Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
obraznaya_sistema_romana_adel_alekseevoy.doc | 99.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«ЛИЦЕЙ»
Образная система романа
Адель Ивановны Алексеевой
«Кольцо графини Шереметевой»
Выполнила ученица 9 «Б» класса
МОУ «Лицей»
Шинкарева Карина
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы,
руководитель объединения
«Литературное краеведение»
Егупова Альбина Геннадьевна
Балашиха
2010
План реферата.
I. Обоснование темы.
II. Основная часть.
1. Адель Алексеева и ее творчество.
2. Сюжет романа «Кольцо графини Шереметевой».
3. Быт и нравы светского общества того времени.
4. Усадьбы Горенки и Кусково – описание природы.
5. Портреты и описания важных деятелей.
6. Любовь и трагическая судьба Натальи Шереметевой.
III. Выводы.
IV. Источники.
V. Использованная литература.
VI. Приложение.
I. Обоснование темы.
В прошлом году я прочитала замечательный исторический роман писательницы Адель Алексеевой «Кольцо графини Шереметевой». Книга произвела на меня огромное впечатление. Писательница помогает
перенестись в непривычную и далекую для нас обстановку XVIII века, подробно описывая государственные дела, семейные связи и общественную жизнь, знакомит с важными людьми. Вместе с героями повести я жила и восхищалась, сочувствовала и переживала, печалилась и гордилась.
Роман Адель Алексеевой заинтересовал меня своим названием «Кольцо графини Шереметевой». Непременно хочется больше узнать о старинном роде Шереметевых, некогда проживавшем в столице, о потомках первого российского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, друга и сподвижника Петра I. Книга помогла мне наиболее полно представить трудную жизнь Натальи Шереметевой. Но в романе меня заинтересовали и другие яркие портреты российских императоров и их фаворитов, графов и фельдмаршалов, княгинь и графинь.
В моем городе Балашиха вдоль Горьковского шоссе расположен
памятник архитектуры – усадьба Горенки. Несколько столетий назад здесь был ботанический сад, туберкулезный санаторий, Разинский совет волости и даже бумагопрядильная фабрика. Сегодня усадьба известна своим туберкулезным санаторием «Красная Роза» и садовым питомником «Флос». Я часто прихожу в Горенки... Хоть усадьба и не дошла до наших дней в первоначальном виде, здесь осталось много таинственного и необыкновенного. Сохранилась липовая аллея, которая ведет ко дворцу, Верхний и Нижний пруды, а главное - грот, в котором раньше, по сказаниям и легендам, бил фонтан с ключевой водой. Гуляя по дорожкам парка, я думаю о тех людях, которые основали эту усадьбу, и благодарю их за ту красоту, что сохранилась до сих пор: за кленовые желтые листья, за рельефы барского дома, за величественные колоннады, за тишину и покой.
Горенки долгое время принадлежали роду Долгоруковых. Алексей Григорьевич Долгоруков получил эти бедные земли в приданое в 1693 году, женившись на дочери Ю.Я. Хилкова Прасковье Юрьевне. 8 апреля 1730 года его сын Иван Алексеевич Долгоруков венчается в Горенской церкви с молодой графиней Натальей Шереметевой, дочерью первого российского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.
Уже третий год я занимаюсь изучением жизни дочери Шереметева - княгини Натальи Борисовны Шереметевой. Я прочитала её «Своеручные записки
В историческом романе «Кольцо графини Шереметевой» не один раз упоминаются усадьбы Горенки и Кусково. Как они связаны с родом Шереметевых и Долгоруковых? Где они расположены и чем славятся сейчас?
Жемчужина Европы – так называют уникальный памятник культуры XVIII века усадьбу Кусково. Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». В этом учебном году наш краеведческий кружок посетил усадьбу и ее музей. Я узнала много нового о жизни рода Шереметьевых, смогла познать историю, пройдясь по дорожкам усадьбы, а не с помощью книг в библиотеке. Природа Усадьбы Кусково поражает своей красотой. Аллеи, большой пруд, лесопарк, остров… А что здесь было несколько столетий назад!
Усадьбы Горенки и Кусково необходимо сохранить, чтобы будущие поколения смогли изучать здесь историю своей страны и чувствовать свою причастность к истории великого народа.
Я поставила себе цель изучить имеющиеся материалы и сделать анализ образов исторического романа «Кольцо графини Шереметевой». Для начала я решила прочитать уже имеющиеся анализы романа в Интернете. Но, к сожалению, столкнулась с таким обстоятельством, что кроме комментариев «..да..хорошая книга..» или «…потрясающий роман…», больше ничего не было. Поэтому анализ романа я делала самостоятельно.
II.Основная часть.
1.Адель Алексеева и ее творчество.
Адель Алексеева написала более 20 книг. Её темы: история и культура России XVIII и начала XX века, подростки, детство, судьба женщины в современном мире. Для детей младшего и среднего школьного возраста Адель Ивановна написала « Колокольчик» (рассказ об актрисе русского крепостного театра Прасковье Ивановне Ковалёвой - Жемчуговой), «Солнце в день морозный», «Три музы Бориса Кустодиева».
Первую часть книги "Три Музы Бориса Кустодиева" составило жизнеописание знаменитого и загадочного художника русского купеческого изобилия, пышной женской красоты Б.М. Кустодиева на фоне трех "муз", трех женщин, вдохновлявших его. Во вторую часть книги вошли новеллы о его собратьях по искусству, художниках Серебряного века и их возлюбленных.
Три книги Алексеевой, вышедшие в 2008 году, в какой-то мере воспринимаются как продолжающие одна другую – общее повествование об изяществе, красоте и непрочности прошлого, о любви, творчестве и смерти.
Первая из них – дополненное переиздание цикла очерков «Звенигородская усадьба» – это одновременно и описание конкретной усадьбы «Введенское» под Звенигородом, с её историей и судьбами людей, и разговор о русской усадьбе вообще. Из всех фигур, так или иначе связанных с Введенским и описанных в книге, особенно интересны его предпоследний владелец граф С.Д. Шереметев и его дочь Мария (в замужестве Гудович). Граф Шереметев свою главную задачу видел в сохранении «корневой русской культуры», отводя в ней особое место русской усадьбе, и именно ему мы обязаны сохранением Кускова, Останкина, Михайловского, Остафьева, Воронова и Введенского.
Вторая книга – «Дамы печального образа» («Эксмо») – пёстрая и изящная череда тех женщин, которые вдохновляли правителей, художников, поэтов: Прасковья Ковалёва - Жемчугова, Наталья Гончарова, Наталья Голицына, Софья Строганова, Елена Голицына. Эта книга привлекает внимание и подбором ярких и интересных персонажей, и глубинными идеями, такими как мужество и стойкость героинь при любых стечениях обстоятельств, темой хранения русской культуры, роли аристократии в жизни страны.
Третья книга – «Гумилев и Рейснер» рассказывает о сложной судьбе Ларисы Рейснер и её непростых отношениях с Николаем Гумилёвым. Как и в предыдущих трёх книгах, привлекательным моментом являются личные впечатления А. Алексеевой от общения с Ахматовой, Ивневым, Шкловским, Городецким, с подругами Ларисы Рейснер. Адель Ивановна Алексеевна не только знакомилась с различными документами и архивами в библиотеках, но и лично встречалась с людьми, которые могли помочь своими воспоминаниями.
2. Сюжет романа «Кольцо графини Шереметевой».
Сюжет романа Адель Ивановны Алексеевой необычен и непредсказуем. В центре драматические взаимоотношения фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева с царем Петром I. Героями являются также Наталья Борисовна Шереметева и Иван Алексеевич Долгорукий, на долю которых выпали заговоры, доносы, далекая ссылка — и великая чистая любовь... Государственные дела разбавляет повествование о жизни двух влюбленных в ссылке, о трудностях, которые они смогли преодолеть вместе… Это основная, главная тема исторического романа. В третьей части исторической трилогии Адель Ивановна Алексеева прослеживает судьбы потомков фельдмаршала Шереметева. В книге привлекают и острый сюжет, и драматизм ситуаций, и лирическая фабула, она интересна как любителям российской истории, так и специалистам.
3. Быт и нравы светского общества того времени.
Мня заинтересовали описания балов того времени. Адель Алексеева во главе «Тайны закрытых дверей» своей книги рассказывает о бале в голицынском доме. Само название главы заинтересовывает и привлекает внимание. Писательница акцентирует наше внимание на танце. « …Танец этот представлял забавную смесь англеза, польского и штирийского танцев…При дворе в последнее время появилась новая мода: перемежать танцы всякими выдумками – выкрутасами. К примеру, кавалеры становились на одно колено и целовали подол платья своей дамы, те делали глубокие реверансы, а вместе они щелкали в воздухе пальцами…» Я думаю, танец представлял собой некую игру. А может быть, он казался четко отрепетированным театральным представлением. Со временем мода меняется, и сегодня от тех изумительных танцев не осталось и следа. Ну а какой же танец без музыки? Адель Алексеева так описала музыку того времени: «…А музыка? Что за дивное смешение тонких звуков скрипки, хрипловато – низких альта и дребезжащих – клавикордов! Под такую музыку можно двигаться только неспешно, изящно, в полном благорасположении…»
Для таких изящных танцев и высокой музыки были необходимы наряды. Что было модно в XVIII веке? Как одевались на балы и маскарады? Адель Алексеева подробно описывает наряды на голицынском балу, знакомит нас с модой того времени. «…Что за красочное, необычайное зрелище представляла голицынская зала с танцующими парами! Длинные и пышные наряды делали дам высокими, крупными, мужчины же в коротких камзолах казались мелковаты, но зато сколь ярки их одежды! Не было и не будет, должно столетия, в которое бы мужчины ходили в костюмах, столь щедро расшитых диковинными узорами, цветами, колосьями, в белых и розовых чулках, в туфлях, украшенных драгоценными пряжками, в завитых надушенных париках. Еще не вышли из употребления черные голландские парики, но уже многие красовались с белыми локонами… Какая изысканность в подборе цветов! – нежные, пастельные, серебристо-сиреневые, серо-голубые чередовались с теплыми желтыми и бледно-розовыми, и все это отливало бриллиантами, жемчугами, сапфирами… Дамские юбки были подобны великолепным распустившимся цветам, а талии, затянутые в корсеты – стеблям. Тонкие кружева обрамляли шею и руки; платья натянуты на каркас, или корзину из китового уса, носившую название «панье». А какие затейливые сооружения на головах! Подобные этаким архитектурным мезонинчикам из кружев, лент, стрекоз и бабочек, они носили французское название – фонтаж…»
Адель Алексеева переносит нас в ту обстановку, помогает представить балы и маскарады, моду и наряды, музыку и манеру танца. Описания писательницы создают образ светского общества.
4. Усадьбы Горенки и Кусково – описание природы.
Адель Алексеева восхищается природой усадеб Горенки и Кусково. И правда, эти усадьбы поражают своей красотой. Своими строками Адель Ивановна рисует необыкновенные картины, описывая вроде бы совсем простые вещи: «Над кусковским лесом выкатилось солнце, острые лучи пронзили деревья, и, будто от легкого щекотания, все живое задвигалось и проснулось. Звон, щелканье, щебетание заполнили утренний воздух…» Такое изящное описание природы Кусково расположено на первой странице романа. Красоту Кусково еще не раз Адель Алексеева повторит в своей книге. «..В Петербурге славно, в Москве, и на Воздвиженке, и на Никольской славно, но сравнится ли что с Кусково…», - мне кажется, что через мысли Натальи Борисовны Шереметевой Адель Алексеева выражает свои чувства к этой усадьбе.
«Ранняя-ранняя весна. Под ногами шуршат прошлогодние листья, в распадках лежит еще снег…Апрельское солнце осторожно пронизывает оголенный, будто хворый лес…Лес слабо оживал, звенел птичий гомон…Шлеп!..Да это лягуха!...Пьет ледяную воду, отдыхает…», - Адель Алексеева описывая красоту Горенского леса, обращает наше внимание на обычную лягушку, прыгающую по листве и пьющую воду. Этот прием еще больше завлекает и заинтересовывает читателей.
«…Все чище делались синие небеса, все золотистее листья берез и кленов, все громче стучали сухие дубовые ветки. Завораживали сочетания золотых листьев и выпадавшего по ночам снега. А какие пушистые веточки у лиственницы!...», - такую осеннюю картину Кусково рисует нам Адель Ивановна.
Как же ярко Адель Алексеева описывает изменения погоды, времен года! Золотую осень уже совсем скоро сменит белоснежная зима. «…От берез и кленов шло золотистое сияние – и солнце не надо! Пятна снега на земле слепили… Белое и золотое – красиво! Кленовые листья на белом снегу. Лист – как широкая открытая ладонь… на шубейку ее синего бархата упал дубовый лист. Наталья взяла его и долго разглядывала – на что похож, с чем сходен?... Скрипка! Или альт...», - такое душевное описание прогулки Натальи в Кусковском парке приводит писательница.
«…Высокие деревья, промытые осенним дождем, приветствовали путницу влажным шорохом листьев…Вот липовая аллея, где ласкалась к ней собака князя, где впервые поцеловал он ее…» - так Адель Алексеева описывает возращение Натальи из ссылки. Ее эмоциональнее состояние подчеркивает осенняя погода.
Я думаю, Адель Ивановна Алексеева выполнила задуманное: передать с помощью описаний природы чувства главной героини романа Натальи Борисовны Шереметевой . Эти описания помогли наиболее сильно почувствовать мысли, переживания княгини, помогли понять ее действия, поступки. Язык романа Адель Алексеевой поэтичен, образен, метафоричен. Неповторимы картины природы. Каждая строчка – доведенный до совершенства пейзаж. Когда я бываю в этих усадьбах, смотрю на пруд и леса, я вспоминаю произведение Алексеевой «Кольцо графини Шереметевой». Наверное, писательница ходила по тропинкам липовой аллеи, подмечала и записывала каждое колыхание травинки, каждое шуршание листочка, каждый стук веточки. Адель Ивановна была не только поэтом, но и художником.
5. Портреты и характеры важных деятелей XVIII века.
Наиболее яркими и важными для меня показались описания Петра Борисовича Шереметева (старшего брата Натальи Долгорукой), Варвары Алексеевны Черкасской (жены Петра Борисовича Шереметева), Петра II (внука Петра I), Ивана Алексеевич Долгорукого (мужа Натальи Борисовны Шереметевой).
Петр Борисович Шереметев.
Петр Борисович Шереметев рано стал главой семьи. После смерти отца дела семьи легли на его плечи. Князь Иван Долгоруков, будучи старше Петра, у него семнадцатилетнего просил руки сестры Натальи. Адель Алексеева описывая внешность Петра Борисовича, подтверждает качества его характера. «..Высокий, стройный, с голосом настоящего вельможи..»
Наталья Борисовна любила и уважала своего старшего брата, как отца, только больно строг Петруша был с сестрой. Адель Алексеева описывает терзанья и переживания Натальи, ее мысли о том, как бежать из дому: «…Ах, Петруша, как ты жестокосердечен! За что обидел сестрицу?...»
« Анна Петровна со вниманием поглядела на старшего сына: неужто всего четырнадцать лет ему? Хоть в Европу пошли его, хоть посади с иностранными министрами – не уронит себя. И за столом ладно держится, и разговор со всяким поддержать умеет..» Петр Борисович с ранних лет проявлял лидерские качества. « Наталья и Сергей совсем другие, прямодушные, открытые..» Молодой Шереметев с детства мечтал преобразить Кусково: «…эти гущи, чащобы в Кускове разрушим и дворец возведем. Настоящий, как в Петербурге…» После долгих лет мечта Петра Борисовича исполнилась: в своем имении Кусково он строит все с размахом: разбивает парк по законам нового времени, устраивает оранжерею, размещает античные скульптуры, вся Москва гуляла в кусковском парке. Театр у графа Петра Борисовича самый лучший в Москве, представления давались бесплатно. Все силы отдавал Кускову. Петр Борисович умел быть строгим, но добрым барином крепостным. Много талантов из крепостных появилось в его театре, графские дети воспитывались вместе с крестьянскими детьми.
Именно эти качества человека и организатора Адель Алексеева ярко показала в романе.
Варвара Алексеевна Черкасская.
Безмерное терпение проявил граф Петр Борисович, ожидая брака с любимой невестой своей Варварой Алексеевной Черкасской. «…Варвара заметно раздобрела и округлилась... пышная, полногрудая Варя, вспорхнула, как бабочка…», - Адель Алексеева подчеркивает, как Варвара ждала свадьбы с Шереметевым и как похорошела, когда счастье было уже совсем близко.
Этот брак принес Петру Борисовичу Шереметеву и великое приданое, и театр, музыкантов, отменный хор. В 1743 году умирает отец Варвары Алексеевны, и все земли, сотни тысяч крестьян переходят во владение Шереметеву. Добрейшая Варвара Алексеевна открыла в Кускове и богадельню, и школу для крестьянских детей.
Петр II.
В январе 1725 года умирает великий властелин, северный колосс - Петр I. Трон занимает десятилетний Петр Алексеевич. «Цесаревич Петр строен, высок, здоровый румянец на щеках, лицо продолговатое, обликом отца напоминает, несчастного царевича Алексея, а голубыми глазами - мать, Шарлоту Вюртембургскую. Его можно назвать красивым, кабы не хмурое, насупленное выражение», - именно такое загадочное описания дает нам писательница. Адель Алексеева описывает Петра II, как сильного, рослого юношу, однако нелюбящего заниматься государственными делами: «…Петр II в свои 14 лет обладал недюжинной силой, и в поле с ружьем он чувствовал себя гораздо лучше, чем в Сенате…»
Петр II простудившись, умирает в день, который должны состояться две свадьбы: Екатерины Долгорукой и императора, Натальи Шереметевой и Ивана Долгорукого. «Свадьбу решили играть 18 января. И не только потому, что за день до этого Наталье исполнялось шестнадцать лет, но оттого, что на тот же день назначена государева свадьба, а двойные свадьбы, известно, к счастью».
Иван Алексеевич Долгоруков.
Петру II требуются наперсники в играх из хороших семей. В это время к дворцу был послан камер-юнкером семнадцатилетний Иван Долгоруков, юноша не по годам развитый, красивый, уже много повидавший, так как долгое время жил в варшавском доме своего деда, знаменитого петровского дипломата Г.Ф.Долгорукого. «Но с некоторой поры появился близ него человек, от которого исходили истинная верность, жизнелюбие, в его присутствии наследник делался улыбчивым и мягким. Это князь Иван Долгорукий. С ним можно беспричинно веселиться и играть, скакать по полям на охоте, спорить о том, что надобно России. Была у него еще удивительная способность появляться в тот именно момент, когда очень нужен. Явился еще при жизни императрицы, бросился в ноги к великому князю и поклялся служить ему верой и правдой…».
Адель Ивановна впервые упоминает Ивана на балу: «…рослый, с пылающими как уголь, глазами…» Отношение к молодому Долгорукову у всех разное: Меншиков его ненавидит за искреннюю дружбу с Петром II, а бабушка Натальи Шереметевой уважает его и любит, потому что деда Ивана уважала. «…Не дерзок Иван Алексеевич, а горяч, не груб, а вспыльчив, и сердце у него доброе, и на царя худого влияния не окажет…»
Мне кажется, Адель Алексеева не случайно именно так описывает знакомство Натальи: «…графиня загляделась на небо, неловко ступила…, поскользнулась…упала…в тот же миг возникла голова в зеленой треуголке, встревоженное лицо, черные глаза и брови… бросился к извозчику.. назад к Наталье… у ворот князь велел осадить лошадей, взял пострадавшую на руки и понес к крыльцу. Глаза его, веселые, черные, неотступно смотрели на нее, но и она, отчего-то забыв о боли, не могла отвести от него взгляда, будто завороженная. Вот он ласково улыбнулся, явно любуясь ее нежным румянцем, серьезными серыми глазами, лицом, окаймленным серебристым платком с черной полосой, слегка прижал к себе и коснулся губами ее пальцев. От рук его исходил некий жар, и впервые почувствовала Наталья истинно мужскую силу. Она смутилась, заалела и, смущенная его смелостью, вспыхнула, скинув темные густые, словно бабочки, ресницы…» Эти строки еще раз подтверждают, что на молодого князя можно положиться, что он добрый сердцем и душой.
После смерти Петра II тяжелые времена наступили для Долгоруковых. Наталья все равно решила выйти замуж за бывшего царского фаворита. Иван был душевно растроган поступком Натальи. Тяжелые дни их сблизили. Каждый день приезжал к ней князь Иван, поплачут вместе, и домой поедет. Наталья Борисовна нисколько не колебалась, решившись на тяжкую участь. Душевные силы графини были настолько развиты и сильны, что со всей страстью молодого верного сердца она произнесла священную клятву: «Я готова была с ним, хотя все земные пропасти пройтить.» « Иван шептал: «Не вяжи свою жизнь с моею», - однако весь его вид говорил о другом: не оставь, без тебя мне погибель!»
1734 году скончался князь Алексей Григорьевич – отец Ивана. Главой семьи стал князь Иван Алексеевич, и все семейные дела и распри легли на плечи его жены. В ссылке, среди невзгод и скандалов, потрясавших семью мужа, Наталья сохраняла человеческий облик, проявила бесценные свойства своей доброй души. Ею двигали любовь и сострадание к своему избраннику.
«…Казнь Ивана Алексеевича Долгорукова совершилась 9 ноября 1739 года, мрачным осенним днем, словно специально выбранным для такого дела. Впрочем, у Росси есть пристрастие к этим двум переходным месяцам – ноябрю и марту: сколько смертей, переворотов, казней случилось именно в эти месяцы!...», - пишет Адель Ивановна на последних страницах романа.
6. Любовь и трагическая судьба Натальи Шереметевой.
Адель Алексеева показывает Наталью послушной девочкой: «…Наталья внимала матери со всем почтением тринадцати лет…» На занятиях Наталья внимательно слушает гувернантку, хорошо отвечая на вопросы. Наталья Борисовна предстает перед нами светлым лучиком, радующимся жизни: «…хочу, чтобы все такие счастливые были, как я!...»
После встречи с Иваном Долгоруковым, Наталья только о нем и думала. Уж очень приглянулся ей фаворит Петра II. Да и семье Натальи он по душе пришелся. Наталья Борисовна и Иван Долгоруков будто чувствовали друг друга на расстоянии. Адель Алексеева описывает в своем романе историю, произошедшую с влюбленными. Иван приехал в Кусково в надежде встретить Наталью, он был уверен, что они обязательно встретятся. Именно в этот момент Наталья захотела выйти на улицу, подышать свежим воздухом в Кусковском парке: «…Наталья, люба моя, что тебе стоит выйти в сей час на прогулку…услыхала ли она его сердечный призыв иль повиновалась неясной грусти, только и она отправилась тем часом в парк…»
Предложение выйти замуж Иван Алексеевич Долгоруков сделал именно в Кусковском парке. Иван нежно взял за руку Наталью, а затем поцеловал. В глубине парка князь спросил о том, когда нужно сватов засылать и идти на поклон к ее брату – Петру Борисовичу Шереметеву. «…кудри его коснулись ее лица, и она увидела совсем рядом черные брови, маленький рот, пухлый, как у купидона…Так решилось все будущее Натальи, одно слово – и вся она в его власти, навеки…Умница-разумница, дочь великого фельдмаршала – и фаворит, избалованный лестью, князь, прослывшей буйством и дерзкими выходками…» Мне кажется, Адель Алексеевна слишком строго судит Ивана Долгорукова. Я не думаю, что он был избалован.
Для всеобщего горя умирает Петр II. «…И снова – в который раз! – поднялся переполох в Российской земле: кто сядет на трон?.. Из колена Петра Великого – младшая дочь Елизавета? Или из колена брата его Ивана – Анна Иоанновна? А может, вдовствующая императрица Лопухина Евдокия?.. Как будет двигаться далее сквозь штормы и бури великий корабль, лишившийся пусть юного, но законного наследника, одним своим существованием означавшего покой и порядок?..» На трон взошла курляндская герцогиня Анна Иоанновна. Плохие времена наступили для Долгоруковых.
«Новая императрица устраивает большой прием… Наталья Шереметьева, сняв беличью шубку, остановилась возле узкого высокого зеркала. Наклонившись, минуту рассматривала свое похудевшее лицо, ставшие огромными глазами; коснулась кольца на руке (гранат с жемчугом, подарок жениха), на секунду замерла, поднесла его к губам, прошептала: «Где-то ты, друг мой сердешный?»»
Иван был душевно растроган поступком Натальи. Тяжелые дни их сблизили. Каждый день приезжал к ней князь Иван, поплачут вместе, и домой поедет. Наталья Борисовна нисколько не колебалась, решившись на тяжкую участь. Душевные силы графини были настолько развиты и сильны, что со всей страстью молодого верного сердца она произнесла священную клятву: «Я готова была с ним, хотя все земные пропасти пройтить.» « Он шептал: «Не вяжи свою жизнь с моею», - однако весь его вид говорил о другом: не оставь, без тебя мне погибель!»
«Всего месяц назад приближенные, «ласкатели» искали его расположения, а ныне не замечают. Она, только одна графинюшка – лазоревый цветок глядела терпеливо, ласково…»
8 апреля 1730 года Иван Алексеевич венчается с молодой графиней в церкви. Невесту сопровождали лишь две старушки из свойственников: старший брат болел оспою, младший, любимый, жил в другом городе, бабушка умерла, ближние родственники все отступились, а дальние и раньше того отказались. «Истинно – «Горенки» от слова «горе». Здесь прощались перед дальней дорогой в ссылку. А в этот день, 8 апреля 1730 года, лишь ступила невеста на крыльцо, выйдя из церкви, старушки, сродницы ее, откланялись, и отправились она одна – одинешенька к новым родичам в дом. Каково – то встретят? Полюбится ли им, полюбятся ли ей они?» После венчания в церкви всего три дня было покоя, а на третий день приехал в Горенки сенатский секретарь и объявил указ императрицы ехать в дальние Пензенские деревни и там ждать дальнейших указов. Отец и сын пришли в растерянность, а молодая княжна собрала все свои силы и вместо новых слез даже давала им советы. Через три дня вышел новый указ о ссылке. Наталья отослала брату на сохранение драгоценности, шубы и подарки. Брат прислал ей 1000 рублей, но она взяла только 400, тулуп мужу, черное платье и шубу себе. «Дорогой ее братец все же прислал сестре любезное письмо и деньги. Целую тысячу рублей. Но Наталья рассудила, что ни к чему ей столь большие деньги, и вернула половину назад. Почему она это сделала? По неопытности? Из гордости? Скорее, от легкого Шереметьевского сердца…» Следующая глава книги Адель Ивановны Алексеевны называется «Свадебное путешествие, или дорога в ссылку». Не думаю, что ссылку Натальи и ее новой семьи можно назвать свадебным путешествием. Не было цветов и хорошего жилья, вкусной пищи и развлечений. Это был переломный момент в жизни молодой графини. В этой главе Адель Ивановна опирается на «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой».
Не мало тягот испытали в пути молодые. Случалось и в болоте ночевать. В Пензенской губернии отобрали у них все драгоценности и отправили далее по Оке, Волге, Каме в Сибирь.
В Березове прожили 8 лет. Там умерла свекровь, мужа увезли сначала в Тобольск, затем в Новгород – там четвертовали, сестер отправили в монастырь, а братьев сослали на каторжные работы. «К рождению ребенка надеялась получить кормилицу; писала челобитную в Петербург государыне, а как родила – пришел ответ: нет, мол не давать Долгорукой кормилицу. Муж только «злыдарихой» и называл в те дни императрицу.» - пишет Адель Алексеева. «Месяцем к пяти мальчик окреп, оправился, стал улыбчив, как все Шереметьевы, и она, Наталья, вылечилась, и все трое были почти счастливы в своей избушке, затерянной в далеком краю. Об остальных же Долгоруких этого нельзя сказать. Они жили маятной жизнью, терзались однообразием. Ни писем, ни вестей с воли, две-три дорожки по крепости и редкие выходы в городок Березов – лишь по большим церковным праздникам.»
Княгиня Наталья Борисовна оставалась в Березове до восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, затем она получила свободу.
Долгорукова поселилась в Петербурге с двумя сыновьями в доме старшего своего брата Петра Борисовича Шереметева, унаследовавшего от отца более восьмидесяти тысяч крестьян и слывшего богатейшим помещиком России. Адель Алексеева описывает мысли Натальи о том, признают ли ее. Первый день в доме брата прошел хорошо, но ее младший сын испугался большое количество народа, чем расстроил маму: «…Увидав множество незнакомых лиц, Дмитрий забился в плаче, и ничем его не могли успокоить…Наталья Борисовна пришла в отчаяние…»
Когда Наталья вернулась, ей было 28 лет. Адель Алексеева описывает переживания Натальи. Да, княгиня конечно была счастлива, что вернулась в родные места, но, к сожалению, с ней рядом не было ее любимого. «…Наталья Борисовна вошла в комнату, когда Варвара держала на руках дочку… у родителей были счастливые лица, с умилением они глядели на дочку, и Наталья не смогла подавить легкой зависти: у нее никогда уже не будет девочки…»
По возвращении она узнала о смерти мужа. Об этом она узнала от подруги Варвары Черкасской. Сначала она замешкалась, перевела тему разговора – не хотелось ей сообщать такую весть. Но Долгорукова настояла. «…помертвела Наталья Борисовна, побледнела, и случился с ней обморок…» Подробности смерти графиня узнала от Шафировой Анны Васильевной. « …Реви! Не приневоливай себя, дай волю слезам!...Натальюшка! Горемыки мы с тобой!...» На месте где похоронен Иван Алексеевич Долгоруков, княгиня построила храм.
Окончив воспитание старшего сына Михаила, она с младшим, душевнобольным сыном уехала в Киев, и после его смерти удалилась там, в монастырь, во Флоровскую обитель. «Был 1753 год. Княгиня Долгорукая обвела глазами небосвод над Киевом – вдали сияли купола Киево-Печерской лавры, блистали кресты: ах, как тут славно! Как дороги сердцу сии места! Здесь похоронен брат ее Михаил, здесь мечтал быть погребенным отец, под этими небесами упокоился праведник Феодосий… Он ли не дает упования на грядущее?..С той поры как лишилась своего князя, посеялась в ней тоска, но терпела…Наконец решилась, после того, как явился ей призрак Ивана Алексеевича, взяла младшенького – и вот она тут…тут ей будет упокоение, а ему – приют, откроется свет и утешение». Наталья Борисовна бросила в Днепр обручальный перстень и приняла имя Нектария.
В 1771 году на 58 году жизни закончила свои дни Наталья Борисовна Долгорукая. Княгиня намного пережила своего единственного любимого мужа. На ее могильной плите написано: «в супружество вступила в 1730 году апреля 5, овдовела в 1739 году ноября 8 числа, постриглась в монахини в Киево – Флоровском девичьем монастыре с 1758 году сентября 28 и именована при пострижении Нектария, и в том имени приняла схиму в 1767 году марта 18 числа, и пожив честно, благородно по чину своему, скончалась в 1771 году 14 июля».
Так закончился этот самый трагический роман восемнадцатого века, обещавший быть столь счастливым. Наталья Борисовна Долгорукая явила собой подвиг безграничной и самоотверженной любви русской женщины, который еще потом не единожды будет повторен ее соотечественницами.
Моя работа подошла к концу. Я несколько раз перечитала роман. Некоторые ключевые моменты быстро забываются, что-то совсем вылетает из головы. Я не первый год занимаюсь вопросом о судьбе Натальи Борисовны Шереметевой. Писательница поделилась своим мнением о трагической жизни Натальи Борисовны Шереметевой и ее мужа Ивана Алексеевича Долгорукова. Истории из детства и юности Натальи Долгоруковой помогли мне еще раз убедиться в ее доброте и искренности, позволили мне выявить все черты ее характера.
Роман Адель Ивановны Алексеевой «Кольцо графини Шереметьевой» перенес меня на несколько столетий назад, открыл передо мной загадочные страницы истории. Я узнала моду и искусство, и как будто сама лично познакомилась со светским обществом XVIII века. Адель Ивановна с такой точностью описала наряды дам и кавалеров. Читая роман, я была уверена, что она присутствовала на всех балах и праздничных мероприятиях.
Большое впечатление на меня произвели описания усадеб Горенки и Кусково. Непривычно, скорее даже необычно читать про те места, где ходишь чуть ли не каждый день. Я думаю, писательница вводит описания природы не для того, чтобы разбавить сюжетную линию. С помощью этих описаний Адель Ивановна выражает чувства главной героини ее книги. Некоторые отрывки из романа Адель Алексеевой я запомнила навсегда. Я часто вспоминаю их, гуляя по Горенскому парку.
Я восхищаюсь этой замечательной писательницей. Как можно было совместить историю и тонкую поэзию в одной книге! Надеюсь, роман «Кольцо графини Шереметьевой» непременно будет изучаться детьми в школах. Это позволит не только выучить историю, но и поможет полюбить природу, язык и нашу Родину.
Алексеева А. И. Кольцо графини Шереметьевой. – Роман-газета, № 3, 1995.
V.Использованная литература.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Простые летающие модели из бумаги
Попробуем на вкус солёность моря?