детские сочинения
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение | 47 КБ |
Оганесян Мария,Тарасов Никита
Сочинение ученицы 3»Б» класса Адоньевой Виктории.
Сперва «Аз» да «Буки», а потом и науки.
Давно-давно в городе Новгороде жил да был мальчик по имени Онфим. И давно хотелось этому Онфиму грамоте выучиться. Собралась как-то вся Онфимова семья за столом. Онфим и говорит младшим братьям и сестрам.
Семья мальчика Онфима сидит в горнице за столом.
-Вот подрасту, наукам разным выучусь, буду книги читать, на службе в храме помогать, - сказал Онфим.
-Решили мы, Онфим, что и вправду пора тебе учиться. Голова всему начало: где ум, там и толк. Отдадим тебя в школу к учителю грамоты. Ведь путь к книжному познанию начинается с азбуки. Сперва «Аз» да «Буки», а потом и науки, - сказал отец.
-Как в школу, сынок, придем, ты перекрестись, поклонись святым иконам, а потом поклонись учителю. Доброе начало – половина дела, - сказала мать.
Наутро повели родители Онфима в школу.
Рядом с храмом домик,
Окна смотрят в сад.
Это небольшая
Школка для ребят.
Тут в уютном классе
Парты в ряд стоят,
Яркие картины
По стенам висят.
А в углу лампада
У икон горит:
Обучаться чадам
Сам Господь велит.
Семья входит в школу. В классе за столом уже сидят ученики, учитель стоит перед ними.
Давайте сравним, как учились ваши ровесники несколько столетий назад. Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книге. Тут же другой ученик, в чем – то провинившийся, ожидает наказания. Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом на обед).Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат». В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда.
В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк,-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамоту была!
Вот каким пером писали-
Из гусиного пера.
— • —
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. Церковно-славянской азбукой-"Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.
Разноцветное дерево
"Морская болезнь" у космонавтов
Алые паруса
Мать-и-мачеха
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"