Опыт интерпретации стихотворения
Вложение | Размер |
---|---|
kitezh.doc | 30.5 КБ |
Прошлое, настоящее и будущее
в стихотворении М.Волошина «Китеж»
«Только те, кто чист душой и сердцем, найдут путь
в Китеж…» Мне же не только в Китеж, но и в «Китеж»
Волошина что-то не под силу не пробраться! Тону в обилии
информации, впечатлений, ассоциаций… Мечтаю малодушно
о Гришке Кутерьме… Прости, Господи, меня, неправедную,
косноязыкую! Дай услышать перезвон святых колоколов
сокровенного Китежа! Помоги не извратить выстраданное
Максимилианом Волошиным!..
Итак, Китеж-град, топоним, известный с детских лет каждому русскому человеку. Существовал ли город на самом деле? Видимо, да.
Ученые утверждают, что книга «Китежский летописец», упоминавшая о Китеже как реально существовавшем городе, была написана в конце XVII века. Если верить этой книге, град Китеж был построен в конце XII века великим русским князем Юрием Всеволодовичем Владимирским, трагически погибшим 4 марта 1238 года в битве с войсками хана Батыя.
Дальнейшая судьба города широко известна лишь из легенд. Якобы войска Батыя, мечтавшего завладеть богатствами этого святого города, вел через непроходимые леса не выдержавший пыток Гришка Кутерьма. Ни мужество трех китежских богатырей, пытавшихся сдержать ханское воинство, ни выносливость мальчика с татарской стрелой в спине, из последних сил бежавшего, дабы предупредить горожан о приближении врагов, не смогли спасти города. Силы были явно неравны. Не собиравшиеся сдаваться горожане, однако, взяли в руки оружие и иконы и всю ночь провели в исступленных молитвах, готовясь ценой своей жизни отстоять святыни. И свершилось чудо: утром зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля - и на глазах изумленных татар Китеж исчез. По одной легенде, город погрузился в воды озера Светлояр, по другой – в землю. Какая-то из легенд уверяет, что город от татар закрыли горы, другая – что он поднялся в небо или просто стал невидимым. Не суть важно! Покрытый «дланью господней», сокровенный Китеж исчез…
Исчез с лица земли, но не из памяти, не из сердец русских людей. Многие всерьез верят, что рано или поздно на карте Нижегородской области появится еще один населенный путь – старинный Китеж. Одни молят об этом Господа: совершают паломничества к озеру, с надеждой вглядываются в тридцатиметровую глубину, вслушиваются, надеясь услышать подводный благовест. Другие снаряжают научные экспедиции, оснащенные по последнему слову науки и техники, спускаются на дно озера, пытаются найти хоть что-то, подтверждающее существование Китежа. Не находят ничего, кроме огромного количества поваленных деревьев - и все равно истово верят, что город был. Веруют, что чистые сердцем непременно узрят его…
Известные писатели посвящают Китежу свои произведения. И каждый вкладывает что-то свое в понимание трагедии исчезнувшего города.
Вот и Максимилиан Волошин 18 августа 1918 года, в самый разгар гражданской войны, в тот самый день, когда Деникин наступал на Москву, пишет свое программное стихотворение «Китеж». Сила художественного воздействия этого стихотворения, на мой взгляд, не столько в обращении к известнейшей легенде, сколько в том, как мастерски поэт сумел показать грандиозность постигшей Россию катастрофы.
Произведение состоит из трех частей. В первой ярко и образно со всеми свойственными времени символическими образами – огня, урагана, ветра – предстает перед читателями настоящее. (Нельзя не обратить внимания на то, что все глаголы – в форме настоящего времени). «Вся Русь – костер», «неугасимый пламень», в котором гибнут люди. И этот страшный пламень не только «из края в край», но и «из века в век». И причина этого пала, что еще страшней, мы сами. Мы – в поисках свободы, страны справедливости, с общими для всех молочными реками и кисельными берегами… Туда зовет нас «подводный благовест церквей», но – увы! – «нам нет дорог», «нет в тот град путей»: «Святая Русь покрыта Русью грешной».
И вторая часть стихотворения, насыщенная ссылками на исторические факты, - прошлое России, ее исторический путь, на который толкала «огней бесовская игра». Все было: и междоусобицы, терзавшие Русь, и опричнина, и реформы Антихриста, варварскими методами боровшегося с варварством России (кстати, таким виделся Петр Великий не только Волошину), и деяния, совершаемые «страшилищами иных веков»… Вроде бы безрадостная картина, но пессимизма не ощущаешь: Волошин скажет, что ведомая «игрой бесовских огней» по непроходимому «болоту» в поисках лучшей доли Россия, «вся омраченная в крови», осталась все же «землею исступлений – землей, взыскующей любви».
Третья часть посвящена будущему. (Глаголы – в форме будущего времени!) Все, по мнению поэта, пройдет: народные бури и мятежи во имя свободы сгорят, расплавятся. От неугасимого пламени «из края в край» останутся лишь «уголья погасшего пожара». Огонь окажется очищающим: усталый от свободы раб отрезвеет от крови и угара и вернется к вечным ценностям, к тому, что всегда спасало,- вере. Вере в Святую Русь, которая воспрянет несмотря ни на что. И молитвы спасут ее, как когда-то спасли Китеж. «Молитесь же, терпите же, примите ж…»- заклинает поэт. И тогда, убежден Максимилиан Волошин, «длань господня» будет оберегать нас. И мы верим ему, хотя он и называет Китеж нашим «неосуществимым» сном. И вера эта основана на уверенности поэта в том, что Китеж находится не за горами, не под землей, не на дне озера: он гораздо ближе – «на дне души» каждого русского человека. И гудит, гудит!..
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Загадка старого пирата или водолазный колокол
И тут появился изобретатель
Сказки пластилинового ослика
Три способа изобразить акварелью отражения в воде