Целью данного исследования является сопоставительный анализ образа огня в русской поэзии конца XIX и татарской поэзии начала ХХ века (на примере произведений А. Белого, Ф. Соллогуба, Тукая и Дердменда).
Для достижения поставленной цели нами были разрешены следующие задачи:
При рассмотрении раскрытия особенностей образа огня в стихотворениях русских и татарских поэтов мы их анализировали не только с точки зрения художественных особенностей, но при этом привлекали мифологию, религиоведение и т.п.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_ognya.doc | 85 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ» |
Образ огня в русской поэзии конца XIX
и татарской поэзии начала ХХ века
(на примере произведений Ф. Тютчева, русских символистов,
Г.Тукая и Дердменда)
Выполнила Байбекова София, 8 «б» класс Руководители: Аитова Зайфяр Абдулловна, учитель татарского языка и литературы, Махрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы |
Саратов 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образ огня в русской поэзии конца XIX века на примере произведений Ф. Тютчева, русских символистов ……………………………..5
Глава 2. Образ огня в татарской поэзии начала ХХ века на примере произведений Тукая и Дердменда в сопоставительном аспекте с образом огня в русской поэзии …………………………………………………………………
Заключение
Использованная литература
Введение
В мифологической энциклопедии указывается, что «олицетворение огня и культ его, несомненно, вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи».
Символ огня как символ жизни, как символ могущества представлен практически во всех мифологических системах. Образ Прометея в греческой мифологии - наиболее яркий пример того. Символ огня имеет большое значение в мифологии различных народов. С огнем связаны большое количество ритуалов (жертвоприношение, погребение, проводы зимы и т.п.).
В различных религиях множество культов, связанных с огнем. В основных религиозных учениях огонь - очистительная сила, символ уничтожения скверны, нечисти.
В философии трактовка образа огня приобретает различные значения и символы. В древнегреческой философии этой стихии придавалось особенное значение. Некоторые представители считали огонь первоначалом всего сущего.
По Гераклиту мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
По Демокриту боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум; мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.
Понятно, что эти символы вошли и в литературу практически всех народов. Однако, перекочевывая из мифов в литературу, образы и символы огня приобретали и национальные особенности. И именно разграничению символов огня в русской и татарской литературе посвящена настоящая работа.
Целью данного исследования является сопоставительный анализ образа огня в русской поэзии конца XIX и татарской поэзии начала ХХ века (на примере произведений А. Белого, Ф. Соллогуба, Г.Тукая и Дердменда). Для достижения поставленной цели нами были разрешены следующие задачи:
исследованы теоретические философские и эстетические особенности русской и татарской поэзии указанного периода;
рассмотрена символика огня в русской и татарской поэзии;
на основе теоретических выводов проведен сопоставительный анализ произведений указанных русских и татарских поэтов.
Новизна работы состоит прежде всего в том, что сопоставительный анализ литератур разных народов позволяет глубже и лучше понять произведения изучаемых писателей, ибо каждый писатель является в первую очередь частью общемировой культуры, которая богата в своем разнообразии.
Актуальность темы связана также с тем, что в последнее время усиливается интерес к национальным литературам народов России и особенно к проблемам взаимосвязи их с русской литературой. Труды Ю.Г. Нигматуллиной о связи творчества И. Тургенева с татарской литературой и А.М. Саяповой о связи творчества Дердменда с русским символизмом - яркий тому пример. Появилось и продолжает появляться большое количество исследований о взаимосвязи творчества Г. Тукая и русской литературы XIX века.
При рассмотрении раскрытия особенностей образа огня в стихотворениях русских и татарских поэтов мы их анализировали не только с точки зрения художественных особенностей, но при этом привлекали и другие гуманитарные дисциплины. Например, мифологию, религиоведение и т.п.
Глава 1.
Образ огня в русской поэзии конца XIX века на примере произведений русских поэтов конца 19 века и Ф.И. Тютчева и символистов
Для анализа образа огня в произведениях русских поэтов нами были отобраны поэзия Ф.И. Тютчева и произведения символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт), которые творили практически на рубеже веков.
В стихотворениях Ф.И. Тютчева образ огня предстает в реалистичной форме и служит для метафоризации, для придания дополнительных красок описанию природы. Реалистичный образ огня как пожарища представлен в одноименном произведении поэта:
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Как метафору можно привести пример из стихотворения «Гус на костре». Здесь автор реалистичный огонь, который стал свидетелем бесчеловечного отношения к мысли, представляет метафорой:
И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит:
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится - и голос не дрожит...
«Огненное сиянье» в данном отрывке - это не свет огня, а своеобразный ореол, нимб страдальца. Использование образа огня как определенного цвета - наиболее частое явление для поэзии Ф.И. Тютчева 60-70-х годов. Например:
Душа живая, он необоримо
Всегда себе был верен и везде-
Живое пламя, часто не без дыма
Горевшее в удушливой среде...
Символисты конца 19 века из образа огня создали символ, который имеет невероятную многозначность. Это многозначность такого широкого символа можно считать одной из важнейших особенностей русской поэзии за тридцать лет, начиная с последнего десятилетия 19 века.
Символисты извлекают символы из действительности: огонь, свет, роза, храм и т.д. Символисты относятся иронически к действительности. Мережковский считал, что мир земной ничего не отражает.
Символисты сталкиваются с проблемой личности в этом земном мире. Они углубляют внутренний мир человека.
По Соловьеву, земная жизнь - лишь отсвет, искаженное представление бытия. Постичь высший мир можно верой, через религию. Соловьев высказывает это в работе «Идеи и смысл богочеловечества». Он считал, что наступит время разрешения проблем, восторжествует справедливость. Так возникает его понятие соборности - объединение всех вер и религий. Соборность - это еще и «соединение веры и культуры».
Опираясь на эти теоретические положения, рассмотрим отдельных представителей русского символизма и образ огня в их творчестве.
Валерий Брюсов - поэт «холода». Анализ его произведений показывает, что он словно избегает образа и символа огня. Один из родоначальников русского символизма, Брюсов чаще обращается к символам водной стихии, к заре и т.п.
Достаточно редкие случаи, когда один из родоначальников символизма прибегает к образу огня, служит для создания определенного оксюморона.
За гранью страданий
Есть новые дни.
- Над морем в тумане
Сверкнули огни.
Здесь поэт противопоставляет стихию огня воде.
В произведениях Андрея Белого, который творил уже на рубеже, образ огня повторяет традиции русской поэзии, которая воспринимает огонь именно как очистительную силу. Например, в стихотворении «Брюсову» А. Белый пишет:
В венце огня над царством скуки,
Над временем вознесены -
застывший маг, сложивший руки,
пророк безвременной весны.
Необходимо отметить, что А. Белый часто использует образ-символ огня в традиционной для русской поэзии 19 века для создании метафоры:
Венок возложил я, любя,
из роз - и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя, смотрю,
зачарованный снами.
В данном случае у А. Белого образ огня передает силу его любовного влечения. Также традиционно этот образ возникает при описании природы, в котором краски уже предстают символами:
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.
Вообще, символизм магичен, и огонь является элементом магического. И этот образ у символистов проявился не в поэзии, а скорее в музыке. А.Н. Скрябин, увлекшись идеей художественного синтеза, в свои последние симфонические произведения ввел словесные тексты, а в симфоническую «поэму огня» «Прометей» - цветовую игру. И в своей книге Бальмонт, которая носит название «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина», которое то и дело оправдывается смыслом рассуждений автора: «Огонь есть свечение и Огонь есть звучание».
В таком контексте образ огня у символистов не отходит от христианского символа очищения с элементами мистического видения.
Русская поэзия конца 19 - начала 20 столетия отличается своей метафоричностью. И, конечно же, в изображении цвета образ огня не мог не присутствовать. Эта метафора, которая началась еще с пушкинской поры, занимает большое место в выразительных средствах русского языка.
Итак, в русской поэзии образ-символ огня раскрывается на основе канонов, принятых в европейской мифологии и христианстве. С одной стороны - это символ очищения, с другой - свет. В этом отношении интересно проследить дальнейшее развитие образа огня в начале ХХ века, когда наряду с традиционными значениями, появился зловещий огонь против старого мира - «мировой пожар раздуем» и т.п.
Как указывается в учебнике Л.А. Смирновой, посвященном литературе начала ХХ века, «в литературе тех лет вообще был распространен символ огня, сжигающего старую жизнь. Правда, чаще он был сопряжен со стихийными выступлениями крестьянских масс - местью мужиков, сжигающих помещичьи усадьбы».
Итак, у русских поэтов, творчество которых было проанализировано в настоящей работе образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом очага, тепла, солнца, жизни. С другой стороны, огонь как символ очищения, геенна огненная для грешников. Это христианское понимание символа огня.
Глава 2.
Образ огня в татарской поэзии начала ХХ века на примере произведений Г.Тукая и Дердменда в сопоставительном аспекте с образом огня в русской поэзии
При анализе татарской поэзии начала ХХ века и передачи в ней образа огня мы остановились на двух крупнейших поэтах. Это Габдулла Тукай и Закир Рамиев (Дердменд).
Г. Тукай считается основателем реалистического направления в татарской литературе и поэзии, а Дердменд - ярчайший представитель татарского символизма.
Поэзия Дердменда очень символична. Но образы его символизма совершенно отличные от символов русской поэзии. В этом можно убедиться на примере символа огня. У татарского поэта это образ свечи. Вот что читаем по этому поводу у И. Нуруллина: «Свеча у Дардменда - источник любви - центральная доминанта философско-эстетической концепции поэта. В суфистической поэзии «свеча» - высшая божественная истина, а «мотылек» стремится к ее свету для того, чтобы, сгорев в пламени свечи, слиться с божеством и ощутить свое с ним единство... Облетая свечу, совершая обряд хождения вокруг предмета поклонения, бабочка Дардменда зажигает свет в своей душе, и, сгорев, уходит в небытие:
Войди в рай любви, не входи в мир фана.
Сила любви - огонь нирваны - «Дардменд» -
Бабочка, летающая вокруг этого огня,
Сгорев в пламени любви, она уйдет в вечность»
Огонь нередко связывается с любовью, томлением. Это понимание женской красоты у Дердменда передается в первую очередь сравнениями, эпитетами и метафорами, присущими восточной поэзии. Девичий стан сравнивается с «грациозностью газели», брови с «луком», ресницы «со стрелами», готовыми поразить любого, лицо сравнивается с «полной луной». Соответственно, и огонь как сладостный миг.
Дердменд использует усилительный образ огня. Это придает его лирике особенную глубину.
Янды Мдәнән, янды Фәриад -
Бер янып ат алдылар;
Мин, гариб, мең кат янып та,
Яндыга саналмадым...» .
В приведенном отрывке символ огня близок к вечному огню, который есть в душе каждого, и внутреннее сгорание от любви - это сладостный миг пребывания человека в реальной действительности.
Как видим, в творчестве Дердменда образ огня занимает одно из центральных мест. При этом он многозначен: это и внутренний огонь человеческого духа, и геенна огненная. И все же основной смысл огня - в его вечности.
В русском символизме подобный образ можно отыскать лишь как элемент метафоричности, гиперболизации. Сравним дердмендовские взгляды с творчеством Бальмонта, который считал художника выразителем «говора стихий» вселенских. И сам для себя избрал «царственные стихии»: Огонь, Воду, Землю, Воздух. Иначе причастился «пламени, свету, теплоте»; «ласке, влюбленности»; «жизни, расцветшему саду»; «легчайшему дуновению Вечности». Союзу будто несогласных сил поклонялся Бальмонт. Но только потому, что они помогали раскрыться и развиться его чувствованиям. Бесчисленны значения этих возможностей: ветер то «пророчит о вечном пути», то рождает желанье: «Дай и мне забвенья, ветер». Океан «дышит в беспредельность тысячами юножадных уст»; влага морская - «мечтанья на зыбях различных качает». Особенно изменчиво прикосновение огня. Он то «сжигает», то «горит перед взором навеки потухших глаз», то открывает «Завет бытия»:
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
У Дердменда же душу не надо зажигать, она горит вечно, и у татарского поэта нет противопоставления стихии и внутренних чувств. Они у него едины.
В творчестве Габдуллы Тукая образ огня имеет несколько иной характер. Именно в произведениях этого татарского классика наиболее выпукло этот образ-символ связывается с жизнью, со светом, выражает оптимистические чувства. С другой стороны, в раннем творчестве Тукая можно найти и традиционные восточные символы огня, которые есть у Дердменда. Но творчество Тукая более реалистично, и он не столь туманно оперирует восточной символикой. Поэтому в большинстве случаев использование образа огня в творчестве поэта остается на народно-национальном уровне. Это в основном понимание огня как тепла, очага, с одной стороны, и как геенны огненной в аду, с другой стороны.
Однако в творчестве Г. Тукая можно найти случаи использования образа огня для гиперболизации, для усиления критического отношения к действительности. Например, в стихотворении «Фәрьят» поэт, описывая положение женщины в обществе, вкладывает в ее уста такие слова:
Каһәр итсәң, һәр хатынның ала котын,
Йөрәк янып, һаваларга оча төтен;
Яндырадыр - ягам дисәң, калдырадыр -
Якмыйм дисәң: аның каршында без утынң...
Вообще, сравнивая образ огня в русской и татарской поэзии, можно посмотреть этот образ в языке в целом. Здесь необходимо указать, что образ огня, на наш взгляд, более распространен в татарском языковом мышлении, что отражается в различных идиоматических выражениях и материалах устного народного творчества. Например, Р.Р. Замалетдинов указывает, что у татар «душа может гореть: җан яну - от сильной радости или большого горя. Бу тавыш бик ачты күңелем, шатлыгымнан җан яна (Г. Тукай). Этот звук усладил меня, горит от радости душа». В русском языке это выражение означает только беспокойство. В татарском - большое горе, большую радость, беспокойство, даже «горячую привязанность к чему-либо».
Можно привести также примеры, когда образ огня, используясь в идиомах, служит гиперболизации, усилению. Например, «Хәсрәт уты йоту (букв. Глотать огонь горя) - испить горе, печалиться, убиваться».
И в значительной мере это различие остается в поэтическом творчестве двух народов. Более широкое использование символа огня в татарской поэзии в целом и сохранение восточных и тюркских поэтических традиций в частности. Огонь в татарской поэзии до сих пор является символом состояния вечной души, томления, страсти. В русской поэзии это выражено менее весомо.
В русской же поэзии образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом очага, тепла, солнца, жизни. Это мифологическое понимание восходит в большей степени к язычеству. С другой стороны, огонь как символ очищения, как геенна огненная для грешников. Это христианское понимание символа огня. Они широко представлены в русской поэзии вообще. В поэзии же конца 19 века превалирует мифологический символ огня.
Заключение
В настоящей работе нами был проведен сопоставительный анализ образа огня в русской поэзии конца 19 и татарской поэзии начала 20 веков. Из русских поэтов мы рассмотрели творчество Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого. Татарская поэзия начала 20 века представлена целой плеядой крупнейших поэтов. Среди них Г. Тукай, З. Рамиев (Дердменд), С. Рамиев и другие. Мы остановились на первых двух.
Творчество Ф. Тютчева отличается своей философско-космогонической направленностью, остальные поэты принадлежат к русскому символизму. Г. Тукай считается основателем реалистического направления в татарской литературе и поэзии, а Дердменд - ярчайшим представителем татарского символизма.
В теоретическом плане мы опирались на работы А.М. Саяповой (символизм Дердменда), А. Сибгатуллиной (суфизм), И. Нуруллина (татарская литература начала ХХ века), В. Аминевой (сопоставительный аспект изучения татарской и русской литературы), Л.А. Смирновой (русская литература конца 19 века) и других. Кроме того, были привлечены теоретические материалы по мифологическому, философскому, религиозному пониманию символа огня.
На основе исследования мы пришли к следующим выводам:
В мифологии образ огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла. В различных религиях, как правило, огонь имел очищающее значение. В разных философских школах огонь воспринимался по-разному, однако и здесь можно определить его значение: в большинстве философских течений огонь воспринимается как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира.
На понимание образа огня в национальных литературах сильное влияние оказывает как мифологическое, так и религиозное понимание огня. В татарской литературе преобладает понимание огня в религиозном плане, а в русской - в мифологическом понимании. Однако необходимо учесть, что в русской поэзии образ огня чаще, нежели в татарской, несет метафоричное значение (например, при описании цвета).
Образ огня, на наш взгляд, более распространен в татарском языковом мышлении, что отражается в различных идиоматических выражениях и материалах устного народного творчества. Данное различие остается и в поэтическом творчестве двух народов. Более широкое использование символа огня в татарской поэзии в целом и сохранение восточных и тюркских поэтических традиций в частности. Огонь в татарской поэзии до сих пор является символом состояния вечной души, томления, страсти. В русской поэзии это выражено менее весомо.
В русской же поэзии образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом очага, тепла, солнца, жизни. Это мифологическое понимание восходит в определенной степени к язычеству. С другой стороны, символ огня как очищение, как геенна огненная для грешников. Это христианское понимание символа огня. Они широко представлены в русской поэзии вообще. В поэзии же конца 19 века превалирует мифологический символ огня.
Компаративистский подход в анализе двух произведений, схожих по своей проблематике, сюжету дает основание сказать, что сопоставительное литературоведение имеет право быть отдельной дисциплиной. Это позволяет исследователям более четко сориентироваться на различиях, не «тратясь» на поиски схожих элементов. Кроме того, сопоставительный метод часто позволяет выяснить те нюансы в творчестве писателя, которые при сравнительном методе могут остаться в тени.
Использованная литература
Аминева В. Пейзаж в прозе русских и татарских писателей (опыт сопоставления рассказов И. Бунина и Ш. Камала)// Магариф, №4, 2005. - С. 27-30.
Аминева В.Р. Традиции «поэзии мысли» в татарской литературе начала ХХ века // Языковая семантика и образ мира. - Казань: «Мастер-Лайн», 2001. - С. 134-136.
Брюсов В. Стихотворения. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973. - 336 с.
Васильев С. История религий Востока. - М.: Гнозис, 1998. - 654 с.
Воспоминания о серебряном веке / Сост. В. Крейд. - М.: Республика, 1993. - С. 256-258.
Дәрдмәнд (Закир Рамиев) Исә җилләр. Шигырьләр. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1979. - 256 б.
Дәрдмәнд. Сайланма әсәрләр. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1979. - 128 б.
Замалетдинов Р.Р. Татарская культура в языковом отражении. - М.: Владос, Казань: Магариф, 2004. - 239 с.
Миңнегулов Ф.Й. Тукай һәм Шәрык әдәбияты// Миңнегулов Ф.Й. Гасырлар өнен тыңлап. - Казан: Мәгариф, 2003. - Б. 152-162.
Мифы народов мира в 2-х тт. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.
Нуруллин И.З. ХХ йөз башы татар әдәбияты. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1996. - 428 б.
Русская поэзия 19 - начала 20 веков / П. Николаев, А. Овчаренко и др. - М.: Художественная литература, 1987. - 680 с.
Саяпова А.М. Поэзия Дардменда и символизм. - Казань: Казан. пед. ун-т, 1997. - 210 с.
Сибгатуллина ?. Суфичылык серләре (төрки-татар шигъриятендә дини-суфичылык символлар, образлар, атамалар). - Казан: «Матбугат йорты» нәшрияты, 1998. - 368 б.
Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М.: Просвещение, 1993. - 546 с.
Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 468 с.
Тукай Г. Шигырьләр, әкиятләр, поэмалар. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1968. - 512 б.
Фрэзэр Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 781 с.
Харис Р. Дәрдемәнд // Дәрдемәнд Агарган кыл. - Казан: Мәгариф, 1999. - Б. 9-15 (татар һәм рус телләрендә).
Хәким С. Шагыйрь осталыгы // Дәрдмәнд (Закир Рәмиев) Исә җилләр. Шигырьләр. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1979. - Б. 3-14.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Свинья под дубом
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Невидимое письмо
Лягушка-путешественница