Работа посвящена труженикам тыла, педагогу нашего села Буслаевой Анастасии Петровне
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._truzheniki_tyla.doc | 791.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа села Львовка
Исследовательская работа « Труженики тыла. Буслаева Анастасия Петровна»
Подготовила учащаяся 9 класса
Патрикеева Анастасия
Актуальность. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. В эти годы школы всей страны, подверглись тяжелым испытаниям, которые успешно преодолели. Проблема функционирования общеобразовательной школы в годы Великой Отечественной войны является наименее исследованной в исторической науке. Слабо изучена она и представлена в печати местными историками и краеведами.
Выбор темы обусловливается тем, что мне хочется узнать больше о жизни интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Интерес вызван еще тем, что в нашем селе жила замечательная учительница Буслаева Анастасия Петровна, как ей жилось в эти трудные для страны годы.
Цель работы: показать вклад тружеников тыла в победу над фашизмом.
Задачи
выявить основные направления в работе школы по военно-патриотическому воспитанию школьников;
показать труд учителей в годы великой Отечественной войны, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань их памяти;
показать на примере судеб конкретных учителей трудовой подвиг в годы войны;
расширить представления о помощи учащихся всенародному делу укрепления мощи и обороноспособности страны;
пополнить фонд краеведческой комнаты школы данными о тружениках тыла.
Объект исследования – учитель начальных классов – Буслаева Анастасия Петровна
Предмет исследования - судьбы учителей и детей военных лет.
Источники исследования личные архивные материалы, воспоминания жителей села, художественная литература, периодическая печать.
Основная часть
Сколько было линий тех
огня,
И потерь, и горьких неудач…
Всё равно мы выстоять смогли.
Наша слава, мужество и стать –
Красной нитью в жизни пролегли.
Есть что
поколеньям
передать!
Татьяна Ульянова
Вот уже без малого 67 лет, как мы живём без войны. Без большой войны. Были ещё Афганистан и Чечня, там тоже гибли безвинно наши люди. Но столько, сколько погибло в Великую Отечественную, никому не могло присниться даже в самом страшном сне.
Да, 67 лет мы живём без войны. Но миллионы, десятки миллионов людей навечно сгинули в её беспощадном пламени. Они уходили на фронт буквально со школьной скамьи, семнадцатилетние, необученные, необстрелянные, неопытные, наспех вооружённые…
67 лет мы живём без войны…Но люди и по сей день ищут могилы близких и не хотят смириться с казённой формулировкой «пропал без вести». И люди ищут, ждут, помнят…
В нашем школьном музее есть экспозиция, посвящённая учителям школы - участникам Великой Отечественной, труженикам тыла. Люди самой мирной профессии ушли на фронт, чтобы защитить нас порой ценой своей жизни, вместе со своими учениками каждый день после занятий шли помогать своим матерям в поле или на фермы. Мы говорим «дети войны» … А сколько они вынесли на своих плечах в годы Великой отечественной войны. У каждого из них своя война, свои подвиги, своя история.
Великая Отечественная война явилась тяжелейшей из войн, когда-либо пережитых Родиной.
Враг не дошел до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, территория города и области неоднократно подвергалось бомбардировкам вражеской авиации, стремившейся вывести из строя важнейшие объекты, расположенные на Саратовской земле.
Наша страна готовится к 67-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Сегодня, накануне светлого праздника - Дня Победы, я хочу рассказать о труженице тыла, учителе начальных классов, которую знали и любили в нашем селе. О Буслаевой Анастасии Петровне.
Я смотрю на скромное фото этой женщины и думаю, каким же она была? Хотя мы с одноклассниками часто навещали её дома, слушали с большим интересом рассказы о жизни этой замечательной женщины. В прошлом году я участвовала в областном конкурсе «Человек славен трудом», написав сочинение об этом учителе, пусть я и не заняла призового места, но многие люди узнали о труде и жизни нашей односельчанке. И вот в этом году, в преддверии праздника Дня Победы, мне захотелось встретиться с людьми, которые его хорошо знали, много лет прожили или проработали вместе. Это ее сын Костенко Валентин Николаевич, дочь Литовкина Лидия Николаевна, ее муж Литовкин Петр, внуки и правнуки. Я услышала рассказ о необыкновенном человеке, увлечённом, деятельном, прекрасном учителе. А когда я дома поделилась впечатлениями об услышанном, то узнала, что многие мои родственники учились у этого педагога. И о ней они сказали коротко, но ёмко: «Учитель с большой буквы», «Учитель не только начальных классов, но и жизни». Она принадлежала к поколению, о котором поэт сказал:
Мой милый друг, а всё-таки
как быстро,
Как быстро наше время
протекло.
В воспоминаньях мы тужить
не будем.
Зачем туманить грустью
ясность дней.
Свой добрый век мы
прожили, как люди.
И для людей!
Георгий Суворов.
У него обычная биография. Родилась Анастасия Петорвнав г. Новоузенске в 1918 году в обычной крестьянской семье. Семья состояла из восьми человек. С восьми лет пошла учиться в 1- ый класс, училась без троек, а вот в 5 классе нужно было ходить в среднюю школу за 3 км, начались затруднения с одеждой и обувью, но все эти трудности терпеливо перенесла Настя и учиться не бросила. Ей единственной в семье удалось окончить семилетку. В то время жилось трудно, чтобы выжить приходилось работать всем членам семьи. Но в их семье исключение сделали только одному ребёнку – это Анастасии Петровне, благодаря тому, что она училась очень хорошо. После окончания семилетки, на семейном совете решили отпустить дочь учиться дальше. И вот, юная девушка поехала учиться в педучилище, которое она успешно закончила в июне 1937 года. Стать учителем – мечта девочки, и вот она воплотилась в жизнь. По распределению Анастасию Петровну назначили в Дергачевский район Саратовской области и 15 августа 1937 года Дергачёвским РАЙОНО она была назначена учительницей Стройгазовской начальной школы. Закончив учебный год, 13 августа 1938 года по распоряжению РАЙОНО и по просьбе Райкома комсомола была назначена учительницей Матвеевской начальной школы, где проработала до 1940 года, в июле 1940 года по семейным обстоятельствам уволилась в связи с переездом в г. Новоузенск (заболела мама). 15 января 1941 года по распоряжению РАЙОНО переведена учительницей в Бессоновскую начальную школу. В октябре 1941 года в соседнем селе Таловка ушёл на фронт заведующий школы и по распоряжению РАЙОНО была переведена заведующей и учительницей Таловской начальной школы, где проработала до 1947 года. Это были самые напряженные годы. В селе жили русские, литовцы, украинцы, киргизы. Родители многих детей были малограмотные, да и времени у них не было следить за детьми. Дети часто приходили с неприготовленными уроками, приходилось таким детям много уделять внимания после занятий, не хватало учебников, тетрадей, доставала бумагу и сама её разлиновывала после тяжелой работы в поле, на которой дети писали на занятиях. Даже в страшной обстановке войны учитель внушал детям, что надо учиться. Помогала им обрести веру в то, что выстоим, победим. Она не ограничивалась школьной программой, занималась воспитанием душевной стойкости, хотя такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука. С начала войны в жизнь школы вошли регулярные политинформации, где знакомили с обстановкой на фронте, подвигами героев войны и труда, боевыми эпизодами, сводками Информбюро.
Школа на селе, во все времена, была центром всех массовых и культурных мероприятий. В это тяжелое время Анастасия Петровна оказывала посильную помощь людям: подбадривала их, кого-то жалела, других убеждала добрым словом.
Уже в первую в условиях войны уборку урожая в передовики выходили её ученики, заменившие на хлебном поле крепких мужчин, ушедших на фронт. Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было. Школьники, наравне с взрослыми работали в поле: пололи пшеницу, рожь, картошку. Не умеющие даже правильно держать косу мальчишки и девчонки, научились косить.
Зимой и весной школьники собирали и вывозили на поля тонны навоза, золы и птичьего помета, проводили снегозадержание. Обычно сентябрь, октябрь школьники не учились, они работали на колхозных полях, на токах и рядом с ними их учитель.
Кроме колхозных работ нужно было вести и свое хозяйство. На обработку своих огородов оставалось только вечернее время суток. Каждый день после работы отправлялись в лес заготавливать корма для скота и дрова. Маленькие дети помогали матерям таскать ручные двухколесные телеги, груженные дровами.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать
Владимир Абросимов
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
В годы Великой Отечественной войны на территории Аркадакского района располагались два района – Аркадакский и Кистендейский. Численность населения составляла 60095 человек. В районе было развито сельское хозяйство и промышленность. Действовали спиртовой, маслобойный и кирпичный заводы, мельзавод, мельница №2, четыре машинно-тракторные станции.
Самоотверженно работали аркадакцы и в тылу. На предприятиях, в колхозах и в совхозах, МТС – старики, женщины и подростки заменяли мужчин, ушедших на фронт. Трудились дни и ночи, отправляя непрерывным потоком на фронт снаряжение и продовольствие.
Горе, постигшее страну, объединило людей в желании хотя бы небольшим, но личным вкладом помочь фронту. Патриотическое движение за создание Фонда обороны страны вылилось в мощный поток пожертвований. Помимо отчислений коллективных и личных – в Фонд обороны поступили подарки фронтовикам: теплое белье, полотенца, кисеты, валенки, шарфы, фуфайки. Только за один месяц таких пожертвований собралось на 5460 рублей. (Книга «И была война… Вера. Победа. Память. Саратовская область.)
А зимой Анастасия Петровна со своим учениками, как и многие советские люди в это трудное для страны время, собирали посылки для бойцов на фронт, посылая им теплые вещи, кисеты для табака, да и просто рисунки и письма с приветственными словами.
В 1944 году потеряла мужа – погиб на фронте и осталась она с ребёнком на руках. 27 июня 1947 года по семейным обстоятельствам Анастасия Петровна переезжает в Аркадакский район и 2 августа 1947 года Аркадакский РАЙОНО назначает на работу заведующей и учительницей во Львовскую начальную школу. С 194 года по 1965 год, работая заведующей и учительницей, она огромное участие принимала в политмассовой работе села. Школа по успеваемости всегда была в числе первых по району. За свою плодотворную работу Анастасия Петровна была награждена медалью «За доблестный и самоотверженныйтруд, за воспитание подрастающего поколения». В 1965 году Львовскую начальную школу перевели в состав Львовской средней школы. Районный отдел образования неоднократно награждал её похвальными грамотами за хорошую работу.
Оглядываясь в прошлое, Анастасия Петровна считала, что её поколение прожило свою жизнь не зря, каждый из них делал всё для процветания Родины, для воспитания достойного поколения.
В 1970 году учительница была награждена второй медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
С 1 сентября 1973 года Буслаева Анастасия Петровна по выслуге лет ушла на заслуженный отдых.
В 1995 году 22 марта она была награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Она ветеран педагогического труда.
Пока была жива, она каждый год приходила к нам в школу на День Знаний, День Учителя, Последний звонок, Выпускной вечер и другие праздники, мы всегда с нетерпением ждали с ней встреч. Она уже не работала, а всей своей душой была в школе.
Она проработала 40 лет в школе учителем начальных классов. Увлечённая делом, Анастасия Петровна прививала интерес ребёнка к учебе на всю жизнь. Ученикам Анастасии Петровне очень повезло, их учила влюблённая в свою профессию женщина. При встрече мы спросили у неё: «Если бы повернуть годы вспять, то какую профессию она бы выбрала?». Не задумываясь, она гордо ответила: « Профессию Учителя».
Не каждый о своей профессии, спустя многие годы, будет рассказывать с такой любовью и теплом. В наше время эта преданность делу, своей профессии скорее исключение. Но это утверждение не про неё. Во время нашей беседы с Анастасией Петровной я не усомнились в искренности педагога. Она рассказывала о своей работе с большим интересом, приводя много интересных фактов из жизни школы и учеников. Мы слушали её рассказ, не проронив ни одного слова, и боялись даже пошевелиться.
В канун 65 – летия Дня Победы нашему классу глава администрации Полякова Е.А. поручила нам вместе с директором школы Кровяковой С.В. и учителями Кошелевой Л.А. и Щербининой Т.В. вручить ей юбилейную медаль за свой труд в годы Великой Отечественной войны. Со слезами на глазах она принимала награду за свой добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны. В её жизни было всё: слёзы, голод, потеря близких, война, тяжёлый труд, радость, была Победа, была любовь, было счастье, рождение детей и мирная жизнь. У Анастасии Петровны трое детей, внуки, правнуки и даже один праправнук. Всем своим ученикам она отдавала частичку своего сердца, любовь. И сейчас уже повзрослевшие её ученики, увидев её на улице, спешат к ней на встречу выразить свою любовь и уважение.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Поэтому надо любить и уважать учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».
Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Но Анастасия Петровна счастлива, что выбрала любимую профессию, отдала ей всю свою жизнь – это профессия педагога. Есть труд, который заметен, результаты которого видны всем – воспитание будущих граждан своей страны.Сейчас Анастасии Петровны уже нет в живых, но память о ней живет в наших сердцах!
Заключение
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.
Время, прошедшее со Дня Победы, для тех, кто ей завоевал, – это миллион шагов до германской столицы, сотни погибших земляков и однополчан. Для тех, кто трудился во имя Победы в тылу, – это сотни бессонных ночей возле станков, строки фронтовых писем, заученные наизусть, бесчисленные приступы отчаяния, справиться с которыми помогли лишь надежда, вера и любовь. Память Победы – это боль, и гордость, и радость, и слезы, и скорбь – всё, что не сосчитать и не измерить, так же, как героев и жертв Великой Отечественной войны.
У меня в портфеле
Ворона
Горка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Новогодние гирлянды