урок по произведению Крылова "Стрекоза и муравей" для обучающихся 4 класса коррекционной школы VIII вида
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_s_uchitelem_stekoza_i_muravey.doc | 63 КБ |
учитель-дефектолог Е.В. Панова
учитель-логопед А.В. Галуза
Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда
на уроке чтения в 4 классе школы VIII вида
Тема: И.Крылов "Стрекоза и Муравей" (басня).
Цель: Закрепление умений видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.
Задачи:
1. Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей».
2. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками.
3. Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни.
4. Продолжить работу по обогащению активного и пассивного словаря.
Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, иллюстрации к басне; офтальмотренажёр В.Ф.Базарного.
Ход урока
Подготовительная часть:
Оргмомент (учитель)
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика (учитель-логопед):
"Насос" - И.п. встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох /при выпрямлении/ и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука [С - с - с] - /руки скользят вдоль туловища - 6-8 раз на выдохе/.
"Дровосек" - И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением "Ух - х - х". - /5-6 раз - на выдохе/.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики
"Заборчик" – зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до 5 секунд.
"Трубочка" – зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до 5 секунд.
"Заборчик – трубочка" - чередовать первое и второе упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.
"Накажи непослушный язычок" - выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя-пя-пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.
"Лопатка" - Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом, не прикусывая его. Сохранять положение 5 секунд.
"Иголка" - округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами. Сохранять положение до 5 секунд.
"Часики"- попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
"Качели" - попеременно прикасаясь кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произношении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
"Вкусное варенье" - рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движений. Нижняя челюсть неподвижна.
"Пулемет" - произносить звук [Д], так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: (д-д-д-д-д). Произносить с силой на одном выдохе.
Речевая разминка (учитель-логопед):
Без работы хоть убей,
Жить не может Муравей.
Над лУгом – где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
Проверка домашнего задания (учитель) (с.39):
а) чтение;
б) нахождение слов с изученными орфограммами;
в) объяснение слов и выражений;
г) Чему учит сказка "Лягушка-путешественница"?
Основная часть (учитель):
Введение в тему: (стр.41)
- Рассмотрите иллюстрацию. О ком будем читать?
- Как одета Стрекоза?
- Как одет Муравей?
- Может такое быть в жизни?
2. Актуализация проблемы (учитель):
- Значит, можно сделать вывод "Мы будем читать сказку".
- Но здесь почему-то написано "Басня".
- Напомню: "Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение"
- Мы уже читали и учили басню "Лебедь, Щука и Рак", которую написал И.Крылов. Чему она нас учит? (трудится дружно). В старших классах мы познакомимся с баснями: "Ворона и Лисица"; "Щука и Кот"; "Квартет"; "Кукушка и Петух"; "Волк и Журавль" и т.д.
- Сегодня мы познакомимся с басней "Стрекоза и муравей".
3. Сообщение темы (учитель):
- Начнем чтение и изучение.
- Слушайте, думайте и спрашивайте, что Вам непонятно или незнакомо.
4. Чтение учителем.
5. Словарная работа (учитель):
"попрыгунья" – тот, кто всё время вертится, прыгает не сидит на месте;
"боле" – больше;
"чисто" – чистое, пустое, все убрано;
"нужда" – бедность, потребность в необходимом;
"тоска" – душевная тревога, страх перед наступающей зимой, уныние;
"удручена" – угнетена, подавлена, мучает страх;
"кум и кума" – крестный отец и мать по отношению к родителям крестника;
"вешние дни" – весенние дни;
"мурава" – устаревшее понятие в сказках, народной поэзии – молодая трава;
"резвость" – веселье в подвижных играх;
"голубчик" – ласковое обращение к человеку (в данном случае к Муравью) от слова голубь, голубок.
Повторное чтение басни учителем.
Беседа по содержанию (учитель) с.41 (2-6)
- О ком идет речь в басне?
- Какое время года описано?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как Вы думаете, а чем занимался Муравей?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому она (Стрекоза) пошла за помощью?
- О чем она (Стрекоза) просила Муравья?
- Чему удивился и что ответил Муравей Стрекозе?
- Жалко Стрекозу или нет?
- Как бы Вы поступили на месте Муравья? Почему?
- А можно ли спасти Стрекозу зимой и работать вместе с Муравьем, следующим летом?
- Как следует понимать слова: "Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!"
8. Лексическая работа (учитель):
"лето красное пропела" – красивое теплое лето ушло, птицы не поют;
"зима катИт в глаза" – скоро наступит зима; зима близко на подходе;
"помертвело чисто поле" – ничего уже не растет в поле; голое поле;
"был готов и стол, и дом" – летом было тепло спать под листком, кругом летали мошки – еда для стрекозы.
9. Динамическая пауза (учитель-логопед):
Упражнения по схеме зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёр В.Ф.Базарного).
б) Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно
(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(повороты головы вправо и влево)
И пройдемся мы немного,
(ходьба на месте)
И вернемся вновь к уроку
(дети садятся за парты).
10. Отработка техники чтения слов, сложных для произношения (учитель-логопед):
по-пры-гунь-я ог-ля-нуть-ся
по-мерт-ве-ло у-дру-че-на
со-брать-ся стран-но
го-луб-чик вскру-жи-ло
11. Постановка ударений во время хорового чтения (учитель):
- Ребята, обратите внимание, сколько здесь знаков препинания, и на каждом надо делать паузу.
12. Работа над интонационной выразительностью речи (учитель-логопед):
а) автор;
б) Стрекоза – речь звучит жалостно, просяще, тонким голоском.
в) Муравей – говорит уверенно, поучительно, низким голосом.
13. "Чтение про себя".
14. Работа по развитию орфографической зоркости (учитель-логопед):
№\№ | Название орфограммы | Слова |
1. | Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща) | вскружило, души, попляши, час |
2. | Большая буква в именах собственных | Стрекоза, Муравей |
3. | Звонкие и глухие согласные в корне слова | голубчик, голод |
4. | Слова с непроизносимыми согласными | мягких |
5. | Разделительный Ь знак | попрыгунья |
6. | Мягкий знак – показатель мягкости | оглянуться, петь, оставь, собраться |
7. | Правописание предлогов | в, с, к, под, на, до, у, без |
Заключительная часть (учитель):
Задание на дом:
а) выразительное чтение
б) учить басню
в) учить роли
2. Оценки за работу.
Итоги урока (учитель):
- Чему учит басня И.Крылова "Стрекоза и муравей"? (надо не только веселиться, но и трудиться; делу время потехе час).
Рисуем подснежники гуашью
Мальчик и колокольчики ландышей
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Простые новогодние шары из бумаги
Груз обид