Роль Анны Романовны в распространении христианства на Руси
Вложение | Размер |
---|---|
anna_romanovna_vizantiyskaya.doc | 31.5 КБ |
Анна Романовна Византийская - жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.
«Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину
сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу"». Так в «Повести временных лет» мы впервые узнаем о будущей царевне Анне.
Анна родилась за два дня до смерти своего отца императора, следовательно, ее рождение произошло в Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Редкий случай - известна точная дата её рождения - 13.03.963. Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы и его брата-соправителя Константина VIII.
Во время их правления Анна была девушкой на выданье, чьей царственной руки добивались правители соседних стран. Сватались к Анне и германцы, и франки, и болгары. Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он [Владимир] по её убеждению принял святую христианскую веру». Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.». Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».
Согласно "Повести временных лет", а также Житию князя Владимира, вскоре после прибытия Анны в Корсунь князь Владимир заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной в 989 году уже был крещен.
Возвратившись в Киев, Владимир повелел опрокинуть идолов, - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!" Услышав это, пришли люди к Днепру без числа. Одни стояли в воде до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера. Таким образом история крещения Руси описана в "Повести временных лет".
Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Это сообщение представляется вполне достоверным, поскольку еще на родине принцесса согласилась взять на себя миссию просветительницы языческой страны. Она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществлять христианизацию большого государства нельзя. В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных и мирских. К числу заслуг Анны следует отнести установление сначала в Киеве, а потом и в других городах празднества в честь Успения Богоматери. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Для этого, скорее всего, было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. Несомненно, что по инициативе Анны была обустроена в Киеве великолепная княжеская резиденция с первым величественным и необычайно красивым каменным храмом – Десятинной церковью, ставшей образцом для подражания при возведении в XI–XV вв. каменных соборов во многих крупных русских городах.
Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Возможно, у неё были дочери, Мария-Добронега и Феофана, но точные свидетельства отсутствуют. Анна Романовна умерла в 1011 году («Преставилась Владимирова царица Анна»), когда ей было всего 48 лет. Это произошло за 4 года до смерти князя Владимира и была похоронена по-христиански, в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Следует отметить: в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры – наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Возможно, и Анну сразу после кончины возвели в ранг местно чтимой святой за то, что вместе с мужем она крестила и просвещала русских людей.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Машенька - ветреные косы
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Сила слова