Баба Яга – персонаж, знакомый нам с детства. А знаете ли вы, что эта сказочная старуха – вовсе не плод народной фантазии, она историческая персона. К этому выводу я пришла, когда нашла ответы на вопросы: Откуда же она взялась? Кто её придумал? А, может, такая женщина, действительно, существовала? Одинока ли Баба Яга? А может она космический пришелец?
Когда – то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы, а за её сокровищами охотились викинги и казаки Ермака Тимофеевича. Каким же образом хранительница домашнего очага превратилась в злую ведьму- людоедку? Объяснить это можно одним: образ Бабы Яги - составной.
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_prishla_baba-yaga.doc | 370.5 КБ |
Научно-практическая конференция учащихся «Шаги в науку»
Секция русский язык и литература
ОТКУДА ПРИШЛА БАБА-ЯГА.
Работа выполнена ученицей
7 класса МОУ «ООШ с.Шепелевка»
Вавилиной Светланой
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Малышева Н.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение ……………………………………………………………….3
Почитаем сказку заново……………………………………………….3
Святилище Золотой бабы……………………………………………...4
Растяни, сестра, гармошку!....................................................................5
Людоедка из Африки…………………………………………………..6
Разрешите приземлиться………………………………………………7
Инопланетный кинднеппинг………………………………………….9
Заключение. Незаконно репрессированная…………………………10
Литература…………………………………………………………….12
Приложение 1…………………………………………………………..13
Приложение 2…………………………………………………………..14
Баба Яга – персонаж, знакомый нам с детства. А знаете ли вы, что эта сказочная старуха – вовсе не плод народной фантазии, она историческая персона. К этому выводу я пришла, когда нашла ответы на вопросы: Откуда же она взялась? Кто её придумал? А, может, такая женщина, действительно, существовала? Одинока ли Баба Яга? А может она космический пришелец?
Когда – то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому поклонялись многие народы, а за её сокровищами охотились викинги и казаки Ермака Тимофеевича. Каким же образом хранительница домашнего очага превратилась в злую ведьму- людоедку? Объяснить это можно одним: образ Бабы Яги - составной.
ПОЧИТАЕМ СКАЗКУ ЗАНОВО
Начну с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по семантическому значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («дорога», «теле-га», «но-га», ). Есть и другая трактовка: Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира. Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина. Именно к жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов. Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и охотники. «Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник. А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.
Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её ролью привратницы между миром живых и миром мёртвых. Череп – субстанция нетленная – говорит о бессмертной памяти предков. Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори. Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке. Родился хворой ребёночек – его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» – забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка». Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу. Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким. Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы, летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю. Она энергична, красива и полна жизни!
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
СВЯТИЛИЩЕ ЗОЛОТОЙ БАБЫ
Одной из прародительниц бабы Яги считают древнюю берегиню – Золотую бабу. Ещё в исландских сагах рассказывается о бандах викингов, мечтавших захватить сокровища этой бабищи. Хранились они, по преданию, в храме Юмалы, в дремучем лесу, в устье Двины. «Сверху храм был обложен золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окружность. На скульптуре богини сверкало ожерелье в несколько фунтов золота. Венец на голове усыпали драгоценные каменья. На коленях изваяния стояла золотая чаша с приношениями. И была она столь велика, что из неё могли утолить жажду четверо богатырей»,- гласит летопись.
Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из... Древнего Египта или Индии! В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями». Для объяснения столь неожиданного места её обитания они, прежде всего, рассматривают особенности избушки на курьих ножках, в которой живет Баба-яга. По их мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы. Высоко поднятый над землёй дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, все равно холодные ветра выстудят всё тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле.
Обращают внимание исследователи и на то, что в сказках к Бабе-яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если прохожий ей совершенно незнаком. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? – спрашивает Подъяпольский.- Конечно же, к учителю, наставнику , мудрецу». Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют «баба». А наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим «баба-яга», хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить «баба-йога», что означает – мудрейший, владеющий глубокими знаниями.
По другой версии Баба-яга была, якобы, богиней смерти и хранительницей ворот в царство мертвых. Кстати, «ступа» - неизменно средство передвижения сказочной Яги, в переводе с санскрита означает – могила. А избушка на курьих ножках очень даже напоминает стародавние урны для захоронения праха умерших. Такими «избушками» на врытых в почву столбах пользовались обычно жители болотистых и озерных местностей.
РАСТЯНИ, СЕСТРА, ГАРМОШКУ!
Если первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых, то мне она напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Естественно, с такими талантами наша родная бабуся не должна быть одинокой в этом мире. Гуляя по просторам Интернета, я обнаружила, что у неё существует масса именитых родственниц по всей Земле.
Первой сестрицей русской бабки Ёжки ученые называют греческую богиню Деметру- богиню плодородия и земледелия. Деметра управляла силами природы. Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну, чем не помощница Яге в сказках «Марья Моревна» или «Кощей бессмертный»?
Второй ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню – Артемиду, покровительницу животного мира и охоты. Тут, на мой взгляд, родственные связи не вызывают никаких сомнений, поскольку наша Баба-яга постоянно проживает в лесу и, само собой, заведует всякой лесной нечистью в лице леших и кикимор. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Третья сестра выглядит не так мило, как две первых – ведь она связывает мир живых с потусторонним царством. Имя ей – Геката – лунное божество царства теней, могил и призраков. Если вспомнить «милый» заборчик вокруг избушки, состоящий из костей и черепов, а также особые гастрономические пристрастия в виде человечины, то и здесь сомнений в родстве у меня не возникло.
ЛЮДОЕДКА ИЗ АФРИКИ.
А вот что думает о происхождении Бабы-яги писатель Г. Климов. В своей книге "Имя моё — легион", изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки.
Оказывается, Баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов ягга. Поэтому её стали называть королева Ягга. Позже уже у нас на родине она превратилась в людоедку Баба-ягу. Произошло это превращение так.
В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестрёнке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение "Баба-яга — костяная нога".
Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ её прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской Бабе-яге.
РАЗРЕШИТЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ.
По мнению учёного Ю. Росциуса, доказательством прилёта на Землю в далёком прошлом космических кораблей являются сказки о Бабе-яге.
Начну со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа — деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полёта ракет и мощных реактивных самолётов: "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, — которые выворачивало, которые ломало".
Находит своё место в объяснении учёного и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой реактивных двигателей. Удары пестом о металлический корпус ступы порождали грохот, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди, живущие вблизи крупных аэродромов.
Подтверждением передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла в руках Бабы-яги. За ступой, как за реактивным самолётом, оставался постепенно рассеивающийся белый след — "как будто его на небе метлой заметали".
Во всех сказках жилище Бабы-яги описывается одинаково: "Стоит избушка на курьих ножках", "У этой избушки нет ни окон, ни дверей", "Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла".
Корабль, преодолевающий межзвёздное пространство, должен иметь весьма приличные габариты и сверхмощные двигатели. Для посадки на обитаемую планету он явно не годится. Здесь куда более удобны небольшие, но весьма маневренные металлические аппараты, размером с последние ступени наших космических ракет. Именно такой вариант сочетания межзвёздных и планетных кораблей предлагает известный польский писатель Станислав Лем в своей фантастической повести "Магелланово облако". Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлётно-посадочное устройство.
Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звёздных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку-планетолёт окружает забор, на котором торчат черепа людские с глазами.
"Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём". Это описание жилища Бабы-яги из сказки "Василиса Премудрая". В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего ещё могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к Бабе-яге за огнём. Та даёт ей череп с огненными глазами.
Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное, с точки зрения людей, живших много веков назад, глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и её дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии. Кстати, череп — это не только вместилище мозгов. Раньше это слово означало скорлупу или тонкую крепкую оболочку какого-нибудь округлого предмета.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ КИНДНЕППИНГ
Вполне объясним и пугающий облик Бабы-яги. Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими. Поэтому нос у Бабы-яги слишком длинен, во лбу торчат рога, ножки тонкие, а на спине горб.
Теперь рассмотрим, как описывается в сказках контакт Бабы-яги с людьми. Здесь чётко можно выделить два весьма отличающихся друг от друга типа контактов.
Для объяснения столь неожиданного места её обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга
Несмотря на устрашающий вид, к Бабе-яге часто обращаются за помощью. Это свидетельствует о том, что пришельцы довольно мирно уживались с землянами и старались помогать им. Например, могли дать самодвижущееся средство, указывающее дорогу, — клубок. О таком техническом приспособлении, работающем за счёт информации, получаемой с ИСЗ, и легко устанавливающемся на автомобиле, сегодня пишут не фантасты, а инженеры.
Культурное влияние одной расы на другую гораздо быстрее идёт непосредственно через детей. Наверное, поэтому в сказах часто фигурирует второй тип контакта — похищение ребёнка, причём, как правило, мальчика. Это легко объясняется социальным различием функций мужчин и женщин. На первых лежало развитие технических средств, руководство отдельными группами людей, на вторых — рождение детей и уход за ними.
НЕЗАКОННО РЕПРЕССИРОВАННАЯ.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется
«костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности. В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом - кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего уносит в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Покопавшись в истории, мы с моим учителем и близко не обнаружили ни одного из тех ужасных качеств, которыми наделили Бабу Ягу в сказках. Как же это божество вдруг стало символом зла? Не иначе во времена борьбы с язычеством служители церкви приписали ей уродливые черты и характер злобного демона...
Все противоречия исчезнут, если мы увидим в бабке древнюю забытую богиню - деревянный или костяной идол, стоявший в незапамятные времена в каком-нибудь лесном «лабазе» (так до сих пор называются в Сибири крошечные домики, поставленные на столбик в укромном уголке леса). Ну а Баба - Яга из наших сказок навсегда останется забавным и не таким уж и страшным персонажем.
Литература.
Сборник русских народных сказок.
Кун.Н.А. Легенды и мифы Древней Греции; М., «Просвещение» 1975.
Станислав Лем. Магелланово облако.
4. http://skazka.ucoz.ru/publ/otkuda_prishla_baba_jaga/31-1-0-240
5.http://www.lady.ru/magia/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2/46961
6. М.Таранов "Интересная газета. Загадки цивилизации" №9 2007 г.
7. http://nika-astra.com/?p=2503
8. http://shkolazhizni.ru/
Приложение 1.
Сказка о Бабе-яге, записанная в с.Шепелёвка со слов Игониной Валентины Ивановны.
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? – спросила девушка.
- Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные. Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет. Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею! Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником… Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения. Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет. Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь! Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались, и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы. А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
Приложение 2.
Сказка записана со слов Игониной Валентины Ивановны.
БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит. Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, – такая уж нежить. А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Рисуем пшеничное поле гуашью
Как напиться обезьяне?
Рождественские подарки от Метелицы
Волшебные звуки ноктюрна
Машенька - ветреные косы