Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-issledovanie_knyaz_vladimir-zashchitnik.docx | 25.34 КБ |
Автор: Соболева Виктория,
учащаяся 9А класса МОУ СОШ № 16 г. Балашова
Саратовской области
Научный руководитель: Попова Татьяна Николаевна,
учитель литературы
первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области
Г.Балашов
Князь Владимир-защитник и воитель Земли Русской.
Событиям древним России Святой
Без лишних воззрений и прыти
Хочу посвятить свой рассказ небольшой.
Взгляните и правду узрите.
Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии,
и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.
Киевский князь Владимир - величественная фигура нашей истории и национальной культуры. Плодами его деятельности народ пользуется по сей день. Князь Владимир объединил все русские земли и приобщил некоторые новые, укрепив Киевское государство. Границы Руси простирались от живописных гор Карпатских до сурового Кавказа, а на север «к Волге, к большим озерам, которые недалеко от Петербурга». Я более всего ценю в деятельности Владимира религиозное реформаторство и его длительную, очень кропотливую работу по единению Руси и защите её от иноземных посягателей. Даже сейчас, в 21 веке , очень сложно найти решение этих проблем, сейчас, когда на вооружении у человечества такие технологические возможности! Казалось бы, так просто можно всё решить, но не тут-то было! То тут, то там гремят взрывы, гибнут люди, опять страдает много видевшая Земля, и, кажется, что сам Господь с таким укором смотрит с небес на неблагодарное человечество… Господь во всем. Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано...
А как же можно было решать такие проблемы в те далёкие времена ?! С его именем связано внедрение христианства. Именно он становится первым властителем, который сосредоточил свое внимание на упорядочении внутренних дел Киевской Руси: строятся храмы, формируются новые отношения между князем , воеводами и боярами. То, что начал Владимир, наложило серёзнейший отпечаток на дальнейшую судьбу российской государственности.
Но не забывал Владимир и о делах воинских. Многое сделано им для защиты родной земли, так, в 992 году пришли печенеги из-за Сулы; Владимир вышел к ним навстречу на Трубеж подле Переяславля; русские стали на одной стороне реки, печенеги - на другой, но ни те, ни другие не смели перейти на сторону противную. Тогда князь печенежский подъехал к реке, кликнул Владимира и сказал ему: «Выпусти своего мужа, а я - своего, пусть борются. Если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года; если же наш ударит, то будем воевать три года». Владимир согласился и, возвратясь в стан, послал бирючей кликать клич по всем палаткам : «Нет ли кого, кто б взялся биться с печенегом?» И никто нигде не отозвался. На другой день приехали печенеги и привели своего бойца, а с русской стороны никого не было. Огорчился Владимир, послал опять по всем ратникам, - и вот пришел к нему один старик и сказал: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; с четырьмя вышел я сюда, а тот дома остался; из детства никому еще не удалось им ударить; однажды я его журил, а он мял кожу: так в сердцах он разорвал ее руками». Князь обрадовался, послал за силачом и рассказал ему, в чем дело; тот отвечал: «Я не знаю, смогу ли сладить с печенегом; пусть меня испытают: нет ли где быка большого и сильного?» Нашли быка, разъярили его горячим железом и пустили; когда бык бежал мимо силача, то схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Владимир сказал: «Можешь бороться с печенегом». На другой день пришли печенеги и стали кликать: «Где же ваш боец, а наш готов!»; Владимир велел вооружиться своему, и оба выступили друг против друга. Выпустили печенеги своего, великана страшного, и когда выступил боец Владимиров, то печенег стал смеяться над ним, потому что тот был среднего роста; размерили место между обоими полками и пустили борцов: они схватились и стали крепко жать друг друга; русский, наконец, сдавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю; раздался крик в полках, печенеги побежали, русские погнались за ними. Владимир обрадовался, заложил город на броде, где стоял, и назвал его Переяславлем, потому что борец русский перенял славу у печенежского; а богатыря вместе с отцом знатными мужами князь сделал в благодарность и поклонение его силе и отваге. Умел князь ценить воинскую славу!
Беспрерывные нападения степных варваров заставили Владимира подумать об укреплении русских владений с востока и юга. «Худо, что мало городов около Киева», - сказал он и велел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне; но для нас при этом известии важно еще другое, как составилось население этих новопостроенных городов: Владимир начал набирать туда лучших мужей от славян, т. е. новгородцев, кривичей, чуди и вятичей. Если мы обратим внимание на то, что эти новые города были вначале не что иное, как военные острожки, подобные нашим линейным укреплениям, необходимые для защиты от варварских нападений, то нам объяснится значение слова: лучшие мужи, т. е. Владимир набрал храбрейших мужей, способных на ратный подвиг. Из самых близких к Киеву городов были построены Владимиром Василев на Стугне и Белгород на Днепре; Белгород он особенно любил и населил его самыми храбрыми и мудрыми русичами. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.
Князь Владимир, испытывая большую нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин и не всегда умевших завести самостоятельное хозяйство; этим князь содействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойство переставало быть страшной карой - изгой мог найти место в княжеской дружине, а значит верой и правдой мог служить князю и отчизне.
Князь очень гордился и дорожил победами над внешним врагом. Победы над кочевниками праздновались весьма пышно. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры Владимира воспеты и в былинах :
Во стольном городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира
Было пированьице почестен пир
На многих на князей на бояров,
На могучиих на богатырей,
На всех купцов на торговыих,
На всех мужиков деревенскиих.
Но пировать постоянно князю не приходилось. Так, в 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною, и когда вступил в битву, то не мог удержаться, побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь Святого Преображения в Василеве, потому что в тот день было Преображение. Избавившись от беды, Владимир сдержал княжеское слово, а это так показательно в сравнении с современными нравами, поставил церковь и сделал большой праздник, наварил меду и созвал бояр своих, посадников, старшин изо всех городов и всяких людей много, а нищим раздал триста гривен. Отпраздновав восемь дней, Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять « сделал большой праздник, созвав бесчисленное множество народа".
Будучи не только удачливым полководцем, но и опытным дипломатом, Владимир, заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и Польши, чем обезопасил западные рубежи своей державы. Это позволило сконцентрировать все силы государства на борьбе с печенегами.
В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском, потому что война была сильная и беспрестанная, а печенеги, узнав, что князя нет, пришли и стали около Белгорода; сохранилось любопытное предание о спасении этого города. Когда печенеги обступили Белгород, то сделался в нем большой голод; Владимир не мог подать помощи, потому что у него не было войска, а печенегов было множество. Когда осада все продолжалась, а вместе с тем усиливался и голод, то белгородцы собрались на вече и сказали: «Нам приходится помирать с голоду, а от князя помощи нет; что ж разве лучше нам помирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят; все равно умираем же с голода». На том и порешили. Но одного старика не было на вече; когда он спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на другой день люди хотят сдаться печенегам, то он послал за городскими старейшинами и спросил у них: «Что это я слышал, вы хотите передаться печенегам?» Те отвечали: «Что ж делать, не стерпят люди голода». Тогда старик сказал им: «Послушайтесь меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю». Те с радостью обещались слушаться, и он сказал им: «Сберите хоть по горсти овса или пшеницы, или отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинам сделать кисельный раствор, потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь и вставить в него также кадку; велел потом искать меду, нашли лукошко меду в княжей медуше, из него старик велел сделать сыту и вылить в кадку, что стояла в другом колодце. На другой день он велел послать за печенегами; горожане пошли и сказали им: возьмите к себе наших заложников и пошлите своих человек десять к нам в город, пусть посмотрят, что там делается. Печенеги обрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться, взяли у них заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город посмотреть, что там такое, Когда они пришли в город, то люди сказали им: «Зачем вы себя губите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите - смотрите своими глазами». Затем привели их к одному колодцу, почерпнули раствору, сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и начали есть прежде сами, а потом дали отведать и печенегам. Те удивились и сказали: «Не поверят наши князья, если сами не отведают». Горожане налили корчагу раствора и сыты и дали печенегам; те пришли и рассказали все, что видели. Печенежские князья сварили кисель, отведали, подивились, разменялись заложниками, отступили от города и пошли домой. Так или иначе, но под Белгородом печенеги получили какое-то очень убедительное для них свидетельство могущество киевского князя. Поэтому вплоть до его смерти они уже не тревожили рубежей русичей.
За четверть века своего правления Владимир достиг огромных военных и политических успехов, в значительной мере благодаря удивительной интуиции и гибкости. Он никогда не останавливался перед применением силы, но и не злоупотреблял ею, если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить жестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с собственным народом, не давая при этом повода усомниться в своей силе. Он не пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и умел произвести впечатление на подданных щедростью и хлебосольством. Церковь назвала его Святым, а народ - Красным Солнышком. И лишь в своей собственной семье не смог он обрести мира, ибо его дети были живой хронологией его побед, сыновьями жен, добытых в качестве военных трофеев. И, быть может, матери передали детям толику тех недобрых чувств, которых не могли не испытывать к своему поработителю. Распря между сыновьями была ему расплатой за мир, установленный в державе.
"Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужили в истории имя Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные.
… Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние скандинавские, немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. Кроме преданий церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего Великого князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, и о могучих богатырях его времени",- такой итог княжению и делам всей жизни великого мужа Руси подвёл исследователь его жизни, известнейший русский писатель - сентименталист Н. М. Карамзин.
Снегири и коты
Пока бьют часы
Без сердца что поймём?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Выбери путь