Основную часть населения Европы и значительную часть Азии до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно-языковой группе. Сейчас мы говорим о том, что каждая нация уникальна и самобытна, но современные процессы глобализации начинают стирать рамки между государствами и народами. И мы забываем, что вплоть до 3 тыс. до н.э. наша общность была единой, только под воздействием исторических процессов произошло разделение на различные племена и группы племен.
Через несколько тысячелетий, историю многочисленных индоевропейских народов прослеживается целый ряд черт, характерных для большинства из них. Где нить единства, которая доказывает единство индоевропейцев? Во всей христианской истории трудно найти более устойчивый символ единства торжествующей религии и власти, который опирается на Георгия Победоносца, поражающего змея.
В ходе работы было рассмотрено осознание образа Георгия Победоносца разными народами, религиями и культурами. По полученным данным необходимо сделать следующие выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
pobedonosec.doc | 174.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30
Говорящий герб
Выполнил: Жаринов Андрей,
учащийся 6 класса В
МБОУ гимназии №30
Научный руководитель:
Черкесова Екатерина Владимировна,
учитель истории и обществознания.
Ульяновск, 2012 г
Содержание
Введение …………………………………..
Глава 1. Индоевропейское единство
1.1. Понятие «индоевропейцы» и их расселение.
1.2.Характерные черты индоевропейских народов
Глава 2. Небесные всадники.
2.1. Образ героя-змееборца у индоевропейцев
2.2. Военно-государственный культ святого Георгия
Заключение ……………………………….
Список источников и литературы
Приложение …………………………….
Введение.
Основную часть населения Европы и значительную часть Азии до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно-языковой группе. Сейчас мы говорим о том, что каждая нация уникальна и самобытна, но современные процессы глобализации начинают стирать рамки между государствами и народами. И мы забываем, что вплоть до 3 тыс. до н.э. наша общность была единой, только под воздействием исторических процессов произошло разделение на различные племена и группы племен.
Данная проблема не теряет актуальности и по сей день, так как современные исследователи отстаивают точку зрения, что объединение современного мира ни что иное, как естественный исторический процесс, итогом которым является формирование снова единой культурной общности.
Объект исследования: процесс эволюции этно- языкового единства в трансформирование государственных символов.
Предмет исследования: герб Российской Федерации.
Цель: проследить пути исторического единства индоевропейской языковой группы на примере государственных символов российского государства.
Задачи:
В теоретическом плане:
Выявить исторические корни индоевропейцев;
Найти общие черты индоевропейской языковой группы в истории современных народов;
В практическом плане:
Показать военно-государственный символ Георгия Побеносца как атрибут индоевропейского единства.
Методическую основу для написания исследования составила монография Савелия Сендеровича «Георгий Победоносец в русской культуре»[3], он собрал данные о культе, показал как культ появился на Руси, его преломление в виде государственного символа российского государства.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации сведений о военно-государственном символе святого Георгия.
Практическая значимость исследования - применение данного материала на занятиях по обществознанию.
Глава 1.Индоевропейское единство.
1.1. Понятие «индоевропейцы» и их расселение
Индоевропейцы - это около десятков племен древних и современных народов, многие из которых сыграли важнейшую роль в истории человечества. Индоевропейцы славятся такими достижениями как: приручение коня, древнегреческая философия, индуизм и персидско – таджикская поэзия, титаны эпохи Возрождения, Великие географические открытия и построения таких государств как США и Россия.
Откуда появились все предки индоевропейцев? Еще не известно, этой задаче посвящено много научных трудов. Ряд исследований полагает, что еще в период предшествующий культуре Триполья, начали отходить на запад и юго-запад. Этот процесс занял не одно тысячелетие. Восточную же ветвь этого массива представляли собой древние арьи (индоиранцы), а Поднепровье, стало центральной областью расселение их ближайших соседей-славян.
Индоевропейские племена были объединениями европеоидов со светлой кожей и русыми волосами. Также соседями индоевропейцев были племена уральской и алтайской языковых семей, у них были лица с монголоидными очертаниями.
В 4-3 тыс. до нашей эры произошел распад индоевропейской общности. В этот период произошли проблемы с земледелием, земля стала давать плохие урожаи. Все большое значение приобрело скотоводство. И именно эта причина заставила двигаться индоевропейцев.
Индоевропейские народы делились на две группы: западная и восточная. Западная это: германские и романские народы, а так же греки и римляне. Восточные: арийские племена, иранцы, скифы и славяне.
1.2.Характерные черты индоевропейских народов
Индоевропейцы активны, они уверены в своей исключительности, воинственны. Воины - важнейшие сословие, настоящий мужчина должен уметь воевать и обладать определенными морально-этическими качествами, такими как правдивость, верность слову, преданность семье, роду, государству.
Индоевропейцы обладают идеей личной свободы, полное подчинение человеку или власти не воспринимается как нормальное явление. В их государствах хозяйственные занятия разнообразны: земледелие, скотоводство, ремесло и торговля.
В частности, выявлены многочисленные отражения в мифологии и эпосе различных индоевропейских народов, восходящие, судя по всему, еще к общеиндоевропейскому этапу представлений о членении общества на три основные социальные категории: жрецов и иной «интеллектуальной элиты», воинов и общинников – производителей. Заметно возвышались над остальным обществом в социальном и имущественном отношении вожди - предводители.
В период между 17 и 13 веками до н.э. применение бронзы в Центральной Европе приводит к настоящему, расцвету предметной культуры. К тому же периоду относится и культура курганных погребений, датируемая 15-13 веками до н.э., охватившая различные ареалы расселения к северу от Альп, от течения Рейна до Карпатских гор .
Глава 2. Небесные всадники
2.1. Герои- змееборцы у индоевропейцев.
Культурный комплекс Георгия Победоносца включает в себя: иконографию Святого, его письменное Житие и официальный государственный культ Георгия.
На Руси Святой Георгий известен со времен принятия христианства в конце X века. Он появился в ряду других христианских святых из Византии, где почитание его имело уже многовековую традицию. Святой Георгий родился в 3 веке в Каппадокии. Он происходил из княжеского рода; его отец занимал высокий пост в римском войске, однако вскоре претерпел смерть за Христа, и мать с ребёнком переехала в своё имение в Палестину, в город Лиды. Она посвятила жизнь воспитанию сына, научила его священному Писанию. Часто рассказывала о христианских мучениках и о доблестном подвиге его отца. Святой Георгий поступил на воинскую службу и благодаря своим способностям и мужеству, проявленному в боях, уже в молодости получил звание полководца и трибуна при императоре Диоклетиане. Он становится советником, спутником, приближённым императора. Однако, когда Диоклетиан воздвиг гонение на христиан Святой Георгий не колеблясь отказался от славы, почестей и земных благ и встал на защиту веры своего отца,- Святого Православия. Крепкий, необоримый воин претерпел самые тяжёлые пытки за исповедание Христа. Святой Георгий вышел из этой брани победителем, заплатив за победу над врагом рода человеческого дорогой ценой- собственной жизнью. И за этот подвиг во имя Истины Святая Церковь нарекла его Победоносцем[1, 23].
Почитание Святого Георгия началось с V века, ему поклонялись как мученику и воину. Георгий стал святым патроном византийских императоров, а позже и русских князей, у которых имя Георгия становится излюбленным. По промыслу Божьему именно с места особого почитания Святого Великомученика Георгия Победоносца началось Крещение Киевской Руси. Святой Равноапостольный князь Владимир принял Святое Крещение в Крыму близ Корсуня (Херсонеса) в Георгиевском монастыре. Особенно много для утверждения почитания Св. Георгия сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь своего Святого покровителя в 1030 г. он основывает город Юрьев, т.е. Георгия город. В 1037 г. Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм, который до наших дней не сохранился. День освящения первого на Руси храма Святого Георгия — 26 ноября 1051 г. — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Он вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. С тех пор в южнорусских землях Георгий становится едва ли не первым в сонме Православных Святых. Храмы, посвященные Георгию, воздвигаются во всех землях Руси. С X по XIII век георгиевские церкви вслед за Киевом и Владимиром были построены в Новгороде, Каневе и других городах. Во время служб в них читали отрывки из Жития и чудес Святого Георгия.
В религиозной литературе Георгий Понимается как Воин Христа, что находит отражение в иконах. При чем первоначально почитали его только бедные и в храмах его не изображали. Позже он предстает в образе защитника дамы и про него сочиняют песни.
2.2. Военно-государственный культ святого Георгия
Традиционное официальное восприятие Культу Георгия связано с образом защитника государство от врагов. Что интересно, Что Георгий начинает изображаться на государственных символах христианских государств и становится покровителем ряда городов.
В истории нашего государства мы впервые встречаем его имя сразу после крещения, когда Владимир закладывает первую церковь св. Георгия. Затем Ярослав Мудрый заложил в честь него город и ряд храмов и монастырей. И даже стал выпускать монету.
Но особый интерес к нему проявил царь Иван III, он заимствовал герб византийских императоров, и соединил её с печатью московской, поместив на груди орла Георгия Победоносца. С тех пор это герб русского государства и позднее российской империи.
В 1729 году герб утвердила Военная коллегия. Он имел следующий вид: двоеглавый орел, черный, на главах корона,а наверху, в середине большая императорская корона, все три короны золотые, в середине орла Георгий на белом коне, побеждающий змея, епанча и копье желтые, венец, желтый, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное. Он с этого времени называется государственным гербом.
В 1769 г был учрежден Орден Святого Победоносца Георгия, которым награждали исключительно за подвиг на поле боя.
В царствование Александра I были введены георгиевские штандарты и трубы для награждения целых военных частей. В 1869 торжественно праздновалось столетие ордена, а в 1913 он был официально переименован в Георгиевский крест.
В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона, также обращённого влево».
На гербе Москвы также изображен Георгий. Герб города Москвы представляет собой изображение на тёмно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьём чёрного Змия.
Заключение.
Через несколько тысячелетий, историю многочисленных индоевропейских народов прослеживается целый ряд черт, характерных для большинства из них. Где нить единства, которая доказывает единство индоевропейцев? Во всей христианской истории трудно найти более устойчивый символ единства торжествующей религии и власти, который опирается на Георгия Победоносца, поражающего змея.
В ходе работы было рассмотрено осознание образа Георгия Победоносца разными народами, религиями и культурами. По полученным данным необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, славяне поздно выделились в самостоятельную этническую группу, что подтверждается исследованиями праславянского языка, который, с одной стороны, молод, а с другой содержит массу слов, относящихся к периоду индоевропейской общности. Во-вторых, на Руси святой Георгий известен со времени принятия христианства с конца X века. Как мы помним, он появился в ряду других христианских святых из Византии, где почитание его имело уже многовековую традицию. После принятия христианства святой Георгий стал одним из любимейших святых русского народа. Каждый народ на протяжении своей истории возвышает в собственном сознании ту или иную мелодию, тот или иной памятник архитектуры, какое-нибудь животное или птицу, растение или реку. Некоторые из них становились официальными символами народа, государства. В богатой такими символами истории России одним из самых почитаемых был образ святого Георгия. Иконы и памятники прикладного искусства, гербы и награды не только доносят до нашего времени представление об облике святого Георгия, но и являются яркими свидетельствами его популярности. В-третьих, военно-государственный культ Георгия Победоносца сохраняет связь индоевропейского единства.
Список источников и литературы
Мифологический словарь: боги, герои, духи. Смоленск: Русич, 1999 г.
Пропп В.Я. Змееборство Георгия в фольклоре/ В.Я. Пропп – Москва, 1973 г. – 373 с.
Сендерович С.Георгий Победоносец в русской культуре/ С. Сендерович-Москва: аграф, 2002 г. – 234 с.
Приложение
Георгий Победоносец на гербе России
Хрюк на ёлке
Снеговик
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
А теперь — мультфильм
Почему Уран и Нептун разного цвета