Здесь — писали они — корень царства, здесь знамя отечества, здесь Богоматерь, изображенная Евангелистом Лукой». Первое ополчение для освобождения Москвы было безуспешным. Но вот в Нижнем Новгороде составилось новое ополчение. Образ Казанской Богоматери был взят вождем Пожарским в средину новой священной рати. Казалось что, и это последнее усилие к освобождению отечества должно было остаться тщетным: войско не имело средств содержания, даже оружия; в воинах и вождях не было единодушия. Но мольбы верных вознесены были к престолу Божию Самой Преблагословенной Девой. И когда все земные надежды пали, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осажденной Москвы, между врагами, в тяжком плену и еще тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей Арсений. И он-то избран был вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины, вдруг келья его наполняется светом необыкновенным, и он видит пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений! — сказал преподобный болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение пророчества, болящему старцу вдруг возвращается крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникает за стены города к воинству православному и воспламеняет его мужеством непреодолимым. Дерзая об имени Богоматери, христолюбивое воинство устремляется на освобождение Кремля, враги, несмотря на свое ожесточение, не могут более сопротивляться — и Кремль в руках русских. Благоговея пред небесной помощью, благодарное воинство в следующий воскресный день совершает торжественный вход в возвращенную столицу. Навстречу ему выходит тот самый святитель, который удостоился приять весть о помощи свыше. Изнесенная им священная икона Богоматери казалась для всех зрящих на нее живым изображением Взбранной Воеводы, с именем которой одержана победа. Падая на землю и проливая слезы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику. В память этого освобождения Москвы от поляков, постановлено праздновать 22 октября, в честь Казанской иконы Богоматери.
Около 1636 г. смиренный подвижник благочестия и образованный защитник святой веры Афанасий Филиппович (потом игумен Брестский) видел на небе образ Пресвятой Богородицы, в кресте изображенный, и советовал царю Михаилу Феодоровичу изобразить на военных хоругвях образ, по его видению. Положив себе за правило — читать каждую субботу акафист Матери Божией, он с точностью выполнял его. И Матерь Божия утешила подвижника. «Иди, слуга Мой, — сказала Она блаженному, — смело говори сенату и королю (польскому), дабы не тревожили святой православной веры: иначе они навлекут на себя суд Божий — преданы будут во власть сильного царя и народа». Праведника не послушали, и слово Царицы Небесной сбылось! (память его 5 сентября).
В 1678 г. турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть Киевской земли и распространили свои набеги почти до самого Киева. Киев избавляется от них, благодаря заступлению Божией Матери, чудотворную икону Которой из Лавры с крестным ходом три раза обнесли вокруг города. Это было при архимандрите Лавры Иннокентии Гизеле. С той поры вера народа южнорусского в сильное и непрестанное ходатайство Божией Матери стала выражаться даже в народных песнях, из коих иные и доселе поются и слушаются с восторгом и умилением, например: «Пречистая Дево, Мати русского краю».
В 1812 году Европа, соединенная под властью Наполеона I, внесла в русские пределы все бедствия войны и Матерь Божия снова явилась Защитницей православного царства. Пятого августа 1812 года, при оставлении русскими войсками Смоленска, была взята полками и чудотворная икона Одигитрии. Накануне Бородинского сражения ее носили по лагерю, и воины, взирая на нее с верой и молитвой, приготовлялись к страшной битве. При одержании важных побед постоянно совершаемы были Божией Матери благодарственные молебствия, как Взбранной и необоримой Воеводе. Отсутствие святой иконы в Смоленске продолжалось ровно три месяца, и 5 ноября она «возвратилась в дом свой» — соборный храм Успения.
Преподобный Серафим Саровский, бывший еще десятилетним отроком, заболел; ему явилась во сне Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить Отрок рассказал сон матери. Скоро после того, мимо дома их, совершался крестный ход с чудотворным образом Знамения Божией Матери; в это время шел сильный дождь, грязь мешала нести святую икону улицей и заставила переходить через двор Серафима на другую улицу: таким образом, Царица Небесная посетила болящего отрока; мать его поняла чудное посещение и, поспешила вынести больного к иконе Божией Матери: отрок приложился и получил чудесное и совершенное исцеление. Потом, во время пребывания своего в Саровской пустыни, около 1783 г., в новой болезни своей, которой он страдал три года еще до пострижения, он опять был удостоен посещения Царицы Небесной во славе и свете и исцелен Ею. На месте явления он воздвигнул потом храм. В 1804 г. он был избит ночью до полусмерти недобрыми людьми, думавшими найти у него много денег; никто не надеялся видеть его в живых, но явлением Божией Матери он опять получил исцеление.
Во время войны между Россией и союзными державами, в сражении 19 ноября 1853 года между Александрополем и Карсом, при Баш-Кадык-Ларе, русский отряд, численностью 9000 человек, поразил 36000 турок, при 46 орудиях. Турки оставили на месте сражения 24 орудия и множество разных военных припасов. Такая блистательная победа объяснялась показаниями пленных турок; они говорили, что когда сражение сильно разгорелось и весь русский отряд был введен в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от Нее был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся и было причиной того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видели. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают; но начальство их, под угрозой смертной казни, запретило о том говорить и старалось затмить это событие… Из некоторых писем из армии узнали мы, что многие турки после того громогласно исповедали Христа, просили крещения и запечатлели мученической кровью признание всепросвещающего света — Христа.
Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия, во многих своих городах и весях, хранит иконы Приснодевы, составляющие неисчерпаемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к Ней с верой и усердием.
ГЛАВА III.
Сегодня, 14 октября - по григорианскому, или 1 октября по юлианскому календарю, православные верующие отмечают день Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку на Руси Богородица считалась покровительницей земледельцев, этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. Нет, пожалуй, в России такого города, в котором не было бы Покровского храма.
В 1165 построен первый храм - Покрова на Нерли - в честь Покрова Божьей Матери, этот поражающий своей красотой и лаконичностью памятник, до сих пор радует глаз, тех счастливых, которым удается побывать во Владимирской области.
По народным приметам именно на Покров выпадает первый снег, а незамужние девицы, именно в это время молились о скором замужестве, считая, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.
С праздником Покрова связана и еще одна русская традиция. Сегодня она вновь возобновлена после десятилетий советской власти. В XVII веке два раза в год русский царь и Патриарх посещали тюрьмы. Один из этих дней – праздник Покрова.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующее, Тя величаем».
Основные песнопения праздника
Церковно-славянский текст | Русский перевод |
Тропарь, глас 4-й | |
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающее Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша. | В сей день мы, правоверные люди,/торжественно празднуем,/ осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием, / и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: / «Покрой нас священным Твоим Покровом/ и избавь нас от всякого зла,/ умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наши». |
Кондак, глас 3-й | |
Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. | Сегодня Дева предстоит в храме/ и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. / Ангелы со архиереями поклоняются, / Апостолы же со пророками ликуют: / ибо за нас молит Богородица / Предвечного Бога. |
Величание: | |
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны (или: за мир) Христу молящуюся. |
Покровская церковь - село Каменный Брод Ельниковского района Республики Мордовия
Покровская церковь – село Кабаново Ельниковского района Республики Мордовия
Из воспоминаний Казаковой Анны Петровны (82 года) жительницы села Кабаново Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.
Праздник Покрова в селе Кабаново был пристольный. На службу приходило много народу из разных деревень, относившихся к этому приходу: Мордовские Пошаты, Русские Пошаты, Малая Бриловка, Кидявка. Я тогда маленькая была. Многое из того, что помню, мама рассказывала. Моя мама родов из Мордовских Пошат была. Жили в то время бедно. На праздничную службу родители будили рано. Мама с сёстрами быстро собирались в дорогу, одевшись в старенькое, а в узелок сворачивали праздничную одежду. Бывало, что и босиком ходили. Перед селом Кабаново в лесочке девочки переодевались и нарядные шли на службу. В церкви собиралось много народу: взрослые и дети. После службы батюшка с иконой и в сопровождении двух певчих обходил весь приход, каждый дом, совершая небольшой молебен. На стол клали каравай хлеба, соль и деньги. После молебна хлеб съедали домочадцы. И пока икона «на место не станет» работать было нельзя.
Жители села приглашали на Покров родственников из других деревень, пришедших на службу. А если у кого до Покрова свадьба была, то собирались на праздник родственники молодых.
На Покров часто свадьбы справляли. Перед молодыми на столе ставили обязательно молоденького жареного поросёнка.
Недалеко от церкви располагался барский дом. На праздник барыня выносила корзину со сладостями и раздавала их ребятишкам.
Когда церковь закрыли, священников арестовали. Праздничные службы проводили на окраине села в доме, где жил старик со снохой и тремя внуками (имён, к сожалению, не помню). Службу проводил дьякон Лёвушка. У него сохранились некоторые церковные книги и иконы. Певчей была Зорина Мария Ивановна. У неё был очень красивый голос.
Когда Лёвушка умер, жители стали ходить в церковь села Каменный Брод, где Покров тоже пристольный праздник.
Сегодня по-прежнему отмечается праздник Покрова. Мало осталось жителей в деревне. Молодёжь уезжает в город. А напоминанием о некоторых деревеньках служат лишь несколько пустых покосившихся домов. Но мы также собираемся на Покров в Церковь в село Каменный Брод, а после службы садимся все за праздничный стол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Время течёт неумолимо вперёд. На смену одному поколению приходит другое. Мир изменяется день ото дня. Но духовная жажда человека остаётся такой же неутолимой. Это прекрасный и мучительный дар, данный на Земле только человеку. Прекрасный потому, что устремляет ввысь, не давая успокоиться в обыденном «земном» счастье, приобщая к высшим радостям. Мучительный потому, что делает жизнь трудом, исканием, борьбой.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Вступив в новый век, мы должны стремиться сделать всё возможное для улучшения своей жизни. Церковь на основе подлинной соборности призвана дать людям всю полноту созидательной духовной жизни и радости. Недаром преподобный Серафим Саровский встречал всех приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос Воскрес!, - и тем указывал на основную цель человеческой жизни – радостное воссоздание человека в свете действия созидательного Духа Святого».
Сейчас в обществе много говорят о личностном совершенстве и нравственном долге, но если это не ведёт к счастью и достойной жизни каждого конкретного человека, то эти понятия так и останутся абстрактными идеалами, оторванными от жизни.
Каждый из нас должен понимать, что без создания условий для полноценной религиозной жизни невозможно и бессмысленно говорить о материальном достатке, социальной справедливости, развитии духовно-нравственной жизни народа.
Русская Православная Церковь всегда была вместе со своим народом. Эта великая традиция с новой силой проявляется в последние годы, служа важнейшим гарантом единства и нерушимости нашей Родины.
Мы должны понимать, что без возрождения духовности, без сохранения и приумножения высших ценностей у общества не может быть будущего. Приверженность этим ценностям, сплочение верующих всех конфессий для созидательных дел в условиях согласия и мира – это те принципы, которые позволят сделать достойной нашу жизнь, жизнь наших детей и внуков.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Неньютоновская жидкость
Пока бьют часы
Большое - маленькое
Спасибо тебе, дедушка!
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое