Творческие работы учащихся, участников Всероссийского конкурса "Святые заступники Руси", посвященного Георгию Победоносцу
Вложение | Размер |
---|---|
georgiy_pobedonosec.rar | 1.02 МБ |
Подобно другим святым, чтимым Русской Православной Церковью, святой Георгий Победоносец пришёл на Русь из Греции и очень быстро стал «своим». Среди православных святых он – один из самых многозначных, и у каждого его образа есть особые свойства и предназначения.
Один образ Георгия Победоносца – змееборец и христолюбивый воин. Он сошёл со страниц «Жития о чуде со змием» и получил на Руси всенародную известность благодаря русским обработкам «Жития», иконам на тот же сюжет и духовному стиху о подвиге Егория. Было известно несколько версий истории о «чуде со змием», но суть их, в общем, одна. Жители одного греческого города вынуждены были приносить человеческие жертвы поселившемуся невдалеке от города змею. Дошёл черёд до царской дочери. Воин Георгий, оказавшийся у города, спас девушку. Будучи убеждённым христианином, он победил змея с помощью божеского заклятия, и змей покорно стал лизать ему ноги. Город и его правители – язычники, и поэтому Георгий выступил против змея лишь получив согласие горожан принять крещение.
Самое раннее живописное изображение «Чуда Георгия о змие» сохранилось на стене Георгиевской церкви в Старой Ладоге (80-е годы XII века): Георгий на коне сопровождает царевну Елизавету, а та мирно ведёт покорившегося змея, обвязав вокруг его рога свой пояс.
Известны также иконы, на которых Георгий укрощает змея. Но в древнерусских церквах преобладали иконы, изображавшие, как Георгий поражает змея копьём. Они очень красочны. На новгородской иконе конца XIV века (хранится в Русском музее) Георгий сидит на белоснежном коне, который словно несётся в неудержимом полёте. Быстроту движения подчёркивает развивающийся за спиной воина зелёный плащ. На Георгии синий кафтан и поверх него – красно-оранжевая кольчуга; его гибкая фигура напряжена, он натянул поводья. Вокруг головы Георгия белый нимб – знак святости. Правая рука откинута назад, и мощным ударом он вонзает копье в пасть змея. Животное извивается под ногами коня; слева – черная дыра пещеры, из которой змей только что выполз.
В разных иконах появляются свои детали, в которых развиваются и осложняются подробности содержания «Чуда». На Новгородской иконе первой половины XV века (хранится в Третьяковской галерее) – фон желтый, а на нем выделяется алый, подобный клубящемуся огню, плащ святого, а под всадником – сияющий белизной конь, символ праведности.
Георгий повернулся, чтобы вонзить копье в змея.
Иногда изображаются еще царевна, ее родители, толпа горожан, а в первом верхнем углу иконы – благословляющая десница Господня: этим подчеркивается, что подвиг Георгия совершен силою Божией, праведной.
Еще один образ святого Георгия – великомученик. О страданиях Георгия за веру подробно рассказало «Житие» - оно также было хорошо известно на Руси. Сын знатных родителей, юный воин Георгий, уроженец Каппадокии (в Малой Азии), выступил на защиту крестьян от гонений со стороны императора Диоклетиана (конец III – начало IV века). Когда император убедился, что Георгия невозможно уговорить вернуться в языческую веру, он велел подвергнуть его к различным мукам: Георгия заковывали в темнице, клали на грудь огромный камень, привязывали к колесу, утыканному гвоздями, и раздирали его тело. От гибели святого спас явившийся с небес «светлый муж». Некоторые из палачей и мучителей, видя это чудо и поражённые стойкостью Георгия, становились христианами. На сторону христиан перешла даже императрица Александра. Но другие продолжали Георгия мучить: его бросали в ров с известью, на ноги ему надевали утыканные гвоздями железные сапоги, били палками по губам, давали яд, но он остался невредимым. Между тем мученик в тюрьме исцелял больных, обращал царских служителей в христианскую веру. Накануне казни ночью к нему явился Христос, чтобы ободрить его. По приказу императора Георгию отрубили голову (перед смертью он попросил Бога простить его мучителей). Александру тоже приговорили к казни, но она умерла по дороге. Одна из трогательных подробностей «Жития»: мать Георгия просила Бога о милости – дать ей умереть прежде казни сына.
Эпизоды мученической судьбы Георгия зримо открывались глазам верующих на клеймах икон. На новгородской иконе начала XIV века (она хранится в Русском музее) с поразительной живописной наглядностью изображалось, как святого рубят мечами, пилят его голову, жгут свечами, варят в котле, четвертуют… И на всех клеймах он изображается неизменно стойким и невозмутимым.
Идеальный образ святого-героя представал перед глазами верующих на иконах типа «Георгий пеший воин». На иконе из Успенского собора Московского Кремля (около 1170 года) изображён прекрасный юноша: его могучая фигура облачена в чешуйчатые доспехи, поверх наброшен плащ; в правой руке у него копьё, в левой – меч. В том, как он держит меч, есть что-то торжественно-ритуальное, исполненное символического смысла, может быть – след старинного обычая. Лицо воина озарено светом, на щеках лёгкий румянец; большие, прямо глядящие глаза подчёркивают душевную прямоту, открытость.
Постепенно за Георгием Победоносцем прочно утвердилась слава хранителя Руси и её предстателя перед Богом и всем светом. Изображение святого Георгия позднее вошло в государственный герб Московии, оно чеканилось на монетах, вырезалось на княжеских печатях.
Гаврилова
Развешиваем детские рисунки дома
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сказочные цветы за 15 минут
Четыре художника. Осень
Сладость для сердца