Работа содержит анализ литературы по данной теме, разбор работ художников, писавших на тему былин, и практическую часть, представляющую опрос учащихся по исходной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
byliny._novyy.docx | 869.16 КБ |
byliny_novyy.ppt | 1.77 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
140055, Московская обл., г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д. 8. Тел/факс 559-96-00, 559-86-09
E-mail: kotelnikiskola3@yandex.ru
Проектная работа
по литературе
Тема: «Русские былины в произведениях художников на рубеже 19 – 20 веков»
Работу выполнили:
учащиеся 10 класса
Романова Ирина,
Цацурян Флора
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Спирина Е. Н.
г. о. Котельники, 2012
Содержание:
І. Введение………………………………………………………………………….3
1. Цели………………………………………………………………………….3
2. Задачи………………………………………………………………………..3
3. Объект/предмет исследования……………………………………………..3
4. Методы исследования………………………………………………………3
5. Актуальность………………………………………………………………..3
ІІ. Исследование литературы по данной теме……………………………………4
1. Что такое былины?....................................................................................4
2. Обзор исследовательской литературы……………………………………6
3. Обращение художников к данной теме…………………………………..6
ІІІ. Русские былины в произведениях художников на рубеже 19 – 20 веков…6
1. Чем привлекали былины художников?.....................................................6
2. В. М. Васнецов………………………………………………………………7
3. С. Т. Конёнков……………………………………………………………..10
4. Н. К. Рерих…………………………………………………………………12
5. И. Я. Билибин………………………………………………………………16
ІV. Практическая часть………………………………………………………..…19
V. Заключение…………………………………………………………………….21
VI. Список использованной литературы………………………………………..22
I. Введение
Цель: сформировать у участников образовательного процесса целостное представление о русских былинах через произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
Практическая направленность: использование работы на уроках литературы, МХК, классных часах.
Объект исследования: произведения литературы (русские былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина, произведения Коненкова).
Предмет исследования: связь былин и картин русских живописцев.
Методы исследования:
Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди творческих профессий. К таковым относятся художники рубежа XIX-XX веков. Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные народом.
II. Исследование литературы по данной теме
1.Что такое былины?
Прежде чем начать наши исследования, дадим определение слову «былина». Согласно энциклопедии «Кругосвет» былина — это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин "былина" в научный обиход был введен в 40-х годах 19 века фольклористом И.П.Сахаровым.
Русские былины — это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они — воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде. Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза). Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели. Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.
Люди часто путают былины со сказками. Действительно, сложно четко разделить эти два жанра. Их основное отличие заключается в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству. Сказка – изначально чудесный вымысел. Былина - повесть о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные. Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.
2. Обзор исследовательской литературы
Былинам посвящено огромное количество книг и исследований различных авторов, некоторые из них включены в школьную программу. Примером может служить книга исследований Льва Прозорова "Времена Русских Богатырей. По Страницам Былин — В Глубь Времен", в которой автор пытается раскрыть тайны русского эпоса.
Большой интерес для читателей представляет работа Владимира Стасова «Происхождение русских былин», которая обстоятельно и подробно рассказывает о появлении былин.
Также множество работ посвящено раскрытию образов самих богатырей, одной из лучших является статья Константина Аксакова «О богатырях Владимировых».
Часто интерес исследователей вызывали былины, относящиеся к конкретным областям российского государства. Примером таких работ являются книги К. Д. Квашнина-Самарина «О русских былинах в историко-географическом отношении», Веселовского «Южнорусские былины», А. Д. Григорьева «Архангельские былины и исторические песни», Н. Е. Ончукова «Печорские былины».
Общий обзор былин дают работы А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин», Б. М. Соколова «Былины, исторический очерк, тексты, комментарии».
О сказителях былин и исторических песен дают представление исследования Н. В. Васильева «Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах», В. Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности», Б. М. Соколова «Сказители»
Существует множество детских былинных книг с одноименными названиями, выпускающиеся под редакцией самых знаменитых российских изданий.
3. Обращение художников к былинной теме.
Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин, Илья Репин – создали образы, ограничено воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества. Их картины точны в деталях, поэтичны и одновременно удивительно реальны. Они отображают чудеса и волшебных героев такими живыми, какими их и воспринимали в старину, какими их представляет каждый ребенок.
ІІІ. Русские былины в произведениях художников на рубеже 19 – 20 веков
1. Чем привлекали былины художников?
Произведения русского народа очень интересны, и они, бесспорно, могли привлечь внимание живописцев. Ведь это ни на что не похожая русская природа, величественные образы богатырей, их облачение... Какому художнику не захочется изобразить это так, как он себе это представляет? Другое дело, что нужно быть поистине гениальным живописцем, чтобы изобразить то, что имели в виду сказители данных произведений. И поэтому мало быть просто хорошим живописцем, надо быть в какой-то степени и историком, чтобы не поверхностно, а глубинно понять сущность русского народа и правильно отобразить всё написанное им на холсте.
Таковыми являются нижеперечисленные деятели искусства...
2. В. М. Васнецов
Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты, реализованные в сказках и былинах. Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых поколений урок патриотизма.
«Богатыри»
В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник печально и поэтично воспел героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
В 1910 году появляется картина «Баян» – одно значительных произведений художника. Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
В 1914 году создается картина «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря.
В 1918 году Васнецов создает картину «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» , которая символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката.
3. С. Т. Конёнков
Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли «богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности.
Стрибог (1910) Старичок-полевичок (1910) Старичок (1909)
Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К его «лесной серии» принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).
Не ангел, конечно, но тоже с крыльями. Это надгробие создает С. Т. Конёнков на могиле писателя М.М. Пришвина. Сирин (от греч. сирена) - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением. В славянской мифологии - чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. В тоже время, Сирин - темная птица, посланница властелина подземного мира.
4. Н. К. Рерих
Н. К. Рерих, который знал и любил историю своего Отечества, с особым чувством относился к героям русских былин и уделил им особое внимание в своём творчестве. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910), исполненная им для интерьера городского дома Ф.Бажанова в Петербурге. Эти полотна были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и являются ценнейшим духовным наследием нашей страны. Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО». На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.
В русских былинах говорится, что «вещий Садко» тешил всех «игрою на гуслях звончатых». Однажды он три дня играл на берегу Ильмень-озера и был награждён небывалым уловом рыбы. Оказавшись в подводном царстве, Садко, порвав струны на своих гуслях, смог прекратить пляску морского царя, которая вызывала бурю и топила корабли. В Новгородской Первой летописи существует запись, датируемая 1167 годом: «На ту же весну заложи Садко Сытинец церковь камену святую мученику Борису и Глебу, при князе Святославе Ростиславиче, при архиепископе Илии».
Многие исследователи считают, что Садко летописи и Садко былин — одно и то же лицо.
На панно «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» - главный герой русского эпоса, воплотивший в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём. В Древней Руси об этом богатыре было сложено множество былин. Считается, что «Илья Муромец — единственный герой русского эпоса, гробница которого доныне существует в знаменитой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и других исторических деятелей Киевской Руси. Сохранилась также гравюра, сделанная в этом монастыре, со следующей подписью: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идее доныне нетленен пребывает». А в православном календаре день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего».
Микула Селянинович
Вольга Святославович
Панно «Микула Селянинович». В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока». Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство (стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина).
Панно «Вольга Святославович». Обычно имя Микулы Селяниновича встречается в былинах в сочетании с именем Вольги Святославовича, или Всеславьевича, образ которого является одним из самых древних среди былинных богатырей. Вольга Святославович, как и всякий богатырь, в первую очередь является воином. На картине Рериха он изображён во главе дружины, стоящей дозором на рубежах Руси.
Баян Витязь
Парные панно «Баян» и «Витязь» близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи фресковая условность цвета и плоскостность форм.
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа.
5. И. Я. Билибин
Многие сказки и былины приходят в нашу жизнь через книги. Одним из выдающихся мастеров книжной графики рубежа 19-20 веков был Иван Яковлевич Билибин.
В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.
В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и Людмила».
Эскизы костюмов
Н. Римский-Корсаков в 1896 г. написал оперу «Садко». Театральную постановку этой оперы в 1914 г. оформлял художник Иван Билибин.
В 1903 г. им написана опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Эскиз декораций
Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по мотивам русских былин.
ІV. Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся МБОУ КСОШ№3 8-9 классов. Мы хотели узнать, что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4 вопросов:
1) Что такое былина?
2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, вы знаете?
3) Название картин, на которых изображены герои русских былин.
4) Чем былина отличается от сказки?
Результаты опроса:
1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое былина?»):
Точно: 8 человек;
Приблизительно: 28 человек;
Не знают: 38 человек.
2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, они знают»):
Знают одного: 13 человек;
Двух: 2 человека;
Не знают вообще: 59 человек.
3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на которых изображены герои русских былин»):
1 картина: 27 человек
2 картины: 5 человек
3 картины: 1 человек
не знают: 41 человек
4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между былиной и сказкой»):
Точно: 5 человек
Приблизительно 32 человека
не знают: 37 человек
Заключение
Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой вопрос: Хорошо ли то, что читая произведения русского народного творчества перед нами, самопроизвольно всплывают их картины, или было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?
Мы думаем, что иллюстрации к басням нам ни в коем случае не мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для детей, которым легче воспринимать то или иное произведение, посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.
V. Список использованной литературы
1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
2. Ухов П.Д. Былины. М., 1957
3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. М., 1958, тт. 1–2
4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966
5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970
6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993
9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»
Слайд 1
Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX - XX веков По всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь! Работу выполнили: учащиеся 10 класса Романова Ирина, Цацурян Флора . Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Спирина Е. Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Проект по литературеСлайд 2
План Введение Исследование литературы по данной теме Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX – XX веков Заключение Список использованной литературы
Слайд 3
Введение Цель проекта: сформировать у участников образовательного процесса целостное представление о русских былинах через произведения художников XIX - XX веков. Задачи: 1) Изучить литературы по данному вопросу; 2) Сравнить произведения художников XIX - XX веков с былинами. Объект исследования: произведения литературы (русские былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина, произведения Коненкова). Предмет исследования: связь былин и картин русских живописцев. Актуальность. В последнее время возрос интерес современного общества к историческому прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX - XX веков. Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные народом.
Слайд 4
Исследование литературы по данной теме Русские былины — это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они — воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде.
Слайд 5
Былина — это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Что такое былина?
Слайд 6
Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.
Слайд 7
Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.
Слайд 8
Люди часто путают былины со сказками. Действительно, сложно четко разделить эти два жанра. Их основное отличие заключается в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству. Сказка – изначально чудесный вымысел. Былина - повесть о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные.
Слайд 9
Обращение художников к былинной теме Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов , Михаил Врубель , Николай Рерих , Иван Билибин , Илья Репин – создали образы, ограничено воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества. Их картины точны в деталях, поэтичны и одновременно удивительно реальны. Они отображают чудеса и волшебных героев такими живыми, какими их и воспринимали в старину, какими их представляет каждый ребенок.
Слайд 10
Русские былины в произведениях художников Чем же привлекали былины художников? Произведения русского народа очень интересны, и они, бесспорно, могли привлечь внимание живописцев. Ведь это ни на что не похожая русская природа, величественные образы богатырей, их облачение... Какому художнику не захочется изобразить это так, как он себе это представляет? Другое дело, что нужно быть поистине гениальным живописцем, чтобы изобразить то, что имели в виду сказители данных произведений. И поэтому, мало быть просто хорошим живописцем, надо быть в какой-то степени и историком, чтобы не поверхностно, а глубинно понять сущность русского народа и правильно отобразить всё написанное им на холсте.
Слайд 11
Виктор Михайлович Васнецов Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты, реализованные в сказках и былинах.
Слайд 12
В 1882г. создал « Витязя на распутье » . Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем
Слайд 13
Главное произведение живописца – « Богатыри », создававшиеся на протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых поколений урок патриотизма.
Слайд 14
«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
Слайд 15
Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).
Слайд 16
Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром, многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) , который символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката.
Слайд 17
Сергей Тимофеевич Конёнков Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли «богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности Лесовик (1910) Еруслан Лазаревич (1913)
Слайд 18
Стрибог Сирин
Слайд 19
Николай Константинович Рерих Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая Константиновича Рериха. Его « Богатырский фриз » (из 7 частей композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.
Слайд 20
Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО». На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.
Слайд 21
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности. Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа. Баян Витязь
Слайд 22
Иван Яковлевич Билибин В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.
Слайд 23
В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и Людмила» . Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по мотивам русских былин.
Слайд 24
Практическая часть В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся МБОУ КСОШ№3 8-9 классов. Мы хотели узнать, что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4 вопросов: Что такое былина? 2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, вы знаете? 3) Название картин, на которых изображены герои русских былин. 4) Чем былина отличается от сказки?
Слайд 25
Результаты опроса Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое былина?»): Точно: 8 человек; Приблизительно: 28 человек; Не знают: 38 человек. 10,8% 37,8% 51,4%
Слайд 26
2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, они знают»): Знают одного: 13 человек; Двух: 2 человека; Не знают вообще: 59 человек. 17% 3%); 80%
Слайд 27
3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на которых изображены герои русских былин»): 1 картина: 27 человек(%) 2 картины: 5 человек(%) 3 картины: 1 человек(%) не знают: 41 человек (%) 36,4% 6,7% 1,4%) 55,4%
Слайд 28
4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между былиной и сказкой»): Точно: 5 человек Приблизительно 32 человека не знают: 37 человек 6,7% 43,2% 50%)
Слайд 29
Заключение Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или было бы лучше самим создать в своей голове эти образы? Мы думаем, что иллюстрации к басням нам ни в коем случае не мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для детей, которым легче воспринимать то или иное произведение, посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.
Слайд 30
Список использованной литературы 1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой . М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2 2. Ухов П.Д. Былины . М., 1957 3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины . М., 1958, тт. 1–2 4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения . М. – Л., 1966 5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин . М., 1970 6 . Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым . М., 1977 7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора . Л., 1982 8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин . М., 1993 9. Пропп В.Я. Русский героический эпос . М., 199910. 10. Словарь литературоведческих терминов 11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет 12 . Сайт «Сеть творческих учителей»
Эта весёлая планета
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Ребята и утята
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Домик зимней ночью