Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа "Евгений Онегин" с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи.
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_byt_russkogo_dvoryanstva_v_romane_pushkina_evgeniy_onegin.doc | 164 КБ |
Проектная работа на тему:
«Культура и быт русского дворянства
начала XIXвека в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Работу выполнила:
Лапшина Ксения, ученица 9 класса.
Руководитель:
Старожук Наталия Владимировна
Кашира
СОДЕРЖАНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Глава I. Имущество и хозяйственное положение дворян.
Глава II. Дворянское жилище в городе и поместье.
Глава III. Образование и служба дворян в судьбах пушкинских героев.
Глава IV. День светского человека в художественном мире
романа «Евгений Онегин».
Глава V. Интересы и занятия дворянской женщины, их
отображение в романе.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение
«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»
Начало работы над романом «Евгений Онегин» относится к периоду южной ссылки поэта, а точнее к маю 1823года. В это время Пушкин обретает взгляд на мир как на историческую целостность со своими объективными законами.
Главной целью Пушкина в романе «Евгений Онегин» является изображение картины русской жизни того времени, образов русских людей, современной ему действительности.
Таким образом, в творческих исканиях и размышлениях Пушкина - это проблема романа выдвигалась потребностями самой жизни.
В этом Пушкин убеждается раньше других, раньше, чем эта потребность стала для всех видимой и ощутимой. Вместе с тем проблема романа разрешилась Пушкиным как проблема, связанная с его поисками объективной формы для реалистического отображения жизни.
Существенная черта современного романа, по мысли Пушкина, – это всестороннее изображение жизни и характера человека в противоречиях его внутреннего мира и в связях с конкретной исторической средой.
Объектом искусства современного романа явились, по мнению Пушкина, нравы и характеры. Два литературных гения прошлого изображали в своих творениях страсти (Шекспир) и нравы (Гёте).
Одну из задач новой литературы Пушкин видел в художественном отображении этих обеих сторон в жизни человека, в их синтезе, в их связях и притом строго исторически, объективно всесторонне.
По словам Белинского, этот роман стал «энциклопедией русской жизни». В этом произведении Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время сделал это лаконично, в предельно сжатой форме, в какой-то мере приближаясь к краткости энциклопедических заметок и статей.
Белинский справедливо видел в романе «Евгений Онегин» самое задушевное произведение Пушкина, в котором нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный облик. Роман писался в разное время года, и в глухой деревне, и в шумной столице, и все это имело свой отклик в романе. Роман начался еще в годы подъема декабристского движения, а завершается уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима, общего духовного и нравственного оскудения дворянского общества.
«Художественная» задача, поставленная Пушкиным в романе, была по существу та же, что и в «Кавказском пленнике» и «Цыганах». Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента, горел желанием показать условия, сформировавшие характер такого героя. Но в южных поэмах автор не мог показать героев в многообразных связях с обычной окружающей их жизнью. И поэтому стремившийся к «верности изображения» действительности Пушкин в своем романе переходит к реализму.
В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.
Белинский видел в «Евгении Онегине» картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития.
Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.
Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи.
В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи:
- исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества;
- рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века;
- выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения
ГЛАВА I.
Имущество и хозяйственное положение дворян.
А.с.Пушкин в своём романе « Евгений Онегин» раскрывает читателям образ дворян романа – Евгения Онегина, Лариной Татьяны и Владимира Ленского.
Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами одновременно составляло сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и престижа(6.36)
В романе «Евгений Онегин» тема богатства встречается уже в первых строках романа. Отец Евгения брал в долг не потому, что был беден, а потому, что это было одним из правил дворян. Любой дворянин мог поесть в ресторане дорогие кушанья, пригласить парикмахера, репетитора в дом. Так жил отец Евгения:
Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Но сам Онегин, получив наследство от дяди, стал богатым помещиком:
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный…
Не случайно характеристика Ленского начинается с указания, что он “богат” (II,XII,1). Для соседей героя это важнейшая характеристика. Ларины же не были богаты. В первоначальных набросках Ольга характеризовалась как “меньшая дочь соседей бедных” или “ребёнок, дочь соседей бедных”. В дальнейшем эта характеристика была снята, но остались жалобы Прасковьи Лариной на то, что для поездки в Москву “доходу мало”. Зато выйдя замуж за князя N, Татьяна сделалась “богата и знатна”. Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего, была помещицей среднего достатка (6.36).
Тема богатства оказывается связанной с мотивами разорения. Слова «долги», «залог», «заимодавец» встречаются уже в первых строках романа. Долги, проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Причины обнищания дворян были не только в потребности жить по-дворянски, но и в потребности свободных денег для дорогих туалетов и балов. Отец Онегина давал в год три бала, хотя по тому времени три бала для не слишком богатого дворянина, не имевшего дочерей на выданье, было большой роскошью. Не удивительно, что когда отец умер, выяснилось, что наследство должно пойти на погашение долгов:
Перед Онегиным собрался
Заимодавцев жадный полк.
В этом случае Онегин мог взять наследство, а вместе с ним и долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим решать проблемы меж собой. Но Онегин решает взять наследство вместе с долгами, что характеризует героя как человека порядочного, человека чести.
Молодость - время надежд на наследство - была как бы периодом долгов, от которых во вторую половину жизни следовало освобождаться, став «наследником ...своих родных» или выгодно женившись. Рисуя рутинную смену возрастных норм поведения, Пушкин писал:
Блажен…
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов.
Так в романе отражается финансовая реальность дворянского мира первой четверти ХIХ века. Таким образом, мы видим, что реалии имущественного и хозяйственного положения дворян ёмко отражены в художественном мире романа. Однако это не проявление нарочитой реалистичности. А необходимые детали для характеристики русского дворянского общества и конкретных персонажей, их отношения с миром и к миру.
Глава II.
Дворянское жилище в городе и поместье.
Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком-либо конкретном пространстве: в Петербурге, в Москве, в деревне, на почтовом тракте. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развёртываются. Более того, в такой же мере, в какой Петербург является «своим» пространством для Онегина, деревня - ограниченный мир Татьяны, и, как Онегин в деревне остается временным гостем, заезжим посетителем, проникнувшим в чужое пространство, как Татьяна чужая в Москве - в доме тетки и в зале Благородного собрания - и в Петербурге в собственном доме. Значительное место в романе занимает окружающее героев пространство, которое является одновременно и географически точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики. Автор почти нигде не даёт детальных картин места действия, не описывает интерьера домов. Твёрдо зная, что читатель его знаком и с видом, и с внутренним убранством обычного помещичьего дома в деревне, и с интерьером петербургского особняка, он лишь делает скупые указания:
…легче тени
Татьяна прыг в другие сени.
Весь пространственный мир романа делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня.
Но читатель по этим указаниям пушкинской эпохи легко восстанавливал картину жилище дворян того времени – усадьбы, особняки. Усадьба была родным домом для многих дворян – военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе они рождались, росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учёбы и службы время. В усадьбе жили, выходя в отставку. Усадьба становилась для помещика надёжным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы. Русская усадебная культура сложилась поздно - во второй половине ХVIII века. В силу своего достатка, вкуса, фантазии, дворяне начинали преобразовывать старые родительские дома в модные классические особняки, наполняли их новой мебелью, картинами, скульптурой. Разбивали сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Дом состоятельного человека походил на дворец, украшенный снаружи колоннами и декоративной лепниной. К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы и жилые помещения для прислуги.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров ограждённый,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла, здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Барский дом имел один – два этажа и строился чаще всего из дерева. Нижний этаж отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие парадные залы и удобные жилые покои. Первым помещением дома, встречавшим гостей, был вестибюль. В домах-дворцах из вестибюля направо и налево открывается анфилада комнат, выходящих окнами во двор.
Парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний занимал центральное место в доме. Как правило, он находился за стеной вестибюля. К залу по сторонам примыкали комнаты, образующие вторую анфиладу с окнами в парк. Полы парадных помещений богатых домов выкладывали наборным паркетом, изготовленным по рисунку художников и архитекторов. Стены комнат драпировали шёлковыми тканями. Часто название гостиной определялось цветом её обивки. В очень богатых домах на стене висели шпалеры – безворсовые ковры ручной работы. Потолок в комнатах имел лепной орнамент, но чаще в богатых домах его покрывали плафонной живописью на аллегорические или мифологические темы. Залы дома – дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, картинами, украшали вазами, скульптурой, разнообразными осветительными приборами. Интерьер усадебных домов небогатых помещиков выглядел немного скромнее.
В строфе XVII главы VII Пушкин описывает действия Татьяны, сначала в зале онегинского дома, где ей бросается в глаза «кий на бильярде» и маленький хлыстик на канапе.
«Таня дале» – это указание на то, что героиня перешла в гостиную, где идет продолжение объяснения Анисьи:
…А вот камин;
здесь барин сиживал один…
Здесь с ним обедовал зимою
Покойный Ленский, наш сосед.
Жилые помещения, расположенные по одну сторону коридора и на втором этаже, имели низкие потолки и обставлялись просто. Так Онегин поселился не в «высоких покоях», а там, где его дядя «лет сорок с ключницей бранился», где «всё было просто» - в задних жилых покоях. На втором этаже располагались чаще детские. Там и жили сестры Ларины. В комнате Татьяны был балкон:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…
Как утверждает Лотман Ю.М., балкон был для Пушкина характерной приметой помещичьего дома. Дом строился обычно на склоне так, что с одной стороны он казался стоящим на ровном месте, а с другой – отрывался вид на скат холма, на спуск к реке или озеру, на далекие просторы. Потому приехавшая в Москву Татьяна была поражена отсутствием просторного вида из окна:
Садится Таня у окна.
Редеет сумрак; но она
Своих полей не различает:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.
Татьяна не видела привычный ей пейзаж. Перед ней были лишь скудные владения хозяйства, ни одного намека на привычные ей поля, просторы и реки. Простота и естественность Татьяны перекликаются с простотой истинной народности, и это делает переход Татьяны в столичный мир в одном отношении, безусловно, насильственным, в другом – естественным и органичным.
Таким образом, дворянское жилище раскрывает нам образ жизни дворянина. Значительное место в романе занимает окружающее героев пространство, которое является одновременно и географически точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.
ГЛАВА III.
Образование и служба дворян в судьбах
пушкинских героев.
Тему образования и воспитания Пушкин раскрывает нам на примере трёх героев: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский.
В записке о народном воспитании, составленной в 1826году, Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем». Данная характеристика образования довольно полно раскрыта в «Евгении Онегине».
Характерной фигурой домашнего воспитания был француз – гувернер, затем его сменял учитель. Француз – гувернер или француз – учитель редко серьезно относились к своим педагогическим обязанностям:
Судьба Евгения хранила
Сперва madam за ним ходила,
Потом monsier ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsier L’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
«Француз убогой» – гувернер Евгения. Прилагательное «убогой» сочетает в себе не только понятие нищеты, скудности, физической неполноценности, но и умственной посредственности.
Оказывается, для того, чтобы завоевать положение в обществе, не обязательно было много знать:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам боле? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Также Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно иметь какое-либо специальное объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родителей, не давшую определить сына в гвардию.
Онегин никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16-17 лет. Но то, что он вообще никогда не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников. Для получения первого офицерского чина не обязательно было иметь военное образование, военные науки преподавались в ряде гражданских заведений, а некоторые из дворян брали домашние уроки или слушали частные лекции по военному предмету. По окончании военных заведений поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма, то есть становилась нравственной ценностью.
Но в тоже время то, что обличалось как эгоизм и отсутствие любви к обществу, в начале XIX в. стало приобретать контуры борьбы за личную независимость, отстаивание права человека самому определить род своих занятий, строить свою жизнь самостоятельно, независимо от рутины протоптанных путей. В свете сказанного видно, во-первых, что то, что, Онегин никогда не служил, не имел чина, не было неважным и случайным признаком - это важная и заметная современникам черта. Во-вторых, черта эта по-разному просматривалась в свете различных культурных перспектив, бросая на героя то сатирический, то глубоко интимный для автора отсвет.
Не менее безмятежный характер носило образование молодой дворянки. Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика – дворянина: из рук крепостной нянюшки девочка попадала под надзор гувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки.
Пушкин колебался в том, какой тип воспитания дать дочерям Прасковьи Лариной. Глубокая разница в отношении автора к героиням исключала возможность одинакового воспитания. Показав, что Татьяна в совершенстве знала французский язык, и, следовательно, заставив думать нас о наличии в ее жизни гувернантки – француженки, автор не говорит об этом прямо. Татьяну можно назвать «барышней уездной»,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
Татьяна плохо знала русскую грамоту и писала по-французски, потому что в женском образовании не было русских книг, изучения русской словесности.
Еще один представитель молодого дворянства XIX века - Владимир Ленский, закончивший Геттингенский университет и вернувшийся в Россию.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской.
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты…
Геттингенский университет занимал среди учебных заведений Европы особое место. Геттинген – немецкий город. Но его политическое положение в раздробленной Германии было своеобразным: город принадлежал английской короне и на его территории действовала английская конституция. В Геттингене собрались свободолюбивые профессора со всей Германии. Здесь же преподавал знаменитый исследователь русских летописей – профессор Шлецер, долго живший в Петербурге и любивший Россию. Он покровительствовал русским студентам. В начале XIX века в Геттингене собирается русская молодежь, которая потом оставит заметный след в русской культуре. Здесь учились Кайсаров и Александр Тургенев, который в 1811году привез юного поэта в Царскосельский лицей, а в 1837 году – повезет тело Пушкина из Петербурга в Святогорский монастырь. Одновременно с этими русскими учился в Геттингене и любимый профессор Пушкина – А.П. Куницын, которому посвящены следующие строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Не случайно Пушкин приводит своего Ленского именно в Геттингенский университет. Указание на это в романе часто истолковывается только как намек на романтизм героя. Для Пушкина же упоминание Геттингена исполнено особого и глубокого смысла, как и многие детали, на которые современный читатель не обращает внимания. «Всегда восторженная речь», столь характерная, например, для В.К. Кюхельбекера – черта «вдохновенного» и смешного в светском кругу поведения.
«Кудри черные до плеч» – тоже значимая для современников поэта черта: англоман Онегин «острижен по последней моде», а Ленский – либерал и романтик – подобно Шиллеру, носит длинные кудри. Итоговая характеристика Ленского - «Поклонник славы и свободы» – вполне серьезна. Иронический ее оттенок в контексте пушкинской строфы связан с отношением Пушкина в 1824году к романтическому либерализму. Из описания Ленского сразу ясен характер героя. Он романтик, мечтатель.
Таким образом, воспитание Онегина и Татьяны первоначально одинаково. Они оба воспитывались в домашних условиях, оба имели французских гувернеров. Воспитание же Онегина и Ленского расходится уже на первоначальной стадии. Ленский учился в университете, вследствие чего у него сложились определенные взгляды на мир. Онегин же воспитывался дома, на этом его обучение и воспитание завершилось. В отличие от большинства других дворян Евгений не состоял на службе и вел свободный образ жизни, претендуя уже в этом на исключительность и пренебрегая общественным мнением о необходимости служить.
ГЛАВА IV.
День светского человека в художественном мире
романа «Евгений Онегин»
День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей не служащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была фиктивной.
Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина не только от простого народа или собратьев, тянущих лямку, но и от деревенского помещика – хозяина. День начинался с вечера и заканчивался в утренних сумерках.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он,
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
…Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,…
…Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова…
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум–трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х годов были Невский проспект и Английская набережная Невы. Прогуливались также по Адмиралтейскому бульвару, который был насажен в три аллеи в начале XIX века на месте обновленного при Павле гласиса Адмиралтейства (гласис – насыпь перед рвом).
Около четырех часов по полудню наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара-крепостного или наемного иностранца.
Beef-steaks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой…
Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Для петербургской молодежи он был не только художественным зрелищем, но и свободным клубом, где происходили светские встречи, место светских интриг и доступных закулисных увлечений.
Все хлопают. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
В одном из лирических отступлений Пушкин не только описывает театр:
…Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит,
но и упоминает конкретные имена популярных в то время актрис, драматурга Озерова, писателя и театрального деятеля Катенина, известную балерину Истомину и других.
Волшебный край! там, в стары годы,
Сатиры смелой властелин
Блистал Фонвизин, друг свободы,
Там Озеров невольной дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый…
В романе «Евгений Онегин» лирический герой, которого мы называем Автор, обожает театр, и каждый раз летит к нему. И это одно из важных для Пушкина отличий автора от другого героя – Онегина.
Одно из наиболее любимых развлечений дворянства XIX в.- танцы.Танцы в романе занимают значительное место, им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной функции. Здесь реализовалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частным лицом в частном быту, ни служивым человеком своего сословия.
Танцы служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Бальный разговор был далек от игры интеллектуальных сил, от «увлекательного разговора высшей образованности». Но он имел свою прелесть – оживленность и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно в центре празднества.
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята», т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина.
Мазурка составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. В пределах мазурки существовало несколько резко выраженных стилей. Отличия между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Не в городах, по деревням
Еще мазурка сохраняла
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы…
Один из заключающих бал танцев – котильон. Он был непринужденным, разнообразным и шаловливым танцем. Однако таким он вовсе не кажется героине:
И бесконечный котильон
Её томил, как тяжкий сон.
Здесь мы видим не столько характеристику танца, сколько душевное состояние Татьяны.
Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой противоположной службе, областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись; с другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта.
Другим времяпрепровождением многих людей эпохи XIX века являлись книги. У каждого человека был свой круг чтения. Евгений «…бранил Гомера, Феокрита,… Зато читал Адама Смита». Адам Смит – экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии, это дает право автору назвать Онегина «глубоким экономом», а читатель увидит в нем человека, следующего за модой, довольно хладнокровного и бесчувственного.
Татьяна – провинциальная девушка, принадлежащая к поместному дворянству, читает иные книги.
Ей рано нравились романы,
Они ей заменили все;
Она влюблялась в обманы
и Ричардсона, и Руссо.
В отличие от дочери, ни отец, ни мать книгами не увлекались. Мать Татьяны «любила Ричардсона» не потому, что прочла. Все дело в том, что «московская кузина твердила часто ей о них», а она «вздыхала о другом», в то время, как у нее уже был жених. Дмитрий Ларин прочитал книг еще меньше, чем супруга, потому что о его круге чтения автор не упоминает в романе.
Отец её был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Он в книгах не видал вреда.
Он не читал их никогда.
Их почитал пустой игрушкой.
Круг чтения зависел от того, к какому сословию принадлежит человек. В романе «Евгений Онегин» многие герои писали стихи в альбомы. Например, Ленский писал свои стихи в альбом Ольги, его перо дышало любовью к ней. Стихи дополнялись рисунками с сельскими видами, с голубками. Альбомы барышень украшались сердцами, факелами, цветами. Трике на именинах Татьяны обращался к ней с листком бумаги и пел, фальшивя. Проласов затупил свой карандаш, писав свои заметки в альбом.
Среди возможностей весело провести время были «игры юношей разгульных» – холостые попойки в компании молодых гуляк, офицеров – бретеров, прославленных «шалунов». Жестокая карточная игра и шумные походы были обычным ночным занятием.
Шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров.
Молодые люди, свободные от военной или какой-либо другой службы, проводили свое время в веселье и удовольствие, начиная с обеда и заканчивая далеко за полночь.
Прочитав роман, мы можно представить, как проходили дуэли в пушкинское время и какие правила были приняты. Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановления чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Примером служит дуэль Онегина с Ленским. Роль дуэли социально-знаковая. Она представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского общества.
Дуэль героев должна была состояться около мельницы. По всем дуэльным правилам опоздание более чем на четверть часа не допускалось, а Онегин опоздал более чем на час. Секундантом Онегина был слуга-француз, что было нарушением еще одного правила дуэли: социальное равенство противников и секундантов. Онегин, страшась потерять право первого выстрела, стрелял на ходу, при этом находясь в невыгодном для себя положении. Пистолеты «Лепажа» были лучшими для стрельбы с места, для стрельбы на ходу они не предназначались, так как увеличивали возможность промаха даже опытному стрелку. В данном случае вмешался рок. Пуля, выпущенная Онегиным, оказалась смертельной для Ленского.
Любая дуэль в России была уголовным преступлением и становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. Противники и секунданты несли уголовную ответственность. Суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги. Онегин, как не служащий, отделался бы месяцем или двумя крепости с последующим церковным покаянием. Однако дуэль Онегина и Ленского не была предметом судебных разбирательств. Строфы 40-41 главы 6, несмотря на их связь с общими элегическими интонациями, позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбища - его признали самоубийцей. По законам того времени хоронить людей, лишивших себя жизни, на кладбище было запрещено.
Отношение Пушкина к дуэли, видимо, было противоречивым. Как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль не что иное, как средство защиты достоинства оскорбленного человека. В «Выстреле» она ставит в один ряд бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б.
Дуэль – предрассудок. Честь, которая вынуждена обращаться к её помощи – не предрассудок.
Именно благодаря своей двойственности дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. А это требовало обращения к авторитету знатоков, арбитров в вопросах чести. Такую роль в романе выполняет Зарецкий. Как мы видим в романе, Зарецкий вел дело с большими упущениями, нарочно игнорируя все, что могло устранить кровавый финал дуэли. Так, еще при первом посещении Онегина при передаче картеля (вызова), он обязан был обсудить возможности примирения. Не сделал он этого и вначале поединка. Объяснения с Онегиным Зарецкий прервал сам:
Встал без объяснений,
Имея дома много дел.
Остановить дуэль Зарецкий мог и в другой момент. Ведь появление Онегина со слугой вместо секунданта было прямым оскорблением. Онегин, как мы видим, хоть и выказал пренебрежение к «предрассудкам», все же по настоящему не стал выше их. Его замечание, что слуга Гильо, по крайней мере, «малый честный» (видимо, в отличие от Зарецкого как от секунданта Ленского), жалкая попытка уколоть «педанта в дуэлях». Кроме того, тут тоже нарушение: секунданты должны были встретиться еще накануне, чтобы обсудить условия поединка. Наконец, Зарецкий мог остановить дуэль, объявив Онегина не явившимся. Онегин намеренно заставил себя ждать на месте поединка, чем опять же оскорбил противника и его секунданта.
Другими словами Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил дуэльного искусства, но и как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном исходе, что для дуэли означало кровавый финал. Онегин и Зарецкий оба нарушают правила поединка. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздражение и презрение к истории, в которую попал против собственной воли, в серьезность которой все еще не верит. Зарецкий же потому, что видит в дуэли забавную историю (пусть и кровавую), предмет сплетен и розыгрышей, прибавивших ему лестную славу бретера.
Дуэль – опасная игра. Она способна, втягивая людей, лишать собственной воли, превращать людей в игрушки и автоматы. Это очень важно для понимания образа Онегина.
Таким образом, день светского человека, не состоявшего на службе, очень свободный и полон веселья, не обременителен. Онегин практически не бывает дома, лишь в тех случаях, когда едет домой с бала, чтобы отдохнуть и набраться сил для завтрашнего, очередного такого же дня. Вся его настоящая жизнь заключается в развлечениях, веселье. Все же Онегин несчастлив от такого образа жизни, несмотря на то, что сам живет этим. Преимущественное состояние Онегина – скука. Ничто не может развеять его лень. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах побороть себя.
ГЛАВА V.
Интересы и занятия дворянской женщины,
их отображение в романе
На общем фоне быта русского дворянства начала XIXвека «мир женщин» выступал, как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном – двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми основами, географии и словесности. Конечно, бывали и исключения.
Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX века определяли книги. Поколение Татьяны можно было представить так:
...барышней уездной,
С печальной думаю в очах,
С французской книжкою в руках.
Еще в 1770-е годы на чтение книг, в особенности романов, часто смотрели как на занятие опасное и для женщины не совсем приличное.
Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось.
В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано, в 17-18лет. Однако, сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов, начиналась значительно раньше. И окружающие ее мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующее поколение увидело бы в ней лишь ребенка. Девушки ездили на «ярмарку невест» в Москву.
Татьяна после отказа в сватовстве Ивану Петушкову и Буянову тоже не избежала этой поездки. Мать, не спрося Татьяниного совета, «повезла её к венцу» не по любви, а по своему решению.
Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу.
Автор подчеркивает умственную отсталость провинциальных дам, даже по сравнению с невысокими критериями образования и глубокомыслием провинциальных помещиков:
Разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.
И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием и отношения службы, чинопочитания, должностные обязанности накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала XIX века значительно меньше была втянута в систему служебно – государственной иерархии. Это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная, до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, дама могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановниками или даже к императору.
В Европе женщина – царица общества. Весел и горд мужчина, с которым она больше говорит, чем с другими. У нас наоборот. Женщина ждет, как милости, чтобы мужчина заговорил с ней; она счастлива и горда его вниманием. И как же быть иначе, если то, что называется тоном и любезностью, у нас заменено жеманством. У нас «прекрасный пол» существует только в романах, повестях, драмах и элегиях.(2;395)
Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое. С ранних лет она уже смотрит на себя не как на девушку, а как на невесту. Весь смысл ее жизни заключается в том, чтобы удачно выйти замуж.
В романе «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна Ларина переступает закон, идет против устоев общества. Татьяна влюбляется в Онегина и страдает от этой любви, так как он ничего не знает и не проявляет к ней особого внимания. В конце концов она решается написать ему письмо с признанием в любви.
В этом поступке мы видим силу Татьяны, её мужество, ведь она пошла на это, преступив условные законы дворянской морали, не побоявшись условностей света. Это трогательное письмо характеризует главную героиню как доверчивую наивную девушку, неопытную в жизни и в любви, но в то же время как сильную натуру, способную на истинное чувство:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Но в этот период времени Татьяна не видит истинной души Онегина. Она видит в нем героя одного из французских романов.
Татьяна – любимая героиня Пушкина. Поэт не скрывает свою глубокую симпатию к этой девушке:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью…
Между героиней и самим автором можно найти много общих черт. Татьяна родилась в деревне, вдали от городской суеты, в помещичьей семье. Она не отличалась особой красотой:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Татьяна была противоположностью своей сестры, они были совершенно разными. Ольга была весела, румяна, а Татьяна:
В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она росла молчаливым ребенком, в детстве ее не привлекали игры и шалости, она всегда была «дика, печальна, молчалива».
Пушкин подчеркивает духовную близость Татьяны с природой. Недаром он передает то, что происходит у нее в душе, через отношение к родной земле. Тем более что она родилась в провинции, а деревня, как известно, - это корни, истоки, традиции русской жизни. Куда ни посмотри, везде леса, поля, рощи, вдохновляющие человека, спокойная и размеренная жизнь, отсутствие какой-либо суеты. И только в такой обстановке и возможно появление лучших черт Татьяны, отсюда ее склонность к мечтаниям и романтичность натуры.
Любовь к родной земле, гармония с природой подчеркивают связь Татьяны с народом. Она близка народной жизни, народным традициям.
Татьяна (русская душа,
Сама не зная почему),
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
Она верила в приметы, предсказания, увлекалась гаданием. Уже само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаниями старины». Татьяна окружена фольклорными образами «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Даже сон Татьяны весь состоит из образов старинных сказок. Ей сопутствует «Песня девушек», ей понятны народные обычаи.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям…
Всем этим Пушкин показывает, что Татьяна – истинно русская девушка.
Бытовое суеверие накладывало своеобразный отпечаток «народности» на поведение дворянской семьи в деревне, в поместье.
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
.
Пушкинская героиня живет в мире литературы:
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит…
А это значит, что провинциальная барышня 1820-х годов, живущая где-то под Псковом, к моменту своей зрелости уже перечувствует, передумает то, что чувствовали и думали герои лучших романтических произведений.
С середины XVIII века характер русской женщины отличался большой самостоятельностью. В «Онегине» такими чертами описана Ларина - мать Татьяны и Ольги.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь.
Таким образом, перед нами предстают образы русских женщин начала XIX века. Пушкин описывает своих героинь, как единое целое: у них одна семья, они находятся все вместе – и все же они разные. В романе Пушкин переворачивает сложившуюся дворянскую мораль. Его героиня идет против воли света. Героини Пушкина обретают самостоятельность, независимость. Для пушкинской героини понятие долга и чести не пустой звук, а принцип жизни. У нее сильно развито чувство долга. В героине, с одной стороны, проявляется близость к народным патриархальным устоям, с другой стороны, высокая духовность, воспитанная глубоким личностным восприятием лучших образцов западной романтической литературы.
Заключение.
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.
Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.
«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века.
Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский.
«Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.
Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа.
Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.
Список используемой литературы:
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.
2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.
3. Большая советская энциклопедия
4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.
5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г
6. Кирсанова Р.М. Костюм- вещь и образ в русской литературе Х1Х
века. – М., 1989г.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского
дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001
8. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.
9. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.
10. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.
Г.Белинский взгляд на русскую литературу М.1983
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем "Осенний дождь"
Вода может клеить?
Пока бьют часы
Хитрый коврик