Анализ стихотворения А. Блока «Равенна»
(Ответ на задание гуманитарной олимпиады)
Вложение | Размер |
---|---|
ravenna_bloka.doc | 38.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского района Саратовской области |
Анализ стихотворения А. Блока «Равенна»
(Ответ на задание гуманитарной олимпиады)
Выполнила: ученица 8 класса
Гвоздева Татьяна
Учитель русского языка и
литературы: Гвоздева Светлана
Викторовна
Апрель 2009
О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми... Но постоянно современные реалии перекрывают дыхание Истории. Современность, Античность, Возрождение, Средневековье причудливо переплелись в образе Италии, сделав ее Олимпом поэтов, художников, скульпторов всех времен, их Музой, вдохновительницей.
Цикл А. Блока “Итальянские стихи», в который и входит стихотворение Равенна» (1909), переносят нас в древний мир итальянского города.
Валерий Брюсов охарактеризовал стихи из данного цикла не более, чем "прекрасные строфы чистой поэзии". Однако именно в этом цикле Блок определяет позицию "чистого искусства" как "творческую ложь". "В легком челноке искусства" можно уплыть от "скуки мира", но подлинное искусство - "ноша на плечах", долг, подвиг. Другой вопрос, глубоко волнующий поэта и поставленный им в цикле, - вопрос о соотношении цивилизации и культуры. В современной цивилизации поэт усматривает бездуховное, а значит, разрушительное начало. Именно поэтому "цивилизованную" Флоренцию, забывшую о своей древней культуре, он называет предательницей:
Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
………………………………
Хрипят твои автомобили,
Твои уродливы дома,
Всеевропейской желтой пыли
Ты предала себя сама!
Подлинная культура, по Блоку, неразрывно связана со "стихией", то есть с жизнью народа. В стихотворении "Равенна" современный город рисуется кладбищем ("дома и люди - всё гроба"), но зато звучат надписи на старинных надгробьях: "Лишь медь торжественной латыни / Поет на плитах, как труба". Именно в этом городе - хранилище непреходящих ценностей культуры, который, "как младенец", спит "у сонной вечности в руках", и может появиться тень великого флорентийца: "Тень Данте с профилем орлиным / О Новой Жизни мне поет".
Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических маршрутов; даже море отступило далеко от города, некогда располагавшегося на побережье Адриатики. Только древние памятники свидетельствуют о великом историческом прошлом этого города, в котором завершил свой жизненный путь Данте. А. Блок рисует образ города - кладбища прежних эпох:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Стихотворение содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолей Теодориха и мавзолей Галлы Плацидии (V век), базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре (VI век).
Мавзолей Теодориха, построенный из массивных каменных блоков, с небольшим ложным куполом свидетельствует об упадке строительной техники в Италии в период варварских королевств.
Крестообразная в плане церковь, построенная в первой половине V в., получила название Мавзолея Галлы Плацидии - дочери императора Феодосия Великого. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельной капеллой.
4,5 и 6 строфы построены на синтаксическом параллелизме, автор использует сложноподчиненные предложения с придаточными цели, что позволяет резко выделить содержание сопоставляемых частей и усилить внимание на то, что все в прошлом, что это «страсти протекших лет».
Частица «лишь» усиливает параллелизм строения последних строф, выделяет и противопоставляет всем достопримечательностям города «тихий взор равеннских девушек» да «тень Данте».
А. Блок связывает автобиографическую повесть в стихах и прозе Данте Алигьери «Новая жизнь» (La vita nuova, 1293), рассказывающую о любви Данте к Беатриче, с любовью к Богу и вселяет надежды на светлое будущее. Блок прямо не упоминает о Беатриче, но разве его судьба не доказывает то, что он был ее страстным поклонником?! Ведь воспевание единственной Прекрасной Дамы было смыслом ранних блоковских стихотворений.
Блок считает Данте единственным достойным воспоминанием прошедших веков, достойным “новой жизни”. Грядущее обновление Блок видит и в облике простых итальянских девушек, каждая из которых может стать Мадонной и подарить миру нового Спасителя.
Блок в стихотворении действует от частного к общему — его единичные образы несут огромную смысловую нагрузку, за отдельными символами кроются пространные рассказы, размышления.
Италия становится воплощением самого Искусства. И хотя Блок видит его декаданс, он является её певцом, её служителем — и этим ставит своё имя в один ряд с великими итальянцами, “всемерностью русской души”, приобщаясь к вечному мировому наследию.
Разлука
Флейта и Ветер
Хитрый коврик
Повезло! Стихи о счастливой семье
Весенняя гроза