Найти истоки образа Бабы Яги. Показать связь образа Яги с одиночными божествами. Установить генеалогию образа.
Проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мертвых.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_baby-yagi_v_russkih_skazkah._proekt.pptx | 2.53 МБ |
Слайд 1
Подготовили ученицы 7 «А» класса: Андреева Елизавета Антюшина Полина Варачева Анна Парадиева Анастасия Шамаева Дарья Руководитель Купрюнина Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Проект по русскому языку на тему: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»Слайд 2
На примере сказок проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя. Цель работы
Слайд 3
Найти истоки образа Бабы Яги. Показать связь образа Яги с одиночными божествами. Установить генеалогию образа. Проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мертвых. Ход проекта
Слайд 4
Происхождение образа Баба Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, в православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам похожа на ведьму — её дальнюю родственницу.
Слайд 5
Баба Яга – мифологическое существо Сказку всегда предваряет миф. Баба-первая Баба Яга ( Яга-Ягинишна , Ягибиха , Ягишна ) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Баба – первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке.
Слайд 6
Внешность и характер Многие думают, что Баба Яга — это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлости и гадости людям; во многих сказках она встречается как старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Но в разных сказках проявляет себя в разных образах. Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Служат ей разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками .
Слайд 7
Где живёт Баба Яга Персонаж вовсе не сказочный, а настоящий. Жила она в таёжных лесах, где на белом мху растёт очень вкусная ягода — ягель, а сам сосновый бор называется Яг . Вот по названию бора и ягоды и назвали одинокую бабушку-отшельницу, а может, и знахарку — Бабой Ягой. А также: Яга – язвить, причинять боль, мучить. Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках (подробнее дальше)… Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в деревянной ступе , погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не было видно следов, она заметает их метлою или помелом. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
Слайд 8
Подробнее об избушке… Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; иногда избушка окружена частоколом из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами… В избе стоит печь, на которой Баба Яга спит. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти». Избушка эта не выдуманная, а настоящая. Охотники строили в тайге дома на столбах, а чаще на высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу. Скорее всего, Яга и жила в такой охотничьей избушке, т.к. своего дома построить не могла. Дома эти были низенькие: спать можно, а вот встать во весь рост — нет. Поэтому и спала Баба Яга «нос в потолок».
Слайд 9
Баба Яга обладает волшебными вещами: • ковром-самолетом, • гуслями-самогудами , • мечом-кладенцом , • сапогами-скороходами и многими другими… Волшебные вещи
Слайд 10
Работа Бабы Яги Баба Яга варила разные зелья, сушила травы, знала старинные заклинания от сглазу, от порчи; особой любовью у людей не пользовалась, скорее даже наоборот: боялись её. За характер скрытный, нелюдимый, за знания колдовские , непонятные. А помощь Бабы Яги время от времени многим была нужна — то корова заболеет, то засуха грянет. Кто поможет? Известно — к Бабе Яге в лес идти нужно.
Слайд 11
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста ( «Марья Моревна » ), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин» ). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня ( «Василиса Прекрасная» ), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника ( «Царевна-лягушка» ). Образы в сказках
Слайд 12
Яга - воительница Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в её царство богатырей, причём, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства.
Слайд 13
Этот образ можно подразделяет на несколько функциональных надтипов . Яга – советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре. Яга-советчица. Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластна утро и ночь, вихри и вьюги. Яга – охранительница(покровительница). Следит с помощью своих волшебных помощников(совы, блюдичка и пр.) за похождениями героя Яга - дарительница
Слайд 14
Мать – бабка для нескольких своих дочерей – внучек - ягишин , хозяйка лесных зверей(аналог лешего), тетка . В трех сказках Баба Яга имеет сестер , в одной сказке – даже детей (41 дочь). Яга - прародительница
Слайд 15
Яга - похитительница Это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей. В сказках Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд « перепекания ребёнка», символически уничтожали, чтобы возродился вновь уже другим человеком.
Слайд 16
Мы сделали результаты исследований по следующим 11 сказкок : «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек », «Марья Моревна », «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», « Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»: В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж; в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша ( «Иван-царевич и Белый Полянин» ), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница ( «Гуси-лебеди» , «Баба Яга» ), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары. Образы в сказках
Слайд 17
Разные образы Бабы Яги:
Слайд 18
Мы решили провести опрос среди учащихся 1-5 классов, т.к.нам стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы: • Нравится ли вам Баба Яга? Почему? • Какие сказки с участием Бабы Яги ты читал(а)? • Какой Вы представляете себе Бабу Яги? • Баба Яга – это положительный или отрицательный герой? • В каких сказках(мультфильмах) Баба Яга помогала сказочным персонажам? Опрос
Слайд 19
Нравится ли вам Баба Яга? 8 2 16 9 57 33 13 10
Слайд 20
Баба Яга – положительный или отрицательный герой? 14 2 2 13 4 7 2 7 14 4 61 16 13
Слайд 21
Прочитанные книги
Слайд 22
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит — ведает судьбой. Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, у неё есть костяная нога, она слепа, не видит, а чует носом — «русским духом пахнет», живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром. Баба Яга живет в дремучем лесу, служат ей дикие звери, а значит, она повелительница зверей и леса . Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени. Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним Обобщение
Слайд 23
Наше исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Результаты исследований
Галка в чужих перьях
Северное сияние
Ель
Четыре художника. Осень
Л. Нечаев. Яма