Бородинское сражение, глазами поэтов - участников Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_o_zhukovskom_i_glinke.pptx | 1.47 МБ |
1812.odt | 19.64 КБ |
Слайд 1
Поэты в Отечественной войне 1812 года. Выполнил: ученик 8-го класса МКОУ ЧСОШ Телицин Роман.Слайд 2
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Когда она началась, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие.
Слайд 3
В русскую литературу она вошла сразу же, можно сказать, в самые первые ее дни. Что может быть для поэта вдохновенней любви? – только одна вещь: война… Отечественная война 1812 года была и остается в русской истории самой поэтичной…
Слайд 4
Я хочу рассказать о некоторых поэтах – участниках этой войны. «Друзья, прощанью кубок сей! И смело в бой кровавый Под вихорь стрел, на ряд мечей, За смертью иль за славой...» Такие слова написал Васи́лий Андре́евич Жуковский вступив в ополчение. Его меланхоличный, спокойный характер никак не подходил для войны. Однако в письме к Вяземскому он так выразил своё желание: «Хочу окурить свою лиру порохом»
Слайд 5
Ночь с 25 на 26 сентября 1812 года Жуковский проведет у самой кромки Бородинского поля. Утром грянули пушки. «Мы стояли в кустах на левом фланге, на который напирал неприятель, - запишет Жуковский позднее. - Ядра неведомо откуда к нам прилетали; все вокруг нас страшно гремело, огромные клубы дыма поднимались как будто от повсеместного пожара... Нас мало-помалу отодвигали назад. С наступлением темноты сражение смолкло... Армия тронулась и в глубоком молчании пошла к Москве…»
Слайд 6
Жуковский на войне ничем не отличился от солдат. Слово поэта оказалось во много раз значительнее его военных подвигов. Вся Россия читала с упоением его «Певца во стане русских воинов». Написанное им в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения. Эта баллада разошлась мгновенно, ее знали наизусть, она вызывала слезы радости.
Слайд 7
Сам же Жуковский, едва оправившийся после болезни, награжденный орденом Святой Анны и чином штабс-капитана, «почел себя вправе сойти с военной дороги…»
Слайд 8
Фёдор Николаевич Глинка получил в 1812 году письмо от графа Милорадовича из Калуги, где этот генерал в то время собирал войска, с вызовом на службу. Как раз в тот момент, когда армия Наполеона стала приближаться к Смоленской губернии и по возвращении на военную службу он снова занять прежнюю должность адъютанта при графе.
Слайд 9
Оставив свое имение Сутоки на произвол судьбы, Ф. Н. присоединился к отступавшей русской армии сперва в качестве волонтера и дошел вместе с ней до Тарутина; вскоре он был зачислен офицером в свой прежний пехотный Апшеронский полк и, будучи назначен адъютантом к Милорадовичу, совершил вместе с ним, уже в чине поручика, заграничный поход, участвуя во всех главных сражениях с неприятелем.
Слайд 10
"Служа в полку адъютантом,- писал Глинка,- я старался воспользоваться некоторыми свободными минутами, которые мог похищать от моей должности, и в сии-то минуты часто на голом поле или в черных мазурских избах писал к тебе, любезный друг". Собственно, под другом подразумевается реальное лицо - родной брат писателя, издатель "Русского вестника" Сергей Николаевич Глинка: "Итак, прими мой труд, ты, сын и друг России".
Слайд 11
Раздался звук трубы военной, Гремит сквозь бури бранный гром: Народ, развратом воспоенный, Грозит нам рабством и ярмом! Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны?! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, Отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! (Ф. Глинка. «Военная песнь
Слайд 12
Поэтическая деятельность уже почти с первых же шагов поставила Ф.Глинку в центре тогдашней общественной жизни; она сблизила его с кругом тогдашних литераторов, большинство из которых ценило в молодом поэте его искренность, отзывчивость к чужому горю и преданность интересам литературы. Стихотворения Ф. Глинки ориентируются на народную поэзию, на стиль солдатских песен.
Слайд 13
За военные заслуги Ф. Н. был награжден в 1812 г. орденом св. Владимира 4 ст. и золотою шпагой за храбрость, и в 1813 г. орденом св. Анны 2 ст. и прусским "за заслуги". Кроме того, он получил баденский орден, а от прусского короля — драгоценный перстень.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черновская средняя школа
Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве
В.А. Жуковского и Ф.Н. Глинки.
Выполнил ученик 8класса
Телицин Роман.
2012
Тема Отечественной войны вошла в русскую литературу практически в первые ее дни. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, непримиримый, бескомпромиссный, несгибаемый Глинка, страстный и в торжестве и в злости неуемный Востоков и провидец Державин.
Я хотел бы остановиться на творчестве Василия Андреевича Жуковского и Федора Николаевича Глинки.
В 1812 году Василий Андреевич Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В Тарутино Жуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэта внимание двора.
«Певец во стане русских воинов» напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.
Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства — все это заметно выделяло «пане» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжелые латы классицизма.
Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну — ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.
Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов.
Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов.
В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.
Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, — напишет ему Пушкин, — не имел права сказать: глас лиры, глас народа».
Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:
Певец царей, и рати, и народа,
Он вещий твой, о Русская земля,
Младой певец, отчизны верный сын,
Как под ружьем, он с лирой боевою
Стоял в рядах Тарутинских дружин.
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка , написавший свою первую военную песню в июле 1812 г. у стен Смоленска, после войны создает целую «сюиту», отразившую наиболее значительные события Отечественной войны — битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») и др. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности — события угадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическим наименованиям.
Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по тем временам, ориентация Ф. Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен, о чем он специально говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Но, как справедливо замечает исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов, «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"».
Федор Глинка, сидя у полевых огней под Смоленском, пишет сол датскую песню, которая распевается в полках:
«Вспомним, братцы, россов славу, |
От гнетущих впечатлений настоящего мысль охотно уходит в прошлое, чтобы там, в славных воспоминаниях, черпать живые силы бодрости и надежды, поднимать национальное самочувствие; лихолетье смутного времени, Полтава — вот наиболее частые и близкие исторические аналогии: Наполеону грозит участь Карла XII, которого «гордость завела к Полтаве, и гордый с колесницы пал»; поэтому
«Умрем, как прежде умирали, |
Эта жажда мести является главным мотивом всей поэзии 12-го года, как она, несомненно, захватывала и все наиболее активные элементы русского общества: «Мщение и мщение было единым чувством, пылающим у всех и каждого» им горят даже такие обычно незлобивые люди, как Ф. Глин ка .
Участник сражения Глинка создает не просто образ человека из народа, но человека-воина, органично ощущающего себя частью великого целого:
Славян сыны! Войны сыны!
Не выдадим Москвы!
Спасем мы честь родной страны,
Иль сложим здесь главы!..
Уж гул в полях, уж шум слышней!
День близок роковой…
Тебе, наш край, тебе, наш Царь,
Готовы жизнь принесть:
Спасем твой трон, спасем алтарь,
Отечество и честь!
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.
Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.
На мой взгляд, стихи Жуковского и Глинки — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. Война — безусловное зло.
Война — это горе. Поэты знали это не понаслышке. Но нельзя не признавать важной роли поэзии накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти двух поэтов не следует, по-моему, противопоставлять. Они не спорят между собой, а дополняют друг друга.
Весёлая кукушка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Весенняя сказка
Мать-и-мачеха
Сказка на ночь про Снеговика