Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место.
Вложение | Размер |
---|---|
brodyachie_syuzhety_i_geroi_v_narodnyh_skazkah.doc | 108 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Лесколовский центр образования»
Реферат
«Бродячие сюжеты и герои в народных сказках»
Выполнил: ученик 5-а класса Степанов Женя.
Руководитель: Пивоварова В.П.
Лесколово
2012
Современная русская литература, развиваясь по своим собственным законам, не пренебрегает, однако, классическими произведениями. Классическая русская литература берет свое начало в древнерусских текстах, которые, в свою очередь, сформировались на основе традиции устного повествования.
Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания народные сказки. Ни для кого не секрет, что народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира. Люди всех времен и народов рассказывают сказки.
Цель изыскания:
исследовать народные сказки. Выявить бродячие сюжеты и героев волшебных сказок.
Задачи:
Рассказать о сказках, как о жанре устного народного творчества и особенностях волшебных сказок.
Исследовать и сравнить сюжетный состав, схожие моменты, героев сказок.
Выявить бродячие сюжеты и героев волшебных сказок.
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (Толковый словарь).
Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях (учебник литературы 5 класс).
Сказки делятся на три группы:
Волшебные сказки.
Сказки о животных.
Бытовые сказки.
Более подробно остановимся на волшебных сказках.
Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны в народе. Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в бытовых сказках. В волшебных сказках приключенческий характер сюжетов. Это выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, которые совершающиеся благодаря тому, что персонажи способны вызывать чудесные явления. Эти явления возникают в результате использования особых предметов. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Чудеса происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов. Сказка наполнена верой в чудесное рождении от выпитой воды ( например, «Марья Моревна» русск. сказка), или ящерицы («Волшебная птица» латышская сказка); о превращении людей в животных, птиц, рыб, насекомых ( «Дочь морского царя» англ. сказка. девушка превращается в тюленя, «Белая уточка»-русск.сказка), о возможности браков с животными («Царевна-Лягушка»-русск.сказка, «Сказка о Принцессе-Мышке»-франц. сказка) и т. д.
Сюжетный состав волшебных сказок исключительно богат.
По сюжетам сказки делятся на группы:
Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником («Два Ивана- солдатских сына» -сражение с тремя морскими чудовищами, «Иван вдовий сын» -борьба с шутом).
Вторая группа сказок отличается тем, что в центре сюжета поиски и освобождение от плена или колдовства невесты или жениха. («Финист-ясный сокол» - Марьюшка спасает Финиста-ясна сокола от царицы- волшебницы. )
Третья группа - сказки о чудесном помощнике, как, например, в сказке «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивко-Бурко», «Крошечка-Хаврошечка» и т.д.
Четвертая группа - сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Волшебное кольцо» - русск. нар. сказка, «Баба Яга», «Фея Цветок» - ит. нар. сказка).
Пятая группа - сказки о чудесной силе или умении. («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Матюша пепельной»- стопудовым мечом срубил столетний дуб с одного удара).
Шестая группа – сказки, которые не укладываются в рамки этих пяти групп. («Снегурочка» - русск. сказка, «Сказка о Золотом Перышке» - ит. сказка.)
Такова основная сюжетная схема волшебной сказки. Сюжетные эпизоды следуют в сказке в определенном порядке. Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, ситуации напряженны, нередко происходят страшные события, многое случается неожиданно, положения, в которые попадают герои, повторяются троекратно:
- три брата три раза выполняют задания («Жар-птица», «Сивка-Бурко»- русск. сказки. «Королевские зайцы» - шведская сказка. «Волшебная птица» - латышская сказка… ).
-три раза бьется герой со Змеем («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Два Ивана - солдатских сына»).
-три препятствия встречает он при достижении цели («Гуси-лебеди»-русск. сказка, «Доброе сердце сиротки»-латышская сказка, «Сказка о Принцессе-Мышке»-франц. сказка…).
-три волшебных предмета («Финист-ясный сокол»- серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы да золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце, «Иван-вдовий сын»- мыло, полотенце и гребешок - русск.сказки, «Волшебная дудочка»- три дудочки - латышская сказка). Сюжет сказки подчинен созданию напряженных ситуаций.
Герои волшебных сказок.
В волшебных сказках действуют необыкновенные герои – мужественные, бесстрашные. Они преодолевают все препятствия на своем пути, одерживают победы, завоевывают счастье не только для себя, своей семьи, но и для всех людей. И если в начале сказки они выступают как Иван-дурак, Емеля-дурак, Простак, то в конце обязательно превращаются в красавцев.
Любимый герой русских народных сказок — Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Это младший из трех сыновей царя. Олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну («Царевна- Лягушка», «Иван-царевич и серый волк» - русск. сказки), или один выполняет наказ батюшки царя («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). И за свое героическое поведение получает царство или чужие полцарства, и царскую дочь.
Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын. Он проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство («Летучий корабль»).
На героев русских народных сказок похожи герои западных сказок. Так, например, в латышской народной сказке «Волшебная птица» - Простак. Он младший из трех сыновей царя. Обладает такими же качествами, как и Иван-царевич. Во многих зарубежных сказках встречается сын простых людей, который проходит испытания в поисках счастья («Пойди туда - не знаю куда, принеси то – не знаю что»). Он похож на Иванушку-дурачка. Герои западных сказок также бесстрашны, ответственны и всегда добиваются своей цели.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Объедало, Опивало, Стреляло и др.
Образы женщин-героинь в народном представлении необыкновенно красивы. Они мудры, владеют колдовской силой, находчивы (Елена Прекрасная, Марья Моревна, Красавица жена…).
Как мы видим, положительные герои народных сказок разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, и женская мудрость.
Противники положительных героев – страшные чудовища (Кощей, Баба Яга, Змей Горыныч – русск. сказки. Псоголовец, Людоед, Колдунья – западные сказки). Они жестокие и коварные.
Баба Яга – старуха волшебница. Согласно сказкам Баба Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. В печи пытается изжарить похищенных детей («Гуси-лебеди» - русск. сказка, «Баба Яга» - ит. нар. сказка). Персонаж сходный с Бабой Ягой встречается в немецких народных сказках – Фрау Холле. Но Баба Яга не всегда злой персонаж. Двойственная природа Бабы Яги связана с образом хозяйки леса, которую надо задобрить. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, либо герой убегает сам. В основном она помогает героям за их трудолюбие, воспитанность. В этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Змей Горыныч во многих сказках похищает красивых девушек ( среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто полакомиться ими.
Итак, рассмотрев подробно сюжетный состав народных сказок, их героев, мы делаем вывод, что все эти образы и сюжеты перекликаются в русских народных и западных сказках. В них много общего.
Как и для чего создавались волшебные сказки? На этот вопрос нет точного ответа. Мнение о том, что волшебная сказка имеет прямое происхождение из мифа, остается спорным. Однако мифология дала фантастическую основу для сказки.
Волшебные сказки создавались в период феодального строя. Народ находился под рабским гнетом феодалов. У них не было возможности создать свою письменную литературу. Поэтому и появилось так много сказок. Мысль, выражаемая в сказке, принадлежит народу и имеет жизненные основания. В них отражается основы труда и быта людей. Угнетенный и часто голодный народ мечтал о хорошей жизни, о свободе. Отсюда в сказках появляется скатерть-самобранка, или в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» - сват Наум, который может накормить всех. Волшебные предметы, которые встречаются в сказках, помогают одолеть противника, стать свободным и богатым.
Народ во все времена любил слушать сказки, погружаться в их таинственный мир. Отмечал любимых героев и любимые сюжеты. Они повторяются во многих сказка. Отсюда и появились бродячие сюжеты.
Использованная литература:
1. «Чудесные ягоды» сост. А.Нечаева, М.: Детская литература,1983
2. Латышские народные сказки, сост. Ю.Ванаг, М.: Детская литература,1989
3. Итальянские сказки, Н.Котрелева, М,: Правда,1991
4. «Про ленивую и радивую». Сборник сказок, М: детская литература, 1986
5. Бриллиантовая книга лучших сказок мира, сост. Г.П.Шалаева, М: ТКО «АСТ»; Филолог. об-во «Слово», 1996
6. Новикова Н. Русские народные сказки. Статья. http://russkazka.narod.ru/
Просто так
Ласточка
Заколдованная буква
Два Мороза
Снегири и коты