Образ врача в русской литературе – мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.
Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором? Какие черты характерны для чеховских, булгаковских или вересаевских врачей? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья", "Ионыч", "Палата №6", произведения Булгакова: "Записки юного врача", "Морфий", "Собачье сердце" - и, наконец, "Без дороги" и "Записки врача" Вересаева. Помимо этих произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.
Вложение | Размер |
---|---|
Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА - Север» | 924.45 КБ |
Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА - Север»
Научное направление (секция):
Литература
Образ врача в русской литературе
(на примере произведений Чехова, Вересаева и Булгакова)
Автор работы:
Ивченко Карина
МОУ СОШ № 12
Г. Выборг
Руководитель проекта: Анисимова О.Н.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..-3-
Глава I Антон Павлович Чехов
1.1 Доктор Чехов…………………………………………………………………………...-4-
1.2 В нём что-то есть…………………………………………………………………….…-4-
1.3 Старимся, полнеем, опускаемся………………………………………………………-5-
1.4 Жизнь есть досадная ловушка………………………………………………………...-6-
1.5 Врач глазами Чехова …………………………………………………………………..-8-
Глава III Викентий Викентьевич Вересаев
2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим…………….-9-
2.2 Истина, истина, где же ты? …………………………………………………………...-9-
2.3 Для чего эта игра в жмурки, для чего обман общества, думающего, что у нас есть какая-то "медицинская наука"?………………………………………………………………-11-
2.4 Вересаевский тип врача………………………………………………………………-13-
Глава II Михаил Афанасьевич Булгаков
3.1 Лекарь с отличием………………………………………………………………….…-15-
3.2 Вы, доктор, так моложавы……………………………………………………………-15-
3.3 Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь……………………..-16-
3.4 Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей……………….……..…..…-17-
3.5 Каким видится врач Булгакова……………………………………….……….…..…-19-
Заключение………………………………………………………………………..………….-21-
Использованные материалы……………………………………………………………….-22-
Введение
"Профессия врача – подвиг. Она требует самоотверженности,
чистоты духа и чистоты помыслов".
А. П. Чехов
Литературный герой может быть графом или князем, рабочим или крестьянином, ботаником или учителем – всё это не будет играть важной роли, но если он - врач, то это уже другое дело. Профессия врача не просто содержательна, но и символична. Врач по должности неразрывно связан со всей нашей сущностью: рождение, жизнь, страдание, воскрешение, наконец, сама смерть – врач всегда находится рядом.
Образ врача в русской литературе – мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.
Самым известным писателем, обратившимся к своей профессии, является Антон Павлович Чехов. Первая профессия широко отражена и у таких замечательных писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. В своих произведениях они рассказали нам о слабых и сильных сторонах медицины, показали врачебную среду, врачей, которые использовали свою благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. На примере их некоторых произведений, где большое внимание уделяется герою-врачу, я постараюсь рассмотреть образ представителей данной профессии.
Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором, передали создатели часть своей биографии, какие-либо качества персонажам? Какие черты характерны именно чеховским, булгаковским или вересаевским врачам? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья" (Дымов), "Ионыч" (Старцев), "Палата №6" (Рагин), произведения Булгакова: "Записки юного врача" и "Морфий" (Бомгард), "Собачье сердце" (Преображенский) - и, наконец, "Без дороги" (Чеканов) и "Записки врача" Вересаева. Помимо собственно произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.
Глава I Антон Павлович Чехов
"Медицина - моя законная жена, а литература - любовница.
Когда надоест одна, ночую у другой".
1.1 Доктор Чехов
Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Почему Чехов выбрал именно медицину? Сам будущий писатель не помнит, но в своей краткой автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.
В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, с удовольствием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы А. П. Чехов устраивал себе "производственную практику" и принимал больных в Чикинской больнице, находившейся в двух километрах от Воскресенска.
В ноябре 1884 года Чехов получил свидетельство, что он определением университетского совета утверждён в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью "доктор А. П. Чехов"[1,35].
Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице, некоторое время он заведовал Звенигородской больницей. В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. Знакомство с новыми людьми, интересные истории из жизни пациентов заготавливали почву для литературной деятельности. Писатель почерпнул сюжеты для рассказов " Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма". Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову - писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня".
В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова - писателя, врача, гражданина. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных.
Антон Павлович почти всю жизнь отдал практической медицине. Даже будучи знаменитым писателем, Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.
Мешала ли медицина Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное время и силы от писательства. Но медицина и помогала Чехову, обогащала его научным пониманием психологии человека и интимных сторон его внутреннего мира.
Знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Во многих его произведениях затрагиваются вопросы медицины, он создаёт целую галерею образов врачей.
Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. Однако изображение больной и здоровой психики никогда не было для Чехова самоцелью: оно давало ему материал для художественного творчества и больших социальных обобщений, для беспощадного разоблачения уродливых явлений современной ему действительности ("Припадок", "Палата", "Дуэль", "Чёрный монах", пьеса "Иванов").
1.2 В нём что-то есть
В рассказе "Попрыгунья", написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. И пусть он не главный герой произведения, но его образ представляет собой яркое звено в цепочке чеховских персонажей-врачей, и как заметила Ольга Ивановна, жена персонажа, "в нём что-то есть".
Каждый гость, бывавший в доме врача, "был чем-нибудь замечателен и немножко известен", каждый "подавал блестящие надежды", в этом просто была уверенна его жена, не менее талантливая художница и певица. Один Дымов, небогатый врач, несмотря на яркую внешность "казался чужим, лишним и маленьким" в этой необыкновенной компании. Он не мог поддержать разговор с этими людьми да и не пытался этого сделать. Дымов не понимал пейзажей и опер, потому что "всю жизнь занимался естественными науками и медициной", "искусствами" ему некогда было интересоваться. Преданный своему делу, настоящий врач за копейки лечил больных, рискуя своей жизнью.
Зато своим характером, чертами свойственными врачам, он нравился многим своим коллегам, приводил жену "в умиление и восторг". Он был прост и добродушен, имел здравый смысл, ум и благородство. Он был хорошим и любящим мужем, но Ольга Ивановна этого не ценила, не могла ценить, потому что несмотря на свои "таланты", была пустой попрыгуньей, ищущей неординарности и веселья. "Для него простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил", - думала Ольга Ивановна.
Казалось, очевидная нелюбовь жены, её безрассудное поведение и поступки, о которых знали многие, давно бы разозлили любого супруга, выбили из колеи, задушили ревностью. Но только не Дымова. Он ночами сидел в кабинете, работал, врачевал. Он по-прежнему "радостно смотрел жене прямо в глаза", виновато улыбаясь, оставаясь преданным и заботливым. Вот где проявились терпение и выдержка врача.
"Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты" – это одна сторона Дымова, очевидная для всех знакомых жены, в обществе которых он был какой-то старой занозой, которая уже прижилась, но по-прежнему оставалась инородной. Для коллег, в особенности для друга Коростелева, он был потерей для науки, "великим, необыкновенным человеком", дарованием, "доброй, чистой, любящей душой", молодым учёным, не щадящим себя.
1.3 Старимся, полнеем, опускаемся
"Нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле", - так считал Чехов, поэтому его сюжеты – это история из жизни обычного человека, в судьбу которого писатель пристально вглядывался. Рассказ "Ионыч" окунает читателей с головой в будничную жизнь города С., семьи Туркиных и главного героя произведения - доктора Дмитрия Старцева[2,29].
Первое впечатление при знакомстве с доктором очень приятное. И оно неошибочно. В начале рассказа, Дмитрий Ионыч - "необыкновенный, удивительный доктор", замечательный человек, любящий жить и работать. Привлекает и его трудолюбие: у Дмитрий Ионыч всегда "в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа"; и его привычка ходить пешком, гулять по саду. Всё для него было интересно, ново, приятно, он "мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно". А самое главное, на мой взгляд, герой мог размышлять, давать оценку происходящему, мечтать. Всё это было…
Выдалась однажды свободная минутка, и "он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что за люди". Туркины представляют собой "самую образованную и талантливую" семью в городе. Глава семейства - Иван Петрович - "всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку"; его жена Вера Иосифовна "писала повести и романы и охотно читала их вслух", "читала о том, чего никогда не бывает в жизни"; а их дочка "Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам". И это была самая талантливая семья! Не удивительно, что остальные жители города считали своим долгом посетить эту интеллигентную семью, где "искусство" сочетается со стуками ножей по столу и запахом жареного лука. Можно себе представить каким было остальное общество, не имеющее талантов!
Удивительно, что Старцеву, явно отличавшемуся от недалёких, заевшихся гостей, также понравилась "талантливая" семья. "Прекрасно! превосходно!" - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. "Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?" Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется "весельем", "сердечной простотой", "культурой". "Недурственно", - вспомнил он, засыпая, и засмеялся".
Неужели и Старцев станет таким же? Искусственным, подобием на духовно развитого человека? Надеждой на спасение души, спасательным кругом в море обывательщины кажется влюблённость героя. Если он ещё может чувствовать что-то возвышенное, то, значит, не всё потеряно. Но, к сожалению, и любовь Старцева является лишь имитацией. То его посещают расчётливые мысли: "А приданого они дадут, должно быть, немало", то не даёт ему "оторваться" от земли кто-то прямой, честный, но жёсткий и резкий внутри него: "Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов..." - "Ну, что ж. И пусть". - "… её родня заставит тебя бросить земскую службу…" - "… Дадут приданое, заведём обстановку".
Ни настоящего искусства, ни искренней любви нет в рассказе. Получая отказ от Котика, молодой доктор вздыхая произносит: "Сколько хлопот, однако!"
С этого момента и происходит полное омертвение души, Старцев тонет в болоте повседневности. Через четыре года, он ещё сохраняет индивидуальность, черты настоящего человека. "В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью" – вот черты настоящего врача. Все кажутся ему глупыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь. Единственное увлечение Старцева - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой" – отталкивает читателей, перечёркивает представление о некорыстном служении медицине.
Очень интересной выглядит встреча уже немолодого доктора и уже Екатерины Ивановны. Произошло некоторое переосмысление жизни у героини, она поняла, что не так уж и талантлива, а настоящая деятельность земского врача видится ей благородной: "Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу". Резко противопоставлен ей почти Ионыч, в душе которого "затеплился огонёк", а потом погас. "Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей".
Прошло ещё несколько лет. "Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад". Неслучайно жители города устами Чехова называет его именно Ионычом, "языческим богом". "У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там".
Прежде интересный, вдохновлённый жизнью, весёлый молодой Дмитрий Старцев превратился в резкого, раздражительный, нетерпеливого Ионыча, которому живётся "скучно, ничто его не интересует". И уже добрые, мягкие и простые Туркины не кажутся такими ужасными на его фоне.
1.4 Жизнь есть досадная ловушка
"В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли…" – так открывает Чехов перед нами новый мир старой России, постепенно погружая нас в жизнь палаты №6.
Повесть "Палата №6" знакомит нас с психически больными людьми, с их "образом существования" в земской больнице. "Первый от двери, высокий худощавый мещанин", за ним жид Мойсейка, единственный, кому разрешено выходить из флигеля, паралитик, "неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное" и "Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трёх, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования". Медленно и однообразно тянулись здесь дни и годы, окружённые врачебным равнодушием и тиранией со стороны "простодушного, положительного и тупого" сторожа Никиты.
Как-то "распустили слух, что палату №6 будто бы стал посещать доктор <…>Андрей Ефимыч Рагин – замечательный человек в своём роде". С самого начала повествования этот герой кажется инородным в медицинской среде. Во-первых, это его внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук. Во-вторых, Андрей Ефимыч - доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом. Даже сам факт того, что он не смог определить свою судьбу по собственному желанию, говорит о его нерешимости, некотором равнодушии к себе. В-третьих, его разочарование в медицине. Если в первое время Рагин усердно работал, оперировал, принимал толпы больных, то потом всё "прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью". В-четвёртых, что скорее является определяющим, равнодушие к больным. Он прекрасно знал, что "в большом корпусе томятся люди в болезнях и физической нечистоте; <…> Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню", но оставался не только равнодушным ко всему происходящему, а даже оправдывал себя. Ему просто не хватает характера и веры всё изменить, всё равно люди рано или поздно умирают, вся это "нечистота" сама выветрится, во всём виновато время, вот если он родился в другой момент…
Вся его жалкая жизнь так бы и тянулась серо и однообразно, и умер бы он однажды за кружкой пива, только встреча с Громовым прервала сон Рагина, заставила на несколько дней окунуться в реальность. В один из весенних вечеров Андрей Ефимыч, проходя мимо палаты №6, услышал: "…Господа, поздравляю, доктор удостаивает нас своим визитом! Проклятая гадина!". Это произнёс Иван Громов, единственный в палате человек, сохранивший свой разум, желающий выбраться на свободу. Его дальнейшие размышления заинтересовали доктора, рассуждения о жизни стали "ложечкой мёда" для Рагина.
Громов резко противопоставляется Рагину своей активной жизненной позицией, правильным пониманием реальности, жаждой жизни. Они разговаривают и о будущем, и о современном обществе, и о человеческих страданиях. Эти "больничные" беседы всё большее склоняют читателя на сторону "сумасшедшего", нежели доктора. Чего стоит верная характеристика Рагина, сделанная Громовым: "Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем <…> вы человек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобы вас ничто не беспокоило и не двигало с места <…> Одним слово, жизни вы не видели, не знаете её совершенно, а с действительностью знакомы только теоретически <…> Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь".
Итогом философствования с больным стало заключения Рагина в палату №6. Что же произошло? Неужели и доктор сошёл с ума? Нет, просто он на миг открыл глаза на всё происходящее, а беседы с пациентом, которые покажутся совершенно естественными настоящим врачам, явились признаком нездоровья. Герой произведения умирает от руки Никиты. Но стоит ли винить кого-то в смерти Андрей Ефимыч, кроме него самого? Он сам "вырыл" равнодушием себе эту яму, своей пассивностью, беспомощными размышлениями о жизни, которой не понимал. "Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом <…> Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят".
Чехов с большим реалистическим мастерством нарисовал картины жизни городка, больницы, палаты №6. Знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю подробно изображать психический мир человека. Повесть привлекает своей правдивостью, естественностью, эмоциональностью. Антон Павлович указал на пороки общества и на их неразрешённость. Но надежда на то, что "настанут лучшие времена", и "восторжествует правда", остаётся. "Помогай вам бог, друзья!" [3].
1.5 Врач глазами Чехова
Антон Павлович Чехов создал целую галерею врачей, естественно, что в этом помогли ему собственные знания и любовь к профессии. Есть и множество больных, заболевания которых всего несколькими штрихами, без научной терминологии, описаны прозаиком.
Врачи Чехова чаще всего простые, добрые, даже мягкие люди. Они не отличаются талантами в будничной жизни, скорее остаются в тени, чем являются центром компании. Их жизнь проходит ровно, без каких-либо приключений, забавных историй, неприятностей. Они крепко не опутаны семейными узами: их любовь или прошла мимо, повернувшись спиной; либо герою всё-таки удалось жениться, но супружеская жизнь не приносит ему счастья.
Но если личная жизнь героев-врачей неудачная, то в профессиональной деятельности они достигают некоторых успехов, хоть это только в молодости. Пока врачи начинают свою практику, они полны энтузиазма, энергии, им нравится работа, они уверенны, что необходимы обществу. Но уже в зрелом возрасте любовь к профессии проходит, и нет уже такого темпа, усердия в работе. Да и отношение к пациентам уже холодное, перерастающее в равнодушие, что, пожалуй, является самым страшным для врача, спасителя жизней. Лишь "избранные", такие как доктор Дымов, могут продолжать работать, несмотря на внешнее давление. И не просто работать, а трудиться по ночам, бескорыстно, терпеливо, с интересом. Пожалуй, именно такие персонажи были близки Чехову, который не жалел себя, лечил бедных, занимался благотворительностью и являлся активным деятелем.
Однако чеховские врачи не повторяют путь писателя, они не имеют прототипов. Антон Павлович пользуется знанием психопатологии человека, многолетним анализом людей, потерявших душевное равновесие. Именно поэтому внутренний мир врачей и больных изображён с исключительным реализмом, и умирают его герои сначала внутренне, а уже потом от болезни или физического насилия.
Язык чеховских произведений доступен, понятен, но в то же время красив и является результатом глубокого жизненного опыта. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...» [4].
Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев. Медицина для Чехова - это средоточие истины, причем истины о самом сущностном, о жизни и смерти, способность творить жизнь.
Глава II Викентий Викентьевич Вересаев
"Моей мечтою было стать писателем;
а для этого представлялось необходимым
знание биологической стороны человека".
2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим
Современник Чехова, писатель Викентий Викентьевич Вересаев в 1888 году, уже кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. Здесь, в Дерпте, вдали от революционных центров, будущий писатель провёл шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством. В своих "Воспоминаниях" Вересаев объясняет стремление изучать медицину желанием стать писателем, а писатель, по его мнению, должен хорошо знать человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.
Когда-то Вересаев сказал: "Трудное и запутанное дело — писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри <…> Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой <…> Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.
- Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, — отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно…[5]"
В 1894 году Викентий Викентьевич окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург, а в 1903 году селится в Москве. В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов. В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.
В своих произведениях он рассказал о слабых и сильных сторонах медицины, показал врачебную среду, врачей, которые использовали свою благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. Подобно Чехову, Вересаев рассказывает о мрачных картинах народного бедствия - голоде, неурожаях, эпидемиях. В этой пропитанной горем и отчаянием атмосфере особенно тяжело работалось врачам. Врач Вересаев никогда не забывал напомнить читателю, сколь человек зависим от своей биологической первоосновы. Вересаеву казалось, что биологический инстинкт подчас побеждает в человеке всё, даже инстинкт классовый. По своей природе человек пока слишком несовершенен, потому и не готов в ближайшее время построить общество людей – братьев.
Писатель тяготел к автобиографизму, к изображению факта пережитого, виденного или кем-то сообщенного. В искусстве есть два пути к правде: обобщение многочисленных фактов в вымышленном образе и выбор для изображения какого-то реального факта, однако содержащий в себе широкий типический смысл. Оба пути достаточно ярко представлены в истории литературы, оба закономерны и оправданны. Таланту Вересаева был ближе второй[6,28].
2.2 Истина, истина, где же ты?
"В "большую" литературу вступил повестью "Без дороги"…" Это слова из автобиографии Викентия Вересаева, написанной на склоне лет. "Без дороги" – повесть о пережитом и передуманном. Это отповедь поколению, "ужас и проклятие" которого в том, что "у него ничего нет". Повесть написана в форме исповеди – дневника, охватившего 44 дня жизни молодого врача Дмитрия Чеканова, не сумевшем претворить в жизнь свои мечты о служении народу.
Вересаев отверг народническую программу создания общества людей – братьев. Но взамен ничего предложить не мог. Фраза из дневника: "Истина, истина, где же ты? " – стала главным вопросом жизни Вересаева начала 90-х годов. Этой мыслью он жил в Дерпте, эта мысль не оставляла его в Туле, куда он приехал заниматься врачебной практикой в 1894 году; с этой мыслью он отправился в том же году в Петербург, где устроился сверхштатным ординатором в Боткинскую больницу.
20 июня 1892 года Дмитрий Чеканов приезжает в сельцо Касаткино, где не был 3 года. Здесь живут его родственники. Герой повести "Без дороги" переживает тяжелый идейный кризис. Народнические иллюзии были разбиты, ему опротивели искусственные "высокие" слова: «долг народу», «идея», «дело» - «...эти слова режут ухо, как визг стекла под острым шилом».
Молодой человек не видит ничего яркого в жизни, он не знает куда себя "применить". Всё кажется скучным, таким ординарным и ненужным. Чеканов потерял веру в себя, веру в народ, в возможность коренной переделки жизни. Дмитрий не чувствует себя способным бороться, хотя и не может отказаться от размышлений на социальные темы, путей же новой борьбы он не знает, да и не ищет их. "Боже мой, как это тяжело! Жить – и ничего не видеть впереди; блуждать в темноте, горько упрекать себя за то, что нет у тебя сильного ума, который бы вывел на дорогу, - как будто ты в этом виноват. А между тем идёт время…".
За помощью к молодому доктору обращается его двоюродная сестра Наташа, она хочет найти себя, свой путь, смысл жизни, она шла, "страстно прося хлеба". Но ждёт её разочарование, "камень", потому что сам герой не знает своей дороги, не видит своего будущего. "Ты хочешь, - говорит он Наташе, - чтобы я вручил тебе знамя и сказал: "Вот тебе знамя, борись и умирай за него". Я больше тебя читал, больше видел жизнь, но со мной то же, что и с тобой: я не знаю - в этом вся мука... Я говорил ей, что я не один такой, что все теперешнее поколение переживает то же, что и я; у него ничего нет, - в этом весь ужас и проклятье. Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно, бесповоротно".
Единственное, что удалось сохранить Чеканову, - это ощущение стыда за свое привилегированное положение в обществе. Пусть он не знает пути, но имеет сильное желание принести себя в жертву и оправдать своё существование, которое пробивает дорогу к истине. При первых же известиях о холерной эпидемии Чеканов покидает уютное гнездо родственников ради работы в захолустном городке Слесарске.
Начинается вторая часть дневника, в которой нет уже места политическим размышлениям и самоанализу. Здесь показана реальная жизнь – уродливая картина мужицкого быта, к которой равнодушны высшие слои: "Народ питается глиною и соломою, сотнями мрёт от цинги и голодного тифа. Общество, живущее трудом этого народа..., отделывалось пустяками, чтоб только усыпить свою совесть: танцовало в пользу умирающих, объедалось в пользу голодных, жертвовало какие-нибудь полпроцента с жалованья".
Именно в этом "захолустье" Чеканов обретает смысл жизни, проявляет себя как настоящий врач. Работать приходилось очень много: ночи напролёт в бараке, приёмы на дому, роды, спал по три часа. Сначала молодой врач немного теряется среди простого народа, не может найти с ними общий язык, а новые пациенты не доверяют врачам-интеллигентам и не принимают от них помощи. С каждым днём обстановка становится всё более тяжёлой: люди умирают от беспощадной холеры, не хватает рабочего персонала, а самое ужасное - покидают силы и энергия. "Тяжело и неприятно было на душе: как всё неустроенно, неорганизованно! "; "Тонешь и задыхаешься в массе мелочей, с которыми ты не в состоянии ничего поделать; жаль, что не чувствуешь себя способным сказать: "Э, моя ли в этом вина? Я сделал, что мог! "; "Кругом десятками умирают люди, смерть самому тебе заглядывает в лицо, - и ко всему этому относишься совершенно равнодушно: чего они боятся умирать?".
Но уже через несколько дней, когда приходят в бараки добровольцы, обычные работяги, и начинают ухаживать за больными безвозмездно, когда Чеканов понимает, что спасает десятки жизней, его собственный настрой меняется. И будто пружинка, на которую накручивался весь негатив, вдруг затряслась и зазвенела всеми нотками оптимизма. "Весело жить! Работа кипит, всё идёт гладко, нигде не зацепки. Мне удалось наконец подобрать отряд желаемого состава, и на этот десяток полуграмотных мастеров и мужиков я могу положиться, как на самого себя, лучших помощников трудно и желать.<…> Не говорю уже о Степане Бондареве: глядя на него, я часто дивлюсь, откуда в этом ординарнейшем на вид парне столько мягкой, чисто женской заботливости и нежности к больным".
В ответ на стремление Чеканова помочь людям, его безотказность, трудолюбие, желание встать на одну ступень с этим народом многие признают в нём друга и спасителя: "Ей-богу, Дмитрий Васильевич, я вас так полюбил! Для вас всё равно, что благородный, что простой, - вы со всеми равны", – признаётся Василий Горлов. Но есть и те, которые не желают признавать "чужаков", которые обвиняют врачей во всех смертных грехах только потому, что те никогда не станут вровень с народом работящим, и их тоже не мало: "Завелись, говорят, доктора у нас, так и холера пошла". Сам доктор это отлично понимает, в своём дневнике он пишет: "Но могу ли я сказать, что мне доверяют? Если мои советы и исполняются, то всё-таки исполняющий глубоко убеждён в их полной бесполезности".
Работа, близко столкнувшая доктора с его пациентами, показала ему, как много хороших людей и как много еще неизрасходованных душевных сил таится в русском народе. Чеканов начинает понимать необходимость упорной борьбы за освобождение народа, однако сам не знает, как этого добиться. Трагическая гибель героя показывает ту большую пропасть, образовавшуюся между забитым и некультурным народом и интеллигентами-собственниками. "Пять недель работая среди них, каждым шагом доказывая свою готовность помогать и служить им, я не смог добиться с их стороны простого доверия; я принуждал их верить себе, но довольно было рюмки водки, чтоб всё исчезло и проснулось обычное стихийное чувство". Пьяная толпа мастеровых избивает «холерного доктора». Несмотря на это, конец повести можно назвать оптимистичным, потому что у Чеканова становится "светло и радостно на душе. Часто слёзы безграничного счастья подступают к горлу". Он уверен, что "не нужно отчаиваться, нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу, потому что работы страшно много", и об этом говорит остальным, таким же молодым, ищущим, "бездорожным". Для него, врача, стали превыше всего интересы больного. Он и умер на своем посту.
В повести "Без дороги" Вересаев как бы подвел итог собственным идейным исканиям. Новый этап русского освободительного движения убедил его в правоте марксистского учения. «Летом 1896 года, - писал Вересаев в автобиографии, - вспыхнула знаменитая июньская стачка ткачей, поразившая всех своею многочисленностью, выдержанностью и организованностью. Многих, кого не убеждала теория, убедила она, - меня в том числе. Почуялась огромная, прочная новая сила, уверенно выступающая на арену русской истории. Я примкнул к литературному кружку марксистов» [7,3].
2.3 Для чего эта игра в жмурки, для чего обман общества, думающего, что у нас есть какая-то "медицинская наука"?
Значительное место в творчестве Вересаева занимает произведение, которое принесло ему известность, - "Записки врача" (1901). Проработав над книгой восемь лет, собрав и изучив для этого огромный материал, Вересаев откровенно и эмоционально, прямо и смело раскрыл для читателей немало секретов медицинской профессии. Автор пишет о своих ожиданиях и впечатлениях, первых шагах и испытаниях на пути освоения сложной профессией[8,146].
Круг вопросов, рассмотренных писателем, действительно широк: начиная с отношений врача и пациента, зависимости человека от медицины, размышляя на тему опытов и риска в медицине и заканчивая жизнью людей в деревне и платой за лечение.
Герой произведения "обыкновеннейший средний врач, со средним умом и средними знаниями". Вересаев не даёт читать нам записки опытного профессора, это ни к чему, ведь мы должны вместе с ним "путаться в противоречиях", решать вопросы, требующие решения. Именно поэтому и появляется на страницах "Записок врача" недавний студент, не успевший стать "человеком профессии" и для которого "еще ярки и сильны те впечатления, к которым со временем невольно привыкаешь". Уже с первых глав книги мы наблюдаем молодого мыслителя, глубоко думающего человека, увлекающего нас в собственные мысли.
Первое, над чем заставляет нас поразмыслить герой, - здоровье. Как всё относительно и хрупко, если вчера ты ещё мог бегать здоровый по сырой траве, то сегодня можешь лежать, прикованный к постели. И от этого никто не застрахован. Да и вообще, что такое здоровье? Много ли нас здоровых на Земле? "Нормальный человек - это человек больной; здоровый представляет собою лишь счастливое уродство, резкое уклонение от нормы", - приходит к выводу молодой врач. Здоровье – оно самое главное, вокруг него вертится всё остальное, "с ним ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимейшее благо".
Размышляет герой и о медицине, о её благой цели лечить и воскрешать; но есть и другая сторона медали – другая медицина "немощная, бессильная, ошибающаяся и лживая, берущаяся лечить болезни, которых не может определить, старательно определяющая болезни, которых заведомо не может вылечить".
Путь становления многогранной медицины извилист, а проходят его только те, которые не бояться рисковать, набирать опыт методом собственных ошибок и экспериментов, порой даже на людях. Но может ли врач рисковать жизнью других? Кто дал право ему на опасные опыты? Врач должен получить навык, чтобы легко справляться с поставленными задачами и в любой момент оказать помощь больному. Но теоретические знания в институте лишь основа, которая не сможет принести пользы без практики. Всегда будет первый пациент, всегда будет страх перед неизвестностью. "Наши успехи идут через горы трупов", - с грустью сознается Бильрот в одном частном письме. Нужно учиться, не боясь допустить ошибок. Только таким путём, рискуя и ошибаясь, отрекаясь от заблуждений, "медицина и добыла большинство из того, чем она теперь по праву гордится. Не было бы риска - не было бы и прогресса; это свидетельствует вся история врачебной науки". Если каждый будет употреблять только испытанное, то погибнет медицина, бессмысленно будет и пытаться лечить.
Интересно понаблюдать, как герой видит свою профессию, с какими чувствами он идёт к её освоению. Наивные представления, что врач это тот, кто прошёл медицинский факультет, со временем разрушаются. Молодой практик даже думает уйти из профессии, чтобы не оставаться в роли самозванца. Он понимает, что научиться "врачебному искусству, так же невозможно, как научиться поэзии или искусству". Профессия врача – не действие по шаблону или исполнение инструкций, а искусство, которое требует "новизны и непознанности" по отношению к пациенту, непрерывного и напряженного поиска и работы над собой. Герой "Записок врача" находит всё-таки в себе силы честно нести это бремя. И несёт он его с глубокой верой в своё дело, несмотря на частое бессилие, опасность и незнание медицины. Может ли он не верить, если она даёт возможность спасать людей, ведь "болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и душою самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью".
Вересаев не только не боится открывать перед читателем все трудности профессии, а намеренно с каждой главой всё больше распахивает занавес перед нами. "Висящий над головою дамоклов меч «несчастного случая»" держит врача в постоянном нервном напряжении. Несправедливое отношение к врачам со стороны общества, выросшее в недоверие. Мешающая лечению стыдливость пациентов: "сколько болезней из-за этого стыда запускают женщины, сколько препятствий он ставит врачу при постановке диагноза и при лечении"; но в то же время стыд этот – причина женских страданий. К ещё одному пессимистическому выводу приходит герой произведения - "медицина есть наука о лечении одних лишь богатых и свободных людей". Бедные не имеют ни средств, ни свободного времени на лечение, они постоянно работают, чтобы как-то прожить. Они с благодарностью возьмут лекарство, внимательно выслушают врача и будут выполнять рекомендации, но не смогут изменить привычки и образ жизни, это не в их власти. Целая глава посвящена плате за врачебный труд, которая оскорбляет, вызывает осложнения в отношениях с пациентом. "Безмездность" должна лежать в основе высокой деятельности каждого врача, "плата - это лишь печальная необходимость", связывающая руки.
Необычны, в чём-то проницательны, даже немного устрашающи мысли Вересаева о зависимости человека от медицины. Медицина делает людей слабыми, беспомощными. Мы и по росе боимся пройти, и поспать на голой земле не сможем, и пешком много не пройдём, всё для нас опасно, всё предвещает новые болезни. И только связь с природой может спасти. "Принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положительные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко".
"Записки врача" показывают нам эволюцию молодого врача, сомнения с каждой новой мыслью переходят к пониманию науки, к её принятию, к зрелому и ответственному отношению к больным. "Отношение мое к медицине резко изменилось. Приступая к ее изучению, я ждал от нее всего; увидев, что всего медицина делать не может, я заключил, что она не может делать ничего; теперь я видел, как много все-таки может она, и это "многое" преисполняло меня доверием и уважением к науке, которую я так еще недавно презирал до глубины души", - вот важное признание будущего врача, который не побоится трудностей, экспериментов и ответственности. Герой смело пойдёт вперёд, изучая не только узкую сферу своей профессии, но и "колоссальный круг наук", соприкасающихся с медициной.
Герой "Записок врача" приходит и ещё к одной важной мысли: к осознанию себя "частью одного громадного, неразъединимого целого, что исключительно лишь в судьбе и успехах этого целого мы можем видеть и свою личную судьбу и успех".
2.4 Вересаевский тип врача
Реалист тургеневской школы, Викентий Вересаев, уже при поступлении на медицинский факультет мечтал стать писателем. Он считал, что медицина – единственный путь к писательству, только эта наука позволит изучить биологию человека, его сильные и слабые стороны, близко сойтись с людьми разных слоёв и укладов. Именно профессия врача помогала ему чутко прислушиваться к голосу жизни, не оставаясь равнодушным к человеческим проблемам, заставляла наблюдать, размышлять, пропускать через себя всё происходящее[9].
В изображение своих героев автор внёс много личного, пережитого, но только лишь то, что было обязательным и типичным. Практически каждый из его героев – интеллигент, высокоморальный человек, преданный общественным идеалам. Однако он рационалист, вследствие чего одинок и оторван от людей.
Рассмотрим поближе вересаевских врачей. Они молодые, недавно окончившие университет, люди. Перед ними открывается долгий и извилистый путь к медицине, но с самого начала, как и самого Вересаева когда-то, их охватывает паника. Каких практически неопытных и неумелых выпускает их в жизнь врачебная школа! Из-за этого они чувствуют себя потерянными, бояться приступить к работе, подумывают уйти из профессии. Каждый шаг их преследуют неудачи, неправильные диагнозы и лечение, смертельные случаи. Но только путём таких ошибок врач Вересаева приходит к выводу, что нужно многому научиться и долго и упорно работать над собой. Судьба вознаграждает молодых врачей за веру в собственное дело и трудолюбие, и вот уже во врачебном деле их ждёт успех.
Борьба – вот характерная черта вересаевских врачей. Борьба с жизнью и обстоятельствами, борьба с самим собой, прежде всего. Эта борьба доходит до непонимания и неприятия науки и жизни, но потом перерастает в осознание и полное растворение в обществе, в собственном деле, в самом себе.
В своих произведениях о врачах писатель затрагивает много важных вопросов. Его герои – мыслители, именно поэтому их интересует связь медицины и человека, отношения врача и пациента, горячо волнует жизнь деревни, крестьян. Они народники, страдающие от гибели села, от несвободы и бедности простого мужика, работающего до последней минуты своей жизни. Вересаевский врач стремиться помочь этим людям, призывает всех к общественным работам, но порой их энтузиазм приводит к собственной гибели. Но осознание себя как части целого, неразрывная связь с массой и бессилие одиночки остаются основополагающими в их жизни.
Вересаев – вдумчивый, наблюдательный и правдивый писатель, выбравший жизнь и психологию интеллигенции основной темой произведений. То, что он описывает, ему близко и дорого, именно поэтому каждое его творение пропитано откровенностью, и язык его произведений – живой и простой. Его талант – это упорная работа над собой, вечная борьба, отторжение и растворение.
Глава III Михаил Афанасьевич Булгаков
"Вот увидишь, я буду писателем".
3.1 Лекарь с отличием
В 1909 году Михаил Афанасьевич Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет. В 1915 году, в разгар войны, когда Киев стал превращаться в прифронтовой город, военное ведомство обратилось в ректорат Киевского университета с просьбой подготовить список из числа студентов, желающих служить в армии. И Булгаков оказался в числе первых, кто решил добровольно пойти на фронт.
Окончив университет в 1916 году со званием «лекаря с отличием», он немедленно приступает к работе в госпитале Красного Креста в Печерске. "Работать приходилось много: Михаил очень часто дежурил ночью, под утро приходил физически и морально разбитым, буквально падал на кровать, спал пару часов, а днём опять госпиталь, операционная, и так почти каждый день… Но свою работу Михаил любил, относился к ней со всей ответственностью и, несмотря на усталость, находился в операционной столько, сколько считал нужным"[10,14]. В последних числах сентября 1916 года Булгаков с женой приезжает в село Никольское, где и развернутся события, которые в дальнейшем получат отражение в его произведениях.
"В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности – недолго". Устроить нормальную мирную жизнь в те годы не представляется возможным. С начала 1919 года власть в Киеве постоянно меняется, и каждое новое правительство мобилизует Булгакова как военного врача в свою армию.
В качестве военного врача он оказывается во Владикавказе, где заболевает тифом. Когда город занимают красные, Михаил Афанасьевич скрывает свою причастность к медицине, начинает сотрудничать с местными газетами, и вместо врача Булгакова появляется Булгаков-писатель. К профессиональному занятию медициной он больше уже не вернется.
Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, "Записки юного врача" и "Морфий". В этих произведениях "заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с болящим, страдающим, испуганным и беспомощным элементом населения"[11].
3.2 Вы, доктор, так моложавы
"Записки юного врача" - цикл, состоящий из рассказов "Полотенце с петухом", "Крещение поворотом", "Стальное горло", "Вьюга", "Тьма египетская", "Пропавший глаз" и "Звездная сыпь".
В "Записках юного врача" отображены многие подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова во время его работы в земской больнице села Никольское Смоленской губернии. Многие из проделанных операций отразились в произведении: ампутация бедра ("Полотенце с петухом"), поворот плода на ножку ("Крещение поворотом"), трахеотомия ("Стальное горло") и другое[12,214].
Герой рассказов Владимир Михайлович Бомгард – двадцатитрёхлетний доктор, вчерашний студент, попавший по распределению в глухую деревню Горелово. Здесь у него начинается паника: "Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка". Но выхода нет, он единственный хирург, человек с высшим образованием в этом захолустье.
Молодой доктор не успел ещё освоиться, купить очки, чтобы выглядеть более представительным и опытным, как начались уже трудовые будни. И сразу - ампутация. Любой бы растерялся, пожелал бы быстрой смерти девушке, чтобы не мучить ни её, ни себя, как, впрочем, и сделал юноша. К счастью, жил в нём кто-то и другой, кто сурово приказал: "Камфары". За него работал только "здравый смысл, подхлёстнутый необычайностью обстановки". И тут уже никакие очки не затмят талант, смелость и уверенность хирурга на операции. "И у всех – и у Демьяна Лукича и у Пелагеи Ивановны – заметил в глазах уважение и удивление".
В совершенно непривычной для него обстановке Бомгард стал делать своё трудное дело так, как диктовало ему его внутреннее чувство, его врачебная совесть. Врачебный долг – вот, что определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку ("Стальное горло"), и девушку, попавшую в мялку ("Полотенце с петухом"), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях непонятными словами ("Пропавший глаз").
Не боится молодой доктор сказать и о том, как трудно ему приходится, признать свои ошибки. Здесь происходит и самоанализ, и искреннее раскаяние, и угрызения совести. А мысли в финальном рассказе цикла "Пропавший глаз" доказывают только то, что из Бомгарда получится настоящий врач: "Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня не удивишь. Нет. И год прошёл, пройдёт другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться".
В жизни Михаил Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его как хорошего врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался редко. Смелость помогала ему решиться на трудные операции. Так что в рассказах никакой идеализации действительности нет, а суровая деревенская реальность дана здесь без всяких прикрас.
"Записки юного врача" были ориентированы на "Записки врача" (1901) Викентия Викентьевича Вересаева, с которым Булгакову позднее довелось подружиться и даже создать в соавторстве пьесу "Александр Пушкин". Булгаковский юный врач другой, чем вересаевский. Он, в отличие от героя "Записок врача", практически не знает неудач.
Для автора "Записок врача" "единственный выход - в сознании, что мы - лишь небольшая часть одного громадного, неразъединимого целого, что исключительно лишь в судьбе и успехах этого целого мы можем видеть и свою личную судьбу, и успех". Для автора же и главного героя "Записок юного врача" важен собственный профессиональный успех, а борьбу он мыслит в единстве с соратниками-медиками.
3.3 Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь
С 20 сентября 1917 года до февраля 1918 года Михаил Булгаков продолжал службу в земской городской больнице Вязьмы в той же Смоленской губернии, именно этот период отразился в рассказе "Морфий", где основная часть - дневник доктора Полякова - тоже связана с опытом работы в Никольском.
Повесть эту можно рассматривать как продолжение "Записок юного врача", но в то же время она имеет свой особый стержень и нравственный смысл. Главный герой, всё тот же доктор Бомгард, получает письмо от товарища по университету доктора Полякова с просьбой о помощи. Уже двадцатисемилетний детский врач решился было ехать, но ночью ему привезли страшное известие: "застрелился доктор" и почти труп Полякова.
Далее следует история болезни самоубийцы, записанная им в "общей тетради в чёрной клеёнке" и переданная Бомгарду. Интересно отметить, что подавляющее большинство своих произведений Булгаков написал именно в таких общих клеенчатых тетрадях, правда, разного цвета. Десятки тетрадей вобрали в себя романы «Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника», пьесы «Адам и Ева», «Кабала святош» и другое. Чаще всего тетради содержат не только текст произведения, но и материалы к нему (выписки, наброски, библиографию, рисунки, схемы, таблицы).
Подробным образом описано действие морфия на лекаря Полякова: "первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится тёплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой <…> Это высшая точка проявления духовной силы человека" и т.д. Ложные ощущения спокойствия и восторга, "двойные сны", галлюцинации, приступы гнева – всё это действие наркотика. Признание себя морфинистом приходит к Полякову только через два месяца после первого укола, но это не спасает врача, болезнь поглощает героя с головой. И вот уже через год: "Позорно было бы хоть на минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя. Лекарство у меня под рукой <…> Я никому ничего не должен. Погубил я только себя. И Анну".
"Морфий" – автобиографичный рассказ, практически история болезни самого писателя. Здесь повествуется о том, как Булгаков сам одержал победу над коварной и чудовищной болезнью. Уже одним этим он может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть, казалось бы, непреодолимое. Писатель это понимал гораздо яснее, чем его ближайшие родственники, стремившиеся любыми способами скрыть то, чего не нужно было скрывать. Решившись на публикацию "Морфия", Булгаков сделал весьма ответственный шаг. Михаил Булгаков думал не о себе (он уже одержал над собой победу), а о тех несчастных, кому возможно, суждено вкусить яду и кому вряд ли удастся преодолеть ужасный недуг. Своим рассказом он стремился предупредить тех, кто мог вступить на этот гибельный путь.
Важно отметить, что Булгаков стал морфинистом не по собственной прихоти или любознательности, а по стечению трагических обстоятельств, когда он, молодой врач, спасал жизнь умирающему ребенку. Вот как вспоминает об этом Т.Лаппа, первая жена писателя: "Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать пленки трубкой. Ему показалось, что при этом кое-что попало и ему. Тогда он решил ввести себе противодифтерийную сыворотку. Начался у него страшный зуд, который долго не прекращался, и Михаил попросил ввести ему морфий. После принятия морфия ему стало легче, и он, боясь повторения зуда, попросил повторить инъекцию. Так постепенно он стал привыкать к морфию... "[13,90].
Благодаря пронзительной правде, рассказ "Морфий" несёт в себе такой заряд назидательной силы, какого еще не было в русской художественной литературе.
3.4 Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей
Буквально на одном дыхании, за три месяца (январь-март 1925 года), Булгаков написал повесть "Собачье сердце". Получилась вещь неслыханная, смелая, дерзкая. Повесть эта отличается многомыслием и ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция - результат не естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный и преждевременный эксперимент; который требует возврата к прежнему состоянию[14,24].
Эта идея реализуется аллегорически - превращение незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Ясно, что автор "Собачьего сердца", врач и хирург по профессии, был внимательным читателем научных журналов того времени, где много говорилось об "омоложении", удивительных пересадках органов во имя "улучшения человеческой породы".
Прототипом главного персонажа - профессора старой школы – послужил родной дядя Михаила Булгакова, известный всей Москве врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский. Первая жена писателя, Татьяна Николаевна Лаппа, вспоминала: "Я как начала читать - сразу догадалась, что это он. Такой же сердитый, напевал всегда что-то, ноздри раздувались, усы такие же пышные были. Вообще он симпатичный был. Он тогда на Михаила очень обиделся за это. Собака у него была одно время, доберман-пинчер"[131,112]. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушёл от реального своего прототипа.
Первое впечатление, которое производит профессор Преображенский, положительное. Он хороший врач, известный далеко за пределами Москвы: "Вы – первый не только в Москве, а и в Лондоне и в Оксфорде!" – признаётся Борменталь. Не случайно к доктору приходит столько уважаемых людей и с восхищением произносят: "Вы маг и чародей, профессор!" Симпатию вызывает и его благородный, как кажется в начале повести, поступок: Преображенский подбирает с улицы избитую дворняжку. Да и противопоставление его, представителя добродетельной российской интеллигенции, с пролетариатом, действиями новых властей играет не последнюю роль. Его высказывания - ударная сила, с помощью которой сокрушается противоестественно народившийся в России новый общественный строй: "Лаской-с! Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно не стояло". И человеческие, и профессиональные качества Преображенского (как и его ассистента Борменталя) не могут не вызывать симпатий.
Но тем, кто простодушно или искренне относит профессора Преображенского к чисто положительным героям произведения, страдающим от негодяя Шарикова, всеобщего хамства и неустройства новой жизни, стоит услышать слова из позднейшей пьесы Булгакова "Адам и Ева" о чистеньких старичках-профессорах: "По сути дела, старичкам безразлична какая бы то ни было идея, за исключением одной - чтобы экономка вовремя подавала кофе... Я боюсь идей! Всякая из них хороша сама по себе, но лишь до того момента, пока старичок-профессор не вооружит её технически...".
Первый порок обнаруживается очень быстро – это корыстолюбие. Преображенский не похож на самоотверженных врачей, которые работают ради помощи ближнему, ради облегчения страданий людей. Преображенский работает ради денег, либо ради научной славы и престижа. "Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать, первоклассный деляга. Впрочем, у него и так, по-видимому, куры не клюют" – подмечает наблюдательный Шарик.
На всех страницах книги можно наблюдать и другую отрицательную черту профессора – грубое и резкое обращение с прислугой, Борменталем, окружающими. Это, конечно, отталкивает, показывает деспотичную сторону "господина", его небрежное отношение к людям, не принадлежащим к интеллигенции. Правда Преображенский отходчив, что заставляет прикрыть глаза на эту его черту.
Более значительным пороком является его снобизм. Это проявляется в желании выделиться среди остальных жильцов дома ("Я один живу и работаю в семи комнатах и желал бы иметь восьмую <…> Моя квартира свободна, и разговору конец"), в демонстрации своей незаменимости, когда он начинает звонить влиятельным лицам и угрожать, что не будет больше работать. А через чур шикарный стол, где и сёмга, и угри, и икра, и его фраза: "… холодными закусками и супом закусывают только не дорезанные большевиками помещики"?
Но самое ужасное, на мой взгляд, что профессор жесток и бесчувственен, не хладнокровен, каким должен быть хирург, а негуманен. Он решается делать операцию не просто псу с улицы, а уже своему любимцу, к которому привык. Причём он осознаёт, даже почти уверен, что пёс скорее всего умрёт. "Если там у меня начнёт кровить, потеряем время и пса потеряем. Впрочем, для него и так никакого шанса нету. А знаете, жалко его. Представьте, я привык к нему <…> Вот, чёрт возьми. Не издох. Ну, всё равно издохнет".
Чем же завершается повесть? "Творец", стремившийся изменить саму природу и перехитрить жизнь, создаёт доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею и превратил жизнь и без того несчастного профессора в обычный советский ад. А потом самолично убивает созданного им человека только потому, что тот мешает его душевному спокойствию и претендует на жилплощадь. "Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович очень поправился в последнюю неделю" (после обратной операции).
Михаил Булгаков в сцене операции над Шариком показал Россию, над которой учинен эксперимент — операция с неизвестным результатом. Он одним из первых увидел, что невежественная, одурманенная часть народа может быть легко использована как орудие насилия в интересах той или иной политической группы[15,2].
Сатира писателя борется с разрушительной силой, разобщениями и злом, высвечивает и выжигает уродства социалистического быта и "новой" человеческой психологии, утверждает "старые" положительные ценности: подлинную культуру, честность, стойкость, достоинство. Повесть о Шарике, несмотря на все цензурные запреты и полувековое замалчивание, восемьдесят лет жила в нашей литературе и оказывала скрытое воздействие на её развитие. Ну а то известное обстоятельство, что гениальная повесть Булгакова не устарела, всеми сегодня читается, стала достоянием кинематографа, театра и телевидения, говорит о её неувядаемой художественности и глубоком творческом понимании человека и нашего непростого бытия.
3.5 Каким видится врач Булгакова
Михаил Булгаков - один из крупнейших прозаиков двадцатого столетия, сделавший вклад в мировую литературу, и вместе с тем замечательный врач, спасший жизни многим своим пациентам. Благодаря знаниям медицины и погружению во врачебное дело Булгаков в особенной ему манере изобразил врачей в своих произведениях.
Его врачи отличаются друг от друга, но, пожалуй, имеют и много общих черт. Герой-врач – молодой специалист, недавно окончивший институт, или известный профессор, давно занимающийся практикой. Первый – едет по распределению в глухую деревню и тут же начинает паниковать, потому что неуверен в своих знаниях, во время обучения наблюдавший только издалека за операциями. Но между тем знания у молодого врача прекрасные, а его руки сами выполняют всю нужную работу. Второй тип врача – уже давно работает, оперирует, ставит опыты, он талантлив и уверен в себе. Врачи Булгакова заслуживают уважение окружающих благодаря своей работе, трудолюбию, они пользуются доверием, потому что спасли не одну жизнь.
Булгаковские врачи никогда не раскроют тайну своего пациента, у них хорошо развита врачебная совесть и чувство долга, а ещё они достаточно гуманны, правда иногда могут отступиться от принципов, если того требует дело. Да, они очень верны своему врачебному делу и медицине, когда понимают его важность и необходимость. Медицина отвечает им взаимностью: врачи, созданные писателем, практически не ошибаются, и им почти не знаком несчастный случай.
Когда булгаковский врач что-то не знает, он не отчаивается, тяга к новым знаниям растёт у молодых докторов с каждым днём, а опытные профессоры не останавливаются на достигнутом - они идут путём экспериментов.
На мой взгляд, автор в своих произведениях симпатизирует молодым врачам, нежели давно видавшим виды специалистам. Об этом говорит и связь с собственной биографией, правда многие из его персонажей находят своих прототипов в реальной жизни, но частичку себя он отдаёт недавним студентам. Почему? Потому что они только вошли в мир медицины, они чисты и бескорыстны, они работают в захолустье, в ужасных условиях, но с высокой целью: помогать больным. Взрослея и старея, врачи Булгакова приобретают много нехороших качеств, они живут в полном достатке и работают больше для себя, на своё имя. Именно поэтому их изображения носят чаще сатирический характер, а их фантастически эксперименты становятся опасными и неудачными. Этим писатель подчёркивает, что занятия наукой и безнравственные поступки – несовместимые вещи, врач должен быть чист и в делах своих и в мыслях.
Как настоящий художник, Булгаков описывает операции в мелких подробностях, перечисляя яркие детали скрупулёзно, как настоящий врач. Читатель буквально видит всё происходящее, слышит запахи и дыхание больного, ощущает напряжение и концентрацию хирурга.
Писатель не принимал ту литературу, которая изображала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо самой жизни. Гуманизм был единственным центром, вокруг которого собирались остальные проблемы литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня[16].
Писатель-сатирик, фантаст, психолог, мастер необыкновенно красивого языка, гуманист-философ, Булгаков очень популярен среди мыслящих читателей. Он учит нас страдать и переживать, любить и испытывать отвращение, верить и ждать, то есть по-настоящему чувствовать и жить.
Заключение
"Будучи даже обыкновенным средним человеком, врач
всё-таки, в силу самой своей профессии, делает больше
добра и проявляет больше бескорыстия, чем другие люди".
В. В. Вересаев
Литература и медицина встретились в произведениях писателей-врачей, как стихи и проза соединились в Лермонтове, как лёд и пламень сошлись у Пушкина. Казалось бы, несоединимые вещи, но они гармонично вплелись в плотную канву русской литературы.
Поистине талантливыми мастерами мысли и языка, сумевшими в литературных произведениях рассказать о врачах, стали А.П. Чехов, В.А. Вересаев и М.А. Булгаков. Эти писатели были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Именно медицина помогла им изучить психологию и душевное состояние человека, почувствовать на себе жизнь будущих своих персонажей, передать часть себя. Только писатели-врачи могут под прямым углом посмотреть на героя-врача.
Каждый из этих писателей по-своему изобразил "мир" врачей, каждый по-своему понимал эту профессию.
Чехов не создавал автопортрет, он просто ставил себя на место созданного персонажа. Он уделял большое внимание внутреннему состоянию героя, его способности бороться с внешним миром и противостоять времени. Чеховский доктор – добрый, простой человек, трудолюбивый и отзывчивый, но вместе с тем мягкий и податливый, поэтому часто его побеждают обстоятельства, окружающие, время. Стиль Чехова – реалистичность, краткость, но в то же время клиническое описание душевного состояния и болезней, ёмкое содержание, понятный, но не сухой язык.
Галерею земских врачей вывел в своих произведениях Вересаев, которому близки были мысли о народе и крестьянских массах. В основе произведений о врачах лежат пережитые некогда самим писателем ситуации, очень чётко прослеживаются мысли и чувства автора. Врач, созданный Вересаевым, - глубокий мыслитель, труженик, самоотверженно и бескорыстно служащий народу, живущий с мыслью Платона Каратаева о единении всего мира. Его врачи спотыкаются, но продолжают идти и верить в своё дело, нести благо обществу, потому что в них сильно развито гражданское чувство. Как настоящий наблюдатель и правдолюбец, Вересаев тяготел не к развивающемуся сюжету, а к глубоким размышлениям героев, которые сливаются с собственными мыслями писателя.
Центральное место среди всех персонажей Булгакова занимает образ врача. Его молодые врачи повторяют судьбу самого писателя, а опытные специалисты являются сатирической пародией на происходящее в стране. Булгаковский врач безусловно талантлив и удачлив, он постоянно борется с собой, со своим страхом перед неизвестностью, перед трудностями. Его врач не боится пробовать, открывать что-то новое, ставить опыты. За их смелость и гуманизм (за то, что является стержнем положительных булгаковских врачей) судьба вознаграждает их. Булгаков умело сочетал реальность и фантастику, красочный и живой язык и медицинские термины, положительных и отрицательных героев.
Если попробовать соединить все лучшие качества врачей, о которых нам говорят писатели, то получится идеальный образ врача, врача, которому мы не побоимся доверить свою жизнь. Это гуманный и отзывчивый человек, глубокий мыслитель, который не боится препятствий и неизвестности.
Благодаря проведённой мной работе я узнала много интересных фактов из жизни писателей, познакомилась с неизвестными ранее произведениями и по-новому открыла прежде прочитанные. Работа оказалась увлекательной, заставила глубоко поразмыслить над судьбами писателей и их персонажей, найти особенный стиль каждого писателя-врача. Как хорошо, что медицина подарила нам таких хороших мыслителей, а литература сделала из них настоящих творцов.
Использованные материалы
Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.
Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.
Аникин А. Образ врача в русской классике
http://apchekhov.ru/books
http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w
Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей.
Фохт – Бабушкин Ю. О творчестве В. В. Вересаева // Вступительная статья.
Гейзер И. М. А. П. Чехов и В. В. Вересаев. Писатели и врачи М.; 1957.
www.kritika.nl
Булгакова Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове М: Советский писатель, 1988.
Лакшин В. Мир Михаила Булгакова//Литературное обозрение. 1991.
Петелин В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М.: Моск. рабочий, 1989.
Лапа Т. Н. Воспоминания о М. Булгакове М: АСТ Астрель, 2006
Шаргородский С. Собачье сердце, или Чудовищная история //Литературное обозрение.1991.
Лосев В. Зловещая операция // Вступительная статья.
Рисуем домики зимой
Цветущая сакура
Злая мать и добрая тётя
Лягушка-путешественница
Голубая лягушка