Материал о защитниках отчизны 1812 года
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 80.29 КБ |
X Региональной научно-практической конференции школьников «Эврика»
Секция литературоведения
Отечественная война 1812 года в русской поэзии 19 века
Автор: Корнилович Денис
МКОУ ВСОШ №2, 10 класс
с. Венгерово
Научный руководитель:
Корнилович Ольга Ефремовна
учитель русского языка и литературы
высшей квалифицированной категории
Контактный телефон руководителя:
_____________+79130196473________
с. Венгерово, 2015
Анализ произведений о войне 1812 года
Тема войны 1812 года в поэзии Ф.Глинки
Тема войны 1812 года в поэзии Жуковского
Тема войны 1812 года в баснях Крылова
Тема войны 1812 года в поэзии Н.М. Карамзина
Тема войны 1812 года в поэзии Лермонтова
Список использованной литературы
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и сейчас волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России. Специально о войне 1812 года написано более 10000 книг и статей, не считая великого множества разделов мировой литературы о Наполеоне .
Я выбрал тему «Отечественная война 1812 года, так как хотел побольше узнать об этом важном историческом времени. 1812 год имел огромное значение для России и для всей Европы.
Победа 1812 года вызвала порыв справедливой гордости, справедливой уверенности в себе, потрясла сердца, вызвала лихорадочное возбуждение во всем российском обществе.
-повышенный интерес к событиям Отечественной войны 1812 года.
-низкий уровень патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
Основные исторические вехи войны 1812 года в поэтическом отражении Лермонтова, Жуковского и некоторых других наших прославленных русских стихотворцев.
Считается возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с литературой периода Отечественной войны 1812 г, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма учащихся.
-рассмотреть литературные труды известных поэтов о Великой Отечественной войне 1812 года как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности.
-собрать справочный материал об Отечественной войне 1812 года;
-привести примеры произведений из биографий поэтов;
-проанализировать полученные результаты и сделать вывод о значении исследуемых событий;
-воспитать любви к Родине;
-провести диагностику.
1. литература по вопросам теории и методики проблемы;
2. хрестоматии, справочники
3. библиотеки, виртуальные музеи
Чтобы получить глубокое представление о событиях Отечественной войны 1812 года и узнать, какое отражение они нашли в произведениях русских поэтов, мною было изучено творчество следующих авторов: Ф. Глинки, В.А.Жуковского, Г.Р.Державина, И.А.Крылова, Н.М.Карамзина М.Ю. Лермонтова.
Мною был проведен опрос среди учащихся 10-11 классов с целью узнать, каких авторов, посвятивших свои произведения событиям Отечественной войны 1812 года, они могут назвать (см. Приложение 1)
А теперь я представляю упорядоченные в хронологической последовательности исследования, касающиеся выбранной мною темы «Война 1812 года в русской поэзии».
Так, например, Ф. Глинка после войны создает целую «сюиту», в которой отражает наиболее значительные события Отечественной войны — битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь»). Как и вся поэзия той поры, эти произведения лишены исторической конкретности — события угадываются лишь по именам действующих в них лиц и по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют только стихотворения, посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру.
Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальное обращение Ф. Глинки к народной поэзии, к стилю солдатских песен, о чем он говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов справедливо замечает «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"».
Глинка участвовал в Бородинском сражении, в Тарутинском, проделал весь заграничный поход. Закончил войну он в чине капитана, с множеством боевых наград, среди которых были золотая шпага с надписью "За храбрость", ордена Владимира с мечами, Анны и специальная награда короля Пруссии бриллиантовая звезда за солдатские песни, которые были переведены на немецкий язык и воодушевляли немцев в борьбе против Наполеона.
От гнетущих впечатлений настоящего мысль охотно уходит в прошлое, чтобы там, в славных воспоминаниях, черпать живые силы бодрости и надежды, Полтава — вот наиболее частые и близкие исторические аналогии: Наполеону грозит участь Карла XII, которого «гордость завела к Полтаве, и гордый с колесницы пал»; поэтому
«Умрем, как прежде умирали,
С Донским, Пожарским злых карали,
С Екатериной иль Петром...
Греми отмщенья страшный гром»
Федор Глинка, сидя у полевых огней под Смоленском, пишет солдатскую песню, которая распевается в полках:
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы — вся история России, великие деяния ее «героев славы».
В тематике Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут”; Дмитрия Донского, который “летит погибельной грозой на рать иноплеменных”. Здесь и Петр I с его победой под Полтавой, и “грозный наш Суворов”. Вспоминая о славных предках, Жуковский заканчивает поэму замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.
Жуковский поёт славу героям, отличившимся в борьбе с Наполеоном, вспоминая подвиги каждого. “Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!” Это о Кутузове, благодаря которому “не предана Москва на расхищенье”. Дальше - “хвала сподвижникам-вождям!” Жуковский вспоминал Ермолова, “витязя юного”; Раевского, вышедшего “против мечей с отважными сынами”. Очень тепло пишет Жуковский об известном герое войны 12-го года Василии Давыдове, который в мирной жизни слыл “певцом, вина, любви и славы”, на поле боя был “ пламенным бойцом”. С горечью говорит о любимом всеми Багратионе, ставшем “добычей лютой битвы”.
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю.» Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: «Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть.»
В своих произведениях И.А.Крылов откликнулся на важные события военной эпопеи. Это такие басни как: «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».
Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц, например, Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по пустому,
Где нужно власть употребить…
В басне «Волк на псарне»Крылов изобразил тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк – Наполеон с ловчим – Кутузовым. В речах Волка близко к оригиналу передаются фразы Наполеона из его послания, переданного Лористоном («Пора положить предел кровопролитию. Нам с вами легко поладить…»). Ловчий не поверил Волку и выпустил на него гончих стаю. Эти события легли в основу пословицы: «Поджал хвост, что волк на псарне», записанной В. Далем. Известно, что эту басню Кутузов читал солдатам и при словах: «Ты сер, а я приятель сед» – снимал фуражку и показывал свою седую голову.
Басня «Обоз» оправдывала мудрую тактику Кутузова: оставляли Москву французам ради спасения своей армии и ослабления неприятельской. Кутузов не изменил своего плана, несмотря на приказ царя действовать решительно, и, подобно крыловскому коню, вывез на себе воз целым и невредимым. В басне «Щука и Кот» изображена неудача адмирала Чичагова, который должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину. Адмирал сбился с правильного направления и при столкновении с французами потерял часть обоза и свою канцелярию. Об этом аллегорически говорится в стихе: «И крысы хвост у ней отъели». Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник
События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Император, мечтавший о большой славе и добыче, «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским (этот титул он получил за победу под Красным 6 ноября 1812 г.)
Во всех баснях этого цикла Крыловым отражены народные взгляды на Отечественную войну, резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.
Заметным явлением поэзии той поры стала ода Н. Карамзина «Освобождение Европы и слава Александра I » (1814). Он поставил перед собой утопическую, но великую в своем гуманизме цель — воссоздать прошлое ради исцеления пороков настоящего, на опыте принесенных жертв, испытанных заблуждений, помочь людям стать людьми, просветить их разум, объяснить, в чем состоит их долг, указать им путь ко благу и справедливости. Именно поэтому Пушкин говорил, что труд Карамзина «есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека».
Минувших зол воспоминанье
Уже есть благо для сердец, —
говорит он. И далее:
Забудем зло, но рассуждая,
Нас опыт к Мудрости ведет...
Мудрость просвещает умы царей и народов, убеждает их в необходимости беречь главное благо — мир. Прошли времена торжества Аттил и Чингисханов. Наш век — век просвещения. И не может восторжествовать тот, кто
И землю претворять в могилу…
Пусть судьба Наполеона послужит грозным предостережением тем, кто пойдет «путем насилия, обмана», кто будет стремиться к «умножению областей», а не к «мирному счастию людей».
Оставаясь в пределах традиционного изложения «истории Наполеона» и традиционных его характеристик («злодей», «тиран», «лютый тигр, не человек» и т. п.), Карамзин, однако, последовательно проводит весьма знаменательную мысль о том, что фигуры, подобные Наполеону, находятся в вопиющем противоречии с духом времени, что
Сей лютый тигр, не человек,
Явился в просвещенный век.
Он явился в то время, когда
Уже гордились мы Наукой,
Ума плодом, добра порукой
И славились искусством жить…
Преступление Наполеона, таким образом, тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье. Самая суть мысли Карамзина заключалась в предостережении всем царям, в том числе и Александру I, хотя как раз он и представлен здесь как орудие Провидения, просвещенный властитель, способный оградить незыблемые права человека. Утверждая должное как уже достигнутое, поэт обязывает царя блюсти эти права.
Пусть судьба Наполеона послужит грозным предостережением тем, кто пойдет «путем насилия, обмана», кто будет стремиться к «умножению областей», а не к «мирному счастию людей».
Не для войны живет властитель:
Он мира, целости хранитель...
В спокойных строфах Карамзина слышатся поучения, предостережения, прозрения, звучащие актуально и в наши дни. Они сохранят это звучание, пока на земле будут появляться «властители», которых не привел к мудрости опыт ни Наполеона, ни его неудачливых последователей.
«Два великана» - стихотворение М.Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.
Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.
Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».
еще в 1830—1831 гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», в котором не без основания видят первый вариант будущего «Бородина». И как это ни парадоксально, но, пожалуй, именно на примере этих двух вариантов легче всего уяснить то новое, что принесло в тему Отечественной войны поколение Лермонтова.
По своему «жанру» «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении.
Общий образный строй несет на себе явственные следы старой условно-романтической палитры. Например:
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Шестнадцатилетний поэт правдиво описывал картину боя:
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Да, так и было. И Багратионовы флеши, и батарея Раевского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки. «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении, — вспоминали очевидцы. — Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью... »
«Бородино́» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.
Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1830—1831 годы, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы М. Ю. Лермонтов решил создать совершенно новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием и иной идейной направленностью. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории; о нерушимой взаимосвязанности прошлого и настоящего России, о роли конкретного события в истории народа и страны. В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что рассказывает не офицер, а безымянный солдат, мудрый и проницательный участник освободительной войны. Это придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться личность Петра Багратиона, раненного на поле боя, а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.
Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального повествования, которое получает органичное звучание. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри — не вы!».
Риторические восклицания « Ну ж был денек!» и «Вам не видать таких сражений!» ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского сражения, о силе врага, о том, каким усилием была завоевана победа. Риторическое восклицание «Наш рукопашный бой!» говорит о гордости старого солдата русской богатырской силой.
Солдат, ведущий повествование, выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, непримиримый, бескомпромиссный, несгибаемый Глинка, страстный и в торжестве и в злости неуемный Востоков и провидец Державин.
Лермонтов в количественном отношении написал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и для потомков. Не случайно именно «Бородино» вошло в историю русской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Не случайно и то, что ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и так актуально в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистика военных лет пестрела цитатами из этого произведения. Оно постоянно звучало по радио и в исполнении чтецов, и положенное на музыку. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 года с аншлагом: «Ребята, не Москва ль за нами!» Со строками из «Бородина» обратился к 28 героям-панфиловцам политрук Клочков накануне легендарного боя у станции Дубосеково. 27 июля 1941 года, в день, когда страна узнала о подвиге капитана Гастелло, «Правда» писала: «Бородино» — величайшая ценность русской литературы. Нет русского человека, любящего свою родину, который не знал бы этого стихотворения, который бы не был обязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием».
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
В заключение хотелось добавить, что рассмотренные в данной исследовательской работе поэтические произведения являются для нас такими же живыми «документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальные свидетельства Давыдова и Орлова, того же Ф. Глинки и Дуровой, Лажечникова и Батюшкова.
1812 год явился важнейшей страницей истории России, а также истории русской литературы и поэзии. Хочется верить, что нынешнее поколение будет больше интересоваться историей нашего Отечества и обращаться к страницам русской поэзии.
На вопрос: «Каких вы знаете поэтов, посвятивших свои произведения Отечественной войне 1812 года?» среди учащихся 10-11 классов, я получил следующие результаты:
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Музыка космоса
Рождественские подарки от Метелицы
Агния Барто. Сережа учит уроки