Материал содержит исследовательскую работу, в которой содержится материал по следующим направлениям: какзачья речь, казачьи песни,побасенки, частушки,казачий театр.
Вложение | Размер |
---|---|
казачий фольклор урюпинского района | 134 КБ |
Содержание:
1. Введение 3 стр.
2. Язык казачий, народная речь 5 стр.
3. Казачьи сказки и побасенки 7 стр.
4. Военно – историческая тема в песнях казаков 10 стр.
5. Казачьи обрядовые песни 13стр.
6. Казачий театр 15 стр.
7. Заключение 18 стр.
8. Список использованной литературы 19 стр.
9. Приложение 20 стр.
Введение.
По всей нашей большой земле, по городам и селениям рассыпаны необычайные драгоценности, неувядаемые жемчужинки - произведения устного поэтического народного творчества. Зародившись десятки, сотни лет назад, они и поныне, живут в народе. Ярко светятся, вызывая у нас эстетическое наслаждение, поражая глубоким умом, легкостью, красотой. Жемчужинки эти – песни, сказки, былины, загадки и поговорки – устно и письменно передавались от поколения к поколению. Одно из наиболее ярко выраженных течений народного творчества является казачий фольклор. Фольклор в переводе с английского значит: «мудрость». Казачий фольклор отличается необычайным богатством и своеобразием форм, тем, сюжетов, героев. Фольклор прошёл тысячелетний путь развития и отразил труд и быт, представления и идеалы казачьего народа в его историческом изменении.
Гипотеза: казачье народное творчество - мудрость, накопленная веками. Казачий фольклор – богатейший кладезь творчества, высочайшего вдохновения. В нем вся жизнь народа, его радости и боли, думы о будущем. Удивителен фольклор, но что мы знаем о нем, живя в казачьем крае?
Казачий фольклор - это огромное разнообразие жанров: сказки, предания, припевки, поговорки, пословицы, загадки, песни. Из всего этого разнообразия мною в прошлой исследовательской работе были подробно изучены только казачьи песни, но мне стало интересно познакомиться и с другими жанрами этого пласта устного народного творчества.
Актуальность работы: время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно увидеть настоящие казачьи традиции в их оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
Цель работы: доказать, что казачий фольклор – это не просто песни, басни, сказки. Казачий фольклор – это жизнь казаков, его истоки важны и значимы для истории нашего края.
Задачи данной работы:
- познакомиться с казачьим фольклором;
- провести исследование по выявлению структуры казачьего фольклора;
- побеседовать со специалистом по казачьим песням руководителем фольклорного ансамбля «Хопёр» – Борцовым В. М.;
- собрать и проанализировать истоки появления казачьего фольклора;
- провести анкетирование среди учеников школы и узнать об их отношении к казачьему фольклору;
- развивать чувство патриотизма, гордости за людей, живущих в этом крае;
Язык казачий, народная речь.
Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Язык казачий – в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского, а народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Каждый из них отражает исторические этапы пребывания казаков, массовых изгнаний с родной земли и указывает на ту среду, в которой они проживали, когда были вынуждены покинуть колыбель своей народности. Язык казачества несет на себе отпечаток всех крупных перемен, выпавших на долю казаков за многие века. Живя неоднократно на чужой земле, они воспринимали особенности речи окружающих их славян.
Для казачьей речи типичен переход имен существительных среднего рода в категорию женского рода. Имена прилагательные, местоимения, порядковые числительные и глаголы в прошедшем времени, согласуясь с потерявшими средний род существительными, принимают форму женского рода. Окончание «е», «о» в именительном – винительном падежах существительных сохраняется только под ударением, причем согласуемое с ним слово все же выступает в форме женского рода. Некоторые исторические данные горят о том, что казачий праязык был родственным языку древне – болгарскому. Некоторые слова это доказывают. (Приложение № 1)
Фольклорные экспедиции прошлых веков сохранили для нас бесценное сокровище, записывая “со слуха” речь станичников “Усиво покорбовали. Она тибе кастричить будить. Рхуба б иво взила. Анчибал. Ни хади по мастах – тольки сто побанила. У ниво грызь. Не дратуй ба иво”, что означало: “Нарезали рыбы для засолки. Она тебя ругать будет. Болезнь бы тебя взяла! Черт! Не ходи по полу – только помыла. У него грыжа. Не дразни его”.
Жизнь казаков на Дону была достаточно суровой и опасной. Свою свободу и независимость донцам приходилось отстаивать в беспрерывных сражениях с турками и татарами, поэтому в то время и сложилась поговорка: “Секи меня сабля турецкая, но не
бей меня боярская плеть”.
Казаки предпочитали хотя и короткую по времени жизнь, но свободную.
Казачьи сказки побасенки.
Великое множество прибауток, побасенок слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так привыкал он к музыке и ритму родного языка. А уж когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы, поговорки, побасенки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот “груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает”. Народному казачьему творчеству совершенно чужды уныние, пессимизм. Оттенки народного юмора очень разнообразны: от гневного сарказма, здорового озорства или бравурного зубоскальства – до очень тактичной, мудрой, доброй улыбки по поводу конфузливых случаев, человеческих слабостей. (Приложение № 2)
Об этих жанрах русского фольклора мы узнали у известного собирателя и хранителя казачьих традиций, руководителя фольклорного ансамбля «Хопёр» Борцова В. М.
Множество побасок слышал каждый ребенок, но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные: сказки про живых, которые сохраняет народная память с первобытных времен, волшебные, сильно напоминающие сказки тысячи и одной ночи, - казачьи сказки похожи на сказки соседских народов. А поскольку рассказываются они по-русски, то и являются частью русского фольклора, русской речевой культуры, хотя есть в них свои особенности.
Сказки диалоги – анекдоты.
“ - Односум, что это тебе так рожу разнесло?
- Да вчера был на рыбалке оса на губу села ...
- И ужалила?
- Слава Богу, не успела! Брат ее веслом убил!”
А так же в казачьем фольклоре были сказки – былички. Рассказывает их “очевидец” или, как говорили казаки, “самовидец”, то есть как бы участник событий. Посвящены былички, как правило, действительно существовавшим героям и имевшим место событиям, строятся они по всем правилам сказочного повествования. Чем дальше времена и события от наших дней, тем сказочнее персонаж.
Например: сказка про Разина. Степан Тимофеевич Разин (донской казак, реально существовавший) на волшебном платке плавает, как на плоту; раскинув полы кафтана, летает по воздуху, умеет становиться невидимым, превращается в зверей и птиц.
В быличке легко рассмотреть подлинные события, причем иногда в таких достоверных исторических подробностях, которые, скорее, напоминают точный документ, но все же это жанр сказки. И замечательны они тем, что в них любимый герой всегда такой, каким хотел его видеть народ, всегда ярче, и в добром и в дурном, чем бывает человек в жизни.
Кроме быличек, посвященных знаменитым людям, в фольклоре казаков очень много апокрифов, то есть сказок на библейские сюжеты, где главными действующими лицами являются православные святые. Причем действуют они обязательно в реальном мире, помогая людям. Так, в сказке о том, как казаки строили дорогу к Тихому океану, святой Николай варит уставшим казакам кашу, Святая Богородица отгоняет от спящих в тайге казаков тучи комаров и гнуса.
Военно-историческая тема в песнях казаков.
Чтобы услышать и понять смысл исторических песен, мы встретились с руководителем детского образцового фольклорного ансамбля «Хопёр» Борцовым В. М.. Из беседы с ним мы узнали, что элемент фантастики в исторических песнях сведен до минимума. Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают - подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передается сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных, событиях казачьей жизни с точными указанием времени и места. Только казачья песня может начинаться словами:
“В 1791г. роки пришел приказ вид нашей царицы с Петербурга города”.
Основная обязанность казака защищать Отечество, поэтому огромное количество песен было посвящено военно-исторической теме. Главные действующие лица этих песен казаки, наделенные самыми привлекательными чертами: героизм, храбрость, благородство. Песня подчеркивает в казаке постоянную собранность, готовность к смертельной схватке с врагом. Ухарство, любовь к опасности, презрение к самой смерти создают типичный образ для боевой казачьей песни:
Мы к Балканам подходим -
Нам сказали: высоки,
Три часа их проходили
И сказали: пустяки.
Гремят слова трубой
Мы дрались турок, с тобой,
По горам твоим Балканским
Разливалась молва о нас.
Много казаков погибло, защищая Родину в горах Кавказа, казаки умирали, окруженные воронами да хищными орлами, именно тогда и родилась печальная песня. (Приложение №3)
Самым “поэтическим лицом русской истории”, был Степан Разин. Песни о мятежном атамане были сложены при его жизни. Разин был душой русского народа, Существует казачья песня, которая рассказывает о горьком известии, долетевшем до берегов Тихого Дона, о казни Степана Тимофеевича Разина. (Приложение № 4)
Казачьи, исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приёмами изображения действительности. Основой их сюжета служат не отдельные события, а типичная ситуация. Так к примеру с 5-го на 6-е августа 1584 года погиб в отчаянной схватке с татарами Ермак.
В ту же ночь было написано стихотворение. (Приложение № 5)
Обрядовые казачьи песни.
Казачьи песни никогда не врут. Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде казаков было не меньше тысячи песен, причем их знали и пели все. Мы посетили несколько деревень Урюпинского района: хутор Бесплемяновский, Петровский, Фирсовский, поговорили со старейшими жителями. Они рассказали нам о том как жили казаки, об их нравах и обычаях, какие песни и при каких обстоятельствах « играли». Выяснилось, что в станицах Урюпинского района казаки тоже слагали фольклорные произведения. При разговоре, две старушки упомянули фразу: «Заведут бесконечную до самого утра, - косушка цела, а допьяна наиграются», что растолковывали, как «ни водка, ни пьянство привлекают казаков, а возможность «собраться» вместе и «играть песни именно допьяна, до утра».
Чаще всего песни пели за праздничным столом, на праздниках, свадьбах. Свадьбы у казаков чаще всего устраивались по окончании осенней уборки хлеба и зимой после святок, в рождественский мясоед. Свадьба на Красную Горку имела в виду усиление малолюдной семьи к началу весенних полевых работ.
Обязательно в казачьей свадьбе «смотрины». Засылались сваты и обязательно пелась песня «Сваты мои, сваточки». (Приложение № 6)
Свадьба казачья отличалась богатыми столами, но пир обязательно сопровождалась обрядовыми песнями. Так например обязательная казачья песня во время свадьбы. (Приложение № 7)
Казачий театр.
Казаки жили в атмосфере песен, которые про подвиги казаков пели дедушки. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у казаков говорят «играть» песни. Казаки песни играют, а не поют, потому что петь – это пение по нотам, а вот «играть» - это то, что от души и сердца, то чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей. «Песня – это не писанная, а спетая история народа» - написал М. Шолохов. В песнях казаков отражена вся их жизнь, их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком. «Если вы услышите как кто-то запел казачью песню, да еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если вы по происхождению не казак». Такое чувство единения возникает, причем, с какими-то интересными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень значительной культурой и историей. Говоря об исполнении казачьих песен следует сказать, что преобладала мужская традиция? Самым ценным в казачьей песне является этническое начало, уникальная, разветвленная, многоголосая фактура, летящий дискант. Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о волновавших социальных проблемах. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Некрасове, Платове, о борьбе казаков с турками и татарами. Казачьи исторические песни отличаются от современных казачьих песен не только тематикой и сюжетами, но и приемами изображения действительности. Пение подразумевает еще одну культуру – музыкальную. Петь учили прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой. В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Фактически музыкантами были все.
У казаков было и еще одно удивительное явление казачьего фольклора – народная драма. Интересное театральное зрелище, которое называлось «ссыпчиной». Оно обычно ставилось на масляничной неделе в станице Провотровской на Хопре. Поводом для «ссыпчины» служила общественная работа – рубка льда и набивка его в станичные погреба. Длилась она до двух дней, после чего на льду устраивались кулачные бои. Затем до конца масляничной недели происходило праздничное гуляние. Обязательно устраивались скачки. Возле каждого двора стоял стол, накрытый скатертью с закусками и винами, хлебом и солью. На улице появлялись ряженые: сначала скоморохи, потешно танцующие под песню о братьях – неудачниках Фоме и Ереме, затем цыган – барышник с длинным кнутом в одной руке и с «кобылой» на подводе в другой. «Кобылу» изображали трое казаков. Эти представления продолжались до последнего дня масляничной недели. Таким был народный казачий театр, совместивший масляничные игры, традиционное праздничество в честь былой казачьей вольницы и сценические представления о предводителях вольного Дона. По своему характеру народный театр был «бунтовщическим» и воспитывал своих многочисленных зрителей в духе непокорности.
Кроме народных драм, казачий театр располагал большим количеством фарсов, комических сцен. К ним можно отнести фарсы «Как холопы из господ жир вытряхивают» и «Ванька малый, да барин удалый». В них звучала социальная сатира на помещиков, купцов и бояр. Фарс «Ванька малый» заканчивается призывом:
Барина – на рели,
Голубчика – на качели,
А за барином господ,
И всех царских воевод!
Со временем казачьи фарсы изменялись, уже нельзя найти призыв «повесить барина на рели» (виселицу). Призыва громить и уничтожать помещиков, заменены мечтой о чудесных кнутах (фарс – «самобойные кнуты»), которые бы наказывали тех, кто живет обманом и неправдой. Персонажи, подвергающиеся осмеянию народа – уже не гордые и чванливые бояре, а глупый бездельник – барин, окружной атаман, писарь, пройдоха – коновал. Фарсы разыгрывались не только на «ссыпчине», но и на частных гулянках, свадьбах.
Отличие народного казачьего театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто сами зрители становились участниками спектаклей. Тексты народных драм записывались редко, постановщики играли по памяти, иногда текст менялся до неузнаваемости с первоначальным. Большие изменения в тексты народных драм вносили не только атаманская цензура, но и сами зрители. В разное время и в разных местах запросы их были не одинаковыми. Исполнители народных драм должны были говорить очень громко, почти кричать. От них требовались размашистые резкие движения, ярко выражающие переживания действующих лиц. То, что зритель мог не услышать, он должен был увидеть.
Заключение.
В процессе написания этой следовательской работы мы познакомились с большим количеством литературы, подлинно раскрывающей быт и традиции казаков. Побеседовали с руководителем фольклорного ансамбля «Хопёр» Борцовым В. М., познакомились с жанрами народно-эпического творчества, его многообразием, доказали, что казачий фольклор – это не просто песни, басни, сказки, казачий фольклор – это жизнь казаков, его истоки важны и значимы для истории нашего края.
В работе мы постарались описать особенности казачьего фольклора, казачьего театра.
Казачий фольклор несет на себе отпечаток всех крупных перемен, выпавших на долю казаков за многие века. Приняв формы чужого диалекта, казаки во многих случаях, сохранили и донесли до наших времен особенности языка своих предков. Исторически складывается единый казачий диалект, характеризуемый рядом звуковых, грамматических и словарных особенностей.
Народное творчество чистого вида, зародившееся в самой глубокой древности, состоит из совместного проявления поэтических и музыкальных способностей человека. Иногда слова и мелодии песен создаются одним лицом, чаще двумя, но потом они проходят путь широкого распространения в народе, изменяются, совершенствуются и делаются произведением общенародным. Песни, былины, сказки сопровождали казаков в течение всей их жизни. Лёжа в колыбели, они слушали песни матери, сказки бабушки, былины дедушки.
Сейчас много делается для сохранения и развития казачьей культуры. Во многих казачьих областях создают различные кружки по изучению казачества, выпускаются газеты, создаются казачьи корпуса, проводят фольклорные праздники и фестивали, восстанавливаются культурно – бытовые традиции и обычаи казаков. Казачье сообщество стало мощной общественной силой в стране. Но к казачьей культуре слабо приобщается подрастающее поколение. В этом мы убедились на примере проведенного нами анкетирования. (Приложение № 8). Его результаты говорят о том, что почти 50% опрошенных не понимают смысла дальнейшего возрождения казачества в нашем городе. Но мы надеемся, что казачьи организации по возрождению и сохранению казачьих традиций будут вести более тесную работу с учащимися школ и молодёжью. Мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачий фольклор.
Список используемой литературы.
Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX веков.
Ростов – на – Дону. Батайск.
Галина Астатенко. 2002 г.
Донские казаки.
Волгоград - станица – 2.
Иван Кандауров. 2003 г.
История казачества России.
Казачье образование. Ростов – на – Дону. «Терра».
А.В. Венков. 2005 г.
История родного края.
Нижнее-Волжское книжное издательство Волгоград.
Сергей Иванович Рябов. 1988 г.
Казаки.
Санкт-Петербург Золотой век Диамант.
Б.А. Амиазова. 1999 г.
Когда казаки поют.
Нижнее-Волжское книжное издательство.
Г.Я. Коробков. 1985 г.
«Песни Донских казаков».
Музгиз 1953 г. А.М. Листопадов.
Разница. Картины былого Тихого Дона.
Москва издательство «граница».
Литературно-художественное издание.
Серия «Стражи порубежья».
Редактор В.Б. Мурин.
Приложение №1.
Глоссарий наиболее употребляемых слов в казачьем фольклоре.
Амором – бежать быстро
Ангибал – чёрт
Бывалоча – когда-то было
Байдик – палочка
Баз – чистый двор
Бусорь – человек, не весь в себе
Бизялик – браслет
Брёх – врун
Бунация – штиль
Булат – кованая сталь
Бурдюга – пещера
Бурсаки – сухие лепешки
Бурянец – напиток из кислого молока
Болючая уничечка – милая внучка
Грять – говорят
Груба – печь
Гутарить – говорить
Дож – дождь
Жадовать – жадничать
Жалковать – жалеть
Жалнер – солдат
Жарьолка – ожерелье
Желудóк – жолудь
Жерьолóк – воротник
Жменя – горсть
Жухлый – увядший
Жалмерка – казачка, у которой муж на службе
Зáпан – фартук
Игрец – человек, который поет песни
Кстисси – креститься
Кучугур – поверхность, покрытая небольшими холмами
Куширь – мелководное растение
Кущи – резкие порывы ветра
Караулка – церковная сторожка
Каламага – телега
Красненькие – томаты
Криншиная вода – колодезная вода
Кров – крыша
Крол – крот
Кромочка – самый близкий
Котич – багор для ловли рыбы
Котлубань – углубление на ровной поверхности
Кочет – петух
Кошевка – рабочие сани
Латка – заплата
Лава казачья – особый строй конницы
Ладанка – мешочек со щепоткой родной земли
Монисты – бусы
Назола – надоедливый
Накочетился – нарядился
Налезть – найти
Наловка – умение
Намет – быстро
Наопаш – расстегнутый
Напутлять – наделать ошибок
Нардек – арбузный сок
Нароком – специально
Перекститься – перекреститься
Постав – шкаф
Полымя – пламя
Планида – планета
Придьмет – примета
Переметные сумы – мешки из кожи
Перси – грудь
Перст – палец
Перхиляться – поклониться
Песик – весок
Пόштовать – покормить
Поручкаться – пожать руку
Пригалтáться – присмотрелись
Руда – кровь
Ружо – ружьё
Рукомесло – ремесло
Рундук – крылечко со ступеньками
Рушник – полотенце
Скло – стекло
Стерня – остатки при земле, стебли хлебов
Стойло – место у воды, где отдыхал скот
Стор – первый лед на реке
Сторчевой – южный ветер
Стоянки – колы для плетня
Страма – позор
Стрижаки – жеребята
Стрямкой – болотистый
Стыть – пронизывающий холод
Сугласники – единомышленники
Сугрев – место на солнцепеке
Скашонка – ремень, соединяющий под брюхом лошади оба стремени
Сундук – ящик для одежды
Турсучить – беспокоить
Хребтится – хочет жениться
Худоба – рогатый скот
Худой – дырявый
Хутор – казачье поселение
Цап – козел
Цапать – подбивать клин
Чирики – обувь
Ядреный – крупный
Яворчатый – сделанный из ясеня
Приложение № 2.
Казак и атаман.
Из одной станицы в другую ехал атаман. Едет он. а навстречу ему идет простой казак. Велел атаман остановить тройку и спрашивает донского казака:
Откуда, казачек, идешь?
Казак был с хитрецой и любил посмеяться над богатыми людьми. Подумал он, усмекнулся и говорит:
С того света, ваше благородие, иду.
Удивился атаман, густые брови кверху приподнял. Любопытство его разобрало.
- А ну-ка скажи ты мне, что на том свете покойные наши атаманы делают?
- А ничего, - отвечает казак, - они там, как и на этом свете, абсолютно ничего не делают, ваше благородие.
- Оно так и полагается, - говорит атаман. - Но все же чем они том свете занимаются?
- Там они, ваше благородие, в больших сорокаведерных котлах сидят и парятся. А простые казаки, как и на этом свете, работают на них: не жалея сил, рубят дровишки, под котлы, подкладывают, чтобы атаманам повеселее до пожарче было.
Испугался атаман, от страха себя не помня, пнул ямщика изо всех сил в спину. Ямщик стеганул кнутом по лошадям, - только их и видели.
А простой казак от всей души посмеялся над глупым атаманам и, не спеша, пошел своей дорогой.
КРАСНОЩЕКОВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ
А было то, как сейчас, между Тереком. между тех было трех отножинок. Там ходил-гулял молодой казак, молодой охотничек. За плечьми он носил свою винтовочку, ой, винтовочку долгомерную, долгострельную, семипядную, восьмибляшную. А насечка у ней позлащеная, а подзоренка посребреная. Уклеечки у ней – рыбьи косточки, а подсошечки – кизиловые. И надпись была на винтовочке, что Иван сударь, Иван сын Краснощеков.
Шел он не стежкою, шел не дорожкою, а тропкой-тропинкой все звериною. Повстречалася лань ему со ланятами. Воспросил Иван лань громким голосом: «Ты позволишь, лань, по тебе стрелять и по малым твоим ланяточкам?»
Отвечает лань: «Ты не бей меня, млад охотничек, не сироть малых ланяточек. Коль меня убьешь, себе шубу не сошьешь, а ланят убьешь – не опушишься. Ты пойди, Иван, в зелены луга, в зелены луга заповедные. Там гуляет турчин со турчанкою. Ублажает турчин красну девицу. Ты его убей со винтовочки, а турчаночку – за себя возьми».
А как известно, честный и мыслит честно. Наше Войско-то Донское приутихло да приумолкло. Взяли во полон шведы Ивана-то свет сына Матвевича Краснощекова. Взяли во полон и допрос учинили. А пред тем напоили его, раздоброго молодца, зеленым вином. Стал он пьян-распьян. Шведы стали пытать – спрашивать: «Чем служил ты, младец, свому царю русскому и чем же ты был жалован: али сотником, али полковничком? Али был рядовым казачеком?»
На шведский вопрос держит Иван свой ответ: «Я не сотничком служил, не полковничком, а служил рядовым казаком. И служил я царю русскому ровно тридцать лет!»
Взъерепенились шведы, раскричалися. «Уж ты врешь, казак, облыгаешься. Небывалыми речами забавляешься. Справа у тебя, добрый молодец, не казацкая, а было на тебе платье командирское. Ты служил, прослужил свому царю русскому ровно тридцать лет. Послужи-ка теперь королю шведскому хоть три годика!»
Тут вскричал казак Иван громким голосом: «Кабы у меня была моя шашка вострая, я бы снял с тебя, шведский князь, буйну голову». Не поддался Краснощекое Иван Матвеевич уговорам и посулам неприятельским. Не выдал он правду-истину. Замучили шведы его: посмеялись, надругались да с живого-то кожу содрали.
ПОЕДИНОК ПЕТРА-ЦАРЯ С КАЗАКОМ
Славен Тихий Дон делами, вольными казаками, казаками-удальцами. Как это было, братцы, на святой Руси. На святой-то Руси, в кременной Москве, славном городе при Петре-царе. Держал Петр-царь три полка в славном городе. Первый-то полк – стоял полк Преображенский, второй-то полк стоял Измайловский, ну а третий полк-то стоял гренадерский. Как в пору свою царь в тех полках погуливал, да не один гулял, а с генералами. И вздумалось царю потеху учинить, потеху царскую.
«Ой, да, уж и нет ли у вас на царя охотничка? На Петра Алексеевича нет ли поединщика? Уж того ль поединщич-ка-охотничка, если станет он победителем, наградит царь-надежа по-царскому!»
Но стоят войска, усмехаются, с ноги на ногу перемина¬ются. Ни в одном из этих полков не нашлось охотничка. Ой, да выехал тут и охотничек, из полка из казачьего выехал. И сошлися царь с казаком рука за руку. Генералы кругом стоят, усмехаются. А казак-то взял царя Петра Алексеевича за белы груди да и вдарил об сыру землю. Ой, и тут царь-надежа побледнел с лица. Он лежит, царьПетр, на сырой земле, а сам речь говорит как по-писаному: «Ну и чем же тебя, чем, казак, пожаловать? Большим чи¬ном али золотой казной?»
Отвечает казак, удалой молодец: «Ой, мундиров-чинов мне не надобно! И не надо мне золотой казны. Ты пожалуй меня волей вольною, отпусти на четыре па стороны. Чтобы мне, казаку, не в строю стоять, а во темных лесах гулять, во диких степях раздольничать!»
Усмехнулся царь, и сказал ему: «Я сдержу свое слово царское, награжу тебя, как обещано: будешь ты висеть на шелковом шнурке, будешь вольно качаться на семи ветрах, на четыре на стороны посматривать».
СТАНИЦА КОТОВСКАЯ
На шляху между станицами Урюпинской и Михайловской лежит станица Катовская. Нынче ее уже из молодых казаков никто не зовет станицей Катовской, а все больше Котовской величают. Должно, думают, что в их займище коты дикие когда-то жили, а вот вы лучше послушайте, что люди старые про это говорили.
Не коты там в лесу жили, а в этой станице царские воеводы всех катов-резаков поселили. После бунта на Хопре воево¬ды многих казаков мучили и казнили. На Хопер со всех сторон обширной матушки Руси для этого дела всех катов-резаков пособрали. Больно им тут работы спервоначала много было. Года два каты-резаки трудились, потом то ли устали воеводы судить казаков, притомились, то ли уж ни¬кого судить не осталось, воеводы тысячи казаков уже осудили, не стало у катов-резаков работы, а им ведь тоже за¬даром воеводы деньги не дают. Они им от загубленной души платили медные гроши. Сидят каты-резаки без дела, вконец обезденежили: ни есть, ни пить им не на что купить. Пришли к воеводам и слезно плачутся:
– Отправьте нас, воеводы, каждого домой по своим во¬лостям, надоело нам таскаться по гостям.
Прикинули в уме воеводы, что провоз да прокорм катов-резаков им в копеечку въедет – и решили они их всех на казачьей земле новой станицей посадить. Сели станицей все каты-резаки, и стали они тоже донские казаки. Звали их все: казаки катовские – люди дюже они хреновские. Станицу же, где одни каты-резаки жили, спервоначала Каховской величали, а потом уже Котовской начали все ее звать. Лихие дела первых поселенцев этой станицы, катов-резаков, видно, люди позабыли, и все их страшные дела в степи вьюга да метель позамела.
Приложение № 3.
1.Чёрный ворон, что ты въешься
Над моею головой,
Ты добычи не дождешься,
Чёрный ворон, я не твой,
Ты лети-ка, чёрный ворон,
К нам на славный Тихий Дон,
Отнеси-ка, чёрный ворон,
Отцу, матери поклон.
И Женечке молодой,
Ты скажи ей, чёрный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой
Наша свашка была шашка,
Штык булатный был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.
Приложение № 4.
Вы вставайте, добрые молодцы,
Пробуждайтесь, донские казаки,
Нездорово на Дону у нас.
Помутился славный Тихий Дон
Со вершины до Чёрного моря
До черна моря Азовского.
Помешался весь казачий круг,
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича
По прозванью Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
повязали во каменну Москву
И на славной красной площади
Отрубили буйну голову.
Приложение № 5.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молния блистала;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко слави страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой…
Приложение № 6.
Сваты мои, сваточки,
Любезнаи гостёчки!
А мы с вами сойдемси,
Горелочки напьемси,
Горелочки – водочки
По самаи глоточки.
У старого старика
Была дочки хороща –
Катяринушка душа,
Катяриночка душа,
Черноброва, пригожа.
По крыльчику ходила
Черным глазом водила,
Черным глазом водила,
К себе дружка манила.
Я моню, моню, моню, да,
Ей щеблетки куплю:
Ону пару новую,
Другую козловатую,
Четвёртаю, пятаю,
Катеньку богатую.
Про нас с тобой Катенька,
Лежит худа славушка,
Худа славушка пройдет, -
Никто замуж не возьмет!
Приложение № 7.
Ух вы, зори мои, зори,
Утренние, да вечерние!
Чаму рано занимался,
Низехунькя опущалися.
Там ходила наша Настюшка,
Там гуляла Васильевна,
А за нею идет Вавнюшка,
За ней идет свят Стефанович, -
Наперед забегая.
Свадьба идет, а песни льются плавно и свободно.
Даже гостей провожали песней:
Были гости дороше –
Казачоньки молодые:
Они пели, гуляли,
Шары – бары выбывали,
Урядничка обучали:
«ты рассукин сын урядник,
Не ходи ты мимо саду,
Не ходи ты мимо саду,
Не топчи мою рассаду!...»
Приложение № 8.
Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1. Вы дорожите традициями ваших предков? | 84% | 1% | 2% |
2. Интересны ли современным слушателям казачьи песни? | 3% | 47% | 38% |
3. Хотели бы вы, чтобы в нашем городе был создан центр казачьего фольклора? | 29% | 35% | 35% |
4. Привлекают ли вас выступления фольклорных ансамблей на городских мероприятиях? | 32% | 44% | 23% |
5. Проводят ли работу городские власти, чтобы развивать казачьи традиции у молодого поколения? | 40% | 29% | 40% |
Казаки – веселый, живой,
добродушно- насмешливый народ.
Они говорят «ярким своеобразным,
играющим всеми цветами языком:
подлинным живым языком степного
народа, пронизанным веселой,
хитроватой ухмылкой, которой
всегда искриться казачья речь»
Александр Серафимович.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Щелкунчик
О путнике
Две лягушки
Самодельный телефон