Краткая аннотация.
В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.
Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос : сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка слова. «Зимнее утро» А. С. Пушкина, проект | 2.3 МБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 21
«Музыка слова. «Зимнее утро» А. С. Пушкина»
Гуманитарная секция.
Литературоведение .
Работу выполнила: ученица 6 класса
Кочева Анастасия Александровна
Научный руководитель: Гребенникова
Ирина Игоревна
Армавир 2009
2
Содержание
1.Введение.
2.Глава 1.
1) История создания стихотворения.
2) Тема стихотворения.
3) Идейное содержание.
3.Глава 2.Музыка слова.
1)Языковое оформление стихотворения
2) Антитеза- композиционный прием.
3) Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.
4) Звуковой строй языка.
А) О размере, рифме и ритме.
Б) Игра звуками.
В) Цветовое оформление звуков стихотворения.
4.Заключение.
5.Список использованной литературы.
3
Краткая аннотация.
В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.
Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос : сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?
.
4
Введение.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
А.С. Пушкин.
Да, безусловно, именно эти «добрые чувства» составляют сущность прекрасной и благородной поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Прекрасно отточенное мастерство помогало поэту не только полнее и яснее донести до нас то, что он считал нужным выразить в своих словах, но всегда доставляло и доставляет читателям истинное эстетическое наслаждение.
Самый замечательный замысел может не дойти до читателя, если автор не позаботился облечь его в достойную форму. У истинного художника содержание и форма сливаются воедино; они неразделимы. Поэтому говоря о мастерстве великого поэта, следует поближе присмотреться к некоторым деталям, к некоторым особенностям его творческой манеры, к тем приемам, к которым он чаще всего прибегал в своей работе, создавая такие гармоничные, приятно воспринимаемые на слух , а значит, мелодичные произведения. То есть он из слов создавал музыку.
В своей работе на примере очень понравившегося мне произведения я стараюсь ответить на вопрос: « как тропы и фигуры речи помогают раскрыть авторскую идею?», при этом особое внимание обращаю на звуковую сторону его произведения, на музыку слова в пушкинском стихе.
Актуальность темы данной работы объясняется необходимостью глубже понять творчество А.С.Пушкина, повысить общий уровень культуры ,окунувшись в мастерскую поэта. Полностью согласна с мыслью, что «чем больше будете вы задумываться над хорошим художественным произведением, чем глубже будете входить в него собственными чувствами, тем больше даст оно вам подлинного эстетического наслаждения».1
Цель моей работы: дать восприятие, истолкование, оценку стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» и в ходе рассуждений доказать, что языковое (и не менее – звуковое) оформление стихотворения поэта способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания.
Задачи: 1. Раскрыть , откуда у Пушкина это внимание к каждому слову, к отдельным звукам в стихотворной строке? Сам ли он изобрёл этот способ делать свою речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения?
2. Дать восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка стихотворения, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.
____________________
1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.54
6
История создания произведения «Зимнее утро».
«Зимнее утро» было написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, имении дяди друга поэта ( сына П.А. Осиповой) А.Н.Вульфа – П. И. Вульфа. В тверскую губернию к своим хорошим знакомым – семейству Вульфов- Александр Сергеевич заехал на этот раз ( а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Это доказывает и его письмо А.Н.Вульфу от 16 октября 1829 года ( из Малинников в Петербург), где поэт пишет: «Про-езжая из Арзрума в Петербург, я своротил вправо и прибыл в Старицкий уезд…»
Стихотворение представляется глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в Старицком уезде ( в Старице, Павловском, в Малинниках) в обществе Осиповой и Вульфов поэт чувствовал себя на подъёме и помногу писал. Именно здесь годом раннее он пробыл целых полтора месяца и закончил VII главу «Евгения Онегина».
Необходима ли нам эта литературоведческая информация? Да, потому что данное обстоятельство имеет прямое отношение к тексту «Зимнего утра», этого однодневного по исполнению стихотворения, однако вобравшего в себя многое из того, что вынашивалось и писалось А.С.Пушкиным о зиме ранее. Сравним:
VII глава «Евгения Онегина» , «Зимнее утро»
не вошедший в роман альбом Онегина
1828 год. 1829год.
Мороз и солнце! Чудный день! Мороз и солнце ; день чудесный!
Реминисценции, переклички, отголоски уже бывшего, ранее употребленные слова и обороты, что объясняется и стилистически, и тематически, встречаются в «Зимнем утре» нередко. Например: На мутном небе мгла носилась и Буря мглою небо кроет («Зимний вечер»).
Стихотворение кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращенный к окончательно ещё не проснувшейся подруге (Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись ).
7
Тема стихотворения.
В поэзии Пушкина, опять-таки впервые,
явилась нам и русская зима, не загрими-
рованная никакими мифологическими
поэтизмами, поэтическая сама по себе,
с этим ослепительным блеском снегов,
с долгими вечерами у камина, с неистовством
зимних бурь, с апофеозом русской красоты,
которая лишь ярче пылает в «пыли снегов».
Всеволод Грехнёв.
У Пушкина, замечательного русского поэта, есть удивительные стихи, знакомые мне ещё с начальных классов, воспевающие красоту русской зимы с её ослепительным снегом, украшающим бескрайние равнины, с завыванием бури, со снежными бурями, ярким солнцем. Мне нравится высказывание Всеволода Грехнёва: «Природа предстаёт в лирике поэта как естественная среда обитания человека, и в таком отношении к ней проступает цельность народного восприятия природы, … гармоническая связь человека и природы воспринималась не как идеал, а как ещё не исчерпавшая себя реальность национальной жизни».1
Но всё-таки человек в поэзии Пушкина зависит от природы в самых высоких своих
проявлениях, в творческих взлетах, « душа бессознательно ищет единения с природой».2
Действительно, произведение «Зимнее утро» представляет собой блестящую и в то же время непосредственную и безыскусственную зарисовку чувств, мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра.
1.Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.
2. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.
8
Идея произведения.
Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омрачено:
Мороз и солнце; день чудесный!
Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть морозного утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка в санках по утреннему снегу:
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
Поэтому ясно, что идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в утверждении: лирический герой (а под ним подразумевается сам Пушкин) очарован красотой зимнего пейзажа. В этом убеждают эпитеты, сравнения, метафоры, инверсии, восклицания поэта.
Языковое оформление стихотворений.
Мороз и солнце…два слова, но создана целая картина чудесного зимнего дня! Вот где лаконичность и умение, как художник мазками, рисовать , создавать образ! Просты и бесхитростны слова, образующие живописную жанровую картину. Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение писателя.
Обратимся к самому стихотворению и к составляющему его первоэлементу – языку.
«Зимнее утро» (1829 г.)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
9
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,-
А нынче.. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Здесь присутствует много языковых трудностей и отступлений, которые мы даже можем не заметить. Это может привести нас в заблуждение и неточному пониманию текста в целом. Рассмотрим произведение с первой строфы, в которой прежде всего мы остановимся при замедленном чтении на четвертой – шестой строчках. В них содержатся два устаревших, ныне архаических факта грамматики, слова.
Нас удивляет словосочетание «открой … взоры» . Сегодня мы употребляем словосочетание «устремить взоры» , но только не «открывать». Это существительное имеет старое значение «глаза».
10
Задержимся на этой строчке на кратком причастии «сомкнуты». Какая это часть речи? В современном русском языке краткое причастие является сказуемым, тогда где подлежащее , к которому оно относится? Слово «сомкнуты» тяготеет к существительному «взоры», но оно является дополнением (открой – что?).Значит? Значит сомкнуты является определением к слову «взоры». Но тогда сомкнутые , а не сомкнуты…Перед нами усеченное причастие, которое, как и усеченные прилагательные, относится к излюблен-ным поэтическим вольностям поэтов XVIII – середины XIX веков.
А теперь кратко коснемся слова в разбираемой строчке: «Открой сомкнуты негой взоры…» . Существительное «нега» небезынтересно. В разных словарях оно понимается по-разному. Лингвистический анализ этого слова позволяет сделать вывод, что ближе всего к истине оно толкуется в словаре русского языка С.И.Ожегова: «Нега – это полное довольство, блаженство.». в пушкинских текстах это слово было иным , и в нем просма-триваются и иные значения. «Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этой семантикой значение «1.состояние безмятежного покоя, 2. Чувственное упоение, наслаждение»1
Теперь спустимся строчкой ниже. Нас ожидают факты, требующие разъяснения. Их здесь два. Слово «Аврора» как имя, оно пишется с большой буквы. Здесь ,по значению, оно выступает как имя нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает утреннюю зарю(характерно для поэзии XIX века). В наше время после предлога навстречу должно быть существительное в дательном падеже, т. е. : навстречу северной Авроре… А у Пушкина – родительный: Авроры – это не опечатка, а устаревшая форма.
Читая последнюю строчку этой строфы, можно впасть в ошибку, посчитав, что слово звезда употребляется в значении небесного тела. Между тем словосочетание звезда севера означает здесь самую достойную женщину (Петербурга).
Если вы знаете, что вечор – это вечер или вчера, то задержитесь на следующей строчке: « На мутном небе мгла носилась…» Она кажется нелепой . Слово «мгла» означает «темень»,а у Пушкина оно имеет иной смысл: «густой снег, срывающийся в тумане». Такую же «туманную», а не «темную» роль выполняет это существительное и в стихотворении Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Третья строфа стихотворения блестит своей языковой прозрачностью и в пояснении она не нуждается. А вот на последних строфах придется остановиться. В целом они особых затруднений они не вызывают, но все же языковые особинки здесь есть. Например, поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Лежанка – это выступ в русской печки, на котором, греясь, отдыхали, спали. В конце этой строфы странно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать ( во времена Пушкина существовали обе формы этого слова) . Форма слова запречь служит рифмой к слову печь.
Перейдем к пятой строфе : «Зимнего утра».Какую роль в этой строфе играет выражение: «берег, милый для меня». Слово берег имеет прямое, но не производное значение – «местность около реки».
11
Около какой реки? Около верхней Волги (стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии – ныне Старицкого района Калининской области – находящейся недалеко от Волги.).
Лексика стихотворения «Зимнее утро» очень многообразна: употребляются устаревшие слова «нынче» - сейчас, «озарена» - освещена, «велеть» - приказать, «предадимся» - отдадимся); диалектная («вечор» - вчера, «запречь» - запрячь); книжная («Аврора», «прелестный»…). Гармоничное переплетение разных слоев лексики придает стихотворению и необыкновенную возвышенность чувств (при употреблении устаревшей и книжной лексики), и восхищение русской природой, и выражение народной любви к русскому пейзажу (в этом помогают диалектные слова). Интересен факт: в черновике стихотворения последняя строчка четвертой строфы была «Коня черкесского запречь». Потом А.С.Пушкин изменил ее: «Кобылку бурую запречь». Такая замена, думается, точнее выражает авторский замысел: диалектные слова передают любовь народа и самого поэта к русской природе, скромной, но необыкновенно дорогой и красивой. В Михайловском (а данное стихотворение написано пусть и вдали от него, но по впечатлениям от пребывания в данном имении) поэт не только скучал, но и работал. А.С.Пушкин признавался жене: « Ты не можешь представить, как живо работает воображение, когда сидишь один между четырех стен или ходишь по лесам, когда никто не мешает думать»1.А природа помогала поэту: «Приятно думать у лежанки».
В «Зимнем утре» поэт использует глаголы повелительного наклонения («проснись», «открой» «явись», «погляди»), которые призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строчке:
Мороз и солнце; день чудесный!
День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться красотой солнечного утра, если в его жизни не было мрачного, тоскливого вечера. Свежесть морозного утра сильнее почувствуешь только тогда, когда посидишь у затопленной печки.
Антитеза- композиционный прием.
Все произведение построено на антитезе. Противопоставляются друг другу вторая и третья строфы: вторая – это «вчера», третья – это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна еле проглядывала сквозь тучи и ты печальна была, а сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым стало все вокруг.
Но эти две строчки противопоставлены, в свою очередь, всему дальнейшему. В них рассказано все то , что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату , где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь..
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть запрячь сани и предаться бегу нетерпеливого коня? Все у поэта в этом стихотворении построено на смене непохожих картин, и эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы , очень простыми, но вместе с тем выразительными деталями.
________________________________________
1Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.:Искусство – Спб,1995
12
Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.
Известно, что композитор пишет музыку нотами, а поэт свою музыку стиха создает словами и звуками. Это его материал, которым он должен владеть в совершенстве. И здесь, я считаю, надо непременно остановиться на таком художественном приеме, как эпитет. В этом отношении обращает на себя внимание вторая строфа, та , где говорится о вчерашней непогоде. Все ее эпитеты: небо - мутное, луна - не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом ещё бледное; ты сидела печальная . Все окрашено в определенный грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот и простая, но много говорящая метафора, олицетворение. Вьюге придана черта человеческого характера.
В третьей же строфе все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов – великолепные. И отчетливо видно то, что никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность, какая точность видения! Штрихи, мазки – и какая великолепная картина!
А янтарный отблеск огня в четвертой строфе, какой меткий и точный эпитет! Выделяются своей ёмкостью и некоторые художественные определения последней строфы.
«…предадимся бегу
нетерпеливого коня».
Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно, потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже, по-своему, охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра – и рвётся вперёд. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет стихов – на этот раз «сложный эпитет» из трёх слов:
«И берег, милый для меня».
Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них , но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омрачённом счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.
Однако это произведение дает нам не только зрительные образы.
13
Звуковой строй языка.
А) О размере, рифме и ритме.
Ямб во всех его видах – излюбленный размер великого поэта. Четырёхстопным ямбом написано «Зимнее утро». Его мерное, неустанное движение подхватывает читателя, несёт с собой .
Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка(третья) оканчивается ударным (« мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключении твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей.
Мо//ро’з// и //со’лн//це; //де’нь //чу//де’с//ный//
1 2 1 2 1 2 1 2 1
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Но как достигается это плавное, но в то же время, бодрое движение? Эта естествен-ность стиха? Здесь мы сталкиваемся с особым случаем в технике стихосложения – рит-мом.
Да, стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но ведь мы в обычном своем произношении не будем отсчитывать каждое указанное схемой ударение, рвать на части отдельные слова, чтобы они обязательно разместились по отведенным стопам, по два слога на каждую. Мы произнесём их так, как обычно говорим в жизни. И получится следующее:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
14
На каждую строку приходится три или четыре естественных ударения и получается следующее: на обязательную метрическую схему четырёхстопного ямба ложится уже новый ритмический узор, не подчиняющийся первоначальным строгим правилам. Он – то и придает стихам живость, естественность обычной разговорной речи. Но он возможен только на метрической основе.
Чувство ритма – это чувство врожденное, оно целиком заключено в самой природе нашего родного языка. А язык создавался народом веками. Народ и нашел в нём и выделил то, что впоследствии мы стали называть «средствами художественной выразительности». «Все приемы словесного мастерства, которыми так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве…Пушкин многому учился и научился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и «Салтана», и «Мёртвую царевну», и «Золотого петушка». 1
Изучая народную речь , можно убедиться в том, что все законы художественного слова уже издавна существовали в устном народном творчестве. Очевидно, и Пушкина в свое время поразило то, что даже свои обиходные пословицы и поговорки, выражавшие вековой опыт, разум и сметку, обычно народ не только оснащает ритмом и рифмой, но как бы для прочности прошивает повтором того или иного гласного или согласного (например: Терпенье и труд всё перетрут)
Б) Игра звуками.
Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских произведениях, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно выразительностью самих звуков.
В стихотворении «Зимнее утро» есть строчки, передающие не только игру света, но и широту и раздолье российских просторов:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами…
Это ощущение создаётся многосложными словами с почти одинаковыми окончаниями и игрой на гласных У-О-Е-И. А в строчке :
Блестя на солнце, снег лежит…
Мы как будто бы слышим , как ломаются тонкие утренние льдинки на снегу благодаря повторяющемуся звуку [с] ( [ ц] ).
И всё же до сих пор поэт давал нам лишь зрительные образы, но вот в четвёртой строфе мы не только видим этот янтарный отблеск огня, но и слышим потрескивание сухих , охваченных пламенем поленьев. Аллитерация – игра на согласных звуках ( звукопись).
1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.48
15
…Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Конечно, здесь сыграли свою роль звуки [т], [р], [щ-ч-ск]. И это ещё не всё.
В) Цветовое оформление звуков стихотворения.
Если подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л и сравнить свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”», то увидим , что наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.
И конечно, если я создавала бы иллюстрацию к стихотворению, то преобладали бы цвета белый, жёлтый .
А гласной звукобуквы больше всего в стихотворении“О” По мнению Крысина, автора книги «Жизнь слова», каждый звук, каждая буква имеют свой цвет:
А – густо- красный
Я – ярко-красный
О – светло-желтый или белый
Е – зеленый
Э – зеленоватый
И – синеватый
Ю – голубоватый, синеватый
И – синий
У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ы – мрачный, темно-коричневый или черный
Если проанализировать хотя бы первую строчку стихотворения «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный! –
то убеждаешься, что торжествует бело- желтый цвет (на фоне белого снега желтое солнце!).
16
Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.
Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
Заключение.
Итак, обращаясь к доступным источникам и литературе, выразив свое мнение, восприятие, истолкование, оценку стихотворения А.С.Пушкина, можно прийти к некоторым выводам .
Во-первых, А. С. Пушкин многому учился у народа, т.е. из фольклора он черпал многое: и метафоричность, и образность языка, и ритм , и звукопись.
Во- вторых, только благодаря своему таланту и огромному труду поэт смог весь этот огромный многовековой народный опыт в области стихосложения переработать и искусно украшать нужными приёмами свои произведения.
Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке , поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.
Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственному слову, «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».
«Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка.»1
1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.187
Н. Гумилёв. Жираф
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Браво, Феликс!
Выбери путь
Этот древний-древний-древний мир!