Сочинение было написано в рамках фестиваля русского языка имени О. Трубачева, который проходил в Волгограде. Работа стала приезром в городском конкурсе.
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk-eto_okean.doc | 33 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №103
Советского района г. Волгограда
Сочинение
«Язык – это океан» (по материалам очерков О.Н. Трубачева)
Работу выполнил
обучающийся 6 б класса
МОУ МОШ №103
Бакушин Владислав
Учитель
русского языка и литературы
Капустина Валентина Александровна
Волгоград, 2012
«Язык – это океан».
Сегодня ночью мне приснился удивительный сон. Я очутился на берегу океана. Уже темнело, солнце садилось, отражаясь в воде. Поэтому на водной поверхности можно было заметить красивые солнечные блики, которые переливались то желтым, то ярко оранжевым цветом. Где-то вдалеке проплыла большая рыба, взволновав воду. Возникли небольшие волны, побежали разноцветные блики, разнося тысячи отблесков…
Я смотрел и любовался красотой этого могучего, безбрежного, волнующего океана. Меня словно пленило его спокойствие, величие. Небольшие волны ласково щекотали мои ноги, до глубины души я был тронут их удивительной синевой. Сердце замирало от и восторга и восхищения! Я подумал о том, сколько тайн может хранить океан! Пожалуй, ни в одном языке мира не хватит слов, чтобы описать это великолепие, передать те чувства, которые охватили меня…
Как ни странно, на следующий день на уроке литературы была тема о богатстве и красоте русского языка. Мы ознакомились с очерками О.Н. Трубачева «Меняющийся мир и вечные слова», «Образованный ученый», «Книга в моей жизни» и другими. Олег Николаевич Трубачев – наш земляк, известный ученый-филолог, который всю свою жизнь посвятил работе со словом, составлению словарей.
Во многих своих очерках ученый рассуждает о том, что такое язык, делая выводы, что дать точное и емкое определение этому понятию очень трудно. Он пишет: «...В повседневных интересах огромного числа людей язык занимает центральное место, если даже это может быть не всегда явным или признанным… Язык – это «система систем». Все мы согласны с тем, что язык есть выражение, реализация нашего сознания, что он является средством коммуникации… Язык, еще по мысли Платона, – это орудие взаимопонимания». Ученый рассуждает о том, понятие язык гораздо сложнее, чем просто «устные и письменные тексты, то есть все, что говорится и пишется». Особенно меня поразили следующие слова О. Трубачева «Язык – это океан и он имеет огромные глубины. Есть пена, и есть на самой поверхности некое волнение, а есть такие глубины, где в это же время стоит тишина»…
Мне вдруг подумалось, какое странное совпадение – сон про океан, и на уроке литературы мы говорим про океан! Только про океан в переносном смысле, про океан слов, в котором мы пребываем каждую секунду! Какое великолепное, удивительно тонкое сравнение!
Домашнее задание у нас было найти и выписать из толковых словарей определение понятия «язык». Отрыв словарь В.И. Даля, я прочитал: «Язык, словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих». У С.И. Ожегова – «исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе». Ради интереса я посмотрел и определения океана: «Океан – всемирное море; водное пространство, окружающее весь материк земной, сушу, и занимающее более двух третей земной поверхности» С.И. Ожегов предлагает и переносное значение слова – например, океан знаний, где знания рассматриваются как нечто глубокое, безмерное, сложное, таинственное.
По такому же принципу можно сравнить язык и океан! Наш язык, такой же великий, могучий, безбрежный как океан. «Великий – сравнительно с другими обширный, большой», «могучий – превышающий обычную меру, крепкий, сильный» (Из словаря В.И. Даля).
А сколько тайн хранит наш язык! Пожалуй, в нем не меньше секретов, чем можно отыскать на дне океана! Например, для меня до сих пор остается загадкой, как одно и то же слово может быть разными частями речи? Например, навстречу – наречие, а на встречу – существительное с предлогом! Вследствие – предлог, а в следствии – вновь существительное!
А многозначность слов! Омонимы, синонимы, антонимы! Загадкой для многих иностранцев остаются любимые нами фразеологизмы! Скажи какому-нибудь англичанину – «у меня душа в пятки ушла», он непременно посмотрит на твои ноги и будет недоумевать – как Душа может там оказаться?!
Богатство нашего языка проявляется в его обширном лексическом составе. Красота его может завораживать ничуть не меньше, чем великолепие мирового океана. Особенно если обратиться к литературному языку, к художественной образности. Рифмы, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности наполняют наш язык красками, делают его «осязаемым», певучим. О.Н. Трубачев часто в своих очерках говорил о писателях и поэтах, которые способны так работать, что им не нужны различные словари. Мастеру слова они не указ, у него «все синонимы – в голове, а вся частота лексем – в сердце… Он способен и на гораздо большее, многим совершенно недоступное и загадочное: я имею в виду воссоздание, оживление забытых, утраченных смыслов слов…».
Я согласен с мнением ученого о том, что «…язык – основа нации, ее бесценное богатство. Наш язык отражает культурные и исторические традиции нашего народа. Он живет, развивается и совершенствуется вместе с народом». Поэтому нужно воспитывать в себе бережное отношение к своему языку, беречь его чистоту. Пожалуй, это не менее важно в нашем сегодняшнем мире, чем различные экологические и иные вопросы.
Уважайте и берегите русский язык! Надеюсь, что слова О.Н. Трубачева станут пророческими: «Русский язык глубок и многослоен, и хочется верить, что он выживет во всех обстоятельствах».
Акварель + трафарет = ?
Басня "Море и река"
Весёлые польки для детей
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Чайковский П.И. "Детский альбом"