Презентация к выступлению на научно -практической конференции "Наука в жизнь" по теме "Роль цветов у С.А.Есенина"
Вложение | Размер |
---|---|
rol_cvetov_u_esenina.pptx | 1.29 МБ |
Слайд 1
Выполнила: Пышняк София, ученица 5-а класса руководитель: Пивоварова В.П., учитель русского языка и литературы ЦВЕТЫ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНАСлайд 2
Самое прекрасное на Земле Из растений, покрывающих нашу планету, природа создала поистине волшебную кладовую. Особенно прекрасен мир цветов! Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Соприкасаясь с этими прекрасными творениями, человек становится нежнее, добрее, духовно богаче. Цветы – лучшие посредники в общении между людьми. Они сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. В древние времена их обожествляли. Наши предки считали, что духи и волшебники жили в дуплистых дубах, и среди цветов слышался их шепот. Им было известно, что растения обладают волшебной силой, поэтому с незапамятных времен цветы использовали при совершении магических действий, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. (Вспомним русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году).
Слайд 3
С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты.
Слайд 4
Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А. Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.
Слайд 5
Сегодня модно говорить о магическом воздействии цветов как символа на жизнь человека. Но полезно жить не только символами, которые нас все больше захлестывают, а ощущениями вкуса, запаха, прикосновения к приятному. Редко, пожалуй, мы задумываемся о том, что мир цветной в любое время года. Больше того, цветы несут нам ощущения, а ощущения дают переживания, без которых мир стал бы серым или в лучшем случае, черно-белым. Цветы сами по себе дают большую гамму переживаний и, хотим мы того или нет, не только создают наши эмоциональные состояния, но становятся связанными с нашим характером. "Цвет" нашего характера это достаточно устойчивые предпочтения тех или иных цветов. Отсюда АКТУАЛЬНОСТЬ исследования
Слайд 6
Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу очеловечивает, а личность уподобляет образам родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства ценит он и в себе: Сердцем я все такой же, Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Слайд 7
В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений.
Слайд 8
Василёк Василек – полевой цветок, который полон благородства и изящества. Его синий цвет в желтых колосьях ржи завораживает. Есенин не оставляет без внимания нежный, хрупкий василек, посвящая ему такие строки: Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха. Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза.
Слайд 9
Ландыш Белый цвет, как и голубой, - любимый цвет поэта. Носителем его является счастье, смирение. Ландыш, цветок, который символизирует прелесть, слезы девы Марии. Многие поэты любили и воспевали в стихах эти нежные, прекрасные цветы. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил
Слайд 10
Черёмуха Черемуха - одно из самых любимых деревьев поэта и самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу»: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
Слайд 11
Сирень Сирень (в целом) символизирует красоту, гордость, белая сирень – невинность юности, а фиолетовая сирень – первые чувства любви: Цвела сирень. И, каждую березку обнимая, Я был пьяней, Чем синий день.
Слайд 12
Роза Символом любви с давних пор считается царица цветов роза. В творчестве С.Есенина этот замечательный цветок встречается в «Персидских мотивах»: …Угощай, хозяин, да не очень. Много роз цветет в твоем саду. Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру. («Улеглась моя былая рана») Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи веют, Лепестками тая на губах.
Слайд 13
Тихо розы бегут по полям, Сердцу снится страна другая. Я спою тебе сам, дорогая, То, что сроду не пел Хаям . Тихо розы бегут по полям Сказать о том, как «тихо розы бегут по полям», Есенин смог, только вдохнув в себя благоуханный опыт поэтичной Персии. «Русский мотив» этой строки одухотворяет все 15 стихов цикла.
Слайд 14
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. «Искусство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
Слайд 15
Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Цветовой анализ проливает свет на стиль писателя, на поэтику его произведений, на общие и частные вопросы психологии творчества. Слово выполняет в поэтическом тексте эстетическую роль, а в совокупности с ритмом, мелодией стиха является средством создания образа. Язык, выполняющий эстетическую функцию, хотя и имеет прочные корни в обыденном языке, представляет собой некоторую внутреннюю форму.
Слайд 16
Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст – это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цветы, мы приходим к пониманию его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным: Цветы мне говорят – прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу Её лицо и отчий край.
Слайд 17
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в жизни каждого человека это состоится. А пока... Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад... Мир природы - залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости: Остаться можно в памяти людской Не циклами стихов и не томами прозы, А лишь одной-единственной строкой: «Как хороши, как свежи были розы!» Я. Хелемский
Загадка Бабы-Яги
Акварельные гвоздики
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рисуют дети водопад
Рисуем "Ночь в лесу"