Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kanala.pptx | 1.37 МБ |
Слайд 1
Презентация обучающегося 9 «А» класса МОУ СОШ № 113 Петрова Андрея Руководитель: Андрианова Е.В. Союз Волги и Дона История Волго-Донского судоходного каналаСлайд 2
Я живу в Красноармейском районе. Это самый южный и большой район города Волгограда. В нем находится много исторических мест, но я хочу рассказать только об одном. Именно здесь соединяются воды двух русских рек. .
Слайд 3
Первую попытку исправить «ошибки природы» и соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей . Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель . Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри . Однако, в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией.
Слайд 4
Строительство волго-донского канала началось уже в феврале 1948 года и продолжалось рекордных 4,5 года. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало 326 экскаваторов, 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин – всего около 8000 машин и механизмов. Впервые в мире здесь были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли. В ходе строительства было вынуто 152 млн. кубометров земли и уложено почти 3 млн. кубометров бетона. 31 мая 1952 года на волжском склоне канала воды Волги и Дона соединились. 10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала», Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Открытие канала состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин» – первый теплоход, открывший навигацию. Волгоград стал портом пяти морей.
Слайд 5
Общая протяжённость волго-донского канала составляет 101 км. Он начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону . Канал Волго-Дон включает в себя 13 шлюзов (однотипные однокамерные однониточные шлюзы, с шлюзовыми камерами размером 145×18 метров) и 3 водохранилища – Варваровское , Береславское и Карповское . Чтобы попасть из Волги в Дон, нужно сначала подняться на 88 метров, а затем спуститься на 44 метра. На весь путь потребуется 10-12 часов. Волго-Донской канал питается донской водой: в образованное на водоразделе водохранилище ( Варваровское ) насосами закачивается вода из Дона. Три насосные станции последовательно перекачивают воду по маршруту Дон-Карповское-Береславское-Варваровское водохранилища. С водораздела вода самотёком подаётся на волжский и донской склоны.
Слайд 6
У входа в канал на Сарпинском полуострове в 1953 г. поставлен маяк высотой 26 метров. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене, обращенной к Волге, надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.»
Слайд 7
От первого шлюза Волго-Донского судоходного канала набережная ведет нас к монументу Ленина. Когда был открыт канал, на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину. Монумент был сооружен в кратчайшие сроки, на отливку фигуры вождя пошла самородная медь. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В ходе процесса десталинизации , начатого 20 съездом в 1961 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. На старом пьедестале было решено создать новый монумент, но уже В.И. Ленину. Высота скульптуры, выполненной из монолитного железобетона, 27 метров, высота постамента – 30 метров. Авторы памятника – скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин . Интересный факт: монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.
Слайд 8
Движение по Волго-Донскому судоходному каналу начинается от Сарептского затона Волги, хорошо защищённого от течений и ледохода по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней . Первые три шлюза расположены в черте Волгограда.
Слайд 9
Вход в шлюз № 1 отмечен парадной аркой, высотой 40 м.
Слайд 10
Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет.
Слайд 11
С вводом канала было завершено создание единой глубоководной системы европейской части России, соединившей пять морей: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале 245 суток. Ежегодно по каналу пропускается более 7000 судов грузоподъемностью до 5 тыс. тонн и перевозится порядка 8-9 млн. тонн грузов, из них более 50% составляют нефть и нефтепродукты. Волго-Доской судоходный канал является важным звеном единой глубоководной системы европейской части России и уже сейчас обеспечивает транзитные перевозки грузов по внутренним водным путям Юга России, входящим в международный транспортный коридор «Север-Юг». Канал дает возможность выходить как на внутренние российские и европейские глубоководные транспортные пути: Дунай, канал Майн-Дунай, Рейн, так и внешние с подключением транспортных сетей других стран. Волго-Доской судоходный канал питается водой р. Дон. С помощью 3 насосных станций, вода подается в водораздельных бьеф, поднимаясь на высоту 44м. и уже потом растекается по Донскому склону в р. Дон и Волжскому склону в р. Волга. Уровень р. Волга на 88 ниже уровня водораздельного бьефа. На нужды судоходства ежегодно расходуется 450 млн. куб. метров воды, на орошение сельскохозяйственных угодий, обеспечение городов и поселков прилегающих к каналу зоны – 55 млн. куб. метров.
Слайд 12
Музей «Истории Волго-Донского судоходного канала» является ведомственным эксклюзивным собранием исторических и культурных ценностей ФГУ «Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства». Первые два зала музея были открыты в день 45-летнего юбилея 27 июля 1997 года. 8 мая 2001 года были открыты еще два зала с новыми экспозициями и большим макетом канала. Сегодня история Волго-Дона представлена в четырех залах: историческом, зале истории строительства канала, эксплуатационном и демонстрационном. Музей является хранилищем уникальных документов не только о легендарном строительстве, строителях, но и рассказывает о сегодняшнем дне и перспективах развития грандиозного гидротехнического сооружения. В залах музея представлены исторические материалы, рассказывающие о том, что вместе с военными и вольнонаемными строителями Волго-Донской судоходный канал возводили 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных 26 национальностей.
Слайд 13
От Волги до Дона в широких степях Ночные туманы лежат на холмах. От Волги до Дона - казачьей реки – Сидят на курганах орлы-степняки. Соленый суглинок, седые пески От Волги до Дона – казачьей реки… Разбужены степи, железо гремит, И чайка над морем Цимлянским летит. Мой верный товарищ, казак молодой, С машинами шли мы по руслу с тобой… Цветите, шумите, поля и луга, Мы подняли сами в степи берега! От Волги до Дона шумят ковыли, От Волги до Дона идут корабли… Цимлянское море, речная вода, От Волги до Дона гудят провода…
Лиса-охотница
Городецкая роспись
Лиса и волк
Осенняя паутина
Всему свой срок