Работа посвящена фольклорному празднику. который проходит каждую весну в селе Никольское Лаишевского района РТ
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelska_rabota_samobytnyy_i_nepovtorimyy_karavon.docx | 20.99 КБ |
Морозова Р.Е., учащаяся МБОУ «Никольская СОШ»
Научный руководитель – учитель русского языка
и литературы высшей кв.категории Макарова С.С.
(Россия, РТ, с.Никольское)
самобытный и неповторимый «каравон» из села Никольское
Культурное наследие народов, издавна живущих на территории Татарстана, переплетается в красочном многоцветии. Народное творчество русских – одна из органичных составляющих этого узорчатого полотна. Русский музыкальный фольклор Лаишевского района РТ с центром в селе Никольское – прекрасное тому свидетельство. Недаром творчество фольклорного ансамбля «Каравон» и одноименного праздника из села Никольское вот уже 20 лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство, кто осознает его самобытность и вникает в проблемы сохранности этого ярчайшего пласта культуры.
Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также пропаганда Межрегионального фольклорного праздника «Каравон» - цель исследовательской работы. Гипотеза исследования предполагает получить доказательства тесной связи, существующей между праздником русского фольклора и развитием этнокультуры населения.
Задачи исследования:
1. изучить специальную литературу по теме исследования;
2.определить методы изучения творческой деятельности ансамбля«Каравон»;
3. провести мониторинг по изучению фольклорного праздника «Каравон»;
4. проанализировать и обобщить результаты выполненного исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
– изучение и анализ литературы по теме исследования;
- анализ и обобщение деятельности фольклорного ансамбля «Каравон»;
- беседы с участниками ансамбля, гостями праздника;
- статистическая обработка результатов исследования.
В работе использована литература Б.М. Теплов «Детский фольклор и проблема народной педагогики», Л.С. Выгодский и А.Н. Леонтьев «Способность, одаренность, талант», «Введение в песенный фольклор».
Практическая значимость проведенного исследования можно определить словами И.А.Ильина : « Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего»…
Родиной праздника «Каравон» является село Никольское Лаишевского района РТ. До 30-х годов XVI века на месте села была татарская деревня Караево. Но моровая язва вынудила местных жителей покинуть селение. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села. Молодая татарка бросила на прощание расческу и гребень, и заросло оно травою. По архивным источникам узнали, что в 1879 году в озере нашли домашнюю утварь татар.
Развитие села продолжалось с различным успехом. Как и всей стране было тяжело в определенные годы: коллективизация, бесплатная работа, разрушение вековых устоев – разрушили церковь Николая Чудотворца. И тем не менее, в селе продолжали петь и гулять, особенно в Николу – 22 мая – престольный праздник. Гуляли «артелями», «беседками», а вечером собирались на зеленой поляне в центре села и играли «каравон». Так в округе назывался своеобразный хоровод с определенными песнями, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском – это долгие, протяжные «Как по морю», «При долу», «Как по речке». Каравоны водили во многих населенных пунктах, но в разное время. Могли меняться напевы, но одно остается неизменным: в архивных материалах описываются большие круги на околицах в лугах, в которых «стояло не менее 50-ти девушек и молодушек по-праздничному сряженных». Взявшись за руки (сцепившись мизинцами), они медленно передвигались «посолонь» (по солнцу). Каравонные песни распевались медленно, с роздыхом, т.е со словообрывами, с распевами, повторами отдельных слов, слогов, междометий – частиц внутри стиха и повторами самих стихов, связывающих строфы так называемым «цепным» соединением.
С 1989 года начались разговоры о восстановлении церкви. Этому предшествовало возрождение каравона: на посиделках в апреле 1988 года, бабушки, бывшие в 1955 году молодыми девчатами, вспомнили много старинных песен. Постепенно образовался коллектив из 22-х человек. Сначала он назывался «Волжанка», а затем после встречи с известным фольклористом из Москвы А.С.Кабановым - «Каравон». Ансамбль стал часто выступать не только в своем селе и соседних деревнях, но и в Казани, Набережных Челнах, Рыбной Слободе, Высокой Горе и даже в Москве.
Их пение, совершенно отлично от современного исполнения народных песен, и до сих пор вызывает удивление – словно «нечто красивое и непонятное, найденное на дне волшебного сундука».
В начале 90-х о «Каравоне» уже знала вся республика. Приехавшие на встречу с его участниками истинные профессионалы фольклора по достоинству оценили своеобразие коллектива. Именно тогда и родилась мысль о проведении в с. Никольское престольного праздника Николы Республиканского праздника русского фольклора под названием «Каравон». По воспоминаниям участников этого праздника, это было удивительное зрелище – нескончаемый поток русских народных песен в исполнении различных по стилю коллективов. Было принято решение – сделать праздник традиционным, с приглашением большого числа фольклорных коллективов. О популярности фестиваля свидетельствует то , что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в «Каравоне». Собираются десятки этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья и Приуралья.
Гостями праздника являются и гости дальнего зарубежья: Англии, Америки, Австралии и т.д.
А в 2003,2009г.г. праздник посетил Президент Республики Татарстан- М.Ш.Шаймиев, в другие годы – Председатель Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшин, Министр культуры РТ З.Р.Валеева, руководитель Аппарата Президента РТ Ю.З.Камалтынов и др.
Именно на «Каравоне» состоялось знакомство с ансамблем «Частушка» с участием Анастасии и Захара Заволокиных, а также съемки передачи «Играй, гармонь».
Чтобы сохранить песенные обычаи и традиции своей местности, при сельском Доме Культуры создан Центр русского фольклора при Управлении Министерства Культуры РТ и Общества русской культуры РТ. Именно здесь мы перенимаем традиции наших бабушек. Сейчас в «Каравоне» 3 возрастные группы- старшая, средняя (учителя), младшая (ученики школы), семейные династии: Штатновы – Макаровы, Гаранины – Семеновы, Медведевы, Никитины – Гоговы, Уткины и т.д.
Символикой праздника «Каравон» является пылающее Солнце – символ жизни, тепла и доброты. В центре Солнца еще одно маленькое солнышко… это и есть наш любимый праздник «Каравон».
В завершении своей работы я хотела бы сказать, что праздник «Каравон» - это уникальная традиция, ее необходимо сохранять и пропагандировать, поддерживать аутентичных исполнителей, и передавать их знания другим поколениям.
Нынешний размах праздника соответствует его основной задаче – возрождению и развитию традиционной культуры русского народа в межэтническом сообществе Татарстана и Российской Федерации.
Литература
"Разделите так, как делили работу..."
Шелковая горка
Мороз Иванович
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"