Тема моего проекта: «Путешествие в Лукоморье». Я выбрала эту тему, потому что мне очень нравится поэзия А.С.Пушкина. Каждая строфа стихотворения « У Лукоморья дуб зеленый…» – отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» - это приглашение в необыкновенное путешествие, в мир русской народной сказки. В 2011 году, отдыхая в Крыму, я узнала, что Лукоморье существует! Мне захотелось об этом рассказать. Я приглашаю всех в Лукоморье!
Цель моей работы: совершить путешествие в Лукоморье.
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_lukomore.doc | 394.5 КБ |
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
Научно-исследовательский раздел «Литературоведение»
«Путешествие в Лукоморье»
Автор:
Резцова Юлия Алексеевна,
ученица 3Б класса;
Руководители:
Козлова Надежда Павловна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 7
Люберецкого района.
2012г.
Введение
Тема моего проекта: «Путешествие в Лукоморье». Я выбрала эту тему, потому что мне очень нравится поэзия А.С.Пушкина. Каждая строфа стихотворения « У Лукоморья дуб зеленый…» – отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» - это приглашение в необыкновенное путешествие, в мир русской народной сказки. В 2011 году, отдыхая в Крыму, я узнала, что Лукоморье существует! Мне захотелось об этом рассказать. Я приглашаю всех в Лукоморье!
Цель моей работы: совершить путешествие в Лукоморье.
Проектным продуктом будет презентация «Путешествие в Лукоморье», в которой будут использованы: литературный анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», мои рисунки и фотографии, сделанные на мысе Фиолент в Крыму, результаты социологического опроса, который я провела с целью изучения актуальности моей темы.
План моей работы:
№ | Этапы выполнения проекта | Какая работа над проектом была проведена на данном этапе | Время выполнения |
1. | Выбор темы и уточнение названия | Когда я узнала, что Лукоморье существует на самом деле, то решила сделать проект: анализ стихотворения или выставку рисунков и фотографий. Мне кажется, изложение собранного материала в форме путешествия наиболее удачно и интересно. | сентябрь |
2. | Сбор информации | Путешествие на мыс Фиолент в Крыму, сбор фотоматериалов. | июль |
Организация социологического опроса в моем классе, для изучения актуальности темы. | ноябрь |
Как я представляю себе сказочное Лукоморье? Выполнение эскизов рисунков. | ноябрь |
3. | Изготовление продукта | Изготовление фотографий, сделанных на мысе Фиолент в Крыму, где находится Лукоморье. | сентябрь |
Проведение литературного анализа стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…» - отрывка из поэмы «Руслан и Людмила». | октябрь |
Обработка данных социологического опроса. | декабрь |
Выполнение рисунков- иллюстраций к стихотворению «У Лукоморья дуб зеленый…» | декабрь |
Оформление презентации «Путешествие в Лукоморье» | январь |
4. | Написание письменной части проекта | Используя примерный отчет о работе (шаблон), который приводится в брошюре М.А.Ступницкой «Что такое учебный проект?» я составляла письменную часть моего проекта. | декабрь-январь |
Основная часть
1. Литературный анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…» - отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»
Я начала свою работу над проектом с того, что решила провести литературный анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…» - отрывка из поэмы «Руслан и Людмила», который все знают с детства. Читая эти строки, невольно представляешь себя в мире сказок, в мире сказочных персонажей.
« У Лукоморья дуб зеленый…» так начинается повествование, в ходе которого представляется морской залив, на берегу – столетний дуб, опоясанный златой цепью. По цепи ходит «кот ученый», который «песнь заводит». Первая строфа небольшая, но очень значимая, потому что она, как врата открывает нам вход в сказочный мир поэмы. Читатель жаждет продолжения, ему интересно узнать, какие необыкновенные герои обитают в этой сказочной стране.
Чудеса… Какая сказка без чудес? Леший, русалка, невиданные звери…
Вторая строфа рассказывает нам о чудесах, которые ждут на «неведомых дорожках». Почему «неведомых», наверно, автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомы? Но это сказка! Дорожки могут вести неизвестно куда, а могут быть просто незнакомы для читателя, так как он впервые попал на них. Нас ждут следы «невиданных зверей», то есть которых мы никогда не видели. Приключения начинаются с момента встречи с избушкой на курьих ножках, которая стоит без окон и без дверей. Кто живет в этой загадочной избушке? Конечно, Баба-Яга. Как она попадает в избушку? Ответ прост: с помощью волшебства, поэтому ей не нужны ни окна, ни двери.
В третьей строфе автор перед нами рисует красоту русской природы, говоря о лесе, о доле и о том, что они полны «видений». Может быть, речь шла о видах – пейзажах. Что это за видения? Видения, значит, их не видали, не знали, и, попав в эту сказку, мы можем узнать, сколько интересного нас ждет в пути.
Заря, морской прибой, волны, набегающие на пустой берег – все это лишь начало. И вот из вод чередой, друг за другом, выходят тридцать витязей прекрасных, а с ними их воевода в тяжелых доспехах с копьем в руках. Зачем они появились? Что охраняют? Эти воины защищают Родину даже в сказке! На русскую землю всегда нападал враг, хотел истребить православный народ, покорить Русь. Это храброе воинством охраняет сказку от не прошеных гостей.
В четвертой строфе события стремительно разворачиваются. На русскую народную сказку посягают и злой царь, и всемогущий колдун. На помощь к нам приходит королевич, который борется со злым царем, и настоящий богатырь, который держит колдуна и не дает ему творить зло перед народом. Дальше мы попадаем в темницу к царевне. Можно предположить, что ее хотят насильно выдать замуж за нелюбимого. Но царевна тверда в своем решении, и ей преданно служит серый волк, исполняет все приказы. Затем неведомая дорожка приводит нас к Бабе-Яге. Горбатая, с длинным носом, в лохмотьях, она водит руками над своей ступой, произнося заклинание. Ее ступа «идет, бредет сама собой» и приводит нас к Кощею Бессмертному. Худой, бледный с зеленоватым оттенком лица он склонился над своим сундуком с богатством и трясущимися руками загребает его, боясь, что кто-нибудь может его отнять. Для него это будет конец, так как думаю, что Кощей тогда потеряет смысл своей жизни.
А в чем смысл жизни русского человека? В чем загадка русского духа? Звон колоколов, запах печки в деревни, тройка лошадей, которая бежит по заснеженной дороге, большая семья за столом – все это история, традиция, культура русского народа, которую так бережно передал автор в своем стихотворении. Русский дух!
2. Социологический опрос по теме: « Путешествие в Лукоморье» среди учащихся 3Б класса МОУ СОШ № 7 Люберецкого района
Всего в опросе приняло участие 23 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
Читал ли ты стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»?
Как ты думаешь, что стало основой стихотворения?
Знаешь ли ты, существует Лукоморье в действительности?
Хотел бы ты совершить путешествие в Лукоморье?
Как ты думаешь, почему место действия стихотворения называется Лукоморье?
Кого из героев ты бы назвал главным в стихотворении?
Кто из сказочных героев понравился тебе больше всех? Почему?
Хотел бы ты стать поэтом?
2.1 Результаты опроса:
№ | Вопрос | Варианты ответов | Результаты |
1. | Читал ли ты стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» | Да | 23 чел |
Нет | 0 |
2. | Как ты думаешь, что стало основой стихотворения? | Путешествие в сказку | 2 чел |
Встреча читателя со сказочными героями | 9 чел |
Фантазии автора | 12 чел |
3. | Знаешь ли ты, существует Лукоморье в действительности? | Да | 22 чел |
Нет | 1 чел |
4. | Хотел бы ты совершить путешествие в Лукоморье? | Да | 19 чел |
Нет | 1 чел |
Не знаю | 3 чел |
5. | Как ты думаешь, почему место действия стихотворения называется Лукоморье? | У моря рос лук. | 1 чел |
Морской залив в форме лука. | 21чел |
Может быть, так называлась эта страна? | 1 чел |
6. | Кого из героев ты бы назвал главным в стихотворении? | Кощей | 1 чел |
Русалка | 0 |
33 богатыря | 1чел |
Баба-Яга | 0 |
Кот ученый | 21чел |
7. | Кто из сказочных героев понравился тебе больше всех? Почему? | Волк, потому что он спасал царевну. | 1 чел |
Русалка, потому что она красивая и у нее есть хвост. | 1 чел |
Кощей, потому что он помирал. | 1 чел |
Кот, потому что он ученый, и я люблю животных. | 18 чел |
Баба-Яга, потому что она летает. | 2 чел |
8. | Хотел бы ты стать поэтом? | Да | 12 чел |
Нет | 11 чел |
2.2 Обработка данных социологического опроса
Вопрос 1. Читал ли ты стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья»?
Вопрос 2. Как ты считаешь, что стало основой стихотворения?
Вопрос 3. Знаешь ли ты, существует Лукоморье в действительности?
Вопрос 4. Хотел бы ты совершить путешествие в Лукоморье?
Вопрос 5. Как ты думаешь, почему место действия называется Лукоморье?
Вопрос 6. Кого из героев стихотворения ты бы назвал главным?
Вопрос 7. Кто из сказочных героев понравился тебе больше всех?
Вопрос 8. Хотел бы ты стать поэтом?
3. Творческая часть проекта
Творческая часть проекта включает в себя следующие виды работы: работу с фотографиями, сделанными во время путешествия в Крым на мыс Фиолент, выполнение рисунков « Как я представляю себе Лукоморье?», создание презентации «Путешествие в Лукоморье». В ходе работы я научилась фотографировать свои рисунки и переносить их в слайдовую презентацию, составлять диаграммы по результатам соцопроса. Это очень интересная и кропотливая работа. Сложнее всего было выбрать фон, анимации, размер шрифта, то есть соблюсти технические правила оформления презентации.
Я думаю, что мне удалось достичь цели проекта, потому что получилось настоящее путешествие в Лукоморье, как бы из прошлого времени в настоящее. Когда я выступала в классе перед ребятами с проектом, они с большим интересом слушали мой проект, а потом мне пришлось отвечать на большое количество вопросов. Мне казалось, что я экскурсовод или гид, который рассказывает путешественникам о такой, казалось, знакомой, но и в тоже время неизвестной стране, полной загадок и тайн.
Заключение
Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что здесь был А.С.Пушкин. Когда я была у памятника и восхищалась красотой места, невольно стала цитировать строки из стихотворения. Но где кот ученый? Как по волшебству появился кот, который довольно смотрел на меня и мурлыкал. А я вспомнила пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»!
Что такое музыка?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Астрономический календарь. Март, 2019
Новогодние гирлянды
Сказка "Морозко"