Путевой очерк повествует о жительнице поселка Владиславский Шуляк Т.В.
Вложение | Размер |
---|---|
vladislavskaya_pravednica.doc | 39.5 КБ |
Путевой очерк
Владиславская праведница.
Не стоит село без праведника.
А.И.Солженицын
Есть на карте Коченевского района небольшой поселок со звонким названием Владиславский. Почти 20 лет назад жители этого поселка переселились в близлежащие села Овчинниково и Новомихайловка, кто-то уехал в Коченево, молодежь осталась в городе. Но село еще живет, существует официально по всем документам. Прописана и проживает во Владиславке одна жительница - Шуляк Татьяна Васильевна. Зимой Татьяна Васильевна живет у дочери в Овчинниково, а как только пригреет весеннее солнышко, баба Таня, как называют ее в деревне, уезжает в родное село. Восемьдесят шестую весну встречает владиславская жительница на Родине, в своей деревне. Родные стены врачуют ее душу, дают новые силы, и только здесь, в родном доме, на родной владиславской земле она отдыхает душой и сердцем.
Мы впервые ехали во Владиславку, чтобы встретиться с этой удивительной женщиной, о которой так много слышали от односельчан. День был жаркий. Вокруг проселочной дороги колосились поля пшеницы. Густой лес обступал со всех сторон. И только щебетание птиц и стрекотание кузнечиков нарушали лесную тишину. Природа здесь была великолепна. Вдали показались крыши домов. Мы въезжали в селение. Местность открывалась живописная: кругом зеленый лес, повсюду пестреют полевые цветы, пахнет земляникой.
Дом бабушки нашли сразу. Усадьба была ухоженная, дом побелен, трава скошена, под окном дома клумбы с цветами. Во всем чувствовался хозяйский пригляд: и огород с посаженными овощами, и бочки с дождевой водой, и поленница березовых дров. Татьяна Васильевна встретила нас у крыльца, гостеприимно пригласила в дом. В комнатах было чисто и по-деревенски уютно. На окнах – веселые шторы-задергушки, на полу самотканые дорожки. Интерьер комнат ничем не примечателен на первый взгляд, но сколько истории хранят эти стены, на которых висят фотографии самых близких и родных людей.
Главное украшение дома составляет старинная икона Божьей Матери, которой, по словам бабушки, благословляла ее тетка. Именно вера помогала и помогает этой женщине преодолевать жизненные трудности, быть терпимой, доброй и отзывчивой. В правом углу кухни красовалась по-хозяйски выбеленная, немного покосившаяся от старости печь. Скольких она накормила, напоила и согрела за 60 лет! Она и сейчас продолжает служит своей хозяйке в холодные осенние дни. Не случайно по народным поверьям вторым по значению «центром святости» в доме считалась русская печь.
Татьяна Васильевна не могла скрыть радости, когда услышала просьбу рассказать о своем селе. Она внимательно и пытливо всматривалась в лица непрошеных гостей и ждала от нас обнадеживающих ответов на многие вопросы. Только потом нам стало понятно, почему несколько раз баба Таня повторяла один и тот же вопрос: «Вы, наверное из сельсовета?» Она ждала от представителей власти ответ на самый мучительный вопрос: «Неужели нашей деревни скоро не будет? Может кто-нибудь пропишется здесь?»…
Баба Таня поведала историю своей нелегкой жизни: трудное сиротское детство, военные годы, непосильная работа в колхозе. Сколько горя и потрясений пережила эта женщина! Со слезами на глазах вспоминала баба Таня суровые годы: «Трудно было растить пятерых детей. Работала дояркой, заготавливала наравне с мужиками силос, косила сено, мазала колхозные сараи. Приходилось много работать» Говорила она тихо, неторопливо, часто останавливаясь в глубокой задумчивости. Голос был мягкий, немножко с хрипотцой. Речь красочная, выразительная, с приговорками да прибаутками. Сколько света, жизни было в ее лице, когда она вспоминала свою молодость, людей, с кем «вместе правили праздники и будни»: «Люди у нас в деревне жили дружные и трудолюбивые, сейчас не в каждом селе таких найдешь, и в горе, и в радости-все вместе.» « Вот и жили бы все здесь, почему так случилось, что деревня распалась? Кто в этом виноват?», -навязчиво задавала один и тот же вопрос баба Таня.
Богата была владиславская земля вековыми народными традициями, которые хранили и передавали жители села из поколения в поколение, главное, что сохранили любовь к крестьянскому труду, к родной земле. «Ведь и сейчас у нас живут дачники, сажают картофель, собирают грибы, ягоды»,- с гордостью рассказывала баба Таня. Вот и нам она посоветовала сходить на Мазуров бугор, где всегда много земляники растет.
Сколько бы не рассказывала бабушка о деревне, о людях, о своей жизни, разговор постоянно переводила на детей, внуков и правнуков. Ведь только о них все ее тревоги и переживания. Все дети живут благополучно, часто навещают свою мать, проявляют заботу о ней, переживают, с тревогой отправляя ее в очередной раз во Владиславку. А совсем недавно Татьяна Васильевна в очередной раз стала прабабушкой! Так что некогда стареть и болеть, ведь жизнь продолжается!
Мы покидали Владиславку с грустным чувством. К сожалению, нечем было утешить последнюю жительницу села. Попрощались, сфотографировались на память. А баба Таня долго еще стояла у калитки, по-деревенски приложив ладонь к лицу, прощаясь с нами. О чем думала бабушка, растревоженная всколыхнувшимися воспоминаниями?!
Встреча с Татьяной Васильевной вызвала в душе глубокие впечатления. Ушедшие в небытие русские деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Уходят в полном молчании. Вот и поселок Владиславский обречен на вымирание, как и многие деревни Новосибирской области, которые в последние годы исчезли навсегда. Только мы не должны похоронить вместе с ними свою память. Пусть история жизни владиславской праведницы положит начало великому делу: созданию в районе «Летописи исчезнувших деревень», в которой старожилы расскажут потомкам о деревне на основе воспоминаний, фотографий бывших жителей деревень.
Карандаши в пакете
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем подснежники гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей