Попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: «Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно».
Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Доклад на Дне науки
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
ПИСЬМЕННОСТИ
В НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ
И ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ученики 5 класса «А»
Якубова Валерия,
Бережной Никита
Учитель Гусев В.В.
г.о. Орехово-Зуево
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Вступление.
Дорога к письменности.
II. 1) Понятно без слов.
2) Рисуночное письмо.
3) Договор между читающим и пишущим.
III. Заключение.
«Священные знаки».
Дорога к письменности
Можно ли представить себе жизнь без телевизора?
«Трудно, но можно», - наверное, скажете вы. У моих прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора.
А можно ли представить себе жизнь без электричества?
«Тоже трудно», - скажете вы. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине.
А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: «Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно».
Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной.
А начинали все медведи
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей, на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
Понятно без слов
Когда-то народы были бесписьменными, то есть не умели писать и не знали, что это такое. Кое-где такие народы существуют и в
наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа
есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Вот она.
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань - семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в Лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход.) И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль для отплытия на Крит. На корабле были разные паруса: одни черные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которыми корабль вернется из плавания, будет сигналом победы, белый, или гибели, чёрный.
И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из Лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но... его корабль шел под чёрными парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль и разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
Как видим, языки сигналов не могут «принять на себя» все, что людям надо сообщать друг другу. Для того чтобы осуществить полноценную связь и общение, надо было создать письменность.
Рисуночное письмо
Был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.
Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков. Вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают — растворяются во времени.
При свиданье — с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Эти письменные знаки совсем не похожи на современные.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре - время ночи,
А волнистые полоски —
Тучи, дождь и непогоду.
Договор между читающим и пишущим
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Киплинг в одной из своих сказок.
Эта сказка называется «Как было написано первое письмо». История, о которой так весело рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг, произошла в племени первобытных людей в далекие «дописьменные» времена.
В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту ее звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы с помощью копья набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапал акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец «прочел» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи — вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку все его племя», — решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!»
«Священные знаки»
Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: «Вчера я видел хороший сон», или: «У моего товарища прекрасный характер». Боимся, что не получится.
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.
Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, так как слово нар - по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца — так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков. Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.
Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.
Наше письмо устроено иначе.
Сейчас и русский народ, и братские славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине X века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991.
Снежный всадник
Сказка про Серого Зайку
Каргопольская игрушка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сказки пластилинового ослика