Данное пособие поможет учащимся начальной школы легко усвоить трудные правила русского языка с помощью занимательных стихотворений и увлекательных грамматических сказок.
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_i_skazki_po_pravilam.zip | 132.24 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 г.о.Тольятти
АВТОРЫ: Ананьев Алексей, Новиков Владислав, Погорелов Владислав
СТИХИ И СКАЗКИ
по правилам русской орфографии
Научный руководитель
Краснова Наталья Викторовна
2011-2012 учебный год
Мы поможем вам, друзья
Запомнить правила раз и навсегда!
Орфограмма № 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение!
Новиков Слава
БЕЗУДАРНАЯ ШПИОНКА
Я живу в стране Россия
Самой лучшей и большой.
Я учу язык российский,
Потому что он родной.
В первом классе на уроках
Научили нас читать,
А еще нас научили
Буквы, звуки различать.
Во втором – читали книжки
И смотрели на слова.
Эти странные малышки,
Как живые существа. Ананьев Алёша
Голова – это приставка,
Вместо тела корень есть.
Ну, а ноги – это суффикс,
Жаль, что не у всех он есть.
Стали нас учить писать,
Буквы правильно вставлять:
Где-то О, а где-то А,
Прямо кругом голова.
Эти странные малышки
Создавали нам интрижки…
Вслух читаем мы слова –
Произносим букву А,
Стоит слово написать –
Букву О надо вставлять.
Как читать? А как писать?
Стал учитель объяснять:
- Надо слово прочитать,
Корень в слове отыскать,
В нем скрывается шпионка –
Безударная девчонка.
Гласной букву все зовут
И она недаром тут.
Чтоб шпионку вам найти,
Нужно сбить ее с пути,
Слово надо подобрать,
С тем же корнем подыскать.
Не жалейте вы девчонку –
Безударную шпионку,
Под удар ее ведите,
Новым словом удивите,
Удареньем проверяйте
И слова запоминайте!
Ананьев Алеша
Безударная гласная,
Чудо прекрасное!
Не тянется и не поется,
На ум не дается.
Я семь дней не пил и не ел,
Над гласной этой потел.
Но – миг, и пришло просветление,
Над гласной прогнал я затмение.
С гласной теперь я дружу
И везде ее нахожу.
Погорелов Влад
Безударная ты моя гласная,
Ты такая, как тучка неясная.
Ты всегда в корне слова стоишь,
Об одном лишь всем нам говоришь:
- Проверяйте меня ударением
И тогда всем вам будет везение!
Погорелов Влад
Безударной гласной быть не так уж сложно,
Ведь проверить ударением гласную ту можно!
Новиков Слава
Орфограмма № 3. Проверяемые согласные в корне слова.
Чтобы правильно писать,
Нужно очень много знать!
Где-то пишем букву Д,
Где-то пишем букву Т –
Надо слово проверять,
Буквы эти различать.
Новиков Слава
Не всегда мы знаем,
Что в словах мы повстречаем.
Слышатся по-разному
Парные согласные.
Чтобы знать, как написать,
Нужно слово подобрать.
Слово не простое, а однокоренное
И за парной согласной
Чтоб стояла гласная.
Погорелов Влад
Орфограмма № 4. Непроизносимые согласные в корне слова.
ЛЮБИТЕЛЬ ИГРАТЬ В ПРЯТКИ
Любил непроизносимый согласный прятаться. Затаится и смотрит, обнаружат его или нет,
получат «двойку» ребята за его чудачества или нет. Вот такой он проказник!Однако, строгое ПРАВИЛО придумало, как выловить этого озорника и рассказал об этом ребятам. Они стали подбирать однокоренные слова или изменять слова так, чтоб этот согласный отчетливо слышался. Тогда ему становилось неудобно, стыдно, и он выходил из своего убежища. Ведь слово ЗВЁЗДНЫЙ никак не обошлось бы без «Д», так как проверяется оно красивым словом ЗВЕЗДА, СЧАСТЛИВЫЙ-СЧАСТЬЕ. Так ребята и научились его обнаруживать. Но до сих пор привычка прятаться у согласного все же осталась!
Новиков Слава
Непроизносимые согласные.
Мы такие разные:
Чудесные, прекрасные,
Искусные, опасные,
Без «Т» всех нас пиши!
А грустные, ненастные,
Местные и честные,
В памяти держи Погорелов Влад
И с «Т» всех нас пиши!
Орфограмма № 5. Буквы И, У, А после шипящих.
Не забудьте, дети,
Про подружек этих:
В сочетании ЖИ-ШИ
Смело И всегда пиши!
Жили-были ЧА и ЩА,
Жили очень дружно.
Рядом с буквой Ч и Щ -
А писать вам нужно.
Ананьев Алеша
КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР
На Новогодний праздник задумали шипящие буквы Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными
подготовить концертный номер- веселый африканский танец. Придумали костюмы: разноцветные бусы, браслеты, мохнатые юбки, курчавые парики - здорово! Но когда начали репетировать танец, то поняли, что не тех партнёров выбрали: буква Ы всё время сбивалась с ритма, Ю наступала всем на пятки, а буква Я вообще хотела быть солисткой и танцевать одна. Расстроились шипящие - номер-то не получается! Им на помощь пришло ПРАВИЛО, оно сказало, что после шипящих пишутся буквы И, А, У а не Ы,Я,Ю.
Тогда были приглашены в номер И, А, У и получился замечательный африканский танец: ЧА-ЧА-ЧА, ЧУ-ЧУ-ЧУ,ЖИ-ЖИ-ЖИ, ШИ-ШИ-ШИ,ЩА-ЩА-ЩА,ЩУ-ЩУ-ЩУ.
Всем зрителям очень понравилось, а громче всех аплодировала буква Я, так как она поняла, что в коллективе надо работать дружно, тогда всё получится.
Новиков Слава
Орфограмма № 6. Разделительные Ъ и Ь знаки.
В корне слова (это так здорово!)
Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я
Знак разделительный, мягкий, восхитительный,
Смелее пишите, друзья!
Ананьев Алеша
Орфограмма № 7. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
Сказка о хитром Лисе.
Задумал хитрый Лис навести беспорядок в Орфографии. Позвал в гости ПРЕДЛОГИ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Первыми пришли ПРЕДЛОГИ.( они ведь коротенькие, вот быстро и ходят!) Лис предложил им перед едой помыть руки, а сам схитрил и добавил в воду сахарный сироп.
Затем пришли СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и поздоровались за руки с ПРЕДЛОГАМИ и
прилипли к ним. Обрадовался Лис: перехитрил всех! Вот теперь потеха будет! Слова-то
какие смешные получаются - НАШКАФУ, КРЕКЕ,ЗАБЕРЁЗОЙ и т.д.
Громко заплакали тогда СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, и на их плач прилетела Мудрая Сова. Посмотрела на этот «беспредел» и говорит Лису: «Что ты натворил?! Теперь все вместе они останутся у тебя жить! Домой – то к себе они теперь не
попадут, хоть и живут на одной улице, домики у них - разные! Где ты их спать
положишь? Как на стул за обедом усадишь? Теперь они слиплись и парами ходить везде будут!»Испугался Лис, принёс мыло, все помыли руки и разлиплись. Запомнил Лис: ПЕДЛОГИ СО СЛОВАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО!!!
Новиков Слава
Орфограмма № 8. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
МОДНИЦЫ
Однажды в гости к МЯГКОМУ ЗНАКУ пришли девчонки- существительные (т.е. существительные женского рода) в модных туфельках на высоких каблуках. Но в доме у МЯГКОГО ЗНАКА был скользкий паркет, и им было очень неловко - ни поиграть, ни потанцевать - ноги-то разъезжаются и на пол падать не очень-то хочется!
Тогда МЯГКИЙ ЗНАК подарил своим гостьям удобные мягкие розовые тапочки с бантиками и бумбончиками, которые так им понравились, что теперь в существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.
Новиков Слава
В слове что писать с конца
Нам у женского лица,
На шипящей если слово
Вдруг закончилось сурово?
Мягкий знак! Ответ так прост!
Если «мышь» - у ней есть хвост.
А «камыш» напишем твердо,
Ведь «камыш» мужского рода!
Ананьев Алеша
Орфограмма № 16. Большая буква и кавычки в собственных именах и собственных наименованиях.
Заглавные буквы.
Мы – буквы очень важные,
Смелые, отважные!
Заглавными зовёмся мы
На счёт: один, два, три.
Находим применение
В словах ужасно значимых
Таких, как Волга-матушка,
Тольятти, Жигули.
И уж никак не сложится
Ни имя, ни фамилия,
Ни отчество приятеля-
С заглавной всё пиши!
Погорелов Влад
Орфограмма № 19. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Чтобы узнать в окончании букву,
Нужно в вопросе проверить нам звуки.
От существительных нужен вопрос
И не возникнет с ошибкой курьёз.
Солнце КАКОЕ всем светит на небе?
«Жаркое», - травке ответит стебель.
Жаркая будет печка для плюшек.
Печка КАКАЯ в нашей избушке?
Ананьев Алеша
Орфограмма № 21. НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
НЕ с Глаголом.
НЕ с Глаголом
Очень дружили.
Всюду за ручку
Вместе ходили.
Но помнить надо
Всем и всегда:
Писать НЕ с глаголом
Вместе нельзя!
Погорелов Влад
Орфограмма № 22. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Как запомнить правило такое?
Говорят все: «Так, оно ж простое!
После шипящих в глаголах смотри
Мягкий знак смело везде ты пиши!»
Новиков Слава
Орфограмма № 23. –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
- Тся в глаголах – вот проблема!
- Просто все, - сказала Лена, -
Раз в вопросе мягкий знак,
И глагол мы пишем так.
Чешется – ЧТО ДЕЛАЕТ?
Котик Васька о буфет.
А потом ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Драться из-за трёх конфет.
Ананьев Алеша
Орфограмма № 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Как таблицу умножения,
Ты запомни два спряжения!
Второе век не позабыть –
Оно на – ИТЬ,
Кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
А чтобы не было сомнения,
Еще 11 глаголов исключения:
СЛЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ –
Исключения на – АТЬ,
Еще ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и ОБИДЕТЬ,
И ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СМОТРЕТЬ –
Семь глаголов, все на – ЕТЬ.
Их на – И всегда спрягай
И – АТ-ЯТ не забывай,
Остальные все глаголы
Ты спрягай на – Е со школы
И – УТ-ЮТ без промедления
Ставь в глаголы I спряжения!
Орфограмма № 26. Буквы О и А в корне – КОС- - -КАС-
Сказка про КОС и КАС.
Я расскажу вам сказку про КОС и Кас. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах, мы их часто путаем, а они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их? Оказывается, очень просто. У корня КАС есть друг суффикс А, а у КОС нет такого друга и поэтому корню КОС очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова кАсается, кАсание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ней друг – суффикс А.
А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне КОС пишем гласную О.
Новиков Слава
Морфология. Части речи.
КАК ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧИЛО СВОЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Жило-было на свете Имя Существительное. Оно было всегда в грустном настроении, потому что не было у него ни законов ни правил, по которым можно было бы ему жить. Не знало оно, к какому роду относится, одушевленное оно или
неодушевленное. И пришла к нему внезапно мысль: «Я буду отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ!» Но Глагол тут закричал: « Это мои вопросы!» «Тогда пусть
моими вопросами будут: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?» - вкрадчиво сказало Имя Существительное. «Ну, уж это совсем никуда не годится! Нельзя пользоваться чужими вопросами!» -запротестовало Прилагательное.
Пригорюнилось тогда Существительное: «А что же ему делать?! Ведь все вопросы разобрали другие Части Речи?» Но тут ему на помощь пришли братья Суффиксы, они посоветовали сходить за советом к Вопросительному Знаку, он, дескать, ведь мастер
вопросы задавать! Когда же Существительное пришло в гости к Вопросительному Знаку, он прямо с порога спросил своего грустного гостя: «ТЫ КТО? ТЫ ЧТО?» « Я- неопределённое, никому неинтересное существо»,-ответило Существительное. «Да нет же! Я дарю тебе эти вопросы, и теперь ты будешь обозначать предмет, изменяться по числам и иметь форму трех родов!»
Так у Существительного и появилось своё правило.
Новиков Слава
Имя существительное.
Ну-ка, дайте мне ответ:
Обозначит что предмет?
Существительное это,
КТО? иль ЧТО? вопрос предмета.
Раз в предмете есть душа,
«КТО ты?» - спросим не спеша,
Про зверей, про рыб и птиц,
Про людей и прочих лиц.
А когда же спросим ЧТО?
-Ну, хотя бы про пальто,
Про забор и про цветок.
Вот и кончился урок.
Ананьев Алеша.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное –
Очень увлекательное!
Немножечко капризное,
Но милое внутри.
Имя прилагательное
Имеет дружбу тесную
С чудесным существительным,
А ну-ка, посмотри:
И род, число заимствует,
Падеж себе берёт
У имени существительного
И усом не ведёт!
Погорелов Влад
ГЛАГОЛ
Глагол – это тоже часть речи, как все.
Себя он во всей нам покажет красе:
«ЧТО ДЕЛАТЬ?» - ответит он нам на вопрос,
«ЧТО СДЕЛАТЬ?» - помощник нас спросит всерьез.
«Копать» - вот глаголом ответ землекопа.
«Помочь» - так ответит помощнику Стёпа.
Действие нам сообщит у предмета,
Что это ГЛАГОЛ. Его ценим за это.
Ананьев Алеша.
Служебные части речи. Частицы.
Спор между частицами НЕ и НИ.
Встретились как-то две частицы НЕ и НИ. Стали рассказывать они о своем
значении в русском языке. Частица НЕ говорит: «Я могу придать отрицательное значение всему предложению и его членам». «А я, - говорит частица НИ, - служу для выражения отрицания в предложении без подлежащего!» Частица НЕ заважничала и сказала: «Все равно я главнее в русском языке, потому что с помощью меня и моей подружки еще одной частицы НЕ предложении получает положительный смысл. Частица НИ рассердилась и бросилась на частицу Не. Разразилась драка. «Что это тут происходит? – воскликнули другие частицы, - Каждая из вас нужна и важна в стране Грамматике!» Частицы НЕ и НИ послушали своих подруг и перестали с тех пор не только драться, но и спорить. Ведь они теперь знали, что нужны своей стране.
Новиков Слава
Синтаксис.
Члены предложения.
В одной необычной стране, которая называлась Члены Предложения жил-был президент. Звали его Сказуемое, по кличке Глагол. Была у него жена по имени Подлежащее. У нее тоже была кличка – Существительное. Президенту подчинялись три министерства. Первое министерство было хозяйственное, называлось оно Определение. Министра его звали Какой, а заместителя Чей. Этим министерством руководила жена президента Подлежащее. Ее все любили и беспрекословно подчинялись.
Второе министерство занималось охраной президента и называлось Дополнением. Охранников было много, но главных среди них звали Кого и Чего. Охранники очень любили задавать разные вопросы всем, кто посещал город Члены Предложения.
Третье министерство – внешних отношений, называлось Обстоятельство. В этом министерстве было тоже много чиновников. Они всюду совали свой нос, повсюду только
и слышалось: «Зачем?», «Где?», «Куда?», «Почему?», «Как?»
Подлежащее и Сказуемое жили дружно и расставались очень редко. Подлежащее всегда интересовалась делами мужа и всегда спрашивала: «Что делал? Чем занимался?». Сказуемое же в свою очередь вопрошал: «Кто был в нашем дворце? Что произошло за день?»
Вот так дружно живет эта страна до сих пор.
Новиков Слава
Злая мать и добрая тётя
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рождественские подарки от Метелицы
Разноцветное дерево
"Разделите так, как делили работу..."