в работе анализируются языковые особенности речи героев, употребление заимствованных слов и простаречий, выявляется роль предметно- бытовых деталей в художественном своеобразии произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по литературе | 121 КБ |
Проектная работа
ученицы 10Б класса
МБОУ «Гимназия№4»
Дреминой Екатерины
Роль деталей в художественном
своеобразии романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
2011-2012 учебный год
Руководитель проекта – учитель Бузина Г.А.
План
Роман «Евгений Онегин» ─ «энциклопедия русской жизни».
Распорядок дня Евгения Онегина во время его пребывания в Петербурге.
Как меняется образ жизни и мировоззрение героя после его приезда в деревню.
Значение бытовых деталей в романе.
Описание интерьера в художественной литературе как особый приём изображения характера и образа жизни героя.
Отношение Татьяны и Евгения к высшему свету.
Трагическая судьба главных героев романа.
Почему роман «Евгений Онегин» не утрачивает своего значения в современном обществе.
Роль деталей в художественном своеобразии романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А.С. Пушкина. С самого начала «Евгений Онегин» задумывался писателем как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Известный критик Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», и тем самым подчеркнул особую роль бытовых деталей в романе. Конкретизируя этот тезис, Г.А. Гуковский писал:
«… уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.»
Интересна история комментирования романа. Как только произведение «перешагнуло» свое время и оказалось в новой читательской среде, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В ХХ в. первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появились отдельные издания «Евгения Онегина» с краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные на широкий круг читателей.
В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, быт и интерьер. Но все эти описания главной задачей ставят именно изображение человека.
Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала писателей. Поэтому бытовым деталям в литературе отводится особое, почетное место. Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, жизненного уклада. Во многих художественных произведениях часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть характер и внутренний мир героя. Текст в «Евгении Онегине» построен по принципу, когда внетекстовой мир в романе отображается посредством представления многообразных, очень точных и органически связанных между собой описаний. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени. Безусловно, основное место в романе «Евгений Онегин занимает описание жизни главного героя – молодого столичного «повесы» «Евгения Онегина». Не описание жизни как набора биографический последовательных событий, а именно описание повседневного ее уклада, дает нам представление о той среде, в которой формировался характер Евгения Онегина. Одним из самых важных и интересных примеров такого приема может служить приведенное в романе описание распорядка дня столичного дворянина Онегина. Он ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Любопытно и то, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга могла себе позволить вести подобную жизнь. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербуржских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не позвонит ему обед
Особое значение А.С. Пушкин уделяет описанию обеденного стола:
… Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызгнул ток ,
Пред ним roast- beef окровавленный,
И трюфили, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший свет …
Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечен искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, скосясь, наводит
На ложи незнакомых дам
…Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
… А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Особое отношение героя романа к одежде связано с мнением той общественной среды, в которой он живет, и автор очень точно, в нескольких строках, описывает это:
… Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере…
Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. Важно и то, что он появляется в самый разгар праздника. Это указывает на модное опоздание Онегина, которое подчеркивает его пренебрежение к балу и к внешнему свету. Как пишет Пушкин:
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята…
День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра
И завтра то же, что вчера.
Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна. Онегин скучает. Ему неинтересна, столичная жизнь. Она ему надоедает. На Онегина нападает хандра – он разочаровывается в жизни, хотя совсем еще молод.
… Но к жизни вовсе охладел.
Как Chaild – Harold, угрюмый томной
В гостиных появлялся он…
… Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
И далее:
«Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нем описан быт, неоднократно изображенный до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по - новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу.
Одной из особенностей бытописания в романе Евгений Онегин, весьма существенной при комментировании романа, является то, что знание бытовых реалий необходимо для понимания текста даже тогда, когда они непосредственно не упоминаются или лишь мелькают в виде кратких отсылок, намеков на то, что было с полуслова понятно и автору, и современному ему читателю. В этих случаях необходимые пояснения трудно приурочить к какому-либо определенному слову или стиху, не создавая впечатления искусственности. А между тем отказаться от бытовых пояснений без ущерба для читателя нельзя. Это заставляет нас вынести характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи в отдельный очерк, давая в построчном комментарии отсылки на соответствующие страницы. При этом мы, разумеется, не ставим перед собой цели характеризовать быт эпохи как – таковой внимание будет привлекаться лишь к тем его сторонам, которые прямо или косвенно отразились в тексте пушкинского романа. В тех случаях, когда в тексте романа Евгений Онегина упоминаются конкретные факты быта и рассказ о них не рассредоточен по разным местам романа, а сконцентрирован в определенном месте, пояснения даются в разделе построчного комментария.
Русское дворянство было сословием душе – и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и престижа. Это, в частности, приводило к тому, что стремление увеличивать число душ доминировало над попытками повысить доходность поместья путем рационального землепользования.
Герои Евгения Онегина довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой романа, после получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком:
«Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный»
Быт – часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде, жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода), а также духовных потребностей в повседневном обеспечении душевного комфорта и общении с другими людьми.
Бытовые сцены, а иногда даже целые главы, полностью посвященные быту, составляет значительную важную часть литературных произведений. Очень часто в произведениях прослеживается определение быта как «низкой» стороны жизни человека в противопоставление различных «высоких» сторон: любовь, культура и др.
Быт в широком смысле – уклад повседневной жизни.
Онегин попадает в деревню. Совсем другая жизнь. Отсутствие светской мишуры столичного города, размеренное течение спокойной деревенской жизни, неприхотливая пища определяет иное ощущение о времени. И снова, перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев, которые формируют у нас цельное и законченное представление об укладе деревенской жизни героя романа.
В седьмом часу вставал он летом …
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
Прогулки, чтенье, сон глубокой…
… Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая…
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт…
Но что же наш герой, что изменилось в его жизни? Все та же праздность, отсутствие жизненной цели, существование подчиненное сложившимся бытовым обстоятельствам и отчасти, «деревенским обычаям»
Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
Вдался в задумчивую лень …
Духовное опустошение, отсутствие «движения души» делают его жизнь похожей на жизнь стороннего наблюдателя лишь невольно участвующего в происходящих событиях, но играющего роковую роль в чужих судьбах.
Но Онегин не может оставаться совсем равнодушным к происходящему вокруг него. Автор дает описание дня рождения Татьяны. Для людей живущих в глубинке и далеких от столичных развлечений это событие действительно праздник и отношение к нему неподдельно радостное. Взять хотя бы эпизод со встречей гостей.
..В передней толкотня, тревога:
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум хохот, давка у порога …
Но настоящий ажиотаж и всеобщий восторг вызывает известие:
… Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал!
Девчонки прыгают заранее …
Онегин, как человек духовно развитый и умный, он тонко чувствует сложившуюся эмоциональную обстановку и искренне реагирует на нее. Это видно из сцены поздравления Онегиным Татьяны.
… Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил …
Бытовые представления в структуре пушкинского романа играют совершенно особую роль. Автор тонко выявляет особенности характера своего героя через детали бытовой обстановки, описывая уклад его жизни, формирует не только авторское, но и читательское отношение к герою. Давая описание образа жизни и быта героев, автор формирует ту среду, с которой как с аурой органически связана жизнь героя, позволяя читателю глубоко и точно чувствовать и понимать героя как неразрывное целое с этой средой. Но кроме образа действия в романе отводится немалая роль месту действия.
Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком – либо конкретном пространстве. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развертываются.
Описание окружающего героев пространства является одновременно и детально точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.
Интерьер (фр.intеriеur – внутренний) – архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающие человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трех составляющих:
- строительная оболочка – пол, стены, потолок;
- предметное наполнение (оборудование, мебель);
- функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.
Интерьер – в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.
В этом отношении роман Пушкина не является описательным – автор почти нигде не дает детальных картин места действия. В романе нет описания внутреннего убранства обычного помещичьего дома в деревне или интерьера петербургского аристократического особняка на набережной Невы, он делает лишь скупые указания, акцентируя внимание читателя на отдельных деталях.
Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет – был устойчивым и выдерживался как в планировке петербургского дома так и в деревенском помещичьем доме, в котором сосредоточена и происходит часть действия романа. Вот в главе 2 автор описывает деревенское жилище Онегина. Читателю передается ощущение силы патриархальной традиции, прочности и надежности бытия, создается атмосфера спокойствия и умиротворения, предполагающая глубокое и серьезное отношение к последующим событиям.
Почтенный замок был построен
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах …
Но здесь же, в нескольких строках, представлено отношение ко всему этому «торжеству старины» самого героя романа. При этом автор не раскрывает мнение Онегина, а акцентирует внимание читателя на внутреннем состоянии главного героя, которое и определяет отношение Евгения к окружающей его обстановке.
… Да впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
И далее уже никакой торжественности, а следует прозаическое перечисление вполне заурядных бытовых деталей интерьера, которое, собственно, и завершает формирование у читателя целостного представления о деревенском доме Онегина.
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года
Нельзя не обратить внимание, как с помощью интерьера Александр Пушкин мастерски создает изумительно точную и пронзительную атмосферу домашней обстановки, простой деревенской жизни, того мира, который меняет представление человека о времени, несет в себе память о прежней жизни. Особенно обращает внимание такая деталь интерьера, как «календарь осьмого года», которая превращается в символ истории и традиции, знаменует собой ушедшее время, подчеркивает вечность бытия.
Но с помощью интерьера поэт не только рисует законченные, исторически точные картины. С помощью интерьера автор дает возможность в динамике развития процесса проследить важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. В качестве примера можно представить сопоставление двух фрагментов, рисующих интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе.
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей для зубов …
Но проходит определенный отрезок времени, происходят события, меняющие судьбы героев романа. Мы смотрим на мир глазами главной героини. Татьяна впервые попадает в пустой дом Онегина и видит, какие вещи его окружали, какие книги он читал, как сквозь мелочи быта проявились его как личность, найти то самое «слово», которое отражало бы его противоречивый внутренний мир.
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Косметический салон исчезает, теперь Онегин живет почти в «келье», хотя некоторые светские увлечения им все же не забыты, но он уже больше похож на отшельника, нежели на «мод» воспитанника примерного» и «забав и роскоши дитя». Отсутствие роскоши, простота обстановки, «груд книг», немыслимая в его кабинете прежде, портреты романтических кумиров – все это говорит об изменении жизненных ценностей Онегина, об эволюции его внутреннего мира, является свидетельством его духовного роста.
Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном; так глубину образа героя романа как художественного единства Пушкин передает посредством описания детали. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт интерьера дворянского жилища онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. Создавая интерьер жилища героя романа, автор проникает в глубины души человека, представляя жилище как овеществленную «модель» его внутреннего «я».
Роман Пушкина «Евгений Онегин» - произведение совершенное, необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показа в романе, но каждый ее факт превращен автором в явлении искусства.
Но одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу. Описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание сути происходящих в романе событий, заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа.
Зачастую именно быт и интерьер воплощает в себе сущность такого аспекта поэтики литературного произведения, как художественная деталь, становясь важнейшей чертой образа героя романа.
Сочетание точных и органически связанных между собой описаний «мелочей» быта и деталей интерьера помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека, позволяет судить о внутренней культуре общества того времени.
Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как – уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни является «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.
Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.
Значит, жизнь столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей, собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное составление о высшем петербургском свете.
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые,
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц …
Меткая и точная характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в этих людях главное – чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как следствие, - убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.
Московское дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую «развозят по родственным обедам», чувствует себя бесконечно одинокой и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:
Татьяна вслушаться желает
В беседы, общий разговор,
Но всех гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно …
Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики. Еще более усиливается убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных помещиков. Это, например, дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Таков и отец Татьяны, добродушный лентяй, который «в халате ел и пил и умер в час перед обедом» Но все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие сатиричиские краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и обычаям.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на русской масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод …
Не случайно самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывал не француженка- гувернантка, а крепостная няня. Недаром, охваченная любовь к Онегину, пушкинская героиня открывает душу этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть, разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тридцать лет, и влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе «Филипьевны седой» звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, которую поют дворовые девушки, «сбирая ягоду в кустах», в сказках, поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный колорит.
Но чарующая красота «прелестного уголка», «где скучал Евгений», не находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской глуши – его преследует модная и опасная болезнь века – хандра. Причина ее коренится в том, что лучшие качества Онегина – «резкий, охлажденный ум», наблюдательность, гуманность, порядочность – остаются невостребованными. Ему не выносима скука петербургских салонов и примитивные интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина, которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой другого, так как он больше всего ценил «вольность и покой». Попытка заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо «труд упорный ему был тошен». Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», тоже не могут принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного рабства в России».
Но проблема умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства. Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов, экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая «равнодушною княгиней», законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:
..Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Может быть, эти самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от любимого человека.
Таким образом, пушкинский роман не только познакомил нас с судьбами героев, но и заставил задуматься над теми вечными проблемами, которые существуют в любое время. Он легко и свободно перенес нас почти на два столетия назад. И как в зеркале, предстала эпоха 20-х годов ХIХ века во всех ее проявлениях.
Список использованной литературы
1.А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Полн. собр. Соч, Т.2, М, «Художественная литература» 1986г
2.В.Г. Белинский Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953-1959
3.В.С.Непомнящий «Пушкин. Русская картина мира».Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
4.Г.А. Гуковский «Пушкин и проблемы реалистического стиля». М., 1957.
5.Н.Н Страхов Литературная критика. М., 1976.
Тупое - острое
Два морехода
Снегири и коты
Рождественский венок
Четыре художника. Осень