Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_bratev.doc | 28.5 КБ |
azbuka.doc | 29.5 КБ |
bukvar.doc | 28.5 КБ |
detstvo_bratev.doc | 28.5 КБ |
kirill.doc | 31.5 КБ |
сочинения детей | 26.5 КБ |
Сочинение ученика 3 «Б» класса Бойцова Даниила
Детство Кирилла и Мефодия.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
В дружной и счастливой семье знатного военачальника Льва, жившего в греческом городе Салоники, было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме родного греческого языка прекрасно говорили по-славянски, общаясь со своими сверстниками-славянами. В то время в Салониках жило много славян, бывших пленных и рабов, захваченных греками в постоянных войнах.
Когда самый младший из детей Льва Константин только научился читать, старший – Мефодий, уже покинул отчий дом, отправившись на государственную службу. Он был назначен императором воеводой в Македонию, благодаря своему знанию славянского языка.
Младшего Константина отличало от других детей как слабое здоровье, так и незаурядные умственные способности. Уже к пятнадцати годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языке. Способный мальчик был взят ко двору. Вместе с детьми императора он стал учиться в высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, еврейский и арабский языки, музыку и другие науки. Его наставниками были лучшие учителя империи, в числе которых знаменитый Фотий, будущий Константинопольский патриарх. За свою любовь к философии Константин получил прозвище «философ», которое осталось за ним на всю жизнь.
У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали. Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов.
Мы, славяне, счастливы, что знаем имена своих первоучителей — тех, кто создал для славян азбуку, написал первые тексты и книги на славянском языке, положил начало школьному обучению и книжному богатству славян.
Все славяне, хранящие православие и православную культуру, свято чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия. Россия никогда не забывала имен Кирилла и Мефодия и всегда хранила память об их просветительном подвиге. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские».
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза
Кирилл и Мефодий
Все Славяне с давних пор
Вели древний разговор,
Говорить кому и как
И как правильно писать.
А Мефодий и Кирилл
Азбуку нам подарил,
Чтоб друг друга понимали,
Книги умные читали.
И теперь учителя
Учат грамоте меня.
Вот такие люди жили,
И труды свои творя
Грамотный и ты и я.
Кто создал для нас славянскую азбуку?
С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?
У славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем также имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.
Братья Кирилл и Мефодий родились в IX веке в семье знатного и богатого военачальника по имени Лев в греческом городе Солуни. Мефодий – был старшим из семи братьев, а Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, – самым младшим.
Кирилл с детства был очень одаренным мальчиком. Он воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. Когда Кириллу было семь лет, ему приснился сон, предзнаменовавший его будущее.
У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали.
Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов. Так святой Кирилл выбрал уединение для того, чтобы посвятить себя Богу.
Молитва и учение привлекали Его более богатства и земных радостей. Вместе со своим братом Мефодием он уединился в монастыре и, трудясь, с молитвой и постом, составил славянскую азбуку. И вот азбука была готова. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица.… А почему она так называется? По имени Кирилла, одного из ее составителей.
Азбука – именно с нее все и начинается. Азбука является основой любого языка, позволяет иметь письменность. Благодаря письменности смогли появиться книги: сначала рукописные, потом печатные, а ведь книги собирают и во многом сами составляют культуру всякого народа.
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян...
И, сладким звуком их имен
Свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Мы благодарны Просвещенью.
Наука - солнце, душу грей!
Рукой отцов благословленный,
Иди в историю смелей!
К апостолам высокославным.
Любовь святая глубока.
Дела Кирилла и Мефодия
В славянстве будут жить века!
Первая славянская азбука.
В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций.
Я расскажу вам о том, как создавалась славянская азбука.
Первые буквы алфавита А, Б, В, Г, Д ... . А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука). Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года.
Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. В те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осоваивали чтение.
Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты:
Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари.
Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.
Нужны ли они нам в современной жизни? Где и когда мы ими пользуемся?
Сочинение ученика 3 «Б» класса Бойцова Даниила
Детство Кирилла и Мефодия.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
В дружной и счастливой семье знатного военачальника Льва, жившего в греческом городе Салоники, было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме родного греческого языка прекрасно говорили по-славянски, общаясь со своими сверстниками-славянами. В то время в Салониках жило много славян, бывших пленных и рабов, захваченных греками в постоянных войнах.
Когда самый младший из детей Льва Константин только научился читать, старший – Мефодий, уже покинул отчий дом, отправившись на государственную службу. Он был назначен императором воеводой в Македонию, благодаря своему знанию славянского языка.
Младшего Константина отличало от других детей как слабое здоровье, так и незаурядные умственные способности. Уже к пятнадцати годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языке. Способный мальчик был взят ко двору. Вместе с детьми императора он стал учиться в высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, еврейский и арабский языки, музыку и другие науки. Его наставниками были лучшие учителя империи, в числе которых знаменитый Фотий, будущий Константинопольский патриарх. За свою любовь к философии Константин получил прозвище «философ», которое осталось за ним на всю жизнь.
У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали. Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов.
Мы, славяне, счастливы, что знаем имена своих первоучителей — тех, кто создал для славян азбуку, написал первые тексты и книги на славянском языке, положил начало школьному обучению и книжному богатству славян.
Все славяне, хранящие православие и православную культуру, свято чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия. Россия никогда не забывала имен Кирилла и Мефодия и всегда хранила память об их просветительном подвиге. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские».
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза
Кирилл и Мефодий
Все Славяне с давних пор
Вели древний разговор,
Говорить кому и как
И как правильно писать.
А Мефодий и Кирилл
Азбуку нам подарил,
Чтоб друг друга понимали,
Книги умные читали.
И теперь учителя
Учат грамоте меня.
Вот такие люди жили,
И труды свои творя
Грамотный и ты и я.
Святые Кирилл и Мефодий.
Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом языке. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? Славянская азбука... Мы - я, мои родители, дедушка, бабушка - славяне. Значит, это наша азбука? Аз, буки, веди, глаголь... Что это за названия букв такие чудные? Мама поясняет: «Это кириллица». Её создали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Понимаю: кириллица - по имени одного из братьев. Ясно мне и то, что это было давно - в девятом веке. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной.
Мне стало интересно: почему буквы славянской азбуки так называются, и я занялся расследованием. Вот что я узнал:
Азъ - "я".
Буки (букы) - "буквы, письмена".
Веди (веде) - "познал", совершенное прошедшее время от "ведити" - знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки:
Глагол - "слово", причем не только изреченное, но и написанное.
Добро - "достояние, нажитое богатство".
Есть (есте) - з л. ед. ч. от глагола "быть".
Глагол добро есте: слово - это достояние.
Но придумать - это полдела. Надо было перевести книги с греческого языка на славянский язык, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
Кирилла в миру называли Константином. Мое имя тоже Константин. Я узнал, что в переводе с латинского языка, это имя означает «стойкий, постоянный». Вся жизнь великого святого подтверждает эти слова. Мне нравится учиться и узнавать много нового и интересного. Я - отличник. Но всем ребятам необходимо много учить и много читать, чтобы хорошо учиться.
Константина - Кирилла Философа и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу.
Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского мира!
Сочинение ученицы 3 «Б» класса Широбоковой Ксении Первые рукописные книги
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей,
Вытекает и старится
Если ты выпустишь книгу из рук!
В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги. Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного.
Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Первые книги писались на дорогом пергаменте. Пергамен (от названия города Пергам в Малой Азии) — особо выделанная телячья кожа.
Работа писца начиналась с разметки страницы определения места для инициала – первой заглавной буквы, прочерчивания строчек будущего текста. Каждая буква имела строго определенное, уставное начертание. Все строчки в рукописных книгах были ровными, примерно, одинаковой длины.
Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Фразы, которые писец хотел выделить, он воспроизводил другим цветом — красным (киноварью). Заголовки, инициалы, заглавные буквы или буквицы писали красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».
Иногда для этого использовалась золотая краска. Ее приготовляли его из золотого порошка, который смешивали с рыбным клеем.
Орудием письма служило перо. Перья были преимущественно гусиные, иногда лебединые и даже павьи (павлиньи).Листы перед письмом разлиновывались линейкой и цепочкой в один или два столбца.
Рукописи стоили очень дорого. Чтобы сохранить их люди придумали переплет. На Русь он пришел вместе с первыми книгами. Переплет изготовлял особый мастер. Форма переплета на протяжении многих столетий оставалась неизменной. Собранные в тетради листы пергамента пришивали к шнурам или «плетям», которые делали из конопляных нитей. Корешок промазывали клеем, а затем будущую книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы ее были одинаковыми. Концы шнуров продевали в отверстия, высверленные в хорошо оструганных сосновых или березовых досках. Доски и служили основой переплета. Шнуры закрепляли в отверстиях, а потом доски обшивали кожей или тканью. Кожу и ткань покрывали тисненым рисунком. Края переплета украшали медными угольниками, а к нижней крышке прикрепляли ножки При чтении книга как бы опиралась на них, и ее переплет не истирался, сохранялся дольше. Иногда переплет оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.
Мороз Иванович
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Пустой колос голову кверху носит
Растрёпанный воробей
Что есть на свете красота?