Без любви к малой Родине,
её памятникам и природе,
невозможно почитание
и Родины большой»
(Сигурт Смидт)
История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города.
Вложение | Размер |
---|---|
bez_lyubvi_k_maloy_rodine.doc | 308 КБ |
«Летопись родного края.»
(исследовательская работа)
Автор: Новонкаева Надежда,
ученица
МКОУ «Бударинская ООШ»,
416422, Астраханская область,
Лиманский район,
село Бударино,
улица Лиджиева, 22.
Научный руководитель:
Будкина Наталья Германовна
учитель истории
МОУ Бударинская СОШ,
416422 Астраханская область,
Село Бударино, ул. Заречная, 2.
Без любви к малой Родине,
её памятникам и природе,
невозможно почитание
и Родины большой»
(Сигурт Смидт)
История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где родились мы, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Он невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя. Я живу в Астраханской области Лиманского района в селе Бударино. Но так как я уже рассказывала о своём селе, то решила написать о соседнем селе Яндыки, которое находится недалеко от нашего села. Это очень красивое село, у него много достопримечательностей.
Тема «Родной край: страницы истории» выбрана не случайно. Во-первых, в учебной программе введены в качестве обязательных вопросы истории края с древнейших времён до наших дней. Таким образом, краеведение является неотъемлемой частью курса отечественной истории. Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти. Изучение краеведческого материала позволяет нам расти не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, города. Воспитание гражданственности, любви к родному краю, чувства хозяина, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим, преодоления противоречий отцов и детей строятся на конкретной исторической почве. Обыденное прошлое старшего поколения содержит эмонациональные героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания реальных исторических корней. Д. С. Лихачёв в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» В-четвёртых, сегодня, когда индустриальная стандартизованная культура всё глубже проникает в жизнь, нам, может быть представляется последняя возможность через краеведение собрать и сохранить для будущих поколений неповторимые черты местные своеобразия родного края и недопустить их утраты, забвения. Второй год я занимаюсь краеведческой работой, и хотелось крупицы труда, связанные с историей села Яндыки обобщить.
История термина «краеведение». В 19 веке в отечественной литературе использовались термины «родиноведение» («отечествоведение»). Термин «краеведение» появился в начале 20 века. Под ним тогда понималось изучение «края», то есть уезда и губернии. Родиноведение же, в основе которого лежали непосредственные наблюдения учащихся, отводилась более важная роль в обучении и воспитании. Подобное деление на краеведение и родиноведение характерно для педагогической мысли тех лет, а также первого периода строительства советской школы. В дальнейшим, в середине 20 и 30 годов термин «краеведение» утвердился, получил широкое распространение. Значение термина «родиноведение» было включено в понятие «краеведение». Территория, называемая «родной край» локализуется не всегда одинаково: в одних случаях её ограничивают пределами села или города, в других случаях-административными границами района, в третьих-масштабов области (края) или республики. Объектом моего краеведческого изучения и исследования является Астраханский край, в частичности село Яндыки. История любого края составляет неотъмленную часть истории всей страны. «Местные исторические события при всём их своеобразии и индивидуальности являются проявлением общего исторического процесса» Поэтому на местных примерах раскрываются и некоторые общие закономерности исторического процесса. Объект изучения рассматривается в развитии: прошлое – современность – будущее. В темах «Мой дом, село» проявляются ощущение исторического времени и пространства.
Сегодня, официально село называется Яндыки Оно входит в состав Лиманского района Астраханской области. Яндыки существуют около 150 лет. Село образовалось на месте, где проходила почтовая дорога, соединяющая Астрахань с Кавказом. До поселения на этом месте была казачья застава. Казацкие здания (посты) строились с очень крепкими стенами. В настоящее время на территории этого села сохранилось одно такое здание.
Село было основано в 1848-1849 годах при Николае 1 по указу правительства «О заселении на калмыцких землях». Официально же село было оформлено в 1853 году. Оно получило название Яндыки. По поводу названия села существуют несколько версий. Вот одна из них. Переселенцы остановились на угодьях калмыка – скотовода по прозвищу Яндык. Отсюда, название села. Однако многие склоняются к другой точке зрения, в том числе и я. Учителя нашей школы поддерживали связь с краеведческим музеем города Элисты. Они написали туда письмо. И на их запрос пришёл ответ следующего содержания: Яндыки, в переводе с тюркского языка, означают бугры. Я считаю, что эта версия более правдива. «Яндыки»- село на буграх. Ведь, на самом деле, село было основано на двух буграх (ныне улицы Советская и Кирова) среди глуши, непролазных тростников и воды.
Примечательны ландшафтные явления вблизи села. Это бугры, в былом, великолепная степь; река Саболь, разделяясь на два рукава, протекала через село (ныне улица Трубицына и современный канал). В разливы вода доходила почти до вершины холмов. Большие рыбницы местных ловцов с моря Каспия доплывали до дома. Пойма реки Саболь украшалась чудесными садами, где росли знаменитые яндыковские яблоки, летний сорт. Но сегодня изменился климат, сказалась и негативная рукотворная деятельность человека. 1937 год для Яндыковцев был тяжёлым. Каспий отступил, и ушла вода. Чтобы обеспечить водой себя, напоить животных и растений, сельчане стали вручную рыть колодцы, каналы от ильменя. Часть жителей мигрировала ближе к природной воде, в окрестностях села Яндыки в самом углу юго-западной территории Астраханской области на границе с Калмыкией лежит солёное озеро. Сохранилось интересное предание. Название озера связано с историческим прошлым края. Озеро называется Пушкинским, от старинного пушки, сохранившиеся от древних времён и стоявшей у озера до октября, напоминая о времени, когда добыча соли часто прерывалась из-за набегов диких орд и защищалась вооружённой силой.
Село Яндыки до революции дважды становилось центром торговых и культурных связей в устье Волги. Центром улуса (района) оно было и в первые годы Советской власти. Несколько лет в кабинете истории в краеведческом уголке был интересный экспонат. Это бронзовая печать Яндыко-Мочажного улуса. К большому сожалению, ныне утрачена.
Мой учитель истории, просматривая документы и материалы «Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917-1920 годов.), обнаружила интересный документ того времени, в котором сообщаются первые мероприятия Советской власти в Яндыках по налаживанию новой жизни, и в первую очередь, пресечение спекуляции, обеспечение продовольствием трудящихся. Документ от 2 ноября 1918 года и называется «Докладная записка председателя Яндыковского волостного комитета бедности о работе комитета. Документ заслуживает внимания.
Началась гражданская война. Тяжёлая обстановка сложилась в то время на южном фронте. Объединенные силы интервентов и внутренней контрреволюции рвались к Астрахани. Они стремились захватить её, отрезать центр страны от источников снабжения, лишить его важнейшей продовольственной и топливной базы. Части 11 армии вели упорные бои с превосходящими силами противника. На карте путеводителя по историческим местам Астраханской области обозначены и Яндыки. В 1919 году для руководства боевыми действами сюда прибыл С. М. Киров. Сохранилось предание, что он бывал в Яндыках и в доме по улице Кирова (тогдашняя хозяйка дома Глебова Наталья Иванова) из самовара пил чай. Сохранился и самовар. Особенно тяжёлые бои с белогвардейцами на этом направление развернулись на подступах к Яндыкам. Есть документальные наблюдения панорамы сражений. 15 августа ранним утром в направлении Промысловка-Яндыки вылетели на разведку летчик Полозенко с наблюдателем Чухновским. Набрав высоту, увидели, как части Красной Армии, охватывая Яндыки и окружая противника, десантными отрадами отрезают отступающие обозы от Промысловки и Оленичева. Вечером того же дня на Яндыки-Промысловку вылетел летчик Полозенко с механиком Шурыгиным. Рапорт победно сообщал: «Под Яндыками обнаружено расположение неприятельских частей. Механиком были сброшены две бомбы в расположение кавалерии... После разворота вокруг этого места ещё сброшены две бомбы. После этого была обнаружена настолько сильная паника в рядах противника, что после третьего сбрасывания трёх бомб они пустились, давя друг друга к мосту на Яндыки и Промысловку. аппарат направился к мосту, и вблизи него в самое густое скопление белогвардейцев вновь сбросили бомбу. Что произошло после этого, не поддаётся описанию. 23 сентября 1919 года Яндыки были освобождены от белогвардейцев. Село вновь стало советским. В донесение штаба боевого участка обороны дельты реки Волги в штаб 11ой армии от 25 сентября 1919 года говорилось следующее: «Кизлярское направление – получены следующие подробности занятий сёл Яндыки и Промысловка: части группы перешли в наступление в 10 часов 23 сентября. При приближении к окопам противника, находившимся в 5-6 верстах севернее Яндык, противник открыл по наступающим частям артилерейский, пулемётный и ружейный огонь, но быстрым натиском частей был сбит с занимаемых им позиций и начал поспешно отступать, прикрывая отступление усиленным артилерейским и ружейным огнём. В 14 часов 30 минут части группы заняли Яндыки, заняв позицию, согласно оперативному приказу, начали закрепляться». Через 50 лет, 24 сентября 1969 года в Яндыках состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию памятника-обелиска и зажиганию Вечного Огня Славы, в честь воинов, павших за установление Советской власти в этом крае в годы гражданской войны. Вступительное слово произнёс секретарь РК КПСС А.И.Колодяжный. В наше время этот памятник – обелиск стал символом глубочайшего народного уважения не только участникам гражданской войны, но и Великой Отечественной, живым и мёртвым, вечной благодарности всем, кто отдал свою жизнь за Родину, в своём понимании. Краевед А. Ухин опубликовал заметку об этом событии в центральной газете. И в адрес сельского Совета пришло письмо из города Воскресенска Московской области от Орловой Веры Ивановны. Его содержание (фрагмент) см. приложение. Севернее Яндык, у электрической подстанции есть памятник (ранее братская могила) павших за освобождение нашего края в гражданскую войну). Останки павших воинов не были пренесены к Вечному Огню. Но Вера Ивановна Орлова об этом не знает. Узнали мы имя одного из павших. Это курсант офицерской школы Тускин Иван Егорович, 26 лет. За памятником ухаживают, возлагают цветы. До открытия Вечного Огня все памятные торжественные мероприятия проходили именно у этого памятника. Архивные документы донесли до нас события минувших лет.Многое говорят они о гражданской войне, о помощи жителей сёл Красной Армии, которые искренне верили в Советскую власть, связывали с ней надежды на счастливую обеспеченную жизнь. Вот документ, в котором список граждан села Яндыки, их 27 человек. Председатель Совета Куркин и секретарь Луцев называют фамилии М. Панькова, И. Хребтова, Т. Панькова и других Они отдали в продовольственный отдел кавалерийский дивизии не только повозки, но и верблюдов, волов, лошадей. Список был составлен уже после окончания гражданской войны, потому что на полях есть пометка: «Все перечисленные лица в настоящее время материально нуждается, в списках белых (в их радах) не были».В документах и приказах по Яндыковскому Совету отмечалась уплата за взятый у населения камыш. Вот приглашение Боканеву Ивану Михайловичу прибыть к командованию: «…если таковой не получил деньги за взятую у него арбу?». На приглашение стоит пометка:» Бокарёв деньги получил». На приглашение стоит пометка: «Боканёв деньги получил». Через год после окончания войны из Астрахани в сёла района последовал запрос об ущербе, нанесённом местному населению. Перечень следущим:взято 265 лошадей, 23 верблюда, 189 волов, 352 арбы, 65 телег, 283 хомута, 292 седла. Кроме того, в Яндыках было уничтожено 200 десятин озимой ржи, 300 десятин проса, взято 1000 возов сена. Сельский Совет сообщал и о том, что вытравлены и вытоптаны луга. Вот такой большой, по тем временам, ущерб был нанесён местному населению. Новую жизнь налаживали. До образования колхоза была организованна коммуна «Красный пахарь», в которую вошли 7 человек из бедняков, но вскоре она распалась. В 1929 году на территории села Яндыки образовался колхоз животноводческий и рыболоведский. в 1943 году колхоз разделился. Рыболоведский был переведён в село Песчаное. Первым председателем колхоза «Большевик», по словам старожилов, был Яковлев Иван Яковлевич, двадцатипятитысячник. Сохранились фотодокументы, рассказывающие о колхозной жизни села Яндыки. Вот интересное фото. Первая общественная посевная. Яндыковский колхоз приобрёл 8 тракторов.Первыми трактористами были Глебов Сергей Михайлович, Воробьёв Иван Михайлович.
По воспоминаниям Старожилова: «День был жаркий. Народу много. Площадь перед правлением колхоза была какой-то торжественной. Тракторы – это была такая редкость. Слышались звуки гармошки. Все веселились: пели, плясали. Начался митинг. С речью выступил председатель, первые колхозники ( Бережнов Пантелей Максимович (на снимке), Кошманов Михаил Степанович, Карпенко Михаил Петрович, Покусаев Петр Петрович). Потом мы проводили тракторы до садов ( раньше, на западе, в конце села были сады) и пошли на работу. Несмотря на такое событие, день был рабочий. А этот фото документ « Проводы первых тракторов на сеноуборку» 1939 год. Готовили и специалистов, животноводов. Из Воспоминаний Г. Милина, члена КПСС с 1926 года: « Особенно памятны годы, когда я работал секретарем территориальной партийной ячейки ВКП (б) в селе Яндыки. Коммунистам 30 –х годов нелегко было бороться с разрухой и голодом. К тому же приходилось раскулачивать тех, кто мешал укреплению Советской власти. Мне была подброшена записка. Три слова «Убирайся, пока жив» говорили о ненависти богатеев к советскому строю». Милин вспоминает: «Нас коммунистов трудно было запугать».
В селе Яндыки есть улица Трубицына. Её название связанно с именем односельчанина Иваном Васильевичем Трубицыным, который по зову сердца и партии отстаивал новую жизнь, заплатив своей. Я решила узнать о нем подробнее. Договорилась о встрече с его сестрой Ряпловой Домной Васильевной. По интересующим меня вопросам сестра рассказала следующее: «Родился в Яндыках в 1903 году. Жил в бедности. Активное участие принимал в становлении колхоза. Коммунист. Потом работал в интернате, кладовщиком. Назначили уполномоченным по разгрому банд. Два рейда были удачными, а в третий раз не вернулся. Домой прибежала лошадь, которую брал у односельчанина Пантелея Бережного. Их убили в 1932 году, под Басами. Нашел их в камышах дедушка - пастух, через 17 дней, зверски изувеченных: поколоты глаза, отрезаны носы, вывернуты руки, ноги. Жену и старшую сестру вызвали на опознание, приехавшие из Астрахани комиссар и из угрозыска. Похоронили в Басах. Установлен памятник. Школа в Басах носит теперь его имя». Жизнь налаживалась.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. По воспоминаниям Г. Милина. В колхозе « Большевик» тогда выращивали хлопок, просо, озимую рожь. 24 тысячи овец и крупный рогатый скот требовали ухода. А людей не хватало. Многие ушли на фронт. В 1942 году Милина назначили председателем хозяйства. Немцы к этому времени уже захватили Элисту. Пришлось срочно эвакуировать скот в Казахстан. Это было нелегкое дело. По дороги многие молодые чабаны и доярки сбежали. Пришлось спасать животных с группой стариков и четырьмя девушками. Гурты насчитывали до 5000 голов. С таким количеством справляться было трудно. К тому же стадо бомбили немецкие самолеты. Много скота погибло. Трудностей тогда испытали не мало. 13 месяцев в невероятно сложных условиях выхаживали скот. С задачей справились. Возвратились в Яндыки, когда фашистов прогнали далеко от Сталинграда. Документом, историей становятся люди, их воспоминания, воспоминания о них. Дынниченко В. С., закончив полковую школу, был назначен в 18 лет командиром отделения разведки артдивизиона. Весной 1943 года в Астрахани сформировался полк противовоздушной обороны М З А (мелко-зенитной артиллерии).В его отделение были назначены три 18-летние девушки с Лиманского района-Крюкова (ныне Брыкова Тамара Васильевна, с. Яндыки), Суханова Саша, Аня Квасова. Задачей отделения была воздушная разведка, т. е. своевременное обнаружение вражеских самолётов в зоне обороны объектов (железнодорожного моста через Волгу возле Астрахани, нефтепромослы Гурьева, с мая 1944 года охраняли в Одессе аэродром истребительного авиаполка). Командир вспоминает, что к армейской службе девушки привыкали с трудом, но отличались не по возрасту серьёзностью и упорством. А служба была тяжёлой-круглосуточное дежурство, днём занятия, уйма хозяйственных дел. Спать приходилось не более 5 часов в сутки. На всех учебных занятиях, проверках, боевых тревогах девушки получали отличные оценки, благодарности. Тамма Васильевна о себе не любит рассказывать. А вот её командир, с которым учителя общались письменно, с благодарностью вспоминают о ней: «Тамара имела очень хороший слух, по звуку определяла вражеский самолёт, отличалась упорством, дисциплинированностью. За добросовестное исполнение воинского долга была награждена значком «Отличник противовоздушной обороны. А это для нашего рода войск даже в войну была очень большая награда. Ведь такими знаками награждено не более 5% состава полка.» Волков М.И. служил на западной границе, где его застала война. С оборонительными тяжёлыми боями отступали вглубь страны. После ранений выздоравливал в госпитале города Астрахани. В1942 году в городе сформировалась 28 армия, в которую был зачислен. Воевал в составе 152 особо-стрелковой бригады, которая стояла на обороне Астрахани, а в августе 1942 года переброшена на оборону Оля, Лиман, Яндыки. В селе Яндыки стояли до 30 декабря 1942 года. 31 декабря был получен приказ идти в наступление. 1 января 1943 года в районе Яшкуля-Уты, Халхуты столкнулись с противником. Форсировав реку Маныч, с ходу освободили Элисту. Много было тяжёлых боёв по освобождению своей Родины, ранений, госпиталей. И опять в строй. «Штурм Берлина был самый трудный. Так я прошёл с боями от Яндык до Берлина,»- вспоминал ветеран Великой Отечественной войны. Для молодых эти рассказы – нечто похожее на чтение увлекательной книги о прошлом. Для тех же, кто вынес на своих плечах тяжкие военные и тыловые будни, - это вечно неизгладимая память. Память сердца. В годы войны строилась стратегически важная железная дорога Астрахань – Кизляр. Жители Яндык участвовали в этой стройке. Завьялова (Глебова) Клавдия Никитишна вместе с подругой Шматовой Ниной Никифоровной добровольцами пожелали работать. Зачислили их в ремонтную бригаду. Выполняли работу и грузчика, вручную разгружали рельсы, были и обходчика. Работали днём и ночью, понимая важность строящегося объекта. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Десятью орденами и медалями, в том числе орденами Славы всех трёх степеней удостоен участник Великой Отечественной войны Александр Ильич Пушкин. Расчёт его пушки в одном из боёв расстрелял в упор и поджёг 8 немецких танков. Остальные, не выдержав шквального огня отступили. Тогда на всех бортовых автомашинах, походных армейских клубах, батареях частей Второго Белорусского фронта вывешивались плакаты с призывом бить фашистские танки, как бьёт их расчёт Пушкина. Героями Советского Союза вернулись в родные сёла Яндыки и Промысловка Иван Васильевич Ходырев и Николай Констанинович Храпов. Но не все вернулись с войны домой. Широка география мест, где покоятся их останки. Об этом можно судить по «Книге Памяти», фотографиям мест захоронения.
Могила и памятник павшим за селом Малая Рублёвка Полтавской области, где покоятся останки и Яндыковского земляка Кочерова Ивана Петровича. В «Книге памяти» одна из жительниц села Яндыки нашла фамилию своего дяди Завьялова Павла Никитича. В фамилии пропуск букв, вероятно документ был пробит пулей. Рядовой, 1926 года рождения, Астраханской области Лиманского района, села Яндыки. Призван Долбанским РВК 54 кп 14 кд. Погиб 17 апреля 1945 года. Похоронен в городе Штаргаде. Был кавалеристом. На войну ушёл в 15 лет. Это то немногое: о ком и о чём можно рассказать. Всё меньше среди нас участников Великой Отечественной войны. Их подвиги и дела переходят в легенды, становятся частью памяти народной и души народа. Давно отгремели грозовые годы. Но разве можно забыть, какою ценою завоёвано право на мир. Память о тех, кто пал в боях, о солдатах минувшей войны, о тех, которые ещё живут рядом с нами, никогда не умрёт. И наша задача на этих примерах воспитывать новое поколения, достойными их героических дел.
В 1961 году на территории села Яндыки бала построена церковь, посвящена святому Николаю. Сохранились фотографии старой церкви (внешний и внутренний вид). За металлической оградой с воротами – основное здание церкви, образующее в плане крест. К трапезной примыкает двухъярусная колокольня, завершённая шатром с небольшой главкой. Основной объём храма увенчан восьмигранным световым барабаном. Над фронтоном придела и колокольни помещены иконы. Позади виден дом. Из воспоминаний старожилов, в нём жили муж с женой, которые были сторожами, уборщиками и выпекали просвирки. Храм был снесён в 1942 году. Часть металлической ограды сохранила семья Чуркиных. Ныне построена почти на этом месте новая церковь, а ограда выполнена по сохранившемуся оригиналу. Внутренний вид. Два роскошных паникадила (церковная люстра), трёхъярусный иконостас. По обе стороны царских врат хорошо различимы иконы Спасителя и Богоматери. Алевон отделён от зала для молящихся лёгкой ажурной решеткой. Купол поддерживается лёгкими небольшими колоннами. На парусах свода видна живопись. Вероятно, она выполнена на холсте, а затем наклеена на основу. Это обычный приём для 19 века. Царские врата чем-то напоминают ныне существующие. В клеммах хорошо угадываются Гавриил и Михаил. Около икон малые и большие канделябры. Их 6. Церковь пуста. Около иконостаса стоит мужчина в гражданском платье. Вероятно сторож или священник. В 1871 году было построено двухклассное училище. Учились три года 42 мальчика и 9 девочек. Все расходы на школу составляли 200 рублей. Учитель получал 25 рублей. Астраханская губерния входила в Казанский учебный округ. Сохранился интересный документ.
А также грамота 1936 года, вероятно, потомка того Иноземцева. Церковная приходская школа открыта в 1891 году. При ней учились только состоятельные. Мальчиков - 9, девочек – 32. Два года назад школа отметила юбилей (130 лет и 110 лет) начала образования в Яндыках. В апреле 1963 года со станции Яндыки был отгружен первый железнодорожный состав нефти, состоящий из 48 цистерн, на одной из которых белой краской было написано: «Получай, Родина, Астраханскую нефть!». А в октябре по магистральному газопроводу Яндыки - Астрахань первое голубое топливо поступило в областной центр. Сегодня это село известно не только своими яблоками, сорт которых получил свое название от имени села. Яндыки есть на нефтяной карте России. Здесь расположена база нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», ведущей освоение шельфа Каспия. Новые проекты, пришедшие на Астраханскую землю, поставили это село и на транспортную карту страны. Сегодня отсюда берёт начало строительство железной дороги к порту Оля. Именно эта дорога сможет вдохнуть в него жизнь и даст развитие как транспортному коридору «Север – Юг», так и селу Яндыки. И если сегодня половина его жителей – работники нефтяной и газовой отрасли, то, возможно, уже через год вторая половина сельчан будет работать на железной дороге.
Для истории монета – это памятник, вещественный остаток денежного обращения, торговли. Интересна небольшая серебренная монета без изображения, с арабскими надписями – дирхема Золотой Орды. К одному из жителей Яндык она попала через обмен на деньгу. В колхозное время учитель, работая с учащимся, в степи (бригада) наткнулся на череп, возле которого лежали две такие монеты (вероятно ветер выдул почву и его обнажил). Период с 12 по 14 века вошёл в историю под названием « безмонетного» На восточной окраине Руси встречались эти дирхемы. Заслуживает внимания медная монета диаметром около 46 мм с интересным изображением: герб Швеции (было понятно) – на одной стороне, скрещённые стрелы – на другой. Копаясь в словарях нумизмата, нашли такую монету. Это – эре – старое скандинавское название весовой единицы. Самый распространённый тип медного эре в конце 17 века, а скрещённые стрелы – знак шведской провинции Даларна. Выполняя хозяйственные работы, на глубине около метра нашли позеленевшую монету. И каково было удивление, когда монету расчистили. Она серебряная. На одной стороне изображён лев и восходящее над ним солнце (старинный герб Ирана), а на другой арабские надписи. Монета дотируется 13 веком. Монеты говорят о людях, о прошлом, об истории на своём особом языке. Они помогают в познании общества, законов его развития, реконструкции событий, скрытых от нас далью многих веков.
Систематическое применение краеведческого материала позволяет успешнее знакомиться с историей родного края и вызывает у нас интерес не только к краеведению, но и к истории как предмету, способствует патриотическому и нравственному воспитанию. Отношение к Родине (малой и большой) – мерило всех достоинств человека. Таким образом, в изучении краеведческого материала переплетаются аспекты и познавательные и воспитательные. «Моё ли это – моя родина, где родился и вырос? Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько... Родина... Благослови тебя, моя Родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив».
(Василий Шукшин. Слово о «Малой родине»)
Сразу оговоримся, что официально годом основания села является 1853, хотя в опросных листах, представленных Лиманским музеем называются более ранние сроки.
Однако в справке из архива Астраханской области значится: «В документах Астраханского губернского статистического комитета в сведениях о первом заселении местностей Астраханской губернии в 1877-78 гг. имеется информация об основании в 1853 году села Яндыковское Яндыковской волости Астраханского уезда, сейчас села Яндыки Лиманского района». Из опросного листа 1901 года село расположено на возвышенном месте – бугре. Ветры дуют восточные (по – местному – моряна) в талую воду не затопляется, и вообще половодье не бывает. Основано в 1847-1848 годах, название своё носит от Яндыковского улуса, находившегося на месте, занимаемом в настоящее время. В 1901 году особых занятий не было, а в 1902 году – холерная эпидемия.
В селе 264 двора. Домов деревянных в один этаж – 128, камышитовых двухэтажных – 3, камышитовых одноэтажных – 133. Одна церковь во имя Св. Николая чудотворца. Земли у духовенства 66 десятин и 33 неудобной. Воду для питья жители берут из ерика Три Протока, вода недоброкачественная. Занимаются рыболовством, чумачеством, работой на рыбных промыслах, скотоводством, хлебопашеством. Последним занимаются несколько семей. Урожаи редкие, потому что бывают частые засухи. Овощи и фрукты жители продают на местном рынке.
В селе имеется: кузнецов – 10, сапожников и башмачников – 17, плотников – 6, столяров – 2, портных – 3, печников – 4, бондарей – 4 – все они выполняют заказы местных жителей.
Торгово-промышленные заведения: мануфактурных и бакалейных лавок – 6, молочных – 3, ветряных мельниц – 8, винных заведений – 1, пивных лавок – 1. Жители покупали товар у местных торговцев, а также в городе Астрахани. В Яндыках имелось волостное правление, построенное в 1866 году (в здании 9 комнат), сельское правление помещалось в здании сельского общества и построено в 1877 году (3 комнаты). Было николаевское кредитное товарищество, учреждённое в 1900 году, на капитале государственного банка – 2000 рублей.
Имелось одноклассное сельское училище: учащихся – 42 мужчины и 9 женщин. Оно помещалось в здании сельского общества, открыто было в 1874 году, а церковно – приходская школа построена на средства церкви в 1881 году. Учащиеся: мальчики – 9, девочки – 32. Действовал приёмный покой, при нём – врач, фельдшер, повивальная бабка, имелся частный медицинский фельдшер и ветеринарный врач. Село подчиняется земскому начальнику 5-го участка в посёлке Бирючья Коса, судебному следователю 1-го участка, приставу 3 ст. и Астраханскому уряднику 18 уч. в селе Михайловка.
Крестьяне уходят на заработки на рыболовно – промысловые работы, с 1 марта до 15 мая и с первого сентября по 6 декабря. Взрослые за путину приносят домой до 30 рублей, подростки до 10. Существовал извозный промысел (чумачество) – зимой, весной. Все заработки получались, смотря по количеству имеющегося рабочего скота. Самый лучший доход – 10 рублей в месяц на фуру (тягу).
В этом здании в селе Яндыки располагалась казачья застава. Об этом говорят характерные архитектурные черты: высокие, крепкие стены, узкие окна. В советское время здесь находилась изба – читальня. Затем с 50-х до 70-х годов - восьмилетка. В наше время на первом этаже магазин, на втором – музыкальная школа.
В 2003 году селу Яндыки исполнилось 150- летие со дня образования. Со слов жителя села И. З. Луцева: «Я люблю свою малую родину, где родился, вырос и дожил до старости. Здесь похоронены родители, дедушка. И ещё свое село я люблю потому, что расположение улиц смотрится красиво. Например, улицы Советская и Кирова – прямые, широкие, длинные, через каждые 5-7 дворов - переулок. Сделано это с противопожарной целью. А ведь строилось все совершенно неграмотными людьми. Вот что помнит И. З. Луцев со слов отца Захара Ивановича Луцева, дяди Сергея Ивановича и родного дедушки Ивана Исаевича. «Мой дедушка (родился в 1856 году – ушёл из жизни в 1943) был очень начитан, историю знал «от» и «до». Увлекался религиозной литературой, читал библию, хорошо знал латынь. До смерти не пользовался очками, память была хорошей. Отличался и уравновешенностью характера, старики любили его. Помню, как приходили к нему и часто просили рассказать что-то из истории и библии. Я тоже слушал. Вот что мне запомнилось из рассказов отца, дяди, дедушки. Прибыли днём. Но не на место, где должны поселиться, а остановились на бугре (до недавнего времени там находились молочно-товарный комплекс и автотракторная заправка колхоза «Большевик»). Пояснили женщинам, где будем селиться. Те стали плакать, голосить и приговаривать: «Здесь никто не живёт, людей нет, как будем жить!» Переночевали, утром запрягли, утром запрягли быков и поехали на бугор, где сейчас улица Советская. Поставили колья, разметив территорию. Прошло несколько дней, пришёл староста, повалял колья и сказал: «Строиться будете вон на том бугре, где стоят 2 Кир
печных здания». В них располагалась казачья застава. Мужчины обратились к руководителю, он им задал вопрос: «Почему не хотите строиться там, где указал староста?». Они пояснили: «Мы хотим развести сады, а там – самое хорошее место для их разведения». Вышестоящий начальник подошёл к сидящему на стуле старосте и говорит ему: «Какая у тебя бородка», и начал гладить рукой по бороде, а потом одной рукой взялся за бороду, а второй нашлёпал его по щекам, сказал: «Больше их не тронь»».
Ещё в 1846 году государство решило приступить к устройству поселений вдоль дорог, через калмыцкую степь, с целью сделать безопасным проезд торговых караванов. Было предположено основать в калмыцких кочевьях 44 станицы с отводом поселенцам до 30 десятин земли на душу населения. Насколько важно было это мероприятие в глазах государства, можно видеть из того, что главный попечитель калмыцкого народа по Положению до 1847 года должен был иметь особого помощника «для дел о заселении дорог, через калмыцкие земли пролегающие». Они заселились русскими, украинскими крестьянами и отчасти татарами. Образованные на территории нынешнего Лиманского района земли в административном отношении были объединены в волости – Яндыковскую и Бирючьекосинскую (1906 г.). Яндыковская включала в себя в 1907 г. 7 поселений численностью 9758 человек: Оленическое, Промысловское, Яндыковское, Зензелинское, Михайловское, Караванненское, Басинское.
Постройки тех времён.
Бывший дом Лепехиных. Они были состоятельными людьми села. Имели магазин и другое имущество. Раскулачены в советское время. В этом здании располагается противочумное отделение (санитарно – эпидемиологическая служба). Дом Ходырев построен в начале 20 века на ссуду, данную купцом Лепёхиным. Чтобы её выплатить, строение сдали в аренду. На верхнем этаже находилась больница, внизу - морг. Сейчас он принадлежит наследнице А. Н. Ходыревой, бывшей учительнице начальных классов. Купеческий дом, построенный на главной улице имени Кирова, деревянный, срубленный из пластин. Принадлежит дом Глебовым. Одно из первых зданий поселения расположено в центре села Яндыки. Здесь когда-то был магазин Лепёхиных, затем пекарня, а в настоящее время-склад колхоза «Большевик». Один из старинных домов своеобразной постройки (крылечко, деревянное кружево), хотя и не является памятником архитектуры, представляет историческую ценность, связанную с событиями гражданской войны, здесь останавливался С. М. Киров.
Я считаю, что изучать и любить свой родной край обязан каждый гражданин (или просто человек) своей страны. А тот, кто не выполняет свои обязанности , не заслуживает себя называть гражданином своей страны. Я очень уважаю свою большую и малую РОДИНУ. И призываю вас делать то же самое, что и я. Ведь Родина вас не бросит в трудную минуту, не отвернётся перед нами.
Яндыки прекрасное село, хотя и маленькое. Я вам рекомендую побывать в нём. Учтите, вы не пожалеете. Ведь сама область, как и район - замечательны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Милонов Н. П. и др. Историческое краеведение. (Основные источники изучения истории родного края). Пособие для студентов педвузов. М., 1969 г., стр.285.
2. Сейненских А. Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу краеведу. М.: Интерпракс, 1994 г.
3. «Борьба за власть Советов в Астраханском крае» (1917-1920 гг.). Документы и материалы. Редакция коллегия: Б. Н. Бабин (ответственный редактор). Издание газеты «Волга». Астрахань. 1958 г.
4. Материалы периодической печати:
«Оказали помощь» И. Золин, офицер запаса города Москва.
«сёла нашего края» А. Ухин, краевед, города Астрахань.
«Соляные озёра» Руденко.
«Остались только на фотографиях» А. Елизаров.
«Лиманский вестник».
«Волга».
«За власть Советов» Г. Милин, пенсионер, член КПСС с 1926 года.
5. Революционные были. А. Марков.
Нижнее – Волжское книжное издательство. Волгоград, 1978 год.
6. Воспоминания: Ряпловой Д. В.,
Волкова М. И.,
Глебовой К. Н.,
Дынниченко В. С.
.
«Летопись родного края.»
(исследовательская работа)
Автор: Новонкаева Надежда,
ученица
МКОУ «Бударинская ООШ»,
416422, Астраханская область,
Лиманский район,
село Бударино,
улица Лиджиева, 22.
Научный руководитель:
Будкина Наталья Германовна
учитель истории
МОУ Бударинская СОШ,
416422 Астраханская область,
Село Бударино, ул. Заречная, 2.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Где спят снеговики?
Ель
Хитрый коврик
Сказка "Дятел, заяц и медведь"