Целью моей исследовательской работы является анализ стихотворения «Пророк».Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, как стихотворение «Пророк» раскрывает философские искания Пушкина, как эти искания отразились на мировоззрении поэта.
Я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, позволит развить навык анализа лирического стихотворения.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabdokument_microsoft_word.doc | 10.5 КБ |
issled.rabdokument_microsoft_word.doc | 46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Драгунская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
Исследовательская работа.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».
Выполнила:
ученица 9 класса
Стародубцева Анна
руководитель:
учитель русского языка и литературы
Сапронова Надежда Николаевна
2012 год
Оглавление
1.Введение 1 стр.
2.Основная часть
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» 2-3 стр.
3.Заключение 4 стр.
4.Список использованной литературы 5 стр.
5.Приложение 6-стр.
-1-
1.Введение
Меня зовут Стародубцева Анна, я учусь в 9 классе МБОУ «Драгунская ООШ». В свободное время я люблю читать. Я также пробовала писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов, чтобы учиться у них.
У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи А.С.Пушкина всегда привлекали моё внимание. В его стихах много гениального, они прекрасно передают настроение поэта. Стихотворения А.С. Пушкина во многом носят философский характер. Стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году, особенно привлекло моё внимание. И я решила провести небольшое исследование.
Целью моей исследовательской работы является анализ стихотворения «Пророк».Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, как стихотворение «Пророк» раскрывает философские искания Пушкина, как эти искания отразились на мировоззрении поэта.
Я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, позволит развить навык анализа лирического стихотворения.
-2-
2.Основная часть
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».
Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и поэтов. Но ни у одного поэта «проклятые вопросы», как называет их Ф.М.Достоевский, не стояли так остро, как у А.С.Пушкина, явившегося «Началом всех начал» в русской классической литературе.
«Пророк» - стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. В нём отразилось сильное духовное потрясение поэта. Стихотворение по жанру близко к духовной оде. Нужно упомянуть, что стихотворение написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта – декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния – на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжёлую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.
А.С.Пушкин перефразирует 2 и 6-7 стихи главы 6 книги пророка Исайи из Библии : «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, …6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника…»
В стихотворение «Пророк» рассказано о глубоком изменении, преобразовании, которое переживает лирический герой. В основу лирического произведения положено отражение Исайи, которого называют не только пророком, но и поэтом. В этом стихотворении Пушкин впервые осмысляет свой поэтический гений как дар, полученный от Бога, а, следовательно, и свою миссию поэта как пророка.
Использование в тексте церковнославянизмов: «восстань», «виждь», «внемли» и т.д. придаёт «Пророку» характер Завета с Богом, и от этого завета Пушкин уже больше никогда не отступал.
Духовное преображение в стихотворении описано так:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
-3-
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И эта конкретность, подробность описания придаёт духовному преображению весомость факта. Изменяются основные органы чувств, особенно необходимые поэту: зрение, слух, язык и, наконец, сердце («и угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…»). И только тогда, после такого всеобъемлющего изменения, Господь призывает пророка на служение:
Восстань, пророк,
И виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В глубине души поэта происходит незримый и тщательно скрываемый процесс перестройки его нравственного существа и изменения взглядов. Тема стихотворения – поэт и поэзия – подразумевает проблему: в чём заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт – это человек, наделённый возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишён лжи, а цель определена самим Богом:
…Глаголом жги сердца людей.
«…Глаголом жги сердца людей» - это как завет, исполненный поэтом, наверное, поэтому поэзия А.С.Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. У Пушкина поэт выделяется из общей массы. Он выше её. Поэт – избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком.
Об этом же говорит концентрическая композиция стихотворения. Один круг – от полёта ангелов до «гад морских». Другой – от «неба содроганья» до неслышного прорастания лозы. Третий – преобразование поэта в пророка. В центре всего – человек; а над всем – «Бога глас», обращённый к человеку и призывающий обращаться к человеку. Выходит – весь мир, всё, что в нём есть, «горнее и дольнее», и гремящий над ним «Бога глас» - всё это устремлено к человеку, к его сердцу.
Из этого может следовать только одно: вся непостижимая уму громада мироздания у Пушкина звучит, существует и совершается ради человека.
Отдавал ли себе Пушкин сознательный отчёт в том, что именно в этом смысл откровения? Слова «Пророка» на этот вопрос не отвечают; отвечает его логика и структура; отвечают другие слова, написанные спустя десять лет:
Вращается весь мир вкруг человека –
Уже ль один недвижим будет он?
-4-
3.Заключение
Подведу итоги моей исследовательской работы. Анализ стихотворения «Пророк» показывает, что за необычным повествованием скрываются сокровенные мысли поэта о поэзии и поэте. В нём Александр Сергеевич осознаёт служение поэта как пророка: слышать волю Бога и донести её до людей. С этого момента он чувствует себя свободным в своём творчестве от социальных и политических обстоятельств, признавая над собой только волю и суд Бога. Для себя я выяснила, что жизненные обстоятельства Пушкина во многом влияли на его творчество. Стихотворение «Пророк» было написано поэтом во время ссылки в Михайловском. Одиночество, однообразие жизни делали пребывание в Михайловском мучительным для Пушкина. Под влиянием внешних обстоятельств в этот период происходит осмысление всей своей жизни. Поэт снова размышляет над своим призванием, ощущая ответственность за свой дар перед Богом и людьми.
-5-
4.Список использованной литературы
1.Пушкин А.С. Стихотворения.Поэмы.Сказки.-М.,1999
2.Непомнящий В. Анализ стихотворения «Пророк». Энциклопедия. М.,1986
3.Францова Н.В., Доронина Т.В. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. М., 2005
Растрёпанный воробей
Дерево в снегу
Никто меня не любит
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Мальчик и колокольчики ландышей