Материал посвящен 65-летию Победы
Вложение | Размер |
---|---|
proshla_voyna.doc | 37 КБ |
Худяков Владимир ,
ученик 4 класса
МОУ «Сийская общеобразовательная
средняя школа №116»
п. Сия, Пинежского района,
Архангельской области.
«Детство, опаленное войной»
И все же мы как-то выросли
Под темным крылом войны;
И холод, и голод вынесли,
Дети войны.
А.Преловский
Великая Отечественная война обрушилась на детей так же, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Война жестока и соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Взрослые пытались уберечь детей от страданий, но не всегда это получалось. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле невзгод и страданий, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не под силу. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. За боевые подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, были удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза - пионеры Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик(4.4). Пионерам было примерно столько же лет, или чуть больше, чем мне, но, несмотря на это, они были храбрые, мужественные и отважные. Каждый из них внёс огромный вклад в дело Победы. И мы, дети мирного времени, с восхищением читаем о их мужестве и бесстрашии.
В тылу дети и подростки заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они стали токарями, пахарями, шахтерами, пережили все лишения тыловых будней.
Война круто изменила и жизнь северной деревни. Основной рабочей силой в деревне стали женщины и подростки (1.26).
Когда началась война, моей бабушке Худяковой Марфе Ивановне исполнилось двенадцать лет. Она закончила четыре класса начальной школы, а дальше учиться уже не пришлось, так как в семье кроме нее было еще пять детей. С раннего утра до позднего вечера она трудилась на колхозной ферме вместе со мамой, обслуживала двадцать пять коров. Всех их нужно было накормить, напоить из ведра каждую отдельно, подоить руками. Рядом в специальных клетках находились родившиеся недавно телята. Их поили коровьим молоком несколько раз в день. Так что с фермы приходили только поздно вечером, а в пять часов утра - снова за работу. Руки уставали и ныли, но отдыхать было некогда. Отец в это время был на фронте, изредка от него приходили письма – треугольники, которые безмерно радовали домочадцев.
Семья жила за счет своего хозяйства: корова, овцы, куры. Летом работали от зари до зари. Заготавливали сено на зиму, косили вручную, сгребали граблями высушенное сено и складывали в стога. Дети восьми - десяти лет были настоящими помощниками. Во время уборки урожая в колхозе школьники жали хлеб серпами, ходили по полю с корзинками и собирали колоски, потом их сдавали в колхоз (1.28). Дрова тоже заготавливали сами. Пилили их поперечной ручной пилой, вывозили из леса на санях, кололи и укладывали в поленницы. За водой ходили на речку, которая была под горой. Воды требовалось для хозяйства много, носили ее в ушатах на коромысле, а зимой возили на деревянных санках. Особенно трудно было работать зимой. Зимы на Севере суровые, а одежды мало, для всей семьи не хватает. Приходилось шить самим: фуфайки, платки, стеганые ватные штаны, рукавицы.
Зимними вечерами готовили посылки на фронт: варежки, портянки, шапки-ушанки, махорку, сухари – все, что могли собрать дома.
Годы были неурожайными, голодными, питание скудное. В колхозе денег за работу не выплачивали, а подсчитывали количество трудодней. В конце года по установленным нормам выдавали за работу зерно. Спасала семью от голода корова Зорька. Хлеб пекли, добавляя в ржаную муку мох.
Летом собирали в большом количестве съедобные травы, корешки растений, ягоды, грибы.
Из-за недостатка обуви и одежды младшие братья и сестры часто пропускали занятия в школе. Писали на уроках на старых газетах, тетради появились в конце войны. Но школа не прекращала своей работы.
Школьники оказывали большую помощь взрослым: работали на уборке урожая, собирали средства на постройку танков и самолетов, вели переписку с фронтовиками, создавали тимуровские команды (3.176).
Районная газета военного времени «Лесной фронт» в те дни писала: «Учащиеся 3-4 классов Кротовской начальной школы взяли обязательство для героических защитников Сталинграда собрать подснежной клюквы по 4-5 килограммов каждый. Школьники собрали 125 килограммов. Ярмолина Наташа сдала 12 килограммов, 800 граммов» (2).
Электричества в деревне не было, освещали жилище керосиновыми лампами. Керосина было мало, использовали его экономно, поэтому зажигали лампы на короткое время. Иногда пользовались лучиной. Чтобы лучина не коптила, ее заготавливали летом из сосновых пней.
В январе 1942 года моя бабушка вместе с другими девочками- подростками из Пинежского колхоза «Новая жизнь» была направлена на рытье окопов в Вологодскую область. Окопы были очень глубокие. «Столько земли перелопатили, а сами все время голодные»,- вспоминала впоследствии бабушка. Через семь месяцев она вернулась домой и была направлена на лесозаготовки. Был октябрь месяц, а у нее кроме летних порванных ботинок не было никакой обуви. «Все выдержали. Я никогда не унывала и всегда была в хорошем настроении»,- рассказывала о себе бабушка.
После войны моя бабушка продолжала работать дояркой в том же колхозе, только он был переименован и назывался «Красный Октябрь».
Трудовой стаж моей бабушки - сорок три года. За свой самоотверженный труд она имела много наград: «Труженик тыла», «Ветеран труда», «Победитель социалистического соревнования». Вместе с дедом они вырастили и воспитали десять детей. За великий материнский подвиг бабушка награждена орденом «Материнская слава» трех степеней, удостоена звания и награждена орденом «Мать-героиня». Все дети моей бабушки Худяковой Марфы Ивановны выросли достойными людьми, получили образование и сейчас живут в разных уголках России. Примером стойкости и трудолюбия для них являлась собственная мать, моя бабушка.
Память о прошлом…. Она связывает прошлое с будущим. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, вдохновляет на труд и на подвиг. 65 лет отделяет нас от Дня Победы. Все меньше остается живых свидетелей этих событий. Благодарные потомки чтят память о подвигах тех, кто не жалея жизни боролся за нашу мирную счастливую жизнь. И прав поэт А.Т.Твардовский, который взывает к каждому из нас:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
…Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Осенняя паутина
Четыре художника. Осень
Ералаш
Ах эта снежная зима
На берегу Байкала