Презентация для учащихся 11 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
В презентации рассматриваются темы человека и революции. | 571.66 КБ |
belaya_gvardiya.pptx | 571.66 КБ |
Слайд 1
Судьба человека и революции в романе Булгакова "Белая гвардия" Ученица 11 «А» класса Андреева АнастасияСлайд 2
Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы. Булгаков был еще и прекрасный драматург, но... его пьесы постигла та же судьба, что и его прозу. В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие попытки выпустить в свет хотя бы некоторые книги Булгакова. Тогда появились “Записки юного врача”, “Жизнь господина де Мольера”, “Театральный роман” и... “Белая гвардия”. Казалось бы, как же цензура могла пропустить такое произведение, как “Белая гвардия”? Ведь уже название говорит о том, что в книге показана судьба белого офицерства. Но потому-то и пропустили ее в печать, что раскрывается в ней трагедия белой гвардии, показано ее поражение, ее разгром.
Слайд 3
П исателя занимает более широкая гуманистическая мысль - или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной войны. С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании - не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины. Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли ещё боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине "врага", а как обычных - хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием. В Алексее, в Мышлаевском , в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь - род веры, стержень личного поведения. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь -это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев - человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения. Най-Турс - человек чести, даже рыцарь её, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка , потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса , чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье - трусость. Читатель запомнит Тальберга , с его "патентованной улыбкой", набивающего дорожный чемодан. Он чужак в турбинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу , просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.
Слайд 4
Нет армии, нет оружия, нет идеи, тем не менее, каждый пытается для себя решить вопрос, как жить дальше, как вынести груз смятения и растерянности, выработать свою линию поведения. Легче всего было остаться верным старому порядку, основанному на почитании триединства — самодержавия, православия, народности. Но прежде всего нужно было постараться сохранить в себе Человека. Три белогвардейских офицера — Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский олицетворяют три возможных для офицера пути в условиях революции. Это: гибель, освобождающая от выбора, шаг навстречу большевикам и третья дорога, ведущая в тупик.
Слайд 5
Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе М. Булгакова. Перед таким нравственным выбором останавливается главный герой произведения - полковник Алексей Турбин. Его главная роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный ориентир нравственных ценностей, понятие о чести, как ориентир для других. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин, в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток: он должен либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: "Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам". Алексей Турбин отказывается посылать людей на смерть, признавая тем самым, что человеческая жизнь важнее любой идеи, что она самоценна. Но за собой полковник Турбин не может признать права на жизнь любой ценой. Чувство чести заставляет его искать смерти.
Слайд 6
Удивительна перемена взглядов другого персонажа пьесы, ближайшего друга Турбина штабс-капитана Мышлаевского . В романе нет и речи о его переходе на сторону красных. В пьесе же он объявляет об этом решении, когда Красная Армия выбивает петлюровцев из Киева. А в начале пьесы Мышлаевский не скрывает своей лютой ненависти к большевикам. И все же переворот в душе Мышлаевского , созревавший в течение двух месяцев, более понятен, чем мгновенное изменение воззрений у его друга и командира. Мышлаевский не может представить себя вне России, а именно на это - на эмиграцию обрекает его продолжение борьбы с большевиками. Он не хочет с ними бороться ещё и потому, что постепенно начинает видеть в них ту силу, которая способна восстановить Россию, разрушенную революцией. Мышлаевский выражает позицию, свойственную некоторым представителям консервативно-монархический эмиграции. В отличие от либерально-революционной части эмиграции, они видели основное преступление большевиков не в подавлении свободы, а в разрушении старых устоев империи. Поэтому, когда они убедились, что большевики фактически приступили к восстановлению этих устоев, они стали переходить на более примиренческие позиции.
Слайд 7
Кроме того, Мышлаевский не скрывает, что он, профессиональный военный, не хочет оказаться в стане побежденных. Сравнительно легкая победа красных над петлюровцами проводит на него сильное впечатление. При этом Мышлаевский даже не задумывается о том, что ему придется сражаться со своими вчерашними друзьями и товарищами по оружию - например, с капитаном Студзинским . Таковы позиции двух героев пьесы, которая стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.
Слайд 8
Поэтому, как и в начале романа, в эпилоге, глядя на яркие звезды, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни, о судьбе будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?”
Слайд 1
Судьба человека и революции в романе Булгакова "Белая гвардия" Ученица 11 «А» класса Андреева АнастасияСлайд 2
Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы. Булгаков был еще и прекрасный драматург, но... его пьесы постигла та же судьба, что и его прозу. В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие попытки выпустить в свет хотя бы некоторые книги Булгакова. Тогда появились “Записки юного врача”, “Жизнь господина де Мольера”, “Театральный роман” и... “Белая гвардия”. Казалось бы, как же цензура могла пропустить такое произведение, как “Белая гвардия”? Ведь уже название говорит о том, что в книге показана судьба белого офицерства. Но потому-то и пропустили ее в печать, что раскрывается в ней трагедия белой гвардии, показано ее поражение, ее разгром.
Слайд 3
П исателя занимает более широкая гуманистическая мысль - или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной войны. С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании - не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины. Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли ещё боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине "врага", а как обычных - хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием. В Алексее, в Мышлаевском , в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь - род веры, стержень личного поведения. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь -это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев - человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения. Най-Турс - человек чести, даже рыцарь её, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка , потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса , чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье - трусость. Читатель запомнит Тальберга , с его "патентованной улыбкой", набивающего дорожный чемодан. Он чужак в турбинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу , просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.
Слайд 4
Нет армии, нет оружия, нет идеи, тем не менее, каждый пытается для себя решить вопрос, как жить дальше, как вынести груз смятения и растерянности, выработать свою линию поведения. Легче всего было остаться верным старому порядку, основанному на почитании триединства — самодержавия, православия, народности. Но прежде всего нужно было постараться сохранить в себе Человека. Три белогвардейских офицера — Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский олицетворяют три возможных для офицера пути в условиях революции. Это: гибель, освобождающая от выбора, шаг навстречу большевикам и третья дорога, ведущая в тупик.
Слайд 5
Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе М. Булгакова. Перед таким нравственным выбором останавливается главный герой произведения - полковник Алексей Турбин. Его главная роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный ориентир нравственных ценностей, понятие о чести, как ориентир для других. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин, в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток: он должен либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: "Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам". Алексей Турбин отказывается посылать людей на смерть, признавая тем самым, что человеческая жизнь важнее любой идеи, что она самоценна. Но за собой полковник Турбин не может признать права на жизнь любой ценой. Чувство чести заставляет его искать смерти.
Слайд 6
Удивительна перемена взглядов другого персонажа пьесы, ближайшего друга Турбина штабс-капитана Мышлаевского . В романе нет и речи о его переходе на сторону красных. В пьесе же он объявляет об этом решении, когда Красная Армия выбивает петлюровцев из Киева. А в начале пьесы Мышлаевский не скрывает своей лютой ненависти к большевикам. И все же переворот в душе Мышлаевского , созревавший в течение двух месяцев, более понятен, чем мгновенное изменение воззрений у его друга и командира. Мышлаевский не может представить себя вне России, а именно на это - на эмиграцию обрекает его продолжение борьбы с большевиками. Он не хочет с ними бороться ещё и потому, что постепенно начинает видеть в них ту силу, которая способна восстановить Россию, разрушенную революцией. Мышлаевский выражает позицию, свойственную некоторым представителям консервативно-монархический эмиграции. В отличие от либерально-революционной части эмиграции, они видели основное преступление большевиков не в подавлении свободы, а в разрушении старых устоев империи. Поэтому, когда они убедились, что большевики фактически приступили к восстановлению этих устоев, они стали переходить на более примиренческие позиции.
Слайд 7
Кроме того, Мышлаевский не скрывает, что он, профессиональный военный, не хочет оказаться в стане побежденных. Сравнительно легкая победа красных над петлюровцами проводит на него сильное впечатление. При этом Мышлаевский даже не задумывается о том, что ему придется сражаться со своими вчерашними друзьями и товарищами по оружию - например, с капитаном Студзинским . Таковы позиции двух героев пьесы, которая стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.
Слайд 8
Поэтому, как и в начале романа, в эпилоге, глядя на яркие звезды, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни, о судьбе будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?”
Усатый нянь
Акварельные гвоздики
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Эта весёлая планета
А теперь — мультфильм